Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9»
п. Отрадный Тахтамукайского района Республики Адыгея
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № от «___» 08. 2022 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________ Л. А. Блягоз от «___» 08. 2022 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СШ № 9» ______________ Н.В. Алейникова Пр .№ ____ от «___» 08. 2022 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Окружающий мир
Класс 3
Учитель, квалификация, педагогический стаж: Хатхе М.А.,первая, 26 лет
Учебный год: 2022-2023
Количество часов по плану: 68 часов (2 часа в неделю)
Планирование составлено на основе программы А.А. Плешакова для 3 класса – М.: «Просвещение» 2015 г.
Учебник:
3 класс – «Окружающий мир» А.А. плешаков, Москва, «Просвещение», 2016 г.
Рабочую программу составила
Хатхе М.А.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформулированы:
овладения основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
эстетические чувства нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (приведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека. Гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке ( с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научиться:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т.д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Содержание тем учебного курса
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Тематический план
| | |
Всего | Теоретические | Проверочные работы |
Практическая работа | Тест | | Проекты | Другое |
1. | Как устроен мир. | 7 | 6 | 1 | | | 1 | |
2. | Эта удивительная природа. | 19 | 18 | 5 | 3 | | 1 | |
3. | Мы и наше здоровье. | 10 | 9 | 1 | 1 | | 1 | |
4. | Наша безопасность. | 8 | 7 | | 1 | | 1 | |
5. | Чему учит экономика. | 12 | 11 | | 1 | | 1 | |
6. | Путешествие по городам и странам. | 12 | 11 | 1 | 1 | | 1 | |
Итого: | 68 | 62 | 8 | 7 | | 6 | |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
| По плану | Факт | | |
1 четверть – 16 часов Раздел 1. Как устроен мир – 7 часов. |
1 | | | Беседа по ТБ. Природа. Ценность природы для людей. | 1 |
2 | | | Беседа по ТБ. Человек. | 1 |
3 | | | Беседа по ТБ. Проект «Богатства, отданные людям». | 1 |
4 | | | Беседа по ТБ. Общество. | 1 |
5 | | | Беседа по ТБ. Что такое экология. | 1 |
6 | | | Беседа по ТБ. Природа в опасности! Охрана природы. НРОСО. Красная книга Адыгеи. | 1 |
7 | | | Беседа по ТБ. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». | 1 |
Раздел 2. Эта удивительная природа – 19 часов. |
8 | | | Беседа по ТБ. Тела, вещества, частицы. | 1 |
9 | | | Беседа по ТБ. Разнообразие веществ. | 1 |
10 | | | Беседа по ТБ. Воздух и его охрана. | 1 |
11 | | | Беседа по ТБ. Вода. НРОСО. Водное богатство Адыгеи. | 1 |
12 | | | Беседа по ТБ. Превращения и круговорот воды. | 1 |
13 | | | Беседа по ТБ. Берегите воду! | 1 |
14 | | | Беседа по ТБ. Что такое почва. НРОСО. Почвы Адыгеи. | 1 |
15 | | | Беседа по ТБ. Разнообразие растений. НРОСО. Растительный мир Адыгеи. | 1 |
16 | | | Беседа по ТБ. Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
2 четверть – 14 часов. |
17 | | | Беседа по ТБ. Размножение и развитие растений. | 1 |
18 | | | Беседа по ТБ. Охрана растений. | 1 |
19 | | | Беседа по ТБ. Разнообразие животных. НРОСО. Животный мир Адыгеи. | 1 |
20 | | | Беседа по ТБ. Кто что ест. | 1 |
21 | | | Беседа по ТБ. Проект «Разнообразие природы родного края». НРОСО. Природа Адыгеи. | 1 |
22 | | | Беседа по ТБ. Размножение и развитие животных. | 1 |
23 | | | Беседа по ТБ. Охрана животных. НРОСО. Кавказский заповедник. | 1 |
24 | | | Беседа по ТБ. В царстве грибов. | 1 |
25 | | | Беседа по ТБ. Великий круговорот жизни. | 1 |
26 | | | Беседа по ТБ. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». | 1 |
Раздел 3. Мы и наше здоровье – 10 часов. |
27 | | | Беседа по ТБ. Организм человека. | 1 |
28 | | | Беседа по ТБ. Органы чувств. | 1 |
29 | | | Беседа по ТБ. Надежная защита организма. | 1 |
30 | | | Беседа по ТБ. Опора тела и движение. | 1 |
3 четверть – 20 часов. |
31 | | | Беседа по ТБ. Наше питание. | 1 |
32 | | | Беседа по ТБ. Проект «Школа кулинаров». НРОСО. Национальная еда адыгов. | 1 |
33 | | | Беседа по ТБ. Дыхание и кровообращение. | 1 |
34 | | | Беседа по ТБ. Умей предупреждать болезни. | 1 |
35 | | | Беседа по ТБ. Здоровый образ жизни. | 1 |
36 | | | Беседа по ТБ. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». | 1 |
Раздел 4. Наша безопасность – 8 часов. |
37 | | | Беседа по ТБ. Огонь, вода и газ. | 1 |
38 | | | Беседа по ТБ. Чтобы путь был счастливым. | 1 |
39 | | | Беседа по ТБ. Дорожные знаки. | 1 |
40 | | | Беседа по ТБ. Проект «Кто нас защищает». | 1 |
41 | | | Беседа по ТБ. Опасные места. | 1 |
42 | | | Беседа по ТБ. Природа и наша безопасность. | 1 |
43 | | | Беседа по ТБ. Экологическая безопасность. | 1 |
44 | | | Беседа по ТБ. Обобщение по теме «Наша безопасность». | 1 |
Раздел 5. Чему учит экономика – 12 часов. |
45 | | | Беседа по ТБ. Для чего нужна экономика. | 1 |
46 | | | Беседа по ТБ. Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 |
47 | | | Беседа по ТБ. Полезные ископаемые. | 1 |
48 | | | Беседа по ТБ. Растениеводство. | 1 |
49 | | | Беседа по ТБ. Животноводство. | 1 |
50 | | | Беседа по ТБ. Какая бывает промышленность. | 1 |
4 четверть – 18 часов. |
51 | | | Беседа по ТБ. Проект «Экономика родного края». НРОСО. Отрасли экономики Адыгеи. | 1 |
52 | | | Беседа по ТБ. Что такое деньги. | 1 |
53 | | | Беседа по ТБ. Государственный бюджет. | 1 |
54 | | | Беседа по ТБ. Семейный бюджет. | 1 |
55 | | | Беседа по ТБ. Экономика и экология. | 1 |
56 | | | Беседа по ТБ. Обобщение по теме «Чему учит экономика». | 1 |
Раздел 6. Путешествие по городам и странам – 12 часов. |
57 | | | Беседа по ТБ. Золотое кольцо России. | 1 |
58 | | | Беседа по ТБ. Золотое кольцо России. | 1 |
59 | | | Беседа по ТБ. Золотое кольцо России. НРОСО. Города Адыгеи. | 1 |
60 | | | Беседа по ТБ. Проект «Музей путешествий». | 1 |
61 | | | Беседа по ТБ. Наши ближайшие соседи. | 1 |
62 | | | Беседа по ТБ. На севере Европы. | 1 |
63 | | | Беседа по ТБ. Что такое Бенилюкс. | 1 |
64 | | | Беседа по ТБ. В центре Европы. | 1 |
65 | | | Беседа по ТБ. По Франции и Великобритании. | 1 |
66 | | | Беседа по ТБ. На юге Европы. | 1 |
67 | | | Беседа по ТБ. По знаменитым местам мира. | 1 |
68 | | | Беседа по ТБ. Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». | 1 |