Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Семикаракорского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНО: на Педагогическом Совете №1 от 28.08.2018 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Кузнецовская СОШ ______________ Е.В.Жировова Приказ от 28.08.2018 № 224 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Обществознание»
9 класс
учитель Макарова Оксана Фёдоровна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка:
Программа разработана на основе:
Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г.
(приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата педагогических наук, помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение»,
Авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов
Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.
Базисный план МБОУ Кузнецовская СОШ предоставляет для изучения курса 35 часов в год, 1 час в неделю. Программой предусмотрено 33часа, один час выпадает на праздничные дни, программа будет выполнена за счёт уплотнения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения обществознания ученик 9 класса должен
Учащиеся должны знать:
Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;
Функции денег и их исторические формы;
Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;
Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;
Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;
Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;
Характеристику бюджета семьи;
Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;
Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;
Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;
Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;
Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;
Политические режимы: понятие, типы и формы;
Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;
Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;
Основные признаки политических партий, функции и роль;
Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;
Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;
Понятие, структуру конституции;
Правовое регулирование имущественных отношений;
Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;
Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;
Учащиеся должны уметь:
Объяснять связь спроса и предложения;
Называть основные функции цены;
Высказывать суждения о роли малого бизнеса;
Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;
Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;
Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;
Объяснять особенности политических режимов;
Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;
Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;
Объяснять сущность разделения властей;
Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
Формулирование полученных результатов;
Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание курса
Политика и социальное управление.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Кол – во часов |
Политика и социальное управление | 11 |
1 | 06.09. | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 |
2 | 13.09. | Государство, его отличительные признаки. | 1 |
3 | 20.09. | Политический режим. | 1 |
4 | 27.09. | Правовое государство | 1 |
5 | 04.10. | Гражданское общество. Местное самоуправление | 1 |
6 | 11.10. | Участие граждан в политической жизни. | 1 |
7 | 18.10. | Практическая работа «Школа молодого избирателя» | 1 |
8 | 25.10. | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | 1 |
9 | 08.11. | Средства массовой информации | 1 |
10 | 15.11. | Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе» | 1 |
11 | 22.11. | Повторение по теме «Гражданское общество» | 1 |
Право. | 22 |
12 | 29.11 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства | 1 |
13 | 06.12. | Понятие правоотношения. | 1 |
14 | 13.12. | Понятие правонарушения. | 1 |
15 | 20.12. | Правоохранительные органы | 1 |
16 | 27.12. | Конституция - основной закон РФ | 1 |
17 | 10.01. | Основы конституционного строя РФ | 1 |
18 | 17.01. | Практическая работа по теме: «Конституция РФ» | 1 |
19 | 24.01. | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 |
20 | 31.01. | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. | 1 |
21 | 07.02. | Тестовая работа по теме: «Права и свободы граждан» | 1 |
22 | 14.02. | Гражданские правоотношения | 1 |
23 | 21.02. | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 |
24 | 28.02. | Семейные правоотношения | 1 |
25 | 07.03. | Административные правоотношения | 1 |
26 | 14.03. | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 |
27 | 21.03. | Социальные права | 1 |
28 | 04.04. | Практическая работа по теме: «Социальные права» | 1 |
29 | 11.04. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 |
30 | 18.04. | Практическая работа по теме: «Международная правовая защита» | 1 |
31 | 25.04. | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 |
32 | 16.05. | Самостоятельная работа по теме: «Право» | 1 |
33 | 23.05. | Повторение по темам 9 класса | 1 |
11