Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоильинский агротехнический лицей»
Согласовано Руководитель ЦТН «Эврика» _____ __Марзунова О.Ю. Протокол № от 24.08.2023 «24» августа 2023 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ НАТЛ ______________Зубарева Н.И. «25» августа 2023 г. | Утверждаю Директор МАОУ НАТЛ ______________Ардаева Г.С. Приказ № 80 от «26» августа 2023г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Обществознание »
для 6 классов
Составитель: Ткачева Оксана Николаевна
учитель обществознания
МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
Учебник: Обществознание 6 класс
под ред.Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой
М.: Просвещение, 2018
2023-2024 уч.год
с.Новоильинск
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, является:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон общества, в благополучии и процветании родной страны;
ценностные ориентиры ,основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на основании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися основной школы проявляются:
в умении организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результатов;
в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
в способности анализировать реальные, социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей и др.;
в овладении различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
в умении выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно - следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из ауди визуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно - целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знать ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно - мотивационной
понимать побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знать основных нравственных и правовых понятий. Норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение их применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневно жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знать особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимать значения трудовой деятельности для личности и общества;
эстетической
понимать специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимать роль искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знать новые возможности для коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимать язык массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимать значение коммуникации в межличностном общении;
Уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
уметь преодолевать конфликты.
Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.
анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а также моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.
Национально - региональный компонент.
реализуется в объеме 5 часов, встроен в базовый курс и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни в Республике Бурятия с опорой на публикации в средствах массовой информации.
В 6а обучается ребенок-инвалид, которому по рекомендации МСЭ запрещены психо-эмоциональные и физические нагрузки, при этом содержание учебного предмета для него не меняется.
Содержание учебного предмета
Глава I. Человек в социальном измерении (11 ч.)
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Глава II. Человек среди людей (9 ч.)
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Глава III. Нравственные основы жизни (12 ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Заключительные уроки (3 ч.)
3.Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
«Гражданское становление личности» МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в лицее – личностное развитие школьников.
Воспитательный потенциал учебного предмета обществознание на уровне основного общего образования обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на сотрудничество с учителями- предметниками, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;
организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников (предметные выпуски заседания клуба «Что? Где Когда?», брейн-ринга, квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, игра- демонстрация, игра-состязание,);
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы.
Календарно-тематическое планирование
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт |
Человек в социальном измерении (11 часов) | Введение. Человек – личность | 1 | | |
| Человек – личность | 1 | | |
| Познай самого себя | 1 | | |
| Познай самого себя | 1 | | |
| Человек и его деятельность | 1 | | |
| Человек и его деятельность | 1 | | |
| Потребности человека | 1 | | |
| Потребности человека | 1 | | |
| На пути к жизненному успеху | 1 | | |
| На пути к жизненному успеху | 1 | | |
| Обобщение и систематизация знаний «Человек в социальном измерении» | 1 | | |
Человек среди людей (9 часов) | Межличностные отношения | 1 | | |
| Межличностные отношения | 1 | | |
| Человек в группе | 1 | | |
| Человек в группе | 1 | | |
| Общение | 1 | | |
| Общение | 1 | | |
| Конфликты в межличностных отношениях | 1 | | |
| Конфликты в межличностных отношениях | 1 | | |
| Обобщение «Человек в социальном измерении» | 1 | | |
Нравственные основы жизни (12 часов) | Человек славен добрыми делами | 1 | | |
| Человек славен добрыми делами | 1 | | |
| Будь смелым | 1 | | |
| Будь смелым | 1 | | |
| Человек и человечность | 1 | | |
| Человек и человечность | 1 | | |
| Обобщение «Нравственные основы жизни» | 1 | | |
| Обобщение и систематизация знаний | 1 | | |
| Обобщение и систематизация знаний | 1 | | |
| Человек в системе общественных отношений | 1 | | |
| Человек в системе общественных отношений | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | |
Обобщение (2 часа) | Урок-конференция «Человек и общество» | 1 | | |
| Урок-конференция «Человек и общество» | 2 | | |
Итого | | 35 | | |