СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Управление образования города Оренбурга

МОАУ "Лицей № 3"














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1046599)

учебного предмета

«Обществознание»


для 6 класса основного общего образования


на 2022-2023 учебный год











Составитель: Белецкая Татьяна Геннадьевна

учитель истории и обществознания






Орнебург 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.

Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.

Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.

Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

  • развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

  • развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

  • формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно- бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и его социальное окружение

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.

Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.

Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.

Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.

Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.

Общество, в котором мы живём

Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.

Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.

Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.

Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.

Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно- нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного

пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,

повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,

исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

  1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и

возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

  1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Человек и его социальное окружение

  • осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;

  • характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;

  • приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;

  • классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;

  • сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);

  • устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;

  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;

  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;

  • решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;

  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

  • искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;

  • оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;

  • приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;

  • приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей,

взаимопонимания между людьми разных культур.

Общество, в котором мы живём
  • осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;

  • характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно- нравственные ценности, особенности информационного общества;

  • приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;

  • классифицировать социальные общности и группы;

  • сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;

  • устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;

  • использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;

  • определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;

  • решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);

  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;

  • извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;

  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;

  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;

  • использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;

  • осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение

1.1.

Социальное становление человека

6

1

1


Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых ситуациях особенности биологического и социального в человеке; Сравнивать свойства человека и животных: отбирать приведённые в тексте описания свойств; называть особенности, свойственные только человеку; Характеризовать основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер: описывать ситуации конкретного содержания; Классифицировать потребности людей: составлять классификационную таблицу на две-три строки;

Формировать ценностное отношение к окружающим людям;

Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; Осваивать и применять знания о формировании личности: находить соответствующие сведения в учебном тексте и сравнительных таблицах; Сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»: различать основные смыслы понятий и отражаемые ими черты природы человека; Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к различным способам выражения личной индивидуальности: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;

Искать и извлекать из разных источников информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Характеризовать особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья: описывать проявления воли, настойчивости, целеустремлённости и других личностных качеств этих людей; Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях; Оценивать собственные поступки и поведение других людей в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции Формировать ценностное отношение к окружающим людям;

Выявлять причинно-следственные связи при изучении факторов формирования личности;

Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Контрольная работа; Тестирование; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7111/start/255594/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7112/start/296138/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7113/start/297843/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7114/start/255532/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7115/start/255873/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7116/start/255842/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7117/start/255811/


1.2.

Деятельность человека.

Учебная деятельность школьника

4

0

1


Осваивать и применять знания о деятельности человека и её видах: распознавать в предлагаемых ситуациях цели и результаты деятельности;

Приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и иллюстрациях, привлекать собственный опыт; Классифицировать по разным признакам виды деятельности человека: выделять основание для классификации и заполнять сравнительную таблицу;

Сравнивать виды деятельности (игра, труд, учение): составлять таблицу, выделяя общие черты и различия;

Устанавливать и объяснять взаимосвязь целей, способов и результатов деятельности: описывать результаты деятельности в зависимости от цели и способа её осуществления;

Использовать полученные знания для объяснения (устно- го и письменного) познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности: объяснять цели и результаты познавательной деятельности в конкретных жизненных ситуациях; Осваивать и применять знания о праве на образование, об образовании и его уровнях в РФ: находить данные в учебных материалах и предоставленных учителем источниках;

Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, предложенных учителем, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»: составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;

Извлекать информацию о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов): заполнять таблицу и составлять план;

Оценивать своё отношение к учёбе как к важному виду деятельности и значение получения образования для своего будущего: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии;

Содействовать мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; Давать адекватную оценку собственного отношения к учению, умения учиться и возможности его развития;

Тестирование; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7119/start/255780/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/start/255501/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7120/start/255749/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7121/start/255439/


1.3.

Общение и его роль в жизни человека

2

0

0


Осваивать и применять знания об общении и его прави- лах: находить и извлекать из текстов разного характера и жанра сведения о необходимости общения, его роли и правилах, особенностях общения подростков;

Сравнивать цели и средства общения: заполнять таблицу;

Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, значения личного социального опыта при осуществлении общения в школе, семье, группе сверстников: объяснять результаты общения в конкретных ситуациях с учётом особенностей его современных форм. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к различным формам неформального общения подростков: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях; Оценивать собственные поступки и поведение в ходе общения: выражать свою точку зрения и делать выводы относительно собственного умения общаться со сверстниками, старшими и младшими;

Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

Тестирование; Устный опрос; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7123/start/255470/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7124/start/255718/


1.4.

Человек в малой группе

8

1

1


Осваивать и применять знания об особенностях взаимо- действия человека с другими людьми в малых группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в семье и группе сверстников;

Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций: описывать ситуации проявления, сохранения, развития семейных традиций;

Приводить примеры малых групп, положения человека в группе, проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и контекстных задачах, иллюстрировать с помощью социальных фактов значимость поддержки сверстников для человека;

Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с членами семьи, одноклассниками, сверстниками, друзьями; Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с членами семьи, одноклассниками, сверстниками, друзьями;

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими: анализировать позиции участников, определять конструктивные модели поведения. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Приводить примеры конфликтных ситуаций в малых группах: описывать возможные варианты поведения в конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение конфликта;

Приводить примеры конфликтных ситуаций в малых группах: описывать возможные варианты поведения в конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение конфликта;

Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задания к предложенным учителем фрагментам;

Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для активного участия в жизни школы и класса: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты; Приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом. Распознавать невербальные средства общения, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

Контрольная работа; Тестирование; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием "Оценочного листа";;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7125/start/255687/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7126/start/255563/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7127/start/255656/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7122/start/255625/

Итого по разделу

20


Раздел 2. Общество, в котором мы живём


2.1.

Общество — совместная жизнь людей

2

0

0


Осваивать и применять знания об обществе и природе, устройстве общественной жизни: определять на основе текстовой и аудиовизуальной информации объекты при- роды и объекты общества;

Характеризовать устройство общества и сферы его жизни: опираясь на учебные материалы и предоставленные учителем источники, описывать явления, процессы и объекты, относящиеся к экономической, политической, социальной и духовной жизни;

Приводить примеры взаимосвязи между природой и обществом: иллюстрировать влияние природы на общество и общества на природу фактами из курса истории; Использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и общества на природу: описывать отношение общества к природе на разных этапах истории общества;

Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы: формулировать суждения и аргументы, на основе информации, предложенной учителем. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Овладевать смысловым чтением текстов об устройстве общественной жизни: составлять на основе учебных текстов план. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;

Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на охрану природы: выполнять проектные задания;

Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом; Выявлять причинно-следственные связи при изучении сфер общества и их взаимообусловленности;

Прогнозировать возможное дальнейшее развитие общества и человека в обществе;

Устный опрос; Самооценка с использованием "Оценочного листа";;

РЭШ.

Интернет- ресурсы. Презентации.

2.2.

Положение человека

в обществе

1

0

0


Осваивать и применять знания о положении человека в обществе: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных формах; Приводить примеры разного положения людей в обществе: моделировать ситуации, отражающие различное положение в обществе различных людей; Классифицировать социальные общности и группы: составлять классификационную таблицу (схему);

Сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей: заполнять сравнительную таблицу, устанавливать основания для сравнения;

Использовать полученные знания в практической деятельности: выполнять проектные задания (индивидуально и в группе) по поиску и изучению примеров реализованных возможностей изменения людьми своего социального положения; Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом; Выявлять причинно-следственные связи при изучении возможностей изменения человеком своего положения в обществе;

Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Устный опрос; Самооценка с использованием "Оценочного листа";;

РЭШ.

Интернет- ресурсы. Презентации.


2.3.

Роль экономики в жизни общества.

Основные участники экономики

1

0

0


Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в экономической жизни общества: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных источниках;

Сравнивать различные формы хозяйствования: преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

Приводить примеры видов экономической деятельности: отбирать соответствующие ситуации на основе иллюстраций и описаний; Устанавливать взаимосвязи деятельности основных участников экономики:

описывать их взаимодействие на основе предоставленных учителем источников; Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задание к предложенному учителем фрагменту;

Использовать основы финансовой грамотности в практической деятельности, в повседневной жизни для защиты прав потребителя финансовых услуг: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;

Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; Выявлять и характеризовать существенные признаки экономической деятельности, устанавливая основания для сравнения;

Устный опрос; Самооценка с использованием "Оценочного листа";;

РЭШ.

Интернет- ресурсы. Презентации.

2.4.

Политическая жизнь

2

0

1


;

Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации: описывать политические события, государственные символы России;

Характеризовать государство: называть основные признаки и задачи государства; Извлекать из разных источников информацию о народах России: проводить поиск и отбор социальной информации о народах России из адаптированных источников, предоставленных учителем;

Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: преобразовывать статистическую и визуальную информацию о достижениях России в текст;

Основы функциональной грамотности: читательская грамотность; Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности: формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о роли России в современном мире;

Осознавать российскую гражданскую идентичность, осваивать традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности;

Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

Тестирование; Устный опрос; Практическая работа;

РЭШ.

Интернет- ресурсы. Презентации.


2.5.

Культурная жизнь

3

1

1


Осваивать и применять знания о культуре и духовной жизни: извлекать и интерпретировать информацию из разных источников;

Характеризовать традиционные российские духовно-нрав- ственные ценности: описывать духовные ценности и со- бытия культурной жизни народов России на основе предоставленных учителем материалов, ситуации проявления милосердия, справедливости и др.;

Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества: давать высокую оценку следования традициям и возрождения традиций, заслуживающего одобрения; отношения к культуре и традициям народов России как к ценности;

Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на соблюдение традиций общества, в котором мы живём: выполнять проектные задания;

Осуществлять совместную деятельность, включая взаимо- действие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Прогнозировать возможное дальнейшее развитие культуры в условиях современного общества;

Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование роли традиций в обществе;

Контрольная работа; Тестирование; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";;

РЭШ.

Интернет- ресурсы. Презентации.

2.6.

Развитие общества

1

0

0


Осваивать и применять знания о типах общества: распознавать в тексте описания разных типов обществ;

Характеризовать информационное общество: отбирать значимые признаки для его характеристики;

Приводить примеры глобальных проблем: отбирать факты в источниках (учебный текст, Интернет). Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Осваивать и применять знания о глобальных проблемах: находить и извлекать сведения о причинах и последствиях глобальных проблем. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы: подбирать ситуации, требующие решения локальных вопросов, формулировать задания и выполнять их в парах или командах; Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию о возможностях решения глобальных проблем усилиями международного сообщества и международных организаций (ООН и Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца и др.). Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;

Быть мотивированным на целенаправленную социально значимую деятельность (участие в экологических акциях);

Выявлять причинно-следственные связи при изучении глобальных проблем; делать выводы о важности бережного отношения человека к природе;

Устный опрос;

РЭШ.

Интернет- ресурсы. Презентации.

Итого по разделу

10


Раздел 3. Итоговое повторение


3.1.

Защита проектов

4

0

4


Защита проектов;

Практическая работа;

РЭШ.

Интернет- ресурсы. Презентации.

Итого по разделу

4


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

9



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного.

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос; Самооценка с; использованием;

«Оценочного; листа»;;

2.

Потребности человека (биологические, социальные, духовные).

1

0

0

09.09.2022

Устный опрос; Самооценка с; использованием;

«Оценочного; листа»;;

3.

Способности человека

1

0

0

16.09.2022

Устный опрос; Самооценка с; использованием;

«Оценочного; листа»;;

4.

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями.

1

1

0

23.09.2022

Тестирование;

5.

Особенности подросткового возраста.

1

0

1

30.09.2022

Практическая работа;

6.

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос; Самооценка с; использованием;

«Оценочного; листа»;;

7.

Цели и мотивы деятельности.

1

0

0

14.10.2022

Самооценка с; использованием;

«Оценочного; листа»;;

8.

Виды деятельности (игра, труд, учение).

1

0

0

21.10.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

9.

Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.

1

0

0

28.10.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

10.

Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.

1

0

1

11.11.2022

Практическая работа;

11.

Общение. Цели и средства общения.

1

0

0

18.11.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

12.

Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.

1

0

0

25.11.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

13.

Отношения в малых группах.

1

0

0

02.12.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

14.

Групповые нормы и правила.

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

15.

Лидерство в группе.

1

0

0

16.12.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

16.

Межличностные отношения (деловые, личные).

1

0

0

23.12.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;


17.

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества.

1

0

0

30.12.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

18.

Семейные традиции. Семейный досуг.

Свободное время подростка.

1

0

1

13.01.2023

Практическая работа;

19.

Отношения с друзьями и сверстниками.

1

0

0

20.01.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

20.

Конфликты в межличностных отношениях.

1

1

0

27.01.2023

Письменный контроль;

21.

Что такое общество. Связь общества и природы.

1

0

0

03.02.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

22.

Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

1

0

0

10.02.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

23.

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

24.

Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.

1

0

0

24.02.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;


25.

Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство.

Государственная власть в нашей стране.

1

0

0

03.03.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

26.

Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации.

1

0

1

10.03.2023

Практическая работа;

27.

Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.

1

1

0

17.03.2023

Контрольная работа;

28.

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.

1

0

0

24.03.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

29.

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.

1

0

1

14.04.2023

Практическая работа;

30.

Всероссийская проверочная работа (ВПР)

1

0

1

21.04.2023

ВПР;

31.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.

1

0

0

28.04.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;;

32.

Проектная работа.

1

0

1

05.05.2023

Практическая работа;

33.

Проектная работа.

1

0

1

12.05.2023

Практическая работа;


34.

Проектная работа.

1

0

1

19.05.2023

Практическая работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

9



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание, 6 класс. Издательство «Просвещение» Издательство «Просвещение»;

Введите свой вариант:


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие / П.И.Черникин Обществознание. Обязательные понятия, термины школьного курса / Воробей

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы к линии учебников под ред. И.Н.Боголюбова


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Азбука финансов - http://www azbukafinansov. ru

https://resh.edu.ru/subject/24/6/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!