СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «ГИМНАЗИЯ № 34»




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей

заместитель директора по УВР

директор МБОУ «Гимназия № 34»

предметов общественных наук

_____________/ Н.В.Свиязова

___________ / Л.П. Токмакова

протокол № 1 от 29.08.2019 г.

30 августа 2019 г.

приказ № ______от 01.09.2019 г.

Руководитель МО



_____________ /С.В. Корчагина






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 8-го класса

на 2019-2020 учебный год






Уровень обучения: базовый

Составитель: Степанова Е.О., учитель истории и обществознания














Ульяновск

2019


СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка…………………………………………..

3

2

Требования к уровню подготовки учащихся………………….

3

3

Содержание программы…………………………………………

9

4

Учебно-тематический план……………………………………...

10

5

Календарно-тематическое планирование………………………

12































Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 А,Б,В классов общеобразовательного учреждения - гимназии, изучающих предмет на базовом уровне.


Нормативная база

  1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др..- 4-е изд.- – М.: Просвещение, 2016.


2. Решение предметного методического объединения по утверждению структуры календарно-тематического плана (протокол № 1 от 29.08.2019 г).


Учебно-методический комплекс

Учебники:

1. Боголюбов Л. Н. ОбществознаниеУчебник для 8 класса. / Боголюбов Л.Н. и др. - М.: Просвещение, 2014.


Методические пособия:

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова. – 2-е изд. – М.: Просвещение 2016


Место предмета в учебном плане


На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Главные цели обучения


Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы. Характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека, возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою роль;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации.

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа.

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей.

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.


Личностные результаты обучения

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.


Метапредметные результаты изучения обществознания

выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст 9 и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметными результатами освоения

выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 часов)

Введение (1 час).

Тема 1. Личность и общество (6 часов).

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Качества человека: прирожденные и приобретаемые. Понятие общества и его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Общественные отношения Мировое сообщество. Основные закономерности развития человеческого общества Социальный прогресс. Реформы и революции. Глобализация

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов).

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (5 часов).

Строение общества. Социальная мобильность. Социальный конфликт, пути его разрешения. Конфликт и его составляющие. Классификация конфликтов. Социальная роль и социальный статус. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного пред­мета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.

Тема 4. Экономика (13 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок, его формы, виды, эволюция. Спрос и предложение Рыночное равновесие. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация Товар и его свойства. Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение, функции. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство. Способы воздействия государства на экономику. Налоги, их виды, значение налогов. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические  меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Труд: сущность, виды труда, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Безработица, ее причины и последствия. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговое повторение (2 час).

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

35

1

Введение.

1

Глава I. Личность и общество

6

2

Биологическое и социальное в человеке.

1

3

Взаимосвязь общества и природы.

1

4

Общество как форма жизнедеятельности людей. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.

1

5

Развитие общества.

1

6

Глобальные проблемы современности.

1

7

Индивид, индивидуальность, личность. 

1

Глава II. Сфера духовной культуры

8

8

Культура, её многообразие и основные формы.

1

9

Мораль, её основные принципы. Долг. Совесть.

1

10

Практикум №3 «Моральная ответственность».

1

11

Образование, его значимость в условиях информационного общества.

1

12

Наука в жизни современного общества. 

1

13

Религия как форма культуры.

1

14

Искусство как элемент духовной культуры общества.

1

15

Практикум №4. Итоговое занятие по теме «Сфера духовной культуры»

1

Глава III. Социальная сфера

5

16

Социальная структура общества.

1

17

Социальный статус личности.

1

18

Этнос и нация.

1

19

Практикум №5. «Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества».

1

20

Практикум №6. Итоговое занятие по теме «Социальная сфера».

1

Глава IV. Экономика

13

21

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.

1

22

Типы экономических систем.

1

23

Собственность. Активы и пассивы.

1

24

Рынок и рыночный механизм.

1

25

Производство ‑ основа экономики.

1

26

Предпринимательская деятельность.

1

27

Роль государства в экономике.

1

28

Потребление.

1

29

Инфляция, её последствия.

1

30

Практикум №7 «Банковские услуги, предоставляемые гражданам». 

1

31

Практикум №8 «Защита от финансовых махинаций».

1

32

Безработица, её причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля.

1

33

Практикум №9 Итоговое занятие по теме «Экономика».

1

34-35

Итоговое занятие за курс 8 класса.

2





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата,

класс

Содержание


Понятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне УД)

Д/З


1


Введение.



2



Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.


Обществознание


Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.


Записи в тетради

Глава I. Личность и общество

2

Биологическое и социальное в человеке.

1


Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Познание человеком мира и самого себя

Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность.

Объяснять человеческие качества.

Различать биологические и природные качества человека.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.

Определять своё отношение к различным качествам человека.

Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности

Выявлять отличия человека от животных.

П. 1, ответить на вопросы «Проверим себя»

3

Взаимосвязь общества и природы.

1


Что такое природа? Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная.

Биосфера и ноосфера. Человек

Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума.

Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы

П. 2, выполнить задания «В классе и дома»

4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1


Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Общественные отношения, социальные нормы

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни

П. 3 ответить на вопросы «Проверим себя»

5

Развитие общества.

1


Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.


Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

П. 4, выполнить задания «В классе и дома»

6

Глобальные проблемы современности.

1


Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы.

терроризм

Глобальные проблемы современности

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем

П. 4, объяснить высказывание из рубрики «Говорят мудрые»

7

Индивид, индивидуальность, личность. 

1


Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Жизненные ценности и ориентиры

Индивид, индивидуальность личность. 

Социализация индивида. Мировоззрение.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.

Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

П. 5

Глава II. Сфера духовной культуры

8

Культура, её многообразие и основные формы.

1


Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России Гуманизм. Мораль Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения

Мораль. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии Основные ценности и нормы морали.

П. 6 выполнить задания «В классе и дома»

9

Мораль, её основные принципы. Долг. Совесть.

1


Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека

Долг и совесть. Добро и зло

Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека

П. 7, 8

Подготовиться к практикуму

10

Практикум №3 «Моральная ответственность».

1


Моральный выбор — это ответственность Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Самоконтроль

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, по ведению других людей

П. 9

11

Образование, его значимость в условиях информационного общества.

1


Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования.

Образование, наука, карьера. Самообразование

Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образова ния из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию

П. 10 выполнить задания «В классе и дома»

12

Наука в жизни современного общества. 

1


Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире

Наука

Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе

П. 11

ответить на вопросы «Проверим себя»

13

Религия как форма культуры.

1


Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия Религиозные нормы. Мировые религии

Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости.

Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму

П. 12 объяснить высказывание из рубрики «Говорят мудрые»

14

Искусство как элемент духовной культуры общества.

1


  1. Сущность искусства.

  2. Особенности искусства.

  3. Основные виды искусства.

  4. Функции искусства.


Искусство. Жанры искусства

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Записи, сообщения

15

Практикум №4. Итоговое занятие по теме «Сфера духовной культуры»

Глава III. Социальная сфера

16

Социальная структура общества.

1


Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Многообразие социальных общностей и групп. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество

Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальные конфликты

Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа

П. 13 ответить на вопросы «Проверим себя»

17

Социальный статус личности.

1


Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями

Социальные статусы и роли

Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями

П. 14

выполнить задания «В классе и дома»

18

Этнос и нация.

1


Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Нация, этнос, межнациональные отношения

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения

П. 15 ответить на вопросы «Проверим себя»

19

Практикум №5. «Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества».

1


Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

Отклоняющееся поведение

Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни

П. 16 выполнить задания «В классе и дома»

20

Практикум №6. Итоговое занятие по теме «Социальная сфера».

Глава IV. Экономика

21

Понятие экономики.

1


Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага.

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Распределение. Обмен. Альтернативная стоимость (цена выбора)

Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора

П. 17 выполнить задания «В классе и дома»

22

Типы экономических систем.

1


Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы.

Типы экономических систем

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах

П. 18

23

Собственность.

1


Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности

Собственность. Активы и пассивы.

Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности

П. 19

ответить на вопросы «Проверим себя»

24

Рынок и рыночный механизм.

1


Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики Рыночная экономика Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Рынок и рыночный механизм.

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества

П. 20

25

Производство ‑ основа экономики.

1


Производство — основа экономики Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация

Товары и услуги. Факторы производства. Производительность труда.

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства

П. 21 проект

26

Предпринимательская деятельность.

1


Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

Предпринимательство.

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности

П. 22

27

Роль государства в экономике.

1


Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налогообложение граждан. Налоги: система налогов, функции.

Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов

П. 23 ответить на вопросы «Проверим себя»

28

Потребление.

1


Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.

Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей

П. 24, 25

29

Инфляция.

1


Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит

Инфляция, её последствия. Сбережения

Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.

П. 26

30

Практикум №7 «Банковские услуги, предоставляемые гражданам»

1


Открытие Расчетно - кассовое обслуживание.

Ведение счетов.

Денежные переводы.

Операции по приобретению и продаже валюты.

Сделки с ценными бумагами.

Прием платежей. 

Выпуск, оформление и обслуживание пластиковых карт.

Аренда ячеек в банке.

Оформление займов и кредитов.


депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг

Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения Характеризовать виды банковских услуг, предоставляемых гражданам.

Называть основные источники доходов граждан.

Раскрывать причины неравенства доходов населения.

Объяснять необходимость перераспределения доходов.


Записи

31

Практикум №8 «Защита от финансовых махинаций».

1


Финансовое мошенничество

Кто чаще всего становиться мишенью финансовых мошенников.

На чем специализируются различные группы мошенников.

Какими качествами людей пользуются мошенники

Какие ошибки допускают жертвы обмана, махинаций. Защита от мошенничества?



Рассмотреть виды финансового интернет – мошенничества и мошенничества с использованием банковских карт;

Выявить основные методы финансовых мошенников;

Вявить «слабые» стороны потерпевших от финансовых мошенников;

Выявить «зоны риска» встречи с финансовыми мошенниками подготовить памятку по минимизации финансовых рисков.

Записи, сообщения

32

Безработица, её причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля.

1


Безработица, её при чины и последствия Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Мировое хозяйство и международная торговля Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика

Рынок труда. Мировое хозяйство и международная торговля.

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы.

Объяснять роль государства в обеспечении занятости.

Оценивать собственные возможности на рынке труда

Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений.

Характеризовать причины формирования мирового хозяйства.

Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства.

Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс»

П. 27, 28

Повторить п. 17-28

33

Практикум №9 Итоговое занятие по теме «Экономика».

34-35

Итоговое занятие за курс 8 класса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!