СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность УМК "Планета знаний" заключаетсяв его целостности: единстве структуры всех учебников и учебных пособий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Планета знаний"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н.Ф. Пономарева с. Трубетчино
Добровского муниципального района Липецкой области





«Рассмотрено»

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

Протокол №____ от «____»_________2015 г.

«Согласовано»

ИО зам. директора по УВР


«____»_____________2015 г.



«Утверждаю»

ИО директора школы

.


Приказ № ______ от «___»____________2015 г.














Рабочая программа
по литературному чтению

для 3 класса

на 2015-2016 учебный год




Программу разработал

учитель начальных классов












  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования:

учебные — формирование навыка чтения вслух и про себя; — формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедия развивающие — развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; — формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; - развитие интереса и потребности чтения; — развитие воображения, творческих способностей; общеучебные — формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства; — формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; обогащение представлений об окружающем мире.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности:

Слушание. Уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Говорение. Уметь ставить вопросы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Осуществлять построение небольшого монологического высказывания; делать краткий, полный, выборочный, пересказ прочитанного; устно излагать содержание текста по плану. Сравнивать героев произведений (портрет, поступки); участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Овладевать элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Чтение. Осознавать значимость чтения для личного развития; успешности обучения по всем учебным предметам; формировать потребность в систематическом чтении; овладевать техникой чтения вслух и про себя (чтение вслух доступного текста целыми словами; осознанное чтение про себя доступных по объему и жанру произведений). Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) Осмысливать цели чтение. Стремиться к безошибочному чтение вслух с соблюдением правильного ударения и основных норм чтение.

Письмо. Уметь составлять небольшие письменные высказывания по литературному произведению (по заданным вопросам).



В третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об ав­торской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его вы­ражения в художественном произведении. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Список произведений, предлагаемых к чтению третьеклассниками, по сравнению с первым и вторым классом расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обо­гащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формиро­ванию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стан­дарте личностных результатов обучения.

Кроме того в 3 классе расширяется представление учащихся о типах литературных текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики (о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей.

Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомится с творчеством того или иного автора. В учебнике третьего класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного (внеклассного) чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ им. Н.Ф. Пономарева с. Трубетчино на изучение предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 105 часов (3 часа в неделю): 2 часа из обязательной части и 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса.


  1. Ценностные ориентиры

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

  1. Планируемые результаты изучения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение».

У учащихся будут формироваться:

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и эти­ческими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в кон­кретных поступках;

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.


У учащихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение

устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение».

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл про читанного (вслух — примерно 60-70 слов в минуту, про себя — примерно 90 слов в минуту);

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произноше­ния, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, вы­ражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

  • объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);

  • составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;

  • сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;

  • определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;

  • выявлять отношение автора к персонажам;

  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на ти­тульный лист, оглавление, предисловие;

  • создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;

  • читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;

  • различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотво­рение), объясняя различия;

  • различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т.п.);

  • находить в тексте метафоры, олицетворения;

  • выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложе­ния текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориен­тироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской биб­лиотеке;

  • ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступ­ном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художествен­ного текста;

  • высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;

составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение».

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художе­ственного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учи­телем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их вы­полнения, так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толко­вый, синонимический, фразеологический);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произве­дений;

  • устанавливать аналогии.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведе­ний, героев, выбирая основания для классификации;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:


  • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимо­контроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.


  1. Содержание программы (105 ч)

«Уж небо осенью дышало...»

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин — из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»

Народные сказки

Русские сказки «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджик­ская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша лю­бимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягуш­ка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Пе­сенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Ви­нокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа...»

. А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою», С. Есенин «Разгулялась вьюга...».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твар­довский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. X. К. Андерсен «Штопальная иг­ла»; С. Седов «Король красуется

Басни

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щу­ка и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки»».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Тол­стой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куп­рин «Завирайка».

О совести и долге

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустов­ский «Теплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла

Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыб­ка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».


И в шутку, и всерьез

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Мар­шак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Зем­ля»; А. Дорофеев «Укушенные».


Резервные уроки













7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


урока

Тема урока


Цели урока

Основные виды учебной

деятельности учащихся

Дата

план.

факт.

1 ЧЕТВЕРТЬ

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО …

1



2

3



4

Знакомство с учебником.

К. Г. Паустовский «Барсучий нос» Работа с текстом



К. Г. Паустовский «Барсучий нос»



Обобщение К. Г. Паустовский «Барсучий нос»

Часть 1

С. 3—9




Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.

Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения

Приобретение знаний о научно-популярном жанре. Развитие умения делить текст на смысловые части и озаглавливать их.





Выразительно читать, передавать нужную интонацию.

Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.

Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Различать сказку и рассказ.

Составлять план рассказа.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

1.09





2



3


7


5-6


И. А. Бунин

«Листопад»

С. 10—12

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные

8-9


7






М. М. Пришвин

«Хрустальный день»,

«Капитан-паук»,

С. 13—15

Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту

14


8





9

М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

Н. Рубцов

«У сгнившей лесной избушки»

С. 16—17

Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях

15





16


10





11




К. Г. Паустовский

«Подарок»

Работа с текстом

К. Г. Паустовский

«Подарок

С. 18—23

Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства

21


22


12

Закрепление по разделу «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО»

Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств.


23


НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

13







14

Народные сказки

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

Работа с текстом «Семь Симеонов»

С. 30—39

Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Выразительно читать.

Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения.


Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

28


29


15





16





17

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Чтение по ролям

С. 40—49

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Обобщение

30


5.10


6


18

«Жаба-королева» (литовская народная сказка) С. 47-49

Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур






7


19

«Птица Кахна» (таджикская народная сказка)

С50-53

12





20

21

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) С. 54—57

«Как юноша любимую искал» 2 часть С. 58—61

13


14


22









23




Закрепление по разделу «Народные сказки» с.64-79

Картинная галерея: В.М. Васнецов «Иван –царевич на Сером волке». с.62-63

Проектная деятельность по теме «Народные сказки»с.80-81



19


20


ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

24

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)

С. 86—87

2 ЧЕТВЕРТЬ (24ч)

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного

Выразительно читать лирическое произведение.

Привлекать читательский опыт.

Определять свое впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.


Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)

21


25

Ю. Мориц

«Песенка про сказку»

С. 88—89

Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства

5.11

9.11

26

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

С. 86—87


6

10.11

27

Г. Сапгир «Сны»

С.88—89

9

11.11

28

Закрепление по разделу «Поэтические страницы»

С.90



10


О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ

29

30


В. Белов

«Верный и Малька»

С.91-93

«Малька провинилась» с.93


«Еще про Мальку»

С. 94-96

Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.

Определять свое и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

Формировать представления о нравственных категориях.

Бережно относиться к животным.

Находить нужные источники информации.

Сопоставлять литературные

произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)

11


16


31

И. С. Тургенев

«Воробей»

С. 97-98

17


32-34



Н. Г. Гарин- Михайловский

«Тёма и Жучка»

С. 99-108

18, 23-24


25


35


Л. Н. Толстой

«Прыжок»

С. 113—117

36

Закрепление по разделу «О мужестве и любви»



30


ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА …

37

С. Есенин

«Разгулялась вьюга...»

С. 124—125

Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.

Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики

1.12


38





39

40

А. С. Пушкин

«В тот год осенняя погода...» (отрывок)

«Зимнее утро»,

«Зимняя дорога» (отрывок)

С. 126—131

2


7


8


41

Ф. И. Тютчев

«Чародейкою Зимою...» С. 132

9


42

Обобщение материала по разделу «Зимы ждала, ждала природа…»



14


АВТОРСКИЕ СКАЗКИ

43-46












А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

С. 139—167

Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям

Составлять план рассказа по теме.

Определять тему и главную мысль произведения.

Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.

Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.

Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. Формировать нравственное чувство и нравственное сознание

15


16


21


22


47

Контрольное чтение.



3 ЧЕТВЕРТЬ


23


48-



49

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Часть 2

С. 3—12

Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.


Придумывать вопросы к произведению.

Характеризовать внутреннее состояние героев.

Определять отношение автора к персонажам.

Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Находить нужную книгу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге.

Внимательно относиться к переживаниям других людей

28


29




50

Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

30


51




Л. Н. Толстой

«Царь и рубашка»

С. 13—15



52

Обобщение материала по разделу «Авторские сказки»





БАСНИ

53



54



55

О. Мандельштам

«Муха»

Эзоп «Мухи»,

«Кошка и мыши»

С. 23—25

Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом

Выразительно читать басню.

Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Сопоставлять персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.

Различать басню и стихотворение.

Сочинять рассказы, произведения других жанров.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли







56-58

Л. Н. Толстой

«Отец и сыновья», «Лгун» С. 26—27



И. А. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак»

«Слон и Моська»





59



60

«Две Бочки»

С. 28—32

Пословицы С. 33

Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц





61

Закрепление по разделу «Басни»





БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

62-64


А. П. Чехов

«Белолобый»

С. 38—45

Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Различать сказку о животных и рассказ.

Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе







65



66

М. М. Пришвин

«Лимон»

С. 46—51





67


Л. Н. Толстой

«Лев и собачка»

С. 52—53



68

69

К. Г. Паустовский

«Кот Ворюга»

С. 54—59





70

Повторение по разделу «Братья наши меньшие»





О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ



71-72




Ю. Яковлев

«Полосатая палка»

(в сокращении)

С. 68—75

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст




Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль.

Создавать письменные творческие работы.

Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.

Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.

Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Использовать разные источники информации.

Работать с аппаратом книги.

Участвовать в диалоге.





73

А. Платонов

«Разноцветная бабочка»

С. 76—87





74

Контрольное чтение



75

А. Платонов

«Разноцветная бабочка»



76

А. Кешоков

«Мне больно, мальчики»

С. 88



77-78

К. Г. Паустовский

«Теплый хлеб» С. 89—101







79


К.Д.Ушинский

«Слепая лошадь»

С.30-34

4 четверть






80

Р.Сеф

«Добрый человек»

С. 34 (наизусть)




ВЕСНА ПРИШЛА

81-83


«Жаворонушки…»,

«Березонька»

(народные песни)

С. 107—108

Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения

Выразительно читать лирическое произведение.

Участвовать в инсценировании.

Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.

Создавать устно и письменно произведения разных жанров.

Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.

Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках




А. А. Фет

«Весенний дождь»

С. 109


М. М. Пришвин

«Лесная капель»

С. 110—111

Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»

Развитие устного и письменного творчества учащихся





84




85


К. Д. Бальмонт

«Золотая рыбка» С. 112—113


А. А. Фет «Рыбка»

С. 114





И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ

86

Шутки-прибаутки

С. 118—119

Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.



87

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

С. 120—125



Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

88-90




А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой

в супницу»

С. 126—133

Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему





91



92

С. Маршак

«Про двух соседей»

«Старуха, дверь закрой!» с . 134—137

Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

Знакомиться с детской периодической литературой





93-95






М. Зощенко

«Великие путешественники»

С. 138—147








96

А. Усачев «На чем держится земля»

Резервные часы



97

Промежуточная аттестация.

Контрольное чтение




98

Научно-популярные статьи «Бабочки рядом с человеком», «Лошадь»




99

Список чтения книг на лето




100-105

Резервные уроки





  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебные пособия

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч. / Кац Э.Э. – М.: АСТ, Астрель, 2013.

  2. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2, № 3 / Кац Э.Э. – М.: АСТ, Астрель, 2013.

  3. Литературное чтение. Проверочные и диагностические работы к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение». 3 класс / Кац Э.Э., Миронова Н.А. – М.: АСТ, Астрель, 2013.


Наглядные пособия


  • портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;

  • репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты, портреты, плакаты в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея»;

  • иллюстрации к литературным произведениям;

  • библиотека книг для внеклассного чтения, научно-популярных изданий для детей, детских периодических изданий;

  • демонстрационные образцы книг представленных авторов.


Технические средства обучения:

  • Интерактивная доска MimioStudio

  • Ноутбук Lenovo

  • Проектор

  • Записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений

  • Видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе, о писателях и поэтах

  • Презентации по литературному чтению


  • Магнитная доска







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!