МКОУ Городокская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ Протокол № ___ от «____»____________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе ____________ «____»____________2016г. | «Утверждено» Директор _________ « ___»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Журавлевой Натальи Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории,
по предмету «Литературное чтение»
2 класс
с. Городок
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л.Я. Желтовской, О.Б.Калининой Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной «Русский язык», Э.Э. Кац «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебного плана МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.
Программа составлена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 2 класса – класса возрастной нормы.
В системе предметов общеобразовательной школы курс литературного чтения реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).
Задачи курса:
формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
развитие воображения, творческих способностей;
формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
обогащение представлений об окружающем мире.
Общая характеристика учебного предмета
В основе программы курса «Литературное чтение» лежит концепция сквозного литературного образования, начинающегося с первого класса.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя, но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такой работе в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей, поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя; при таком чтении понимание прочитанного лучше. «Молчаливое» чтение также способствует развитию внутренней речи.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Словарная работа предусматривает словарные разминки, выбор слов из предложенного списка, информационно-поисковую деятельность. Тренинговый раздел «Читальный зал» используется для индивидуальной работы на уроке, во внеурочное время, для домашнего чтения под контролем родителей.
Дифференцированные задания предполагают право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеурочного чтения.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения; учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Учебник состоит из разделов: «Осень пришла», «Народные песни, сказки, пословицы», «Зимние картины», «Авторские сказки», «Писатели о детях и для детей», «Весеннее настроение».
Программа предусматривает проектную деятельность школьников. Проектные задания подводят итоги учебной работы учащихся. Подготовка к их выполнению ведётся на уроках чтения, труда, музыки, во внеурочное время, дома. Руководят этим процессом и направляют поисковую деятельность детей учителя, библиотекари, родители.
Весь материал учебника (тексты, задания, вопросы) разбит на две части: обязательную (основную) и вариативную. В вариативную часть включены произведения, которые используются во внеурочной деятельности, для семейного чтения. Задания, включённые в учебник,
способствуют обогащению словаря и устной речи, развитию умения актуализировать собственный жизненный и читательский опыт, выявлению творческого потенциала, формированию культуры общения. Особое внимание уделяется развитию способности ребёнка к сочувствию, осмыслению собственных переживаний, нравственной оценки поступков.
Учащиеся постоянно участвуют в разнообразной творческой деятельности: придумывают продолжение сюжетных линий, сочиняют рассказы по рисункам и опорным словам, иллюстрируют собственные и авторские произведения.
Часть предложенных в учебнике заданий выполняется в парах.
Принципы построения курса
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения, который является общедидактическим. При составлении программы были также учтены и другие принципы.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология», на которую в соответствии с Федеральным базисным учебным планом во 2 классе отводится 4 ч. в неделю, всего 136 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность общения – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будет сформировано:
Учащиеся получат возможность для формирования:
внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей; внимания к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей;
представления о добре и зле, общих нравственных категориях;
умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентации в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
умения оценивать своё отношение к учёбе;
эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
объяснять действия персонажей;
делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
сравнивать героев разных произведений;
ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
создавать рассказ по циклу картинок;
рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой учащихся.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать по ролям художественное произведение;
сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений; создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
находить сравнения в тексте произведения;
определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
определять ритм стихотворения путём прохлопывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесения корректив;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащиеся научатся:
прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать произведения и героев;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
находить объяснение незнакомых слов в словаре;
находить нужные книги в библиотеке.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра;
задавать вопросы по тексту произведения;
сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, вырабатывать общую позицию;
аргументировать собственную позицию;
получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
Содержание курса
Круг чтения
Осень пришла
Вспомним лето
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соко- лов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Народные песни, сказки, пословицы
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок...», «Ходит конь по бережку...», «Заинька, где ты был-побывал...»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип.»; сербская колыбельная «Нашей Любице...»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок. »
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю...»; «Тень-тень, потетень...»; шведская песня «Отличные пшеничные.»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета.»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок). Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает.»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю...»,
А. Майков «Спи, дитя моё, усни.»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег.»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна.», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних.»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится.»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
Навык и культура чтения
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
Работа с текстом и книгой
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.
Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.
Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения.
Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.
Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.
Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни, сезонные песни, колыбельные, пословицы).
Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
Развитие умения выделять рифму в стихотворении. Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма).
Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Тема раздела | Всего часов |
1 | Осень пришла | Вспомним лето | 5 |
Здравствуй, осень | 7 |
2 | Народные песни, сказки, пословицы | Песни | 4 |
Сказки народов России | 15 |
Колыбельные песни | 2 |
Сказки народов мира | 4 |
Пословицы | 2 |
3 | Зимние картины | | 11 |
4 | Авторские сказки | | 34 |
5 | Писатели о детях и для детей | | 34 |
6 | Весеннее настроение | | 18 |
ВСЕГО | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Дидактическое сопровождение | Дата | Корректировка |
Осень пришла (12 ч.) |
Вспомним лето (5 ч.) |
-
| Знакомство с учебником | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух осмыслен но, выразительно, передавать нужную интонацию. Пересказывать произведение выборочно, кратко. Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос. Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Придумывать сравнения и использовать их в собственной речи. Сопоставлять картины природы в произведениях разных авторов. Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание. Находить в словаре учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. | Уч. с.3-4; Р.Т.с.3. | | |
-
| С. П. Щипачёв «Подсолнух» | Уч. с.5; Р.Т.с.4. | | |
-
| И. З. Суриков «Степь» (отрывок) | Уч. с.6-7; Р.Т.с.4-6. | | |
-
| И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка» | Уч. с.8-9; Р.Т.с.6-7. | | |
-
| О. О. Дриз «Кончилось лето» | Уч. с.10-11; Р.Т.с.7-8. | | |
Здравствуй, осень (7 ч.) |
-
| М. М. Пришвин «Полянка в лесу» | Выразительно читать текст. Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос. Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям. Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении. Определять впечатление от прочитанного. Выражать своё отношение к прочитанному, обосновывать его. Придумывать иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывать о них или рисовать. Обозначать ритм стихотворения путём прохлопывания. Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы. Сочинять рассказы, записывать их. Подтверждать фрагментами текста ответ на вопрос. Рассказывать об опыте общения с природой. Привлекать свой жизненный опыт, рассказывая о своём впечатлении. Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим. | Уч. с.12-13; Р.Т.с.9. | | |
-
| А. Н. Майков «Осень» (отрывок) | Уч. с.14-15; Р.Т.с.10-11. | | |
-
| А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» | Уч. с.16-17; Р.Т.с.11-12. | | |
-
| К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок) | Уч. с.18-19; Р.Т.с.13-14. | | |
-
| Картинная галерея И. И. Машков «Натюрморт. Камелия» | Тест № 1(1,2) Уч. с.20-21. | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР №1 | | |
-
| Внеклассное чтение Осень в произведениях русских писателей и поэтов | Самостоятельная работа № 1 Уч. с.22-23. Проверочная работа №1 Уч. с.24-25. | | |
Народные песни, сказки, пословицы (27 ч.) |
Песни (4 ч.) |
-
| Статья о песнях. «Как на тоненький ледок...», «Ходит конь по бережку...» (русские народные песенки) | Определять особенности жанра. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. Придумывать продолжение песни, сочинять. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Рисовать иллюстрацию к прочитанному | Уч. с.26-28; Р.Т.с.15. | | |
-
| «Заинька, где ты был...» (русская народная песенка) | Уч. с.29-31; Р.Т.с.16. | | |
-
| «Спляшем!» (шотландская народная песенка) «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки) | Уч. с.32-33; Р.Т.с.16-17. | | |
-
| С. Я. Маршак «Дом, который построил Джек» (английская народная песенка) | Уч. с.34-37; Р.Т.с.17. | | |
Сказки народов России (15 ч.) |
-
| «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. Делить произведение на части, озаглавливать их. Определять главную мысль сказки, своё отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев. Соотносить иллюстрации с содержанием произведения. Создавать продолжение сказки. Рассказывать сказку от лица персонажа. Создавать рассказ по циклу картинок. Объяснять значение устойчивых выражении. Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов. Рассказывать о чувствах, которые вызывает картина. Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства | Уч. с.38-45; Р.Т.с.18-19. | | |
-
| | |
-
| | |
-
| Картинная галерея В.М. Васнецов «Алёнушка» | Уч. с.76-77. Тест №2(1). Самостоятельная работа №2(1) | | |
-
| «Хаврошечка» (русская народная сказка) | Уч. с.46-51; Р.Т.с.19-20. | | |
-
| | |
-
| «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка) | Уч. с.52-55; Р.Т.с.20-21. | | |
-
| | |
-
| «Каша из топора» (русская народная сказка) | Уч. с.56-58. | | |
-
| «Кукушка» (ненецкая народная сказка) | Уч. с.59-60; Р.Т.с.22. | | |
-
| «Три дочери» (татарская народная сказка) | Уч. с.61-66; Р.Т.с.22-23. | | |
-
| | |
-
| «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка) | Уч. с.67-70; Р.Т.с.23. | | |
-
| «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) | Уч. с.71-75; Р.Т.с.24-25. | | |
-
| | |
|
-
| «Берёзонька скрип- скрип...» (русская колыбельная) «Нашей Любице...» (сербская колыбельная) «Спи, усни, мой медвежонок...» (латышская колыбельная) | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Соотносить иллюстрации с содержанием произведения. Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства | Уч. с.78-80; Р.Т.с.25. | | |
-
| Внеклассное чтение Фольклор. | Уч. с.97-101 Тест № 2 (2). Самостоятельная работа № 2 (2) | | |
Сказки народов мира (4 ч.) |
-
| «Золотая рыба» (индийская народная сказка) | Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Пересказывать текст подробно и кратко, полностью или нужные фрагменты. Пересказывать от лица персонажа. Определять идею произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Создавать сказки на определённую тему. Оценивать героев, аргументировать свою позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей. Работать в паре: выслушивать мнение партнёра, оценивать его, вырабатывать общую позицию. | Уч. с.81-86; Р.Т.с.26-27. | | |
-
| | |
-
| «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка) | Уч. с.87-89; Р.Т.с.27-28. | | |
-
| «Два ленивца» (сербская народная сказка) «Век живи — век учись» (хорватская народная сказка) | ч. с.90-93; Р.Т.с.28-31. | | |
Пословицы (2 ч.) |
-
| Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе. | Определять особенности жанра. Выявлять смысл пословицы. Создавать произведения на тему пословиц. Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Устное народное творчество»: подбирать книги по разным темам; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса знатоков; принимать участие в инсценировке сказок. | Уч. с.94-96; Р.Т.с.31-32. | | |
-
| Внеклассное чтение Сказки народов мира Обучающая комплексная работа | Уч. с.102-107. Проверочная работа № 2 ОКР № 4 | | |
| Внеклассная работа Проект учащихся по теме «Устное народное творчество» | Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме «Устное народное творчество» (по желанию) | Уч. с.108-109 | | |
Зимние картины (11 ч.) |
-
| И. С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок) | Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты. Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения. Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания. Создавать рассказ по предложенным вопросам к репродукции картины. Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему. Выразительно читать понравившееся произведение. Объяснять своё отношение к нему. Находить сравнения в тексте произведения. Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение. Находить объяснение незнакомых слов в словаре. Рассказывать о собственных впечатлениях от увиденного. Соотносить свои чувства, впечатления с чувствами детей, изображённых на картине. Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать её, анализировать позицию оппонента. | Уч. с.110-111; Р.Т.с.33-34. | | |
-
| К. Г. Паустовский «Первый зимний день» | Уч. с.112-114; Р.Т.с.34-35. | | |
-
| Картинная галерея А. А. Пластов «Первый снег» | Уч. с.124-125. Тест № 3(1) | | |
-
| С. А. Есенин «Пороша» | Уч. с.115-116; Р.Т.с.36-38. | | |
-
| | |
-
| А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...» | Уч. с.118-119; Р.Т.с.38-39. | | |
-
| | |
-
| Н. И.Сладков «Песенки подо льдом» | Уч. с.120-121; Р.Т.с.39-40. | | |
-
| С. Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы...» (отрывок) | Уч. с.122; Р.Т.с.41. | | |
-
| Загадки о зиме | Уч. с.122-123; Р.Т.с.42. Самостоятельная работа № 3 | | |
-
| Внеклассное чтение Зима в произведениях русских писателей | Уч. с.126-129. Проверочная работа № 3 | | |
Авторские сказки (34 ч.) |
-
| К. Д. Ушинский «Мена» | Выразительно читать произведение. Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно. Читать по ролям. Определять основную мысль произведения. Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения. Объяснять поведение героев. Определять своё отношение к персонажам, обосновывать его. Сравнивать героев сказок, главные мысли произведений. Выделять из списка слова, близкие по смыслу. Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов. | Уч. с.130-134; Р.Т.с.43. | | |
-
| | |
-
| А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Уч. с.135-148; Р.Т.с.44-46 Тест №4(1) | | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| Внеклассное чтение Литературная викторина | Уч. с.150-151. Самостоятельная работа №4 (1) | | |
Часть 2 |
-
| Братья Гримм «Храбрый портной» | Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Описывать внешний вид персонажа. Сопоставлять персонажей разных произведений. Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения. Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей. Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и письменной форме. Рассказывать о прочитанном, обосновывать своё отношение к произведению. Передавать в рисунке впечатление, произведённое литературным произведением. Работать в паре: выслушивать мнение партнёра, оценивать его, вырабатывать общую позицию. Оценивать своё отношение к учёбе. Объяснять значение устойчивых выражений. Находить сходство и различие в значении однокоренных слов. Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника. Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку. Находить нужные книги в библиотеке. | Уч. с.4-13; Р.Т.с.3-4. | | |
-
| | |
-
| | |
-
| И. П. Токмакова«Гном». | Уч. с.15-21; Р.Т.с.4-5. | | |
-
| X. К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок) | | |
-
| | |
-
| Внеклассное чтение X. К. Андерсен «Сказки» | Уч. с.21. | | |
-
| Братья Гримм «Маленькие человечки» | Уч. с.22-25; Р.Т.с.6-7. | | |
-
| | |
-
| А. Н. Толстой Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Уч. с.26-30; Р.Т.с.8-9. | | |
-
| | |
-
| Внеклассное чтение А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Уч. с.31 | | |
-
| С. Хопп Главы из книги «Волшебный мелок» | Уч. с.32-37; Р.Т.с.10-12. | | |
-
| | |
-
| | |
-
| Н. Н. Носов Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей» | Уч. с.38-44; Р.Т.с.12-14. | | |
-
| | |
-
| | |
-
| Внеклассное чтение Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | Уч. с.44. | | |
-
| Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» | Уч. с.45-47; Р.Т.с.14-15. | | |
-
| Дж. Родари «Волшебный барабан» | Уч. с.48-55; Р.Т.с.16. | | |
-
| | |
-
| С. А. Седов «Два медведя» | Уч. с.56-58; Р.Т.с.16-17. | | |
-
| О. О. Дриз «Очень Высокий Человек» | Уч. с.59-63; Р.Т.с.17-18. | | |
-
| | |
-
| Внеклассное чтение Авторские сказки | Уч. с.66-71 | | |
-
| Картинная галерея А. Муха «Плакат» | Уч. с.64-65. Проверочная работа № 4 | | |
Писатели о детях и для детей (34 ч.) |
-
| Л. А. Мей «Баю-баюшки...» А. Н. Майков «Спи, дитя моё, усни...» И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег...» О. О. Дриз «Нашумелись...» | Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа. Подбирать рифмы. Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к выбранному произведению. Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. Рассказывать о человеке, изображённом на картине, по предложенному плану. Вести диалог: выслушивать мнение оппонента, формулировать свою точку зрения. Оценивать свои переживания по поводу собственных поступков. Объединять слова, близкие по смыслу, в группы. Пользоваться толковым словарём. Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Со поставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора. | Уч. с.72-75; Р.Т.с.19-20. | | |
-
| А. Л. Барто «Колыбельная» | Уч. с.75-76. | | |
-
| Н. Н. Носов «Фантазёры» | У. с.77-83; Р.Т.с.20-21. | | |
-
| | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 12 | | |
-
| С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?» (отрывок) | Уч. с.84-85; Р.Т.с.22. | | |
-
| А. Л. Барто «Олень» | Уч. с.86; Р.Т.с.23-24. | | |
-
| О. Ф. Кургузов «Надоело летать» | Уч. с.87-89; Р.Т.с.24-25. | | |
-
| Ю. М. Владимиров «Чудаки» | Уч. с.90-91; Р.Т.с.25-26. | | |
-
| Л. Н. Толстой «Косточка» | У. с.92-93; Р.Т.с.26-27. | | |
-
| Тест № 4(2) Самостоятельная работа №2(2) | | |
-
| А. П. Гайдар «Совесть» | Уч. с.94-95; Р.Т.с.27-28. Проверочная Работа №5 (1) | | |
-
| | |
-
| В. Ю. Драгунский «Друг детства» | Уч. с.96-101; Р.Т.с.28-29. | | |
-
| | |
-
| | |
-
| В. А. Осеева «Волшебное слово» | Уч. с.102-106; Р.Т.с.29-30. Проверочная работа №5(2) | | |
-
| | |
-
| | |
-
| Л. Н. Толстой «Птичка» | Уч. с.107-109; Р.Т.с.30-31. | | |
-
| | |
-
| Л. Пантелеев «Трус» | Уч. с.110-111; Р.Т.с.31-32. | | |
-
| H. H. Носов «Живая шляпа» | Уч. с.112-115; Р.Т.с.32-33. | | |
-
| | |
-
| А. Л. Барто «Снегирь» | Уч. с.116-119; Р.Т.с.34-35. | | |
-
| | |
-
| В. К. Железнинов «Рыцарь» | Уч. с.120-123; Р.Т.с.35. | | |
-
| | |
-
| А. Г. Алексин «Первый день» | Уч. с.124-126; Р.Т.с.36. | | |
-
| | |
-
| С. Я. Маршак «Друзья-товарищи» | Уч. с.127; Р.Т.с.36. | | |
-
| Картинная галерея В. И. Суриков «Портрет дочери художника» | Уч. с.128-129. | | |
-
| Внеклассное чтение Рассказы о детях | Уч. с.130-135 | | |
-
| | |
Весеннее настроение (18 ч.) |
-
| «Идёт матушка-весна...», «Сад» (русские народные песни) «Призыв весны» | Выразительно читать лирические и эпические произведения. Выбирать стихотворения для заучивания. Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства. Сопоставлять описание природы в разных произведениях. Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос. Создавать сочинения по своим наблюдениям. Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе. Подбирать книги на заданную тему. Работать в группе: выслушивать мнение партнёра, объяснять собственную позицию. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке литературных произведений. | Уч. с.136-137; Р.Т.с.37. | | |
-
| А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок) | Уч. с.138-139; Р.Т.с.38-39. Тест № 5(2) | | |
-
| | |
-
| В.В. Вересаев «Перелётные птицы» | Уч. с.140-141; Р.Т.с.39-40. | | |
-
| А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних...» | Уч. с.142; Р.Т.с.40-41. | | |
-
| А. Н. Толстой «Весна» | Уч. с.143-144; Р.Т.с.41-42. Тест №5(1) | | |
-
| | |
-
| Саша Чёрный «Зелёные стихи» | Уч. с.144-145; Р.Т.с. 2-43. | | |
-
| Л. Милева «Синяя сказка» | Уч. с.146-148; Р.Т.с.43-44. | | |
-
| | |
-
| О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ» | Уч. с.149-151; Р.Т.с.44-46. | | |
-
| | |
-
| Б. В. Заходер «Что красивей всего?» | Уч. с.152-153; Р.Т.с.47. | | |
-
| Диагностическая контрольная работа №1 | Промежуточная аттестация | | |
-
| Картинная галерея И. И. Левитан «Март» | Уч. с.154-155. Проверочная работа №6(2) | | |
-
| Внеклассное чтение Весна в произведениях русских писателей | Уч. с.156-159. Самостоятельная работа №5 | | |
-
| | |
| Внеклассная работа Проект учащихся по теме «Устное народное творчество» | Выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме «Устное народное творчество» (по желанию) | Уч.с.160-161. | | |
-
| Внеклассное чтение Литературная викторина | | Уч. с.162-168. | | |
Требования к знаниям и умениям к концу изучения курса
Учащиеся должны знать:
содержание изученных произведений;
наизусть 5-6 стихотворений;
основные изученные литературные термины и понятия (рифма, фольклор, рассказ, сказка, стихотворение, действующие лица, тема и др. )
Учащиеся должны уметь:
воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление;
выделять в стихотворении рифму;
выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос;
выражать на доступном уровне в речи своё отношение к герою произведения и к произведению в целом;
выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;
делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
объяснять причины поступков героя;
объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;
определять с помощью учителя основную мысль текста;
осознанно, плавно, правильно читать целыми словами;
пересказывать небольшое произведение или его фрагмент;
пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;
прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
составлять устные рассказы по рисункам;
сравнивать героев разных произведений;
ставить вопросы к тексту;
характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять сделанный выбор;
Учащиеся могут знать:
Учащиеся могут уметь:
в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений;
читать по ролям художественное произведение;
сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
участвовать в инсценировании литературных произведений;
объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
находить сравнения в тексте произведения;
определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
определять ритм стихотворения путём прохлопывания.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
Основная:
Кац Э. Э. Литературное чтение: 2-й кл.: учебник / Э.Э. Кац. - М.: ACT: Астрель, 2013.
Дополнительная:
Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 2 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2016.
Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»: В 2 ч.: 2 класс / Э.Э.Кац. – М.: АСТ, Астрель, 2016
Кац Э.Э. Литературное чтение: Тесты и самостоятельные работы. 2 класс: к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение» / Э.Э. Кац, Н.А.Миронова. – М.: Дрофа; Астрель, 2016
Литература для учителя:
Кац Э. Э. Литературное чтение: Проверочные и диагностические работы: 2-ой класс: к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение» /
Кац Э. Э. Обучение во 2-м классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическоепланирование / Э.Э. Кац. — М.: Астрель, 2012.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир :[сборник]. — М.: Астрель, 2012.
Э. Э. Кац, Н.А. Миронова. — М.: Астрель, 2013.
Демонстрационные плакаты
Набор сюжетных картинок
Набор таблиц «Литературное чтение»
Портреты писателей и поэтов
Традиционные средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru