Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Э.Э. Кац под общей ред. И.А.Петровой М., Астрель, 2012 г , (УМК «Литературное чтение». В 2-х частях.
Э.Э. Кац. М., АСТ, Астрель. 2014 ) ) и предполагает изучение литературного чтения на базовом уровне во 2 классе из расчета 4 часа в неделю (136 часов за год) в соответствии с учебным планом и образовательной программой школы.
УМК «Планета знаний» способствует решению стратегических задач школьного образования, позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.
Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов - сформировать положительную мотивацию к получению знаний.
И. Никитин "Встреча зимы" (отрывок); К. Паустовский "Первый зимний день"; С. Есенин "Пороша"; А. Пушкин "Опрятней модного паркета…"; Н. Сладков "Песенки подо льдом"; С. Маршак "Двенадцать месяцев" (отрывок).
Загадки о зиме.
К. Ушинский "Мена"; А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"; братья Гримм "Храбрый портной", "Маленькие человечки"; И. Токмакова "Гном"; Х.-К. Андерсен "Оле Лукойе" (главы); А. Толстой "Золотой ключик" (главы); С. Хопп "Волшебный мелок" (главы); Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей" (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) "Про пана Трулялинского"; Дж. Родари "Волшебный барабан"; С. Седов "Два медведя"; О. Дриз "Очень Высокий Человек".
Авторские колыбельные. Л. Мей "Баю баюшки баю…"; А.Майков "Спи, дитя мое, усни…"; И. Токмакова "Как на горке - снег, снег…"; О. Дриз "Нашумелись"; А. Барто "Колыбельная", "Олень", "Снегирь"; Н. Носов "Фантазеры", "Живая шляпа"; С. Маршак "Чего боялся Петя?"; О. Кургузов "Надоело летать"; Ю. Владимиров "Чудаки"; Л. Толстой "Косточка", "Птичка"; А. Гайдар "Совесть"; В. Драгунский "Друг детства"; В. Осеева "Волшебное слово"; Л. Пантелеев "Трус"; В. Железников "Рыцарь"; А. Алексин "Первый день"; С. Маршак "Друзья товарищи".
Самостоятельное чтение. В. Осеева "Обидчики"; М. Зощенко "Самое главное".
Русские народные песни "Идет матушка весна…", "Призыв весны", "Сад"; А. Плещеев "Птичка", "Весна" (отрывок); В. Вересаев "Перелетные птицы"; А. Пушкин "Только что на проталинах весенних…"; А. Толстой "Весна"; Саша Черный "Зеленые стихи"; Л. Милева "Синяя сказка"; О. Кургузов "Мы пишем рассказ"; Б. Заходер "Что красивей всего?"
• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
• ставить вопросы к тексту.
• в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
• участвовать в инсценировании литературных произведений.
• выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
• определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
-Фронтальная форма обучения. Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.
Организация парной работы или выполнение. Дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)
Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (мини-доклад.)
- Коллективная форма организации обучения.
№/п | № урока | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки (и/или коррекция) |
| | Осень пришла (12 часов) | | |
-
| 1. | Знакомство с учебником. | Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умения пользоваться толковым словарем. Актуализация летних впечатлений. Формирование умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности | 01.09 | |
-
| 2. | С.П.Щипачёв «Подсолнух» | Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Развитие внимания к слову в поэтическом тексте | 02.09 | |
-
| 3. | И.З.Суриков «Степь» | Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте. Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения. Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов | 05.09 | |
-
| 4. | И.С.Соколов-Микитов «Вертушинка». Работа над пересказом отдельных фрагментов текста. | Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать по предложенному плану | 06.09 | |
-
| 5. | И.С.Соколов-Микитов «Вертушинка». Составление плана пересказа. | Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать по предложенному плану | 08.09 | |
-
| 6. | О.О.Дриз «Кончилось лето» | Знакомство со сравнением как художественным приемом. Формирование умений замечать похожие черты в предметах и явлениях, рассказывать о собственных впечатлениях | 09.09 | |
-
| 7. | М.М.Пришвин «Полянка в лесу» | Развитие внимания к состоянию рассказчика. Формирование умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы. Формирование умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения | 12.09 | |
-
| -
| А.Н.Майков «Осень» | Формирование умения рассказывать о собственном опыте общения с природой. Развитие внимания к позиции поэта. Формирование умения находить в тексте стихотворения слова и словосочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос. Знакомство со звучанием нового (трехсложного) ритма | 13.09 | |
-
| -
| А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало..» (отрывок) | Формирование умения рассказывать о жизненных впечатлениях. Развитие внимания к настроению автора, выраженному в произведении. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, заучивать стихотворение, выбранное самостоятельно | 15.09 | |
-
| -
| К.Г.Паустовский «Прощание с летом» Тест по теме «Осень пришла». | Развитие внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Формирование умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. Обучение созданию рассказа по аналогии с прочитанным, записи его. | 16.09 | |
-
| -
| Рассказы об осени Картинная галерея И. И. Машков «Натюрморт. Камелия». | Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства. Развитие внимания к деталям изображенных на картине предметов. Развитие воображения, речи, обогащение словаря | 19.09 | |
-
| -
| Внеклассное чтение Осень в произведениях русских писателей и поэтов. | Формирование читательского интереса. Соотнесение жизненных и читательских впечатлений. Развитие умения выразительно читать художественный текст | 20.09 | |
ПЕСНИ (5 ч.) |
-
| 1. | Русская народная песенка «Как на тоненький ледок..» | Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу | 22.09 | |
-
| 2. | Русская народная песенка «Ходит конь по бережку…» | Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу | 23.09 | |
-
| 3. | Русская народная песенка «Заинька, где ты был…» | Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу | 26.09 | |
-
| 4. | Шотландская народная песенка «Спляшем!» Чешские народные песенки | Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу | 27.09 | |
-
| 5. | Английская народная песенка «Дом, который построил Джек» | Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу | 29.09 | |
СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ (15 ч.) |
-
| -
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Работа над пересказом. | Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию. Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свой вывод. Формирование умений выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям | 30.09 | |
-
| -
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Составление плана сказки. | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. Делить произведение на части, озаглавливать их. | 03.10 | |
-
| -
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев. | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. Делить произведение на части, озаглавливать их. | 04.10 | |
-
| -
| Картинная галерея В.М.Васнецов «Алёнушка» | Знакомство с примером изобразительного искусства по мотивам русской народной сказки. Сравнение художественного персонажа с его живописным воплощением на картине. | 06.10 | |
-
| -
| Русская народная сказка «Хаврошечка» . Работа над пересказом. | Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия художественного произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев. | 07.10 | |
-
| -
| Русская народная сказка «Хаврошечка». Характеристика героев. | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. Делить произведение на части, озаглавливать их. | 10.10 | |
-
| -
| Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Работа над пересказом. | Рассказывать сказку от лица персонажа. Создавать рассказ по циклу картинок. Объяснять значение устойчивых выражений. Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов. | 11.10 | |
-
| -
| Русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Характеристика героев. | Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения. Объяснять смысл названия художественного произведения. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев. | 17.10 | |
-
| -
| Русская народная сказка «Каша из топора» | Рассказывать сказку от лица персонажа. Создавать рассказ по циклу картинок. Объяснять значение устойчивых выражений. Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов. | 18.10 | |
-
| -
| Ненецкая народная сказка «Кукушка» . | Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умения передавать их. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа | 20.10 | |
-
| -
| Татарская народная сказка «Три дочери». Составление плана. | Формирование умения выделять реплики персонажей при чтении по ролям. Формирование умений воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать вывод о главной мысли сказки | 21.10 | |
-
| -
| Татарская народная сказка «Три дочери». Анализ художественного произведения. | Формирование умения выделять реплики персонажей при чтении по ролям. Формирование умений воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать вывод о главной мысли сказки | 24.10 | |
-
| -
| Мордовская народная сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. Делить произведение на части, озаглавливать их. | 25.10 | |
-
| -
| Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба» | Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. Пересказывать фрагменты произведения, отдельные сюжетные линии, используя соответствующую лексику. Читать по ролям. Делить произведение на части, озаглавливать их. | 27.10 | |
-
| -
| Контрольная работа по теме: «Народные песни, сказки, пословицы» | Умение применить свои знания, умения и навыки на практике. | 28.10 | |
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ (2 ч.) |
-
| | Внеклассное чтение. Русский фольклор | Сообщение знаний о колыбельной песне как жанре фольклора. Развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения. Формирование умения находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос. Заучивание произведений по собственному выбору | 31.10 | |
-
| -
| Русская колыбельная «Берёзонька скрип – скрип..» Сербская колыбельная. Латышская колыбельная | Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности. Выявлять переживания, выраженные в произведении. Читать наизусть понравившееся произведение, определять причину выбора | 01.11 | |
СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА (5 ч.) |
-
| -
| Индийская народная сказка «Золотая рыба» . Работа над пересказом. | Формирование умений определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка, обосновывать свой выбор. | 03.11 | |
-
| 2. | Индийская народная сказка «Золотая рыба». Характеристика героев. | Формирование умений выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения | 07.11 | |
-
| 3. | Иранская народная сказка «Счастливый мальчик» | Формирование умений находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его, объяснять и оценивать поступки персонажа, определять главную мысль произведения. Формирование умения пересказывать произведение от лица разных персонажей | 08.11 | |
-
| -
| Сербская народная сказка «Два ленивца» | Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт. Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему | 10.11 | |
-
| | Хорватская народная сказка «Век живи – век учись» | Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт. Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему | 11.11 | |
ПОСЛОВИЦЫ (4 ч.) |
-
| -
| Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе. | Углубление знаний о пословице. Формирование умения объяснять ее смысл, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц | 14.11 | |
-
| -
| Создание сказок и рассказов о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе. | Углубление знаний о пословице. Формирование умения объяснять ее смысл, соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Создание сказок и рассказов по мотивам пословиц | 15.11 | |
-
| -
| Читальный зал. Тест по теме : «Народные песни, сказки, пословицы». | Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт. Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему | 17.11 | |
-
| -
| Внеклассное чтение. Сказки народов мира . | Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, аргументировать свой вывод, оценивать персонажей, привлекать читательский опыт. Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему | 18.11 | |
Итого за 1 триместр- 43 часа. |
ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (10 ч.) |
-
| -
| И.С.Никитин «Встреча зимы». | Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому переживанию, способу его выражения. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение | 28.11 | |
-
| -
| К.Г.Паустовский «Первый зимний день» . Картинная галерея А.А.Пластов «Первый снег» | Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты. Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения. Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания. | 29.11 | |
-
| -
| С.А.Есенин «Пороша». Работа над выразительным чтением произведения. | Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Выразительно читать стихотворения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Выделять в тексте нужные фрагменты. Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения. Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания. | 01.12 | |
-
| -
| С.А.Есенин «Пороша». Анализ художественного произведения. | Развитие внимания к поэтическому слову, его смыслу в контексте произведения, авторскому переживанию, способу его выражения. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста, выразительно читать лирическое произведение | 02.12 | |
-
| -
| А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета...» | Формирование умения воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения. Формирование умений выражать в устной речи впечатление от стихотворения, придумывать рассказ на заданную тему | 05.12 | |
-
| -
| Н.И.Сладков «Песенки подо льдом» | Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой для объяснени поведения персонажей | 06.12 | |
-
| -
| С.Я.Маршак «Ветры, бури, ураганы...» | Формирование умения сопоставлять картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни | 08.12 | |
-
| -
| Загадки о зиме | Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Закрепление знаний о сравнении. Формирование умения сочинять загадки | 09.12 | |
-
| -
| Загадки о зиме. Тест по теме : « Зимние картины». | Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Закрепление знаний о сравнении. Формирование умения сочинять загадки | 12.12 | |
-
| -
| Внеклассное чтение Зима в произведениях русских писателей | Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. Развитие эстетического чувства | 13.12 | |
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (7 ч.) |
-
| -
| К.Д.Ушинский «Мена». Характеристика героев. | Формирование умений прогнозировать поведение персонажа. Развитие внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора.Формирование умения обосновывать сделанный вывод | 15.12 | |
-
| -
| К.Д.Ушинский «Мена» Анализ произведения. | Формирование умений прогнозировать поведение персонажа. Развитие внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора.Формирование умения обосновывать сделанный вывод | 16.12 | |
-
| -
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок | 19.12 | |
-
| -
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над пересказом сказки. | Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок | 20.12 | |
-
| -
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Характеристика главных героев. | Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок | 22.12 | |
-
| -
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Основная мысль произведения. | Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста, определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формирование умений оценивать героев произведения, используя предложенный список слов, объяснять сделанные выводы, определять основную мысль произведения, сопоставлять персонажей авторских и народных сказок | 23.12 | |
-
| -
| Внеклассное чтение "Сказки Пушкина" | Формирование умения соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. Развитие эстетического чувства | 26.12 | |
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ –продолжение (28 ч) |
-
| -
| Братья Гримм «Храбрый портной» | Формирование умени работать с текстом: выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его, определять причины поступков героя и оценивать их | 27.12 | |
-
| -
| Братья Гримм «Храбрый портной» Составление плана сказки. | Выразительно читать произведение. Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно. Читать по ролям. Определять основную мысль произведения. Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения. Объяснять поведение героев. | 09.01 | |
-
| -
| Братья Гримм «Храбрый портной» Характеристика героев. | Выразительно читать произведение. Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно. Читать по ролям. Определять основную мысль произведения. Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения. Объяснять поведение героев. | 10.01 | |
-
| -
| И.П.Токмакова «Гном» | Формирование эмоциональной реакции на прочитанное, умения воспроизвести ее в рассказе; развитие чувства ритма. Формирование умений сочинять по заданной теме; передавать в рисунке впечатления, полученные при чтении литературного произведения | 12.01 | |
-
| -
| X.К.Андерсен «Оле – Лукойе» | Формирование собственного отношения к героям произведения, умения аргументированно его выразить. Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного | 13.01 | |
-
| 6. | X.К.Андерсен «Оле – Лукойе». Работа над пересказом. | Выразительно читать произведение. Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно. Читать по ролям. Определять основную мысль произведения. Выявлять отношение автора к героям, способы его выражения. Объяснять поведение героев. | 16.01 | |
-
| 7. | X.К.Андерсен «Оле – Лукойе». Характеристика главных героев. | Формирование собственного отношения к героям произведения, умения аргументированно его выразить. Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного | 17.01 | |
-
| 8 | Братья Гримм «Маленькие человечки». | Формирование умений кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды, развивать отдельные сюжетные линии, актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства | 19.01 | |
-
| 9 | А.Н.Толстой Из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Формирование умений выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу | 20.01 | |
-
| 10 | А.Н.Толстой Из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Составление плана. | Формирование умений пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению | 23.01 | |
-
| 11 | А.Н.Толстой Из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Характеристика героев. | Формирование умений выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. Обогащение словаря, характеризующего отношение героев друг к другу | 24.01 | |
-
| 12 | Внеклассное чтение А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Формирование умений пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению | 26.01 | |
-
| 13 | С.Хопп «Юн и колдунья». Составление плана для пересказа. | Вычленять эпизоды; выразительно читать и пересказывать отрывки из текста; домысливать развитие событий, исходя из особенностей характера персонажа; использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности. | 27.01 | |
-
| 14 | С.Хопп «Юн и Софус». Анализ произведения. | Выражать в рисунке , впечатления, полученные при чтении художественного произведения; прогнозировать поступки человека, исходя из известных особенностей его характера и интересов | 30.01 | |
-
| 15 | С.Хопп «По ту сторону калитки» | Научатся: выбирать проект и группу; распределять виды работ; выполнять творческую работу. | 31.01 | |
-
| 16 | Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» | Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сравнивать героев. Читать по ролям, передавая состояние героев. Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. | 02.02 | |
-
| 17 | Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Пересказ произведения по частям. | Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сравнивать героев. Читать по ролям, передавая состояние героев. Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. | 03.02 | |
-
| 18 | Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» Характеристика героев. | Ставить вопросы к тексту. Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним. Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения. | 06.02 | |
-
| 19 | Б.В.Заходер «Про пана Трулялинского» (из Ю. Тувима). | Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сравнивать героев. Читать по ролям, передавая состояние героев. Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. | 07.02 | |
-
| 20 | Б.В.Заходер «Про пана Трулялинского» (из Ю. Тувима). Пересказ текста. | Ставить вопросы к тексту. Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним. Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения. | 09.02 | |
-
| 21 | Дж.Родари «Волшебный барабан» | Сочинять рассказы по жизненным и читательским впечатлениям, записывать их полностью или частично. Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике. | 10.02 | |
-
| 22 | Дж.Родари «Волшебный барабан».Анализ произведения. | Сочинять рассказы по жизненным и читательским впечатлениям, записывать их полностью или частично. Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике. | 13.02 | |
-
| 23 | Контрольная работа по теме: «Авторские сказки». | Умение применить на практике полученные знания , умения и навыки. Работа над осмысленным прочтением текста. | 14.02 | |
-
| 24 | С.А.Седов «Два медведя» | Находить сходство и различие в значении однокоренных слов. Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника. Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку. Находить нужные книги в библиотеке | 16.02 | |
-
| 25 | О.О.Дриз «Очень Высокий Человек» | Ставить вопросы к тексту. Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним. Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения. | 17.02 | |
Итого за 2 триместр- 42 часа. |
-
| 26 | О.О.Дриз «Очень Высокий Человек». Анализ произведения. | Сочинять рассказы по жизненным и читательским впечатлениям, записывать их полностью или частично. Придумывать подписи к иллюстрациям в учебнике. | 27.02 | |
-
| 27 | Внеклассное чтение. Авторские сказки. Тест по теме: «Авторские сказки». | Научатся: корректировать (редактировать) написанное; проводить презентацию проекта; корректно вносить собственные замечания, предложения. | 28.02 | |
-
| 28. | Картинная галерея А. Муха «Плакат» | Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением. Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию. Оценивать свое отношение к учебе. | 02.03 | |
ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (32 ч.) |
-
| -
| .А.Мей «Баю-баюшки-баю...» А.Н.Майков «Спи, дитя моё, усни...» | Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Выявлять общие черты жанра. Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. | 03.03 | |
-
| -
| И.П.Токмакова «Как на горке - снег, снег...» О.О.Дриз «Нашумелись...» | Умение решать орфографические задачи в соответствии с памяткой; графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова; | 06.03 | |
-
| -
| А.Л.Барто «Колыбельная» | Умение наводить справки о написании слов в орфографическом словаре, в этимологическом словаре. | 07.03 | |
-
| -
| Н.Н.Носов «Фантазёры» | Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сравнивать героев. Читать по ролям, передавая состояние героев. Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Ставить вопросы к тексту. Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. | 09.03 | |
-
| -
| Н.Н.Носов «Фантазёры». Составление плана для пересказа. | Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сравнивать героев. Читать по ролям, передавая состояние героев. Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Ставить вопросы к тексту. Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажа. | 10.03 | |
-
| -
| Н.Н.Носов «Фантазёры». Характеристика героев. | Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Выявлять общие черты жанра. Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведения. | 13.03 | |
-
| -
| С.Я.Маршак «Чего боялся Петя?» | Формирование умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Развитие внимания к ритму лирического произ ведения | 14.03 | |
-
| -
| А.Л.Барто «Олень» | Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, чувствовать его ритм, выделять рифму. Развитие самостоятельного опыта работы с книгой | 16.03 | |
-
| -
| О.Ф.Кургузов «Надоело летать» | Развитие внимания к причинам совершенных героями поступков, их внутреннему состоянию, эмоциональным оттенкам слова, его иносказательному смыслу. Формирование умений определять собственное отношение к прочитанному, аргументировать его | 17.03 | |
-
| -
| Ю.М.Владимиров «Чудаки» | Формирование умений читать лирическое произведение, определять позицию автора. Развитие внимания к названию произведения, смысловым оттенкам слова | 20.03 | |
-
| -
| Л.Н.Толстой «Косточка» | Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений сопоставлять близкие по смыслу слова, определять их значение в тексте художественного произведения, воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей | 21.03 | |
-
| -
| А.П.Гайдар «Совесть» | Формирование умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение, привлекать читательский опыт | 23.03 | |
-
| -
| В.Ю.Драгунский «Друг детства» | Развитие внимания к личности рассказчика. Обогащение словаря, определяющего чувства человека. Работа над выразительным чтением прозаического текста. Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их | 24.03 | |
-
| -
| В.Ю.Драгунский «Друг детства» | Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа. Подбирать рифмы. Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению. Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. | 27.03 | |
-
| -
| В.Ю.Драгунский «Друг детства» | Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа. Подбирать рифмы. Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению. Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. | 28.03 | |
-
| -
| Внеклассное чтение Поэты о детях | Расширение круга чтения (С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков). Формирование умения работать с книгой. Формирование умений выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к выбранному произведению | 30.03 | |
-
| -
| В.А.Осеева «Волшебное слово» | Формирование собственного отношения к прочитанному, умения передавать его при чтении. Формирование умений выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица | 31.03 | |
-
| -
| В.А.Осеева «Волшебное слово». Характеристика героев. | Формирование собственного отношения к прочитанному, умения передавать его при чтении. Формирование умений выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных произведений. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, умения пересказывать текст от его лица | 03.04 | |
-
| -
| Л.Н.Толстой «Птичка» | Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия | 04.04 | |
-
| -
| Л.Н.Толстой «Птичка» Характеристика героев. | Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутренней жизни персонажа, умения соотносить его слова и действия | 06.04 | |
-
| -
| Л.Пантелеев «Трус» | Развитие внимания к поведению и внутреннему состоянию литературных персонажей. Формирование умений ориентироваться в тексте, объяснять смысл названия произведения, привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев | 07.04 | |
-
| -
| Н.Н.Носов «Живая шляпа» | Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, пересказывать произведение от лица одного из персонажей. | 10.04 | |
-
| -
| А.Л.Барто «Снегирь» | Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажа и способам его выражения. Формирование умений определять собственное отношение к герою, прогнозировать его поступки | 11.04 | |
-
| -
| А.Л.Барто «Снегирь». Анализ произведения. | Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, пересказывать произведение от лица одного из персонажей. | 17.04 | |
-
| -
| В.К.Железников «Рыцарь» | Пользоваться толковым словарем. Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора. | 18.04 | |
-
| -
| В.К.Железников «Рыцарь». Анализ произведения. | Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки | 20.04 | |
-
| -
| Внеклассное чтение Рассказы о детях | Расширение круга чтения (Н Носов, В. Драгунский, В. Железников). Формирование умения работать с книгой | 21.04 | |
-
| -
| А.Г.Алексин «Первый день» | Формирование умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотносить пословицу с содержанием произведения | 24.04 | |
-
| -
| А.Г.Алексин «Первый день». Анализ произведения. | Формирование умения пересказывать нужные фрагменты текста. Развитие внимания к внутреннему состоянию персонажей, умения объяснять причины их поступков, соотносить пословицу с содержанием произведения | 25.04 | |
-
| -
| С.Я.Маршак «Друзья - товарищи» | Формирование умений определять эмоциональное состояние персонажей; объяснять смысл названия произведения; привлекать опыт собственных переживаний по аналогии с состоянием литературного персонажа | 27.04 | |
-
| -
| Картинная галерея: В.И.Суриков «Портрет дочери художника» | Развитие внимания к композиции и деталям картины, позволяющим понять состояние и настроение изображенного человека | 28.04 | |
-
| -
| Внеклассное чтение Рассказы о детях | Расширение круга чтения (В.А.Осеева, М.М. Зощенко). Формирование умения работать с книгой | 02.05 | |
-
| -
| Контрольная работа по теме : «Писатели о детях и для детей». | Умение применять на практике полученные знания, умения и навыки. | 04.05 | |
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (15 Ч) |
-
| -
| Русские народные песни «Идёт матушка - весна...»; «Призыв весны»; «Сад» | Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря. Формирование умения привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при восприятии художественного произведения | 05.05 | |
-
| -
| Русские народные песни «Идёт матушка - весна...»; «Призыв весны»; «Сад». Чтение наизусть. | Выразительно читать лирические и эпические произведения. Выбирать стихотворения для заучивания. Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства. | 11.05 | |
-
| -
| А.Н.Плещеев «Птичка», | Формирование умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Развитие внимания к переживаниям автора. Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму | 12.05 | |
-
| -
| А.Н.Плещеев «Весна». | Формирование умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Развитие внимания к переживаниям автора. Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму | 15.05 | |
-
| -
| Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится». | Выразительно читать лирические и эпические произведения. Выбирать стихотворения для заучивания. Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства. | 16.05 | |
-
| -
| Картинная галерея И.И.Левитан «Март» | Формирование умений понимать настроение художника, вычленять изобразительные средства, используемые им | 18.05 | |
-
| -
| В.В.Вересаев «Перелётные птицы» | Умение решать орфографические задачи в соответствии с памяткой; графически обосновывать наличие орфограммы в слове. | 19.05 | |
-
| -
| А.С.Пушкин «Только что на проталинах весенних...» | Формирование умений работать с текстом произведения, определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении произведения | 19.05 | |
-
| -
| А.Н.Толстой «Весна» | Выделять фрагменты произведения, нужные для ответа на вопрос. Создавать сочинения по своим наблюдениям. Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе. Подбирать книги на заданную тему | 22.05 | |
-
| -
| Саша Чёрный «Зелёные стихи» | Формирование умений читать лирическое произведение, передавать переживания, выраженные в нём, выделять фрагменты текста для ответа на вопросы, сопоставлять персонажей разных произведений | 22.05 | |
-
| -
| Л.Миляева «Синяя сказка» | Формирование умений рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их, объяснять смысл названия произведения, придумывать сказки по аналогии с прочитанным | 23.05 | |
-
| -
| Л.Миляева «Синяя сказка» Тест по теме : «Весеннее настроение» | Формирование умений находить нужные фрагменты текста, пересказывать их кратко и близко к тексту, сочинять рассказ по предложенному плану, привлекать впечатления от восприятия разных видов искусства | 23.05 | |
-
| -
| О.Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ» | Выразительно читать лирические и эпические произведения. Выбирать стихотворения для заучивания. Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства. | 25.05 | |
-
| -
| Контрольная работа по теме:«Весеннее настроение». | Умение применить на практике полученные знания , умения и навыки. Работа над осмысленным прочтением текста. | 25.05 | |
-
| -
| Б.В.Заходер «Что красивей всего?» | Формирование умений понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении лирического произведения, привлекать эстетические впечатления, полученные при восприятии природы, различных произведений искусства, и рассказывать об этих впечатлениях | 26.05 | |
Итого за 3 триместр- 51 час. |