Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения протокол № 1 от 30.08.2018г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №1 от 31.08.2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ №17 ________И.А. Бессарабова Приказ № 130 от 31.08.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования
начальное общее образование, 1 Б класс___________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указание класса)
Количество часов 125 ч.
Учитель Кузнецова Наталья Павловна
Ф.И.О.
Программа разработана на основе
примерной программы по литературному чтению авторов Л.Ф. Климановой, Л.А.Виноградской к УМК «Школа России», издательство «Просвещение», 2016 г.
(указать примерную программу/программы, автора, издательство, год издания)
Пояснительная записка
по литературному чтению
1Б класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Обучение по литературному чтению построено в соответствии с примерной программой по литературному чтению под редакцией авторов Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В. к УМК «Школа России» и требованию к уровню подготовки учащихся 1 класса.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г. Литературное чтение. 1 класс. Учебник в 4 ч. – М.: Просвещение, 2014.
Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2014.
Литературное чтение реализуется в объеме 4 часов в неделю за счет инвариативной части учебного плана МБОУСОШ №17.
Примерная программа по литературному чтению рассчитана на 132 часа и будет реализована за 125 часов согласно расписанию уроков и календарному учебному графику на 2018-2019 учебный год. Недостающие часы будут выданы за счет блоковой подачи материала.
Предмет литературное чтение в 1 классе направлен на формирование общеучебного навыка чтения, умение работать с текстом, на развитие ребенка, его духовно – нравственного и эстетического воспитания.
Работа с книгой на уроках чтения формирует у первоклассников знания об окружающем мире, о жизни сверстников, об отношениях людей друг к другу, к своей семье, к Родине. Успешность изучения литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
В связи с этим поставлены следующие цели обучения литературному чтению в первом классе:
- овладение осознанным,правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в систему образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речей деятельности;
- развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России других стран.
Достижение этих целей предполагает реализацию следующих задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
-воспитание интереса к чтению и книге;
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
- понимание духовной сущности произведений.
Использование на уроках различных форм и методов обучения (ролевые игры, устное словесное рисование, создание собственного текст на основе иллюстраций к произведениям и личного опыта, беседы), фронтальная и групповая работа способствует развитию коммуникативных умений и навыков, содействует устойчивому интересу к предмету. Применение на уроках разных средств обучения (ИКТ, карточки, тесты, проекты, презентации) также способствует наилучшему усвоению материала. Оценивание младших школьников в течение 1 года обучения осуществляется только в форме наклеек и словесных поощрений для мотивации учебного процесса.
Основной формой контроля является фиксирование в оценочной шкале успеха- неуспеха обучающегося.
В результате изучения литературного чтения планируются следующие результаты освоения программы:
Личностные
-положительное отношение к школе;
- положительное отношение к урокам литературного чтения;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Предметные
- воспринимать на слух произведения различных жанров;
-читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
-понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
-соотносить иллюстрации и текст;
-называть героев произведения, давать им простейшую характеристику, размышлять об их поступках;
-отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Метапредметные
Регулятивные
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- ориентироваться на различные способы решения поставленных задач;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;
- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
- организовывать свое рабочее место
- выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя.
Познавательные
- целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая познавательную задачу;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку;
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации, находить заданное произведение разными способами.
Коммуникативные
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
- использовать в общении с собеседником вежливую лексику.
Содержание программы по литературному чтению для 1 класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Сроки освоения | Требования к результатам освоения программы | Типы и формы учебной деятельности | Примечание |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | Азбука | 86 ч. | 04.09.18- 28.02.19 | Давать характеристику согласным звукам; узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; читать слова с изученными буквами; узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов; обозначать йотированные звуки в начале слова и после гласных Е, Ё, Ю, Я; определять тему текста его главную мысль; пересказывать текст; называть буквы в алфавитном порядке; наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; правильно употреблять заглавную букву, различать значение многозначных слов. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; уметь сличать свою работу с эталоном; осуществлять поиск, необходимой информации для выполнения учебных заданий; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, сравнивать предметы, находить общее и различие; группировать, классифицировать на основе существенных признаков; соблюдать нормы речевого этикета; вступать в диалог; сотрудничать с учителем, товарищами; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Проявлять уважительное отношение к понятию «Родина» и «Родной язык»; положительно относиться к процессу обучения в школе; доброжелательно относиться к окружающим людям; ценить взаимопомощь и поддержку семьи учителя, друзей; выполнять правила личной гигиены школьного труда. | Комбинированный урок; урок беседа; урок ролевая игра; урок-повторение. | |
2 | Жили – были буквы | 9 ч. | 01.03.19 - 19.03.19 | Читать вслух выра зительно, понимать содержание, отвечать на вопросы по содержанию; владеть понятием «автор», писатель, произведение, действующее лицо; находить заглавие, называть автора, пересказывать текст с опорой на картинку. | Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников своих действий; сравнивать литературные произведения и их героев; сотрудничать с одноклассниками участвуя в групповой деятельности; строить понятные для окружающих высказывания; устанавливать причинно-следст венные связи между поступками героев; уметь принимать и сохранять учебную задачу; участвовать в групповой деятельности; владеть диалогической формой речи. | Принимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; положительно относиться к процессу чтения к книгам, урокам литературного чтения; уметь оценивать свои поступки и поведение в школе и дома; оценивать эмоциональные реакции на прочитанное произведение. | Комбинированный урок; групповая игра. | |
3 | Сказки, загадки, небылицы | 8 ч. | 20.03.19 – 09.04.19 | Пересказывать текст своими словами с опорой на картинку; различать фольклорные жанры; познакомиться с рифмой; определять характер героев; выразительно читать, делить текст на части, различать, соотносить иллюстрации с содержанием текста. | Планировать свои действия в соответствии с учебной задачей; формировать ответы на вопросы; аргументировать свое мнение; соотносить иллюстрации с содержанием текста; формулировать и отстаивать свою точку зрения, работая в паре осуществлять анализ содержание сказки, последова тельность дейст вий и поступков героев; самостоятельно находить значение слова в словаре учебника. | Развивать познавательный интерес к познаванию фольклора; уметь оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения; соотносить свои жизненные наблюдения считать считаемые произведения; положительно относиться к урокам литературного чтения. | Комбинированный урок; групповая игра, работа в паре. | |
4 | Апрель, апрель – звенит капель | 4 ч. | 10.04.19 – 16.04.19 | Уметь выразительно читать стихотворения; придумать иллюстрации к прочитанным произведениям; объяснять смысл названия произведения; уметь находить фрагменты текста для ответа на поставленный вопрос; определять ритм стихотворения. | Выполнять учебные действия в устной и письменной форме; проявлять инициативу и готовность к сотрудничеству; строить монологическое высказывание в процессе обсуждения произведения; высказывать и аргументировать свое действие, анализировать и сравнивать произведения; обогащать свои представления об окружающем мире; анализировать средства выразительности. | Развивать эстетические чувства на основе наблюдений за природой; использовать свои жизненные впечатления в процессе размышления над произведением; адекватно оценивать свои знания, свое отношение к учебе. | Комбинированный урок; урок игра. | |
5 | И в шутку и всерьез | 6 ч. | 17.04.19 – 25.04.19 | Читать по ролям и пересказывать по опорным словам; уметь выразительно читать целыми словами; делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа; определять опорные слова для пересказа текста произведения; определять жанр и тему произведения. | Уметь и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; обсуждать и оценивать литературных героев; работать в паре и группе, правильно использовать речевые средства; выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Оценивать свои эмоции на юмористическое произведение; соотносить жизненные наблюдения с читательским впечатлением; доброжелательно относится к другим людям; положительно относится к урокам литературного чтения. | Комбинированный урок; групповая игра; работа в паре. | |
6 | Я и мои друзья | 6 ч. | 26.04.19 – 15.05.19 | Различать стихотворения и рассказы; читать в слух и про себя; читать по ролям; создавать рассказ на заданную тему; совершенствовать навык выразительного чтения; придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям. | Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, выделять существенную информацию из текста; понимать символы, знаки; различать способ и результат действия; устанавливать причинно-следственные связи; использовать в разговоре соответствующую лексику. | Внимательно относиться к нравственному содержанию своих поступков, понимать нравственную роль литературы; внимательно относится к окружающим; понимать роль знаний для человека. | Комбинированный урок; работа в паре; проектная работа. | |
7 | О братьях наших меньших | 6 ч. | 16.05.19 – 24.05.19 | Находить смысл названия произведения; составлять рассказ на заданную тему, делить произведения на части; составлять план рассказа; определять и объяснять взаимосвязь содержания произведения с его названием; читать произведение осознанно с нужной информацией. | Выделять существенную информацию из текстов разных видов; анализировать и сравнивать произведения; выслушивать мнение партнера и вырабатывать общую позицию; самостоятельно оценивать свои знания; самостоятельно пользоваться словарем, справоч ником; строить монологические высказывания; выявлять авторскую точку зрения. | Доброжелательно и бережно относиться к природе, животным; уметь оценивать свои знания, проявлять интерес к учебному труду; оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей, быть толерантным, положительно относится к урокам литературного чтения. | Комбинированный урок; работа в паре; проектная работа. | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературному чтению, 1 «Б» класс
№ п\п | ТЕМА УРОКА | Сроки проведения | Вид контроля | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Добукварный период |
1 | Азбука — первая учебная книга | 04.09.18 | | |
2 | Речь устная и письменная | 05.09.18 | | |
3 | Слово и предложение | 06.09.18 | | |
4 | Слово и предложение | 07.09.18 | | |
5 | Слог | 11.09.18 | | |
6 | Ударение. Ударный слог | 12.09.18 | | |
7 | Звуки в окружающем мире и в речи | 13.09.18 | | |
8 | Звуки в словах | 14.09.18 | | |
9 | Слог-слияние | 18.09.18 | | |
10 | Гласный звук [а], буквы А, а | 19.09.18 | | |
11 | Гласный звук [о], буквы О, о | 20.09.18 | | |
12 | Гласный звук [и], буквы И, и | 21.09.18 | | |
13 | Гласный звук [ы], буква ы | 25.09.18 | | |
14 | Гласный звук [у], буквы У, у | 26.09.18 | | |
15 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н | 27.09.18 | | |
16 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с | 28.09.18 | | |
17 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к | 02.10.18 | | |
18 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т | 03.10.18 | | |
19 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т | 04.10.18 | | |
20 | Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л | 05.10.18 | | |
21 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р | 09.10.18 | | |
22 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | 10.10.18 | | |
23 | Буквы Е,е | 11.10.18 | | |
24 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | 12.10.18 | | |
25 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | 16.10.18 | | |
26 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | 17.10.18 | | |
27 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з | 18.10.18 | | |
28 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слов с буквами з и с | 19.10.18 | | |
29 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б | 23.10.18 | | |
30 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слов с буквами б и п | 24.10.18 | | |
31 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слов с буквами б и п | 25.10.18 | | |
32 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д | 26.10.18 | | |
| | | | |
33 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д | 30.10.18 | | |
34 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слов с буквами д и т | 31.10.18 | | |
35 | Буквы Я, я | 01.11.18 | | 1четверть 35ч |
36 | Буквы Я, я | 13.11.18 | | |
37 | Буквы Я, я | 14.11.18 | | |
38 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слов с буквами г и к | 15.11.18 | | |
39 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слов с буквами г и к | 16.11.18 | | |
40 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | 20.11.18 | | |
41 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | 21.11.18 | | |
42 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков | 22.11.18 | | |
43 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков | 23.11.18 | | |
44 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши | 27.11.18 | | |
45 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши | 28.11.18 | | |
46 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши | 29.11.18 | | |
47 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш] | 30.11.18 | | |
48 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш] | 04.12.18 | | |
49 | Буквы Ё, ё | 05.12.18 | | |
50 | Буквы Ё, ё | 06.12.18 | | |
51 | Звук [j’], буквы Й, й | 07.12.18 | | |
52 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | 11.12.18 | | |
53 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | 12.12.18 | | |
54 | Буквы Ю, ю | 13.12.18 | | |
55 | Буквы Ю, ю | 14.12.18 | | |
56 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | 18.12.18 | | |
57 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | 19.12.18 | | |
58 | Гласный звук [э], буквы Э, э | 20.12.18 | | |
59 | Гласный звук [э], буквы Э, э | 21.12.18 | | |
60 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ | 25.12.18 | | |
61 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ | 26.12.18 | | |
62 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | 27.12.18 | | |
63 | Буквы ь, ъ | 28.12.18 | | |
| | | | 2четверть 28ч |
64 | Буквы ь,ъ | 15.01.19 | | |
65 | Разделительные знаки ь и ъ | 16.01.19 | | |
Послебукварный период |
66 | К. Льдов «Господин учитель Жук» | 17.01.19 | | |
67 | С.Я.Маршак «Как хорошо уметь читать» | 18.01.19 | | |
68 | Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» | 22.01.19 | | |
69 | К.Д. Ушинский «Наше Отечество» | 23.01.19 | | |
70 | В.Крупин «Создатели славянской азбуки» | 24.01.19 | | |
71 | В. Крупин «Первый букварь» | 25.01.19 | | |
72 | А.С.Пушкин (отрывки из произведений) | 29.01.19 | | |
73 | Л.Н. Толстой (отрывки из произведений) | 30.01.19 | | |
74 | К.Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» | 31.01.19 | | |
75 | К.И. Чуковский (отрывки из произведений) | 01.02.19 | | |
76 | В.В. Бианки «Первая охота» | 05.02.19 | | |
77 | С.Я. Маршак «Угомон» | 06.02.19 | | |
78 | М.М. Пришвин «Предмайское утро» | 07.02.19 | | |
79 | А.Л. Барто «Помощница», «Зайка» | 08.02.19 | | |
80 | С.В. Михалков «Котята» | 12.02.19 | | |
81 | Б.В. Заходер «Два и три» | 13.02.19 | | |
82 | В.Д. Берестов «Прощание с другом» | 14.02.19 | | |
83 | Проверим себя и оценим свои достижения | 15.02.19 | | |
84 | Творческий проект «Живая азбука» | 26.02.19 | | |
85 | Прощание с азбукой | 27.02.19 | | |
86 | Конкурс чтецов | 28.02.19 | | |
Жили-были буквы (9 ч) |
87 | Мы познакомимся | 01.03.19 | | |
88 | В. Данько «Загадочные буквы» | 05.03.19 | | |
89 | И. Токмакова «Аля Кляксич и буква А» | 06.03.19 | | |
90 | С. Черный «Живая азбука» | 07.03.19 | | |
91 | Ф. Кривин «Почему А поется, а Б – нет» | 12.03.19 | | |
92 | Г. Сапгир, М. Бородитская «Про медведя», «Разговор с пчелой» | 13.03.19 | | |
93 | Е. Григорьева «Живая азбука» | 14.03.19 | | |
94 | С. Маршак «Автобус № 26» | 15.03.19 | | |
95 | Из старинных книг. Создаем музей. Город букв | 19.03.19 | | |
Сказки, загадки, небылицы (8 ч) |
96 | Мы познакомимся | 20.03.19 | | |
97 | Сказка «Теремок» Е. Чарушин | 21.03.19 | | |
98 | Народная сказка «Рукавичка» | 22.03.19 | | |
| | | | 3четверть 35ч |
99 | Загадки, песенки, потешки, небылицы | 02.04.19 | | |
100 | С. Маршак «Рифмы матушки Гусыни» | 03.04.19 | | |
101 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок) | 04.04.19 | | |
102 | Народная сказка «Петух и собака» | 05.04.19 | | |
103 | Сказки Ушинского «Гусь и журавль», «Жалобы зайки» | 09.04.19 | | |
Апрель, апрель. Звенит капель! (4 ч) |
104 | А. Майков «Весна, Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» | 10.04.19 | | |
105 | Как придумать загадку | 11.04.19 | | |
106 | Составляем азбуку загадок | 12.04.19 | | |
107 | К. Ушинский «Лед тронулся» | 16.04.19 | | |
И в шутку и всерьёз (6 ч) |
108 | К. Чуковский, И. Пивоварова, Я. Тайц, И. Токмакова | 17.04.19 | | |
109 | Я. Тайц «Волк», И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» | 18.04.19 | | |
110 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | 19.04.19 | | |
111 | О. Дриз «Привет» | 23.04.19 | | |
112 | К. Чуковский «Телефон» | 24.04.19 | | |
113 | М. Пляцковский «Помощник» | 25.04.19 | | |
Я и мои друзья (6 ч) |
114 | Ю. Ермолаев «Лучший друг» | 26.04.19 | | |
115 | Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?» | 30.04.19 | | |
116 | С. Михалков «Баран», Р. Сев «Совет» | 07.05.19 | | |
117 | В. Берестов «В магазине игрушек», Я. Аким «Моя родня» | 08.05.19 | | |
118 | С. Маршак «Хороший день» | 14.05.19 | | |
119 | М. Пляцковский «Сердитый дог «Буль» | 15.05.19 | | |
О братьях наших меньших (6 ч) |
120 | С. Михалков «Трезор» | 16.05.18 | | |
121 | В. Осеева «Плохо», И. Токмакова «Купите собаку» | 17.05.18 | | |
122 | М. Пляцковский «Цап-царапыч» | 21.05.18 | | |
123 | В. Берестов «Лягушата» | 22.0518 | | |
124 | С. Михалков «Важный совет». | 23.05.18 | | |
125 | С.Аксаков Гнездо» Обобщение изученного | 24.05.18 | | 4четверть 27 ч |
| | | | Всего 125ч |