СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению "Наш край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для преподавания краеведения во неклассной работе. Можно использовать как использование музейной педагогики в школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению "Наш край"»

Комитет образования, делам  молодежи и детства муниципального района

(Петровск-Забайкальский район)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей районный

Дом детского творчества

П.Новопавловка



ПРОГРАММА




Дополнительного образования

по краеведению


«Наш край»








Составила педагог : Бурдуковская Екатерина Григорьевна



2021-2022 гг.

1.1 . Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение» имеет ознакомительный уровень и рассчитана на учащихся 6-7 классов. Срок обучения - 1 год.

Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье, к отчему дому - все это является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Данная программа вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, района, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. На занятиях, которые будут проходить в рамках программы в школьном виртуальном музее народного быта, и музее им. В.Д. Баранова (находится в РЦК им. Нагаева) ребята узнают, как жили наши предки, какие славные иные и 3 добрые обычаи были у них, по-новому открывают для себя красоту природы, а также познают секреты мастерства и учатся применять «дедовские» приемы в своем творчестве. Благодаря таким занятиям дети имеют возможность стать частью жизни своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои собственные. Учащиеся познакомятся с народной культурой, ее формами через устное народное творчество, песенный и игровой фольклор, декоративно-прикладное творчество. Ребята постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи, традициях и обычаях, связанных с ним. Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю, к отчему дому. Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание, исследование и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов. Особая роль в программе отводится изучению истории края и района в годы Великой Отечественной войны, исследованию подвигов ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, послевоенному времени и истории села.

Концепция программы

Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области краеведения, изучения жизни и быта своего народа, направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время. Изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе, в собирании, исследование и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд. В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково- исследовательской, проектной, коммуникативной, творческой.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Также обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его творческой самореализации в процессе сбора, изучения, систематизации различных материалов. Занимаясь по программе, дети не только изучают жизнь и быт нашего народа, старинные ремёсла, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в исторический быт своих предков. Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы народного быта), ведётся летопись школы, создан музей. Как неотъемлемая часть образования, краеведение всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры, самобытности народа. В наши дни ещё сохраняется преемственность обучения детей тем навыкам, которые хранятся в семьях. Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

Данная программа направлена на освоение детьми различных видов деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, проектной коммуникативной, творческой.

Отличительной особенностью данной программы является широкий набор деятельности сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность, который позволяет не только расширить кругозор детей, но и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не только на рассказ о жизни и быте наших предков, но и на то, чтобы обучающиеся могли в практических работах и проектной и исследовательской деятельности реализовать свои творческие способности.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, рисованием, музыкой. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, экологии. В условиях партнерского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее. Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к краеведческой деятельности. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.

Миссия программы: создание возможностей для самореализации, профессионального ориентирования, личностного роста, социализации в обществе детей и молодежи.

1.2. Цель программы: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.


Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия  конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);


Воспитательные задачи:

-  развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

-  формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

-  укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

Развивающие задачи:

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

-  стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, , конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

-  адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

-  ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

-  формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

-  стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.





Специального отбора не производится. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся.

Возраст обучающихся в группе 12 – 13 лет. Группа состоит из 16 человек.

Возрастные особенности детей данной группы!

Данный возраст считают переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Новообразование данного периода – это обретение чувства взрослости .Ребенок (младший подросток) пытается найти свое место в социуме, познать собственное «Я», стремиться создать доверительные отношения со сверстниками, найти себе друга , понимающего его проблемы, опасения.  В отношениях пробует различные модели, рефлексирует по поводу последствий  своего, чужого поведения. Усваивает социальные нормы взаимодействия в обществе, усваивает моральные ценности. 11-12 лет - период повышенной активности, повышенной утомляемости, особенно в тех случаях, когда не соблюдается режим отдыха и работы.

В этот  период  увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми .Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослым.  Поведение нередко приобретает демонстративный характер, чему  способствует  и половое созревание, что проявляется  в смене настроений у девочек, обидчивости мальчиков. Острее чувствуют обиду со стороны взрослых, друзей. Мальчики становятся более импульсивными, неусидчивыми. В дальнейшем будет,  происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения со сверстниками. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

«Активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков». Все это надо учитывать при подготовке к занятиям с детьми. 



Программа рассчитана на 1 год обучения, разбита на модули, с соблюдением уровней освоения и преемственности.

Занятия в группах проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

Чтобы сохранить увлеченность ребенка и иметь результат в конце каждого занятия, необходимо заниматься в указанном режиме. Чтобы предотвратить утомляемость детей, осуществляется смена видов деятельности в процессе занятия.

В программе могут использоваться следующие формы занятий:

  • фронтальное;

  • групповое;

  • индивидуальное;

Формы занятий по способам коммуникации:

  • беседа;

  • встреча с интересными людьми

  • выставка;

  • защита проектов;

  • конкурсы;

  • круглый стол

  • мастер-класс

  • обсуждение работ;

  • посиделки;

  • практическое выполнение заданий

  • презентация;

  • творческая мастерская

  • экскурсия;

  • Ярмарка

Программа включает теоретические и практические занятия. Занятия включают показ конкретных экспонатов, выполнение презентаций и проектов по заданным темам, обмен информацией. Лучшие работы демонстрируются на конкурсах, конференциях и награждаются грамотами благодарностями.

Корректируемость программы обусловлена качественным подбором обучающихся (возраст, начальные навыки, способности). Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени, режима и тематики занятий.



1.3 Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цель и содержание программы по краеведению «Отчий дом». Инструктаж по Технике безопасности . Знакомство с детьми. Установление традиций объединения. Выборы актива группы. Знакомство с правилами работы в группе.

Практическая работа (1 ч.) Правила организации рабочего места.

Тема 2. Основные понятия и термины в краеведении (4 часа) Краеведение – это наука. Развитие краеведения в России. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Теоретическое занятие 2 ч.

Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по краеведению России; составление словаря специальных терминов.

Практическая работа 2 ч.

Викторина «Кто больше назовёт предметов русского народного быта?»; составление кроссворда на тему «Крестьянская изба» (совместно с родителями).

Тема 3. Краеведение и музееведение (6 час).

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Теоретическое занятие 2 ч.

Знакомство с фондами школьного музея народного быта.

Проектная работа 2 ч.

«Работа над проектом «Музейная экспозиция»

Тема 4. Русская изба – деревянный мир (6 час).

Знакомство с русской избой. Экскурсия. Выбор места для строительства избы. Народные традиции, связанные со строительством избы. Крестьянская изба – хозяйство Марфы и Марии. Почему угол называли «красным», как его украшали . « Красный» угол, традиции переднего угла. Оформление красного угла. Знакомство с задним углом избы (бабий кут). У русской печи. Секреты русской печки. Что найдём на русской печи.

Теоретическое занятие 2 ч.

Знакомство с архитектурой русских изб.

Практическая работа 4 ч. Реставрация макета «Деревянная изба»

Тема 5. Крестьянская утварь (6 час).

О чём звенит самовар. Самовары простые и расписные. Ухват – чугунка брат. Деревянное коромысло на плече моём повисло. Игра «Не пролей воду». Деревянное коромысло на плече моём повисло. История вещей. Утюг. Рубели. Рушники. Роль полотенца, рушника в русской избе. Бабушкин сундучок. Традиционный русский костюм. Крынки и кувшины. Наблюдники. Рукомойник . Русские прялки. Разучивание игры «Клубок катится». Самопряха. Веретено. Образы пряхи и непряхи в сказках. Лавки и скамья . Кадки и кадушки. Символ России – деревянная ложка. История деревянной ложки. Лоскутное одеяло. На полати и кровати. Что стелили на кровать. Как заправляли кровать и колыбель. Северное ткачество. Половики.

Теоретическое занятие 2 ч.

Практическая работа 4 ч. Театрализованное представление . «Заходите, гости дорогие!»

Тема 6. Ремёсла на Руси (6 час).

Мужские ремёсла на Руси : гончарное, кожевенное, древодельное, камнетёсное, художественная ковка и литьё, кузнечное дело, ювелирное дело. Женское рукоделие: шитье и вышивка, ткацкое дело, прядение , лозоплетение, художественная роспись.

Теоретическое занятие 2 ч.

Практическая работа 4 ч. Женское рукоделие и мужское ремесло

Тема 7. Деревенские профессии (4 час).

Пахари, плевальщики, дегтекуры, извозчики, косари, коробейники, скоморохи, лапотник, бондарь, бурлак, кузнец, ложкар, шорник. Игрушечник, красильщик, водовоз. Плакальщицы горшечницы, пастильщицы, наузницы, повитухи, кружевная мастерица.

Теоретическое занятие 2 ч.

Практическое занятие 2 час. Виртуальное знакомство с деревенскими профессиями.



Тема 8. Народные праздники (8 часов).

Церковные праздники. Народ гуляет. Праздничные обычаи. Описание праздников в произведениях русских писателей. Традиции Рождества. Широкая масленица. Пасха красная .Другие празднества.

Теоретическое занятие 2 ч.

Практическая работа 6 часа.

Театрализованное постановка «Ночь перед Рождеством»

Тема 9 . Знакомство с русским фольклором (4 часа)

. Литературные посиделки «Зимушка – зима». Русские народные сказки. Сказания. Былины. Небылицы. Старославянская азбука.

Теоретическое занятие 2 ч.

Практическая работа 2 час. «Посиделки при лучине»

Тема 10. История Петровск-Забайкальского района и села Баляга. (8 часов)

Изучение материалов музейного фонда, раскрывающих эту тему. Сбор материалов о селе, первооткрывателях, образовании Катангарского лесокомбината, трудовых подвигах земляков.

Теоретическое занятие 2 ч.

Практическая работа 6 час. Работа над презентациями «Лучшие люди нашего района» и «История села Баляга»

Тема 11. Поисковая работа (8 часов).

«Фонды музея. Работа с музейными фондами. Изучение материалов и экспонатов школьного виртуального музея по теме «Великая Отечественная война в фактах и лицах». Знакомство с подвигами земляков. Составление картотеки героев.

Тема 12. История памятников нашего села. ( 6 часов)

Практическая работа. (4 часа) Экскурсия на площадь Героев.

Тема 13. Итоговая краеведческая конференция «Веков связующая нить…» (6 часа). Награждение участников.

Тема 14. Итоговое занятие (1 час). Подведение итогов работы объединения. Награждение активных обучающихся

объединения. Задание на каникулярную практику. Инструктаж по ПДД и ТБ на летние каникулы.























Календарно-тематическое планирование



Название темы

Количество часов

теория

практика

дата

факт



Формы аттестации и контроля



1.

Вводное занятие. Организационные вопросы. Инструктаж по Технике безопасности. Установление традиций в группе.

1


1



Анкетирование

Выборы актива группы.

2.

Тема 2. Основные понятия и термины в краеведении .

4

2

2



Составление словаря специальных терминов. Составление краеведческого кроссворда

3.

Тема 3. Краеведение и музееведение.


6

2

4



Защита проекта «Музейная экспозиция»

4.

Тема 4. Русская изба. Деревянный мир.


6

2

4



Макет деревянной избы. Конкурс рисунков «Деревянные избы России»

5

Тема 5. Крестьянская утварь.

6

2

4



Театрализованное представление русского гостеприимства.

6.

Тема 6. Ремесла Руси.

6

2

4



Творческая работа. Роспись прялки.

7.

Тема 7. Деревенские профессии.

4

2

2



викторина

8.

Тема 8. Народные праздники.

8

2

6



Театрализованное представление «Ночь перед Рождеством»

9.

Тема 9. Знакомство с русским фольклором.

4

2

2



Конкурс на лучшую частушку и народную поговорку.

10.

Тема 10. История Петровск-Забайкальского района и с. Баляга

8

2

6



Конкурс презентаций. «История района» и «История села Баляга»

11.

Тема 11. Поисковая работа. Краеведческие исследования.

8

2

6



Проект баннера « Все для фронта! Все для Победы!»

12

Тема 12. История памятников с. Баляга.

4

2

2




13.

Итоговая краеведческая конференция. «Веков связующая нить…»

6

3

3



Выставка «Наши достижения». Награждение активных членов кружка.

14

Рефлексия. Итоговое занятие.

1

1






Проведено всего часов:

72

26

46

























Планируемые результаты:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.



Результат обучения:

  • достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения;

  • положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

  • стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;

  • пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников

  • переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;

  • активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;

  • учащиеся являются активными участниками поисковой, проектной, исследовательской, работы;

программа создает условия для творческой самореализации каждого ученика;

На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы. Способами проверки результатов являются контрольные просмотры выполненных работ (презентаций, выставка, устного творчества, рисунков, краеведческая конференция) по окончанию освоения каждой темы; просмотры работ в конце учебного года, а также участие обучающихся в выставках.

Текущая проверка результативности усвоения программы осуществляется в процессе выполнения детьми работ по заданной теме, а также в форме зачета по пройденным темам.

Требования к организации контроля: - индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов работы каждого обучающегося; - систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; - разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции; - объективность; - дифференцированный подход, учитывающий особенности учебного курса.

1.5. Оценка эффективности программы:

  • образовательная программа предусматривает наблюдение за развитием личности детей, осуществляющееся в ходе анкетирования и формами промежуточной и итоговой просмотров, основанные на принципах добровольности;

  • анкеты, обучаемых позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и провести воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности;

  • подведением итогов занятия служат просмотры, где дается анализ работам, учащиеся учатся сами анализировать свои работы. немаловажным условием оценки результативности работы является участие учащихся в традиционных мероприятиях: просмотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках, выставках.

  • Поощрением воспитанников являются благодарственные письма, грамоты;

  • важная оценка – отзывы обучаемых, их родителей, которые помогают корректировать содержание программы в конце учебного года.

  • Результатом обучения, получением свидетельства об окончании обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования является итоговая конференция по краеведению, аттестация обучающихся по их проектным работам.



1.6. Методическое обеспечение программы:

Педагогические технологии:

      • Личностно- чностно-ориентированные технологии. Авторы: И.С. Якиманская, В. П., Л. И.Зинченко, Л.В. Занков

      • Технология сотрудничества. Авторы: С.Л.Соловейчик, Ш.А.Амонашвили

      • Информационно-компьютерные технологии. Авторы: Г.Р.Громов

      • О.А.Кривошеев, Г.Клейман, Б.Хантер Здоровьесберегающие технологии. Автор: В. Ф. Базарный

Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. Методы обучения:

1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

2. репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

3. частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

4. исследовательский и проектный - самостоятельная творческая работа учащихся

Учебно-иллюстративный материал: разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы; наглядные пособия из школьного музея народного быта; репродукции картин русских художников; фонотека; информационные средства: художественная и научная литература, методические материалы; технические средства: мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Для реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование: класс со свободным пространством, где можно заниматься 12-15 обучающимся, материалы для практических работ; столы, стулья, мультимедиа проектор, экран, компьютер, ножницы. карандаш, ручка, линейка, цветные карандаши, краски, альбом для рисования.

Инструкции по охране труда и технике безопасности. Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете

Инструкция по охране труда при проведении оргмассовых мероприятий.

Инструкция по охране труда и правилам поведения обучающихся на улице.

Инструкция по охране труда для обучающихся во внеурочное время. Инструкция по охране труда при проведении занятий.



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года. В сегодняшней жизни родители заняты решением социально-бытовых проблем, и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе, а тем более – в учреждении дополнительного образования. Однако, педагог должен постоянно на родительских собраниях и при личных встречах (например, в городе), говорить о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны. В то же время следует говорить о развитии творческих способностей ребенка, хвалить его за успехи. Разговор с родителями идет о создании положительного микроклимата в семье, т.к. никто не может заменить ребенку семейный уют. В то же время педагог старается привлечь, по возможности, родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на конференции, организуются совместные чаепития. Они привлекаются для оформления выставок, к подготовке и проведению праздников, к совместным экскурсиям. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости ( за исключением эпидемиологических ситуаций).





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) - М., 1992.

2. Голованов В.П. педагогика дополнительного образования детей. – Йошкар – Ола, 2006.

3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/ Б.В.Емельянов. – М., 2000.

4. Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т.А.Кудриной – М., 1985.

5. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.

6. Краеведение: пособие для учителя/ Под ред. А.В.Даринского. – М., 1987.

7. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся/ А.А.Остапец. – М., 2001.

8. Юренева Т.Ю. Музееведение/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003.

Библиография

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: 1974.

2. Бушелева Б. Поговорим о воспитании. М.: Просвещение, 1989.

3. Вениаминова М. Воспитание детей. М., 1995.

4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: 1989.

5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1985.

6. Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995

. 7. Подласный И. Педагогика. М.: Владос, 1999.



Приложение к программе.



Предметы быта русской старины

(музейный урок)










Пояснительная записка

В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков. Сколько бы времени не проходило, культура народа, в которой опыт и душа народа, будет волновать человека. Эта культура впитана нами с молоком матери. Вот почему так интересно для детей приобщение к традициям народа.

Прикоснуться к своему удивительному историческому прошлому ребенок может на музейных уроках. Здесь ребята узнают о славном прошлом своего народа. Члены кружка с интересом готовят выставки и экспозиции, проводят экскурсии о быте и культурных традициях предков.

Узнавая о своем историческом прошлом, ребенок приобщается к культуре своего народа.

Мероприятие рассчитано на детей 6 классов.

Тема: «Предметы быта русской старины».

Цель урока:познакомить учащихся с предметами быта русской избы, их назначением.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью.

  2. Расширить знания учащихся о назначении предметов быта.

  3. Описать историю старинных вещей.

  4. Развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого.

  5. Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле.

Оборудование: прялка, корыто, цеп, коромысло, гребень, рубель, кувшин, чугунок, черпак, тарелка, ступа, толкач, лопата, рогач, скатерть.

Форма урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

2.1.Вводная беседа.

3.Подготовка к восприятию нового материала.

3.1. Сообщение учащегося на тему «Интерьер русской избы»

3.2. Обобщение.

4. Экскурсия по экспозиции «Предметы быта русской старины».

4.1. Рассказ экскурсоводов.

4.2. Рассказ учителя. История старинных вещей. Рушник.

5. Закрепление. Задание по карточкам.

6. Практическая работа.

6.1. Описание рушника.

7. Итог урока. Загадки.


Литература:

  1. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.

  2. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006. 

  3. Жаров М. Народная художественная культура Белгородчины. - Белго­род, 2000.

  4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор».

  5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.

  6. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975.

  7. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000.

  8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

Электронные ресурсы:

  1. Русская изба http://viki.rdf.ru/item/2835/download/
















Ход урока


  1. Организационный момент.



Учитель:Многие предметы крестьянского труда и быта, с которыми мы сегодня познакомимся, ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы нашей выставки и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

2. Вступительное слово учителя.

2.1.Вводная беседа.

Учитель:Честь и хвала нашим бабушкам и прабабушкам, именно они бережно сохранили и донесли до нас культурное наследие предков, согретое руками нескольких поколений.Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

3.Подготовка к восприятию нового материала.

3.1. Сообщение учащегося на тему «Интерьер русской избы»


Ученик:Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов.Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Центром чистого пространства был передний угол. В переднем углу избы располагался «Красный угол». Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «Красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога».В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь же стоял обеденный стол за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события.

 Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины. 

Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, кровати.

Для грудных детей предназначались подвесные люльки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках. Люльку обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.



3.2. Обобщение.

Учитель:

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны, нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек. Каждый экспонат – это наша память. Ребята, давайте подойдем к выставке «Предметы быта русской старины» и послушаем, что о них расскажут наши экскурсоводы.(Экскурсоводами являются члены краеведческого кружка).


4. Экскурсия по экспозиции «Предметы быта русской старины».

4.1. Рассказ экскурсоводов.


Экскурсовод 1.

Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

Скатерть. Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ, как правило, с клеточным узором или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Экскурсовод 2.

Корыто.На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто). В перевёрнутом виде использовали как большую крышку - корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.

Валёк. Назначение некоторых «устройств» вызывают, по меньшей мере, недоумение у подрастающего поколения. Например, валёк. Многие, в том числе и я сама, знают о нем только по рассказам бабушек или мам. Существовали вальки как для стирки, так и для разглаживания белья (предки утюгов), могли быть самыми простыми, а могли быть украшенными замысловатой резьбой или росписью. В разных местах его называли по-разному: чаще всего валёк, колотушка, но еще  и варта, и лапта, и портомойник, и пральник. Использовали валёк следующим образом: брали его за ручку и ударяли нижней поверхностью по кому мокрого белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость, и так повторяли до тех пор, пока белье не станет чистым.

Экскурсовод 3.

Рубель.В России бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька.

На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски.Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами.

Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это на деревянной основе часто набитые гвозди небольшого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.

Экскурсовод 4.

Ступа и толкач (пест). Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80см, глубина – 50см, диаметр - 40см. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели. Ступы были тяжелыми, массивными, устойчивыми. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Изготавливался он до 100см длины при диаметре около 7см., для удобства пест делали с перехватом посередине. Казалось бы, чего проще сварить кашу, залил крупу молоком, поставил в печь, вот и все дела, да не тут то было. Семь потов сойдёт, пока крупу к варке приготовишь. В начале зёрна нужно освободить от оболочки - лузги (твёрдой шелухи). Для этих целей служила ступа с пестом.Домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. В частности, ей приписывали целительские свойства: в ступе пытались истолочь болезнь как у взрослых и детей, так и у домашней скотины.

Экскурсовод 5.

Кувшин- глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью его является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Кувшинами дорожили, старались обращаться с ними бережно и аккуратно.

Чугунок, он, как и кувшин, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Вот ведь, поел человек из чугунка – у него тут же второе дыхание открылось. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена. Женщины, готовя обед, приговаривали: «Чугун-чугунок мой, вари, печаль-тоска горькая, пропади…»

Экскурсовод 6.

Лопата.Это плоская деревянная лопата с длинной ручкой. На нее клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить на под, в печь. А так как хлеб считался особой ценностью, все предметы, с которыми он соприкасался, непременно обозначались этим словом: хлебный нож, хлебница, хлебная лопата. Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и ее, как и ухват, обычно не полагалось выносить из дома.Хлебная лопата, которая постоянно соприкасается с огнем, обладающим очистительной и омолаживающей силой, конечно же, не могла не стать магическим орудием. Так, ее использовали в борьбе с небесной водой – дождем и градом. При приближении градовой тучи хлебную лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор.Использовали лопату при лечении больных. Их сажали или клали на лопату и на какое-то время помещали в протопленную печь. Больного как бы заново «пекли», «перепекали», наделяли новой долей, благами, способностями, которые так необходимы человеку.

Рогач (ухват)- приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина что бы поднять такой чугунок в печку на ухвате должна обладать хорошей физической силой.

Экскурсовод 7.

Цеп - ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев). Обычно состоит из двух (реже - нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.

Рукоятка называлась держалом, держалкою, кадцеей, цеповищем, цепником, а связь между рукояткой и рабочей частью  -привзой и изготавливалась из сыромятной кожи. Рабочая часть - палка, ударяющая по злакам - имела названия боёк или молотило.

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления.Воду носили в деревянных ведрах . Такой способ переноски воды вырабатывал у девушек (а в основном носить воду приходилось им) плавную походку, при неровной ходьбе ведра начинали раскачиваться и вода выплескивалась из них. Про ведра с коромыслом и загадка сложена: «Три братца пошли на речку купаться, двое купаются (ведра), а третий на берегу валяется (коромысло). Искупались, вышли, на третьем повисли».

4.2. Рассказ учителя.

Учитель: Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отде­ланное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой. Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» - то есть, ткань, которой вытирают руки. В других исторических источниках рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить» - отрезать, отрывать, «от-рушить». Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.

На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например, Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом - на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес).

Божникомназывали рушник, обрамляющий изображения богов– иконы. Такие рушники можно и сейчас встретить в домах пожилых людей, в красном углу - месте, где располагаются иконы.

При рождении ребёнка ранее использовали рушник родильный, а на крестины вышивали рушники крестильные, на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.

Ещё один важный вид рушника - рушник хлебосольный. На нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.

Самый главный свадебный рушник сейчас носит название «венчальный», на нём стоят молодые в церкви, а так же жениха и невесту ставили рядом и связывалирушниками.


5.Закрепление. Задание по карточкам.

Учитель: ребята, вы знаете о процессе изготовления ткани. Попробуйте установить очерёдность в работе для изготовления рушника.

          Задание на карточке: расположите в порядке очередности

вышивали

ткали холст

выдернули лён с корнем

пряли нитки

сделали полотенце

отмочили в речке и высушили на лугу

посеяли льняное семя

вытрепали лён

 Проверка, вывод.


6. Практическая работа.

6.1. Описание рушника.

Учитель: Разобравшись с историей рушника и способами декорирования его в нашем регионе, переходим к важному этапу урока – составлению карточки описания музейного предмета.

(Работа в группах)

Схема описания рушника:

    1. Наименование предмета.

    2. Источник поступления. Легенда предмета (кому принадлежал, каким образом попал в музей, музейное значение).

    3. Техника изготовления. Способ изготовления.

    4. Время создания, место бытования.

    5. Материал.

    6. Размеры.

    7. Сохранность.

    8. Краткая характеристика предмета (этническая принадлежность, описание внешнего вида формы составных частей, назначение).

Проверка. Обсуждение.


7. Итог урока.

    1. . Загадки.

  1. Шуба в избе,

Рукав на улице. (Печь и труба)

  1. Две галочки

Сидят на одной палочке.(ведра на коромысле)


3. Что в избе за коровьи рога?(ухват)

4. Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)


5.Прячет бабушка там вещи

сапоги, кафтан, сюртук..

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут ...(сундук).


6. Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! (прялка)



7.Доска ребристая

Очень голосистая!

Палкой водим – ну и ну!

Так играли в старину. (рубель)



































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!