СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа краеведение НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа краеведение НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 2 класс.»




МКОУ «Перво-Эртильская СОШ»


Принято: Согласовано: Утверждаю:

на педагогическом совете зам.директора по УВР Директор школы

Протокол № __от_________ _________Т.Н.Юрлова _________А.В. Поляков

Приказ №___от_______








Рабочая программа

По внеурочной деятельности «Краеведение»

1 год обучения








Учитель: Шамшева Н.И



2015 – 2016 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Программа первого года обучения представляет собой курс «Мой родной дом», разработана на основе курса «Краеведение» Л.А. Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение. Первый год обучения: Воронеж: ВОИПКиРО, 2013.

Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.

На изучение данной программы отводится 1 час в неделю (34 ч в год).


Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.


Задачи, межпредметные связи и ожидаемые результаты

изучения курса «Краеведение» по ступеням обучения

Ступень

обучения

Образовательные задачи

Межпредметные связи

Желаемые

результаты

Начальная школа

Дать учащимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей

Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством

Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край»


Основные дидактические принципы Принцип интеграции

Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.

Принцип вариативности

В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.

Принцип дифференциации и индивидуализации

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

Познавательное и воспитательное значение краеведения

Краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.

Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.

Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.

Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны.

Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.

Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития.

Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.

Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследо­вательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.


Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.

Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.

Как объединяющее начало всех науккраеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.

Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.


Содержание курса

Тема

Содержание

Что изучает краеведение?

Понятие краеведения. Воспитывать любовь к малой родине, развивать навык работы с тетрадью-учебником.

Мой дом

Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Мир твоего дома

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Жизнь каждого члена семьи

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Отношения в семье

Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Моя родословная

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки.

Я и мое имя

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Я - ученик, – школьник.

Уметь составлять рассказ по плану, планировать своё время.

Родная школа

История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.

Трудовая жизнь в школе

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Школьные, семейные, народные традиции и праздники, обряды

Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.


Новый год

Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Рождественские колядки

Праздник Рождество Христово.

Обобщающий урок

Обобщить изученные понятия.

Мой город

Понятие малой родины.

Труд людей в городе и на селе.

Получить представление о профессиональных занятиях жителей города и села.

Профессии в моей семье

Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Экскурсия на предприятие

Получить сведения производствах, которые есть в городе

Мой город

Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей.

Моя улица

Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Экскурсия в краеведческий музей

Узнать историю города.

Наш современный город

Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Правила безопасного поведения

Отработать навыки безопасного поведения на улицах города.

Экскурсия по городу.

Ознакомиться с достопримечательностями города.

Отечество. Наша Родина-Россия. Моя малая родина.

Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России. Герб Воронежа

Москва – столица нашей Родины

Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.


Сто народов – одна страна

Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Сто народов – одна страна( русский народ)

Традиции и обычаи русского народа

Я – надежда Отечества.

Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Земля – общий дом для всех людей

Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей.

Обобщающий урок «Мой родной дом».

Понятие родного дома

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

Понятие « родной край».

Экскурсия по родному краю

Понятие «малая родина».




















Календарно-тематическое планирование по краеведению.

п/п

Дата

Количество часов

Тема

Примечания

(страницы тетради)


План

Факт



02.09


1

Что изучает краеведение?

С.5

09.09


1

Мой дом

С.6-8

16.09


1

Мир твоего дома

С. 9-11

23.09


1

Жизнь каждого члена семьи

С. 12-14

30.09


1

Отношения в семье

С. 15-16

07.10


1

Моя родословная

С.17-18

10.10


1

Я и мое имя

С.19-21

14.10


1

Я - ученик, – школьник.

С.22-23

21.10


1

Родная школа

С.24-25

28.10


1

Трудовая жизнь в школе

С.26-28

11.11


1

Школьные, семейные, народные традиции и праздники, обряды

С. 29-31

18.11


1

Новый год

С. 32-33

25.11


1

Рождественские колядки

С.34-35

02.12


1

Обобщающий урок


09.12


1

Мой город.

С.36-38

16.12


1

Труд людей в городе и на селе.

С.39-40

23.12


1

Профессии в моей семье

С.41-44

13.01


1

Экскурсия на предприятие

С.45-47

20.01


1

Мой город

С.48-51

27.01


1

Моя улица

С.52-53

03.02


1

Экскурсия в краеведческий музей


10.02


1

Наш современный город

С.54-56

17.02


1

Правила безопасного поведения

С.58-60

24.02


1

Экскурсия по городу.

С.61-63

02.03


1

Отечество. Наша Родина-Россия. Моя малая родина.

С.64-65

09.03


1

О гербе, флаге и гимне.

С.66-67

16.03


1

Москва – столица нашей Родины

С.68

06.04


1

Сто народов – одна страна

С.69-70

13.04


1

Сто народов – одна страна( русский народ)

С.71

20.04


1

Я – надежда Отечества.

С.72-76

27.04


1

Земля – общий дом для всех людей

С.77-78

04.05


1

Обобщающий урок «Мой родной дом».


11.05


1

Обобщающий урок «Знатоки родного края»


18.05


1

Экскурсия по родному краю.








Результаты освоения курса

При изучении курса «Краеведение» учащиеся должны знать:

— Историю своей семьи.

— Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень).

— Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Развитие воображения.

— Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности.

— Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события.).

Учащиеся должны уметь:

— участвовать с беседами с информантами;

— посещать музеи и другие культурные учреждения;

— участвовать в игровой забаве, в праздниках.















Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки Р.Ф. – М., 2010 г.

  2. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М., 2011 г.

  3. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы Л. А. Обухова, Н. С. Махина Воронеж 2013 г.

  4. Л. А. Обухова, Н. С. Махина, Г. В. Онегина, О. И. Гребенщикова «Краеведение» 1 год обучения, Рабочая тетрадь. Воронеж 2011 г.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!