СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативному курсу «Юный краевед»

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Министерство образования и науки РБ

ГКОУ «Новобрянская Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

 

 

Утверждаю

                                                        Директор школы

_____________

                                                                           Будаев С.О.

                                                                              «    »______________2012г.

 

 

Рабочая программа по факультативному курсу «Юный краевед»

в 3 классе

специального коррекционного обучения VIII вида

 

Учитель: Финаева О.С.

 

 

 

2012 год

с. Новая Брянь

 

Пояснительная записка

   Предлагаемый факультатив разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. В стандартах второго поколения четко определены умения, которые должен формировать факультатив. Под термином “информационная грамотность” понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах. Факультатив расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь. Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.    В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках факультатива: факультатив должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм факультатива должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; особое место на факультативе занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности; главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал занятия.

    Представленная программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения обучающихся в начальной школе в третьем классе, а так же ее можно использовать учителям начальных классов, родителям и организаторам досуговой деятельности. С учетом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать работу факультатива: анализ ресурсов, цель и задачи данного факультатива, темы, ожидаемые результаты, методической разработки занятия к учебному курсу, рекомендуемая литература для учителя и учащихся.

     Республика Бурятия – уникальный по своим природным условиям и ресурсам регион России и Евразии, вызывавший интерес исследователей с древности, но в системе образования, на сегодняшнем этапе аспекты экологической культуры, формирования у школьников ценностного отношения к природе родного края еще слабо включаются в образовательный процесс, поэтому родилась идея создания факультатива “Юный краевед”. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к природе родного края. При создании данного факультатива был выбран начальный рубеж в рамках общеобразовательной школы – младший школьный возраст. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. На это должно быть нацелено содержание современного начального образования. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием на окружающую среду. Бурятия  – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас необходимо знать и понимать обучающимся, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наше внимание и забота. Актуальна и экологическая направленность занятий. Достаточно вспомнить известную фразу Пришвина: “…охранять природу - значит охранять Родину…” Судьба нашей республики, нашей планеты и каждого из нас, - зависит от наших отношений с природой родного края.

Цель программы:

  • воспитание ценностного отношения к природе родного края у младших школьников.

Задачи программы:

образовательные:

  • расширение знаний об окружающем мире,
  • развитие познавательного интереса к изучению природы родного края,
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту,
  • обобщать и систематизировать полученную информацию и имеющиеся знания,
  • создавать свои информационные объекты сообщения, небольшие сочинения),
  • использовать информацию для построения умозаключений,
  • использовать информацию для принятия решений,
  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий,
  • изучить литературу о растениях, животных, родного края,

развивающие:

  • привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучать детей активно участвовать в конкурсах, викторинах,
  • развивать интерес к окружающему миру,
  • развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.

воспитательные:

  • воспитание ценностного отношения к природе родного края у младших школьников,
  • воспитание у обучающихся желания к совместной деятельности,
  • формирование первичных навыков правильного поведения в природе,
  • воспитание у детей чувства патриотизма,
  • формирование общественно-активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.

     Представленная программа построена на принципах развивающего обучения предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Методические занятия факультатива являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, подвижные и интеллектуальные игры, викторины, работа с презентациями, экскурсии, создание гербариев. Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями. Важную роль играет посещение городской детской библиотеки, где обучающиеся смогут найти книги по интересующим их темам. На занятиях факультатива используются современные технологии (проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, технология проектов) в том числе и информационно-коммуникационные, а так же проводится демонстрация фотографий и различный дидактический материал. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней и позволит обучающимся усваивать материал в деятельности.

Формы занятий: занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам или индивидуально.

 

Формы контроля промежуточных результатов: Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  1. Тестирование.
  2. Творческие задания.
  3. Викторины.
  4. Конкурсы.
  5. Интеллектуальные игры.
  6. Выставка творческих работ обучающихся.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия,
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Литература для обучающихся.
  2. Канцелярские товары (альбом, карандаши, линейка, ластик, ножницы и т.д.)
  3. Медикаменты.
  4. Компьютер, проектор, экран, презентации, дидактические игры, видео.

Методическое обеспечение:

  1. Программа факультатива.
  2. Литература для учителя.
  3. Флаг, герб и гимн республики Бурятия.

Календарно – тематическое планирование

Содержание программного материала

Кол –во часов.

Дата проведения.

1

Удивительная природа. Растительный и животный  мир степей Бурятии.

2 часа.

 

 

2

Удивительная природа. Растительный и животный  мир лесов.

2 часа.

 

 

3

Лекарственные растения нашего края.

1 час.

 

 

4

Осенняя экскурсия в ближайший лес..

1 час.

 

 

5

Осенние краски бурятской природы. природы. (Смена окраски листьев, листопад). Создание гербариев.

1 час.

 

 

6

Растения Красной книги республики Бурятия.

1 час.

 

 

7

Животные Красной книги республики Бурятия.

1 час.

 

 

8

Викторина “В царстве растений”.

1 час.

 

 

9

Викторина “Экологический марафон”.

1 час.

 

 

10

Животный мир степей республики Бурятия..

2 часа.

 

 

11

Животный мир лесов Бурятии.

2 часа.

 

 

12

Животные нашего края, занесенные в Красную книгу России.

1 час.

 

 

13

Викторина “В мире животных”.

1 час.

 

 

14

Охрана природы. Природные парки республики Бурятия.

2 часа.

 

 

15

Памятники природы, заповедники Бурятии.

2 часа.

 

 

16

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

1 час.

 

 

17

Озеро Байкал

1 час.

 

 

18

Растительный мир Байкала.

2 часа.

 

 

19

Животный мир Байкала.

2 часа.

 

 

20

Насекомые Бурятии.

2 часа.

 

 

21

Население Бурятии.

2 часа.

 

 

22

Символика республики Бурятия.

2 часа.

 

 

23

Повторение.

3 часа.

 

 

 

По окончании обучения обучающиеся должны знать:

  • особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня),
  • представителей животного и растительного мира родного края,
  • содержание Красной книги России и своей области,
  • формы охраны природы,
  • символику республики Бурятия.

По окончании обучения обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой,
  • устно описывать объекты природы,
  • называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира республики,
  • изготавливать гербарий: частей растения,
  • соблюдать правила поведения в природе,
  • отличать растения и животных области по внешнему виду и описанию,
  • анализировать полученные сведения,
  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
  • использовать информацию для построения умозаключений,
  • использовать информацию для принятия решений, использовать информацию для построения умозаключений,

Используемая литература

  1. Акимушкин А.А. Мир животных. Москва “Мысль” 1998 г.
  2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. Том №5. Москва “Слово АСТ” 1998 г.
  3. Сладков Н.И. Азбука леса. Изд. Детская литература 1986 г.
  4. Верзилин Н.И. По следам Робинзона. Москва “Просвещение” 1977 г.
  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Москва “Просвещение” 1977 г.
  6. Голубев И.Р. Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Москва “Просвещение” 1985 г.
  7. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Москва “Мысль” 1988 г.
  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Москва “Просвещение” 1995 г.
  9. Граубин Г.Р. Почему осенью листопад? Москва Издательство “Малыш” 1985 г.
  10. Красная книга Бурятии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативному курсу «Юный краевед»»

Министерство образования и науки РБ

ГКОУ «Новобрянская Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»





Утверждаю

Директор школы

_____________

Будаев С.О.

« »______________2012г.





Рабочая программа по факультативному курсу «Юный краевед»

в 3 классе

специального коррекционного обучения VIII вида



Учитель: Финаева О.С.







2012 год

с. Новая Брянь



Пояснительная записка

Предлагаемый факультатив разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. В стандартах второго поколения четко определены умения, которые должен формировать факультатив. Под термином “информационная грамотность” понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах. Факультатив расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь. Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции. В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках факультатива: факультатив должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм факультатива должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; особое место на факультативе занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности; главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал занятия.

Представленная программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения обучающихся в начальной школе в третьем классе, а так же ее можно использовать учителям начальных классов, родителям и организаторам досуговой деятельности. С учетом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать работу факультатива: анализ ресурсов, цель и задачи данного факультатива, темы, ожидаемые результаты, методической разработки занятия к учебному курсу, рекомендуемая литература для учителя и учащихся.

Республика Бурятия – уникальный по своим природным условиям и ресурсам регион России и Евразии, вызывавший интерес исследователей с древности, но в системе образования, на сегодняшнем этапе аспекты экологической культуры, формирования у школьников ценностного отношения к природе родного края еще слабо включаются в образовательный процесс, поэтому родилась идея создания факультатива “Юный краевед”. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к природе родного края. При создании данного факультатива был выбран начальный рубеж в рамках общеобразовательной школы – младший школьный возраст. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. На это должно быть нацелено содержание современного начального образования. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием на окружающую среду. Бурятия – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас необходимо знать и понимать обучающимся, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наше внимание и забота. Актуальна и экологическая направленность занятий. Достаточно вспомнить известную фразу Пришвина: “…охранять природу - значит охранять Родину…” Судьба нашей республики, нашей планеты и каждого из нас, - зависит от наших отношений с природой родного края.

Цель программы:

  • воспитание ценностного отношения к природе родного края у младших школьников.

Задачи программы:

образовательные:

  • расширение знаний об окружающем мире,

  • развитие познавательного интереса к изучению природы родного края,

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту,

  • обобщать и систематизировать полученную информацию и имеющиеся знания,

  • создавать свои информационные объекты сообщения, небольшие сочинения),

  • использовать информацию для построения умозаключений,

  • использовать информацию для принятия решений,

  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий,

  • изучить литературу о растениях, животных, родного края,

развивающие:

  • привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучать детей активно участвовать в конкурсах, викторинах,

  • развивать интерес к окружающему миру,

  • развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.

воспитательные:

  • воспитание ценностного отношения к природе родного края у младших школьников,

  • воспитание у обучающихся желания к совместной деятельности,

  • формирование первичных навыков правильного поведения в природе,

  • воспитание у детей чувства патриотизма,

  • формирование общественно-активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Методические занятия факультатива являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, подвижные и интеллектуальные игры, викторины, работа с презентациями, экскурсии, создание гербариев. Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями. Важную роль играет посещение городской детской библиотеки, где обучающиеся смогут найти книги по интересующим их темам. На занятиях факультатива используются современные технологии (проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, технология проектов) в том числе и информационно-коммуникационные, а так же проводится демонстрация фотографий и различный дидактический материал. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней и позволит обучающимся усваивать материал в деятельности.

Формы занятий: занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам или индивидуально.



Формы контроля промежуточных результатов: Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  1. Тестирование.

  2. Творческие задания.

  3. Викторины.

  4. Конкурсы.

  5. Интеллектуальные игры.

  6. Выставка творческих работ обучающихся.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия,

  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Литература для обучающихся.

  2. Канцелярские товары (альбом, карандаши, линейка, ластик, ножницы и т.д.)

  3. Медикаменты.

  4. Компьютер, проектор, экран, презентации, дидактические игры, видео.

Методическое обеспечение:

  1. Программа факультатива.

  2. Литература для учителя.

  3. Флаг, герб и гимн республики Бурятия.

Календарно – тематическое планирование

Содержание программного материала

Кол –во часов.

Дата проведения.

1

Удивительная природа. Растительный и животный мир степей Бурятии.

2 часа.



2

Удивительная природа. Растительный и животный мир лесов.

2 часа.



3

Лекарственные растения нашего края.

1 час.



4

Осенняя экскурсия в ближайший лес..

1 час.



5

Осенние краски бурятской природы. природы. (Смена окраски листьев, листопад). Создание гербариев.

1 час.



6

Растения Красной книги республики Бурятия.

1 час.



7

Животные Красной книги республики Бурятия.

1 час.



8

Викторина “В царстве растений”.

1 час.



9

Викторина “Экологический марафон”.

1 час.



10

Животный мир степей республики Бурятия..

2 часа.



11

Животный мир лесов Бурятии.

2 часа.



12

Животные нашего края, занесенные в Красную книгу России.

1 час.



13

Викторина “В мире животных”.

1 час.



14

Охрана природы. Природные парки республики Бурятия.

2 часа.



15

Памятники природы, заповедники Бурятии.

2 часа.



16

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

1 час.



17

Озеро Байкал

1 час.



18

Растительный мир Байкала.

2 часа.



19

Животный мир Байкала.

2 часа.



20

Насекомые Бурятии.

2 часа.



21

Население Бурятии.

2 часа.



22

Символика республики Бурятия.

2 часа.



23

Повторение.

3 часа.





По окончании обучения обучающиеся должны знать:

  • особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня),

  • представителей животного и растительного мира родного края,

  • содержание Красной книги России и своей области,

  • формы охраны природы,

  • символику республики Бурятия.

По окончании обучения обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой,

  • устно описывать объекты природы,

  • называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира республики,

  • изготавливать гербарий: частей растения,

  • соблюдать правила поведения в природе,

  • отличать растения и животных области по внешнему виду и описанию,

  • анализировать полученные сведения,

  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,

  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),

  • использовать информацию для построения умозаключений,

  • использовать информацию для принятия решений, использовать информацию для построения умозаключений,

Используемая литература

  1. Акимушкин А.А. Мир животных. Москва “Мысль” 1998 г.

  2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. Том №5. Москва “Слово АСТ” 1998 г.

  3. Сладков Н.И. Азбука леса. Изд. Детская литература 1986 г.

  4. Верзилин Н.И. По следам Робинзона. Москва “Просвещение” 1977 г.

  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Москва “Просвещение” 1977 г.

  6. Голубев И.Р. Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Москва “Просвещение” 1985 г.

  7. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Москва “Мысль” 1988 г.

  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Москва “Просвещение” 1995 г.

  9. Граубин Г.Р. Почему осенью листопад? Москва Издательство “Малыш” 1985 г.

  10. Красная книга Бурятии.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!