СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Чехов-3

с углубленным изучением отдельных предметов




РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

МО учителей географии, химии,

биологии

Заместитель директора по УР

МБОУ СОШ Чехов-3

Руководитель МО


_____________/Рыкова Т.Н.

____________/Богданова Л.Н.

Протокол №1

от « 30_» 08. 2022 г.


от «_31_» 08. 2022 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Химия»


для класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год









Составитель: Ерёмина Надежда Сергеевна,

учитель химии









Чехов-3, 2022

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты

Наименование разделов и тем

ученик научится

ученик получит

возможность научиться

1

Основные понятия химии (уровень атомно-моле- кулярных представлений.

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу;

  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

  • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

  • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

  • выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

  • характеризовать химические элементы и их соединения на

  • основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

  • описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного;

  • характеризовать научное и мировоззренческое значение

периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения

  • свойств конкретных веществ;

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

3

Строение вещества.

  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

  • изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

  • формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность»;

  • определять тип химической связи в соединениях на основании хи­мической формулы;

  • определять степень окисления элементов в соединениях, составлять формулы веществ по степени окисления элементов.


  • устанавливать внутри- и межпредметные связи;

  • составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы.


Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственного отношения к учению;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении химических задач.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

познавательные УУД:

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  • использовать общие приемы решения задач;

  • применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умения понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

коммуникативные УУД

учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Глава I. Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент.

Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки.

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.

Атомная единица массы. Относительная атомная масса.

Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы.

Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.

Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Глава II. Количественные отношения в химии

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Глава III. Периодический закон и строение атома

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А-и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп). Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент». Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого—третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона.

Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Практическая часть программы:

Вид работы

Тема

Зачет

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома».


Глава IV. Строение вещества. Химическая связь

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

Практическая часть программы:

Вид работы

Тема

Контрольная работа

«Периодический закон Д.И. Менделеева», «Строение вещества. Химическая связь».

Глава V. Кислород. Горение

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода.

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Глава VI. Водород

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Глава VII. Вода. Растворы

Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворённого вещества.

Практическая часть программы:

Вид работы

Тема

Контрольная работа

«Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».


Глава VIII. Основные классы неорганических соединений

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов.

Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Практическая часть программы:

Вид работы

Тема

Контрольная работа по теме

«Основные классы неорганических соединений».

Повторение и обобщение по курсу химии за 8 класс

Растворы, Количественные отношения в химии. Решение комбинированных задач



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВЕДЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Содержание всех разделов соответствует авторской программе Н.Н. Гара, «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013. в полном объеме.

В последовательность изучения разделов внесены следующие изменения:

Авторская программа Н.Н. Гара 2013г.

Рабочая программа

раздела

Название раздела

раздела

Название раздела


I

Первоначальные химические понятия.


I

Первоначальные химические понятия.

II


Кислород. Горение.

II

Количественные отношения в химии.

III

Водород.

III

Периодический закон и строение атома.

IV



Вода. Растворы.

IV

Строение вещества. Химическая связь.

V

Количественные отношения в химии.

V

Кислород. Горение.


VI

Основные классы неорганических соединений.

VI

Водород.

VII

Периодический закон и строение атома.

VII

Вода. Растворы.

VIII

Строение вещества. Химическая связь.

VIII

Основные классы неорганических соединений.


Целесообразность изучения разделов «Количественные отношения в химии», «Периодический закон и строение атома», «Строение вещества. Химическая связь» в первом и втором триместре, обусловлена тем, что при изучении последующих разделов необходимы ключевые предметные знания и умения по данным темам.


4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

п/п

урока

п/т

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Глава I. Первоначальные химические понятия (20 ч)

1

1

Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте. Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.



2

2

Методы познания в химии.



3

3

Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Первичный инструктаж на рабочем месте.



4

4

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.



5

5

Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли. Первичный инструктаж на рабочем месте.



6

6

Физические и химические явления. Химические реакции.



7

7

Атомы, молекулы и ионы.



8

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки.



9

9

Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы.



10

10

Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.



11

11

Закон постоянства вещества.



12

12

Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.



13

13

Массовая доля химического элемента в соединении.



14

14

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.



15

15

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.



16

16

Атомно-молекулярное учение.



17

17

Закон сохранения массы веществ.



18

18

Химические уравнения.



Глава II. Количественные отношения в химии (5 ч).

19

1

Моль – единица количества вещества. Молярная масса.



20

2

Вычисления по химическим уравнениям.



21

3

Закон Авогадро. Молярный объём газов.



22

4

Относительная плотность газов.



23

5

Объёмные отношения газов при химических реакциях.



Глава III. Периодический закон и строение атома (7 ч).

24

1

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.



25

2

Периодический закон Д.И. Менделеева.



26

3

Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды.



27

4

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент-вид атома с одинаковым зарядом ядра.



28

5

Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона.



29

6

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева.



30

7

Зачет по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома».



Глава IV. Строение вещества. Химическая связь (7 ч).

31

1

Электроотрицательность химических элементов.



32

2

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь.



33

3

Ионная связь.



34

4

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.



35

5

Окислительно-восстановительные реакции.



36

6

Повторение и обобщение по теме «Строение веще

ства. Химическая связь».



37

7

Контрольная работа 1 по темам

«Периодический закон Д.И. Менделеева». «Строение вещества. Химическая связь».



Глава V. Кислород. Горение (5 ч).

38

1

Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода.



39

2

Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.



40

3

Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода. Первичный инструктаж на рабочем месте.



41

4

Озон. Аллотропия кислорода.



42

5

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.



Глава VI. Водород (3 ч).

43

1

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом.



44

2

Химические свойства водорода и его применение.



45

3

Практическая работа 4. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Первичный инструктаж на рабочем месте.



Глава VII. Вода. Растворы (7 ч).

46

1

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.



47

2

Физические и химические свойства воды. Применение воды.



48

3

Вода-растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.



49

4

Массовая доля растворённого вещества.



50

5

Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. Первичный инструктаж на рабочем месте.



51

6

Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».



52

7

Контрольная работа 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».



Глава VIII. Основные классы неорганических соединений (11ч).

53

1

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.



54

2

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.



55

3

Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований.



56

4

Амфотерные оксиды и гидроксиды.



57

5

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.



58

6

Химические свойства кислот.



59

7

Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения.



60

8

Свойства солей.



61

9

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.



62

10

Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». Первичный инструктаж на рабочем месте.



63

11

Контрольная работа 3 по теме «Основные классы неорганических соединений».



Повторение и обобщение по курсу химии за 8 класс (5 ч).

64

1

Химические уравнения.



65

2

Типы химических реакций.



66

3

Повторение и обобщение по теме «Растворы», решение расчётных задач.



67

4

Повторение и обобщение по теме «Количественные отношения в химии», решение расчётных задач.



68

5

Решение комбинированных задач.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!