Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа Чехов-3
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО: | СОГЛАСОВАНО: |
МО учителей географии, химии, биологии | Заместитель директора по УР МБОУ СОШ Чехов-3 |
Руководитель МО | |
_____________/Рыкова Т.Н. | ____________/Богданова Л.Н. |
Протокол №1 от « 30_» 08. 2022 г. | от «_31_» 08. 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Химия»
для 8а класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Ерёмина Надежда Сергеевна,
учитель химии
Чехов-3, 2022
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
№ | Наименование разделов и тем | ученик научится | ученик получит возможность научиться |
1 | Основные понятия химии (уровень атомно-моле- кулярных представлений. | описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии; изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях; сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу; описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода; давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов; пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. | грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. |
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний; раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева; описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической); характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность учёного; характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений. | осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. |
3 | Строение вещества. | различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую; изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида; формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность»; определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы; определять степень окисления элементов в соединениях, составлять формулы веществ по степени окисления элементов. | устанавливать внутри- и межпредметные связи; составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы. |
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
ответственного отношения к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении химических задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
познавательные УУД:
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
использовать общие приемы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
коммуникативные УУД
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I. Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент.
Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.
Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки.
Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.
Атомная единица массы. Относительная атомная масса.
Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы.
Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.
Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Глава II. Количественные отношения в химии
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Глава III. Периодический закон и строение атома
Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А-и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп). Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент». Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого—третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона.
Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Практическая часть программы:
Вид работы | Тема |
Зачет | «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома». |
Глава IV. Строение вещества. Химическая связь
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Практическая часть программы:
Вид работы | Тема |
Контрольная работа | «Периодический закон Д.И. Менделеева», «Строение вещества. Химическая связь». |
Глава V. Кислород. Горение
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Глава VI. Водород
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Глава VII. Вода. Растворы
Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворённого вещества.
Практическая часть программы:
Вид работы | Тема |
Контрольная работа | «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». |
Глава VIII. Основные классы неорганических соединений
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов.
Основания. Состав. Щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Практическая часть программы:
Вид работы | Тема |
Контрольная работа по теме | «Основные классы неорганических соединений». |
Повторение и обобщение по курсу химии за 8 класс
Растворы, Количественные отношения в химии. Решение комбинированных задач
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВЕДЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Содержание всех разделов соответствует авторской программе Н.Н. Гара, «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013. в полном объеме.
В последовательность изучения разделов внесены следующие изменения:
Авторская программа Н.Н. Гара 2013г. | Рабочая программа |
№ раздела | Название раздела | № раздела | Название раздела |
I | Первоначальные химические понятия. | I | Первоначальные химические понятия. |
II | Кислород. Горение. | II | Количественные отношения в химии. |
III | Водород. | III | Периодический закон и строение атома. |
IV | Вода. Растворы. | IV | Строение вещества. Химическая связь. |
V | Количественные отношения в химии. | V | Кислород. Горение. |
VI | Основные классы неорганических соединений. | VI | Водород. |
VII | Периодический закон и строение атома. | VII | Вода. Растворы. |
VIII | Строение вещества. Химическая связь. | VIII | Основные классы неорганических соединений. |
Целесообразность изучения разделов «Количественные отношения в химии», «Периодический закон и строение атома», «Строение вещества. Химическая связь» в первом и втором триместре, обусловлена тем, что при изучении последующих разделов необходимы ключевые предметные знания и умения по данным темам.
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | № урока п/т | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
8а | 8а |
Глава I. Первоначальные химические понятия (20 ч) |
1 | 1 | Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте. Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. | | |
2 | 2 | Методы познания в химии. | | |
3 | 3 | Практическая работа 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Первичный инструктаж на рабочем месте. | | |
4 | 4 | Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. | | |
5 | 5 | Практическая работа 2. Очистка загрязнённой поваренной соли. Первичный инструктаж на рабочем месте. | | |
6 | 6 | Физические и химические явления. Химические реакции. | | |
7 | 7 | Атомы, молекулы и ионы. | | |
8 | 8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки. | | |
9 | 9 | Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы. | | |
10 | 10 | Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | | |
11 | 11 | Закон постоянства вещества. | | |
12 | 12 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. | | |
13 | 13 | Массовая доля химического элемента в соединении. | | |
14 | 14 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. | | |
15 | 15 | Составление химических формул бинарных соединений по валентности. | | |
16 | 16 | Атомно-молекулярное учение. | | |
17 | 17 | Закон сохранения массы веществ. | | |
18 | 18 | Химические уравнения. | | |
Глава II. Количественные отношения в химии (5 ч). |
19 | 1 | Моль – единица количества вещества. Молярная масса. | | |
20 | 2 | Вычисления по химическим уравнениям. | | |
21 | 3 | Закон Авогадро. Молярный объём газов. | | |
22 | 4 | Относительная плотность газов. | | |
23 | 5 | Объёмные отношения газов при химических реакциях. | | |
Глава III. Периодический закон и строение атома (7 ч). |
24 | 1 | Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | | |
25 | 2 | Периодический закон Д.И. Менделеева. | | |
26 | 3 | Периодическая таблица химических элементов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. | | |
27 | 4 | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент-вид атома с одинаковым зарядом ядра. | | |
28 | 5 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона. | | |
29 | 6 | Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева. | | |
30 | 7 | Зачет по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома». | | |
Глава IV. Строение вещества. Химическая связь (7 ч). |
31 | 1 | Электроотрицательность химических элементов. | | |
32 | 2 | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. | | |
33 | 3 | Ионная связь. | | |
34 | 4 | Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. | | |
35 | 5 | Окислительно-восстановительные реакции. | | |
36 | 6 | Повторение и обобщение по теме «Строение веще ства. Химическая связь». | | |
37 | 7 | Контрольная работа 1 по темам «Периодический закон Д.И. Менделеева». «Строение вещества. Химическая связь». | | |
Глава V. Кислород. Горение (5 ч). |
38 | 1 | Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода. | | |
39 | 2 | Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. | | |
40 | 3 | Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода. Первичный инструктаж на рабочем месте. | | |
41 | 4 | Озон. Аллотропия кислорода. | | |
42 | 5 | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | | |
Глава VI. Водород (3 ч). |
43 | 1 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. | | |
44 | 2 | Химические свойства водорода и его применение. | | |
45 | 3 | Практическая работа 4. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Первичный инструктаж на рабочем месте. | | |
Глава VII. Вода. Растворы (7 ч). |
46 | 1 | Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. | | |
47 | 2 | Физические и химические свойства воды. Применение воды. | | |
48 | 3 | Вода-растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. | | |
49 | 4 | Массовая доля растворённого вещества. | | |
50 | 5 | Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. Первичный инструктаж на рабочем месте. | | |
51 | 6 | Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | | |
52 | 7 | Контрольная работа 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | | |
Глава VIII. Основные классы неорганических соединений (11ч). |
53 | 1 | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. | | |
54 | 2 | Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. | | |
55 | 3 | Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований. | | |
56 | 4 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | | |
57 | 5 | Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. | | |
58 | 6 | Химические свойства кислот. | | |
59 | 7 | Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. | | |
60 | 8 | Свойства солей. | | |
61 | 9 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | | |
62 | 10 | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». Первичный инструктаж на рабочем месте. | | |
63 | 11 | Контрольная работа 3 по теме «Основные классы неорганических соединений». | | |
Повторение и обобщение по курсу химии за 8 класс (5 ч). |
64 | 1 | Химические уравнения. | | |
65 | 2 | Типы химических реакций. | | |
66 | 3 | Повторение и обобщение по теме «Растворы», решение расчётных задач. | | |
67 | 4 | Повторение и обобщение по теме «Количественные отношения в химии», решение расчётных задач. | | |
68 | 5 | Решение комбинированных задач. | | |