СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 10-11 классов в соответствии с ФГОС СОО. УМК Семакин И.Г. и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10-11 класс по ФГОС»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области






Рассмотрена Согласована на заседании МО учителей физики, на заседании МС

математики и информатики Протокол №___ от___ _____ 20___ г.

Протокол №___ от___ _____ 20___ г



Утверждена

приказом по школе

№ ____ от «____» ______20__ _ г

Директор школы _______ /Е.В.Выскребенцев/





Рабочая программа

по информатике

среднего общего образования





Разработала

учитель информатики

Галкина Елена Викторовна












2020

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с:

- Конституцией РФ;

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОО (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189));

- ФГОС СОО;

- примерной ООП СОО по информатике;

- учебным планом МКОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области;

- годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год;

- основной общеобразовательной программы среднего общего образования МКОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области;

- УМК «Информатика» 10-11 классы. Базовый уровень. Автор Семакин И. Г. и др.

Цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

Задачи изучения информатики и информационных технологий в средней школе:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов,

  • используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


II. Общая характеристика учебного предмета, курса

Информатика – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на базовом уровне способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:

1. Теоретические основы информатики.

2. Средства информатизации (технические и программные).

3. Информационные технологии.

4. Социальная информатика.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения типовых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Это позволяет:

обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение предмета в 10 и 11 классе отводится 1 час в неделю. Количество часов определяется учебным планом и календарным учебным графиком.


IV. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  1. Определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;

  2. Строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;

  3. Находить оптимальный путь во взвешенном графе;

  4. Определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

  5. Выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

  6. Создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

  7. Использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

  8. Понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

  9. Использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

  10. Аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

  11. Использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

  12. Использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

  13. Создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

  14. Применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

  15. Соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

V. Содержание учебного предмета, курса

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики основной школы.

1. Линия информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработки информации в информационных системах; информационные основы процессов управления).

2. Линия моделирования и формализации (моделирование как метод познания; информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

3. Линия алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).

4. Линия информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

5. Линия компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения).

6. Линия социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Основной целью изучения учебного курса по минимальному учебному плану остается выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. В то же время, работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного, а тем более творческого уровня усвоения курса является весьма проблематичным из-за недостатка учебного времени — основного ресурса учебного процесса.

Учебник и практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения.






VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

10 класс

п/п

Наименование раздела, темы


Количество часов

Характеристика деятельности

учащихся (основные учебные умения и действия)

1

Введение. Структура информатики

1

Знают: в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики


Информация

11


2

Информация. Представление информации (§ 1–2)

3

Знают: три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование»

3

Измерение информации (§ 3, 4)

3

Знают: сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной точки зрения; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения.

Умеют: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов); решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении); выполнять пересчет количества информации в разные единицы

4

Представление чисел в компьютере (§ 5)

2

Знают: принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

принципы представления вещественных чисел.

Умеют: получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; определять по внутреннему коду значение числа

5

Представление текста, изображения и звука в компьютере (§ 6)

3

Знают: способы кодирования текста в компьютере; способы представления изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; способы дискретного (цифрового) представления звука

Умеют: вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи


Информационные процессы

5


6

Хранение и передача информации (§ 7, 8)

1

Знают: историю развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики; модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума.

Умеют: сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

7

Обработка информации и алгоритмы (§ 9)

1

Знают: основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации.

Умеют: по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

8

Автоматическая обработка информации (§ 10)

2

Знают: что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

Умеют: составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

9

Информационные процессы в компьютере (§ 11)

1

Знают: этапы истории развития ЭВМ; что такое неймановская архитектура ЭВМ; для чего используются периферийные процессоры (контроллеры); архитектуру персонального компьютера; принципы архитектуры суперкомпьютеров.


Программирование

18


10

Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное программирование(§ 12–14)

1

Знают: этапы решения задачи на компьютере; что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

систему команд компьютера; классификацию структур алгоритмов; принципы структурного программирования.

Умеют: описывать алгоритмы на языке блоксхем и на учебном алгоритмическом языке; выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

11

Программирование линейных алгоритмов (§ 15–17)

2

Знают: систему типов данных в Паскале; операторы ввода и вывода; правила записи арифметических выражений на Паскале; оператор присваивания; структуру программы на Паскале.

Умеют: составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале

12

Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§ 18–20)

3

Знают: логический тип данных, логические величины, логические операции; правила записи и вычисления логических выражений; условный оператор If; оператор выбора Select case.

Умеют: программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления.

13

Программирование циклов (§ 21, 22)

3

Знают: различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием; различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом; операторы цикла While и Repeat–Until; оператор цикла с параметром For; порядок выполнения вложенных циклов.

Умеют: программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром; программировать итерационные циклы; программировать вложенные циклы.

14

Подпрограммы (§ 23)

2

Знают: понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы; правила описания и использования подпрограмм-функций; правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Умеют: выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы; описывать функции и процедуры на Паскале; записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

15

Работа с массивами (§ 24, 26)

4

Знают: правила описания массивов на Паскале; правила организации ввода и вывода значений массива; правила программной обработки массивов.

Умеют: составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива и др.

16

Работа с символьной информацией (§ 27, 28)

3

Знают: правила описания символьных величин и символьных строк; основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Умеют: решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов










11 класс

п/п

Наименование раздела, темы


Количество часов

Характеристика деятельности

учащихся (основные учебные умения и действия)


Информационные системы и базы данных

10


1

Системный анализ (§ 1–4)

3

Знают: основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем; что такое «системный подход» в науке и практике; модели систем: модель «черного ящика», модель состава, структурная модель; использование графов для описания структур систем.

Умеют: приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем; различать связи материальные и информационные

2

Базы данных (§ 5–9)

7

Знают: что такое база данных (БД); основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД; основы организации многотабличной БД; что такое схема БД; что такое целостность данных; этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; структуру команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД; основные логические операции, используемые в запросах; правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Умеют: создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД; реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; реализовывать запросы со сложными условиями выборки.


Интернет

10


3

Организация и услуги Интернета (§ 10–12)

5

Знают: назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: веб-страница, веб-сервер, веб-сайт, веб-браузер, HTTP протокол, URL-адрес; что такое поисковый каталог: организация, назначение; что такое поисковый указатель: организация, назначение.

Умеют: работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей

4

Основы сайтостроения (§ 13–15)

5

Знают: какие существуют средства для создания вебстраниц; в чем состоит проектирование веб-сайта; что значит опубликовать веб-сайт.

Умеют: создать несложный веб-сайт с помощью редактора сайтов.


Информационное моделирование

12


5

Компьютерное информационное моделирование (§ 16)

1

Знают: понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели

6

Моделирование зависимостей между величинами (§ 17)

2

Знают: понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины; что такое математическая модель; формы представления зависимостей между величинами.

Умеют: с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую формы зависимостей между величинами

7

Модели статистического прогнозирования (§ 18)

3

Знают: для решения каких практических задач используется статистика; что такое регрессионная модель; как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Умеют: используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов; осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

8

Моделирование корреляционных зависимостей (§ 19)

3

Знают: что такое корреляционная зависимость; что такое коэффициент корреляции; какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Умеют: вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel).

9

Модели оптимального планирования (§ 20)

3

Знают: что такое оптимальное планирование; что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены; в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Умеют: решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в MS Excel).


Социальная информатика

3


10

Информационное общество (§ 21, 22)

1

Знают: что такое информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного общества; причины информационного кризиса и пути его преодоления; какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

11

Информационное право и безопасность (§ 23, 24)

2

Знают: основные законодательные акты в информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Умеют: соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности







VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень. Книга для учителя. / И.Н. Бежина, Н.Г. Иванова, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова

  2. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник./ Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.

  3. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. Контрольные работы./ Семакин И. Г., Бежина И.Н., Иванова Н.Г., Капустина И.В., Нифонтова М.В.

  4. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник./ Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.

  5. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. Контрольные работы./ Семакин И. Г., Бежина И.Н., Иванова Н.Г., Капустина И.В., Нифонтова М.В.


Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютерный класс

  2. Мультимедийный проектор

  3. Программное обеспечение.



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!