Данная программа реализуется в 5 «В» классе- классе математической направленности.
Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Программа предполагает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гиперетекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
№ п/п | Раздел | Тема | Общее количество часов | Практические оценочные, Контрольные оценочные работы |
1 | Информация вокруг нас | Информация вокруг нас. | 10 (уроки № 1, 5 – 9, 22 – 25) | Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» Контрольная работа№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». Практическая работа №14 «Создаем списки» Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» Контрольная работа№3 по теме «Обработка информации» |
2 | Компьютер | 3 (уроки № 2 – 4) | Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером». |
3 | Информационные технологии | Подготовка текстов на компьютере | 6 (уроки № 10 – 15) | Практическая работа №5 «Вводим текст» Практическая работа №6 «Редактируем текст» Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» Практическая работа №8 «Форматируем текст» Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2). |
4 | Компьютерная графика | 3 (уроки № 19 – 21) | Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
5 | Создание мультимедийных объектов | 4 (уроки № 30 – 33) | Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1). Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2). Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» |
6 | Информационное моделирование | Объекты и системы. Информационные модели | 3 (уроки № 16 – 18) | Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4) . Практическая работа №10 «Строим диаграммы» Контрольная работа№2 по теме «Формы представления информации». |
7 | Элементы алгоритмизации | Алгоритмика | 4 (уроки № 26 – 29) | Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» |
8 | | Резерв | 2 (уроки № 34, 35) | Промежуточная аттестация (итоговое тестирование). |
| | Итого: | 35 | К.Р-4 Пр. р.-18 |
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол. часов |
по плану | факт |
| 04.09 | | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. | 1 |
| 11.09 | | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 |
| 18.09 | | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1 |
| 25.09 | | Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером». | 1 |
| 02.10 | | Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» | 1 |
| 09.10 | | Передача информации | 1 |
| 16.10 | | Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | 1 |
* | 23.10* | | Контрольная работа№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 |
| 13.11 | | Метод координат | 1 |
| 20.11 | | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 |
| 25.11 | | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | 1 |
| 27.11 | | Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст» | 1 |
| 04.12 | | Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | 1 |
| 11.12 | | Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | 1 |
| 18.12 | | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2). | 1 |
| 25.12* | | Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4) | 1 |
| 15.01 | | Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» | 1 |
| 22.01 | | Контрольная работа.№2 по теме «Формы представления информации». | 1 |
| 29.01 | | Компьютерная графика. Графический редактор Point Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 1 |
| 05.02 | | Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 |
| 12.02 | | Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 |
| 19.02 | | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 |
| 26.02 | | Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаем списки» | 1 |
| 05.03 | | Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | 1 |
| 12.03 | | Кодирование как изменение формы представления информации Контрольная работа№3 по теме «Обработка информации» | 1 |
| 19.03* | | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 1 |
| 02.04 | | Преобразование информации путем рассуждений | 1 |
| 09.04 | | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | 1 |
| 16.04 | | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 |
| 23.04 | | Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1). | 1 |
| 30.04 | | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2). | 1 |
| 07.05 | | Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | 1 |
| 14.05 | | Подготовка к промежуточной аттестации | 1 |
| 21.05 | | Промежуточная аттестация (итоговое тестирование). | 1 |
| 28.05 | | Резерв.Анализ промежуточной аттестации | 1 |