7
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 7 класса основной школы составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010г. С изменениями внесенными приказом Минобрнауки РФ «О внесении изменений в ФГОС ООО» №1577 от 31.12.2015г
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Примерной основной образовательной программы ОУ. Основная школа./Сост. Е.С. Савинов.-М.: просвещение 2011.
Авторской программы Иформатика. Программа для основной школы: 7-9 классы /Сост. И.Г. Семакин, М.С. Цветкова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.
С учетом нормативно-правовой документации и локальных актах регламентирующих деятельность школы на 2016-2017 учебный год.
В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 7 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.
Цели изучения информатики в 7 классе:
формирование информационной культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Задачи изучения информатики в 7 классе:
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
3. Место учебного курса в учебном плане
Курс «Информатика» изучается в 7 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
-
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно–полезной, учебно –исследовательской, творческой деятельности.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПиН, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.
Требования ФГОС | Чем достигается в настоящем курсе |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | 7 класс, § 2, «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения. |
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности | Задачник-практикум, «Творческие задачи и проекты»: выполнение заданий проектного характера требует от учащихся их взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями). В завершении проектной работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также формирует у детей коммуникативные навыки |
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни | Учебник для 7 класса, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps) В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. |
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно–следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме компьютерного кодирования.
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ–компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | 7 класс, глава 3 «Текстовая информация и компьютер». 7 класс, глава 4 «Графическая информация и компьютер». 7 класс, глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема «Представление звука». |
2. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции) | Содержательная линия курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5.) |
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС | Соответствующее содержание УМК |
Формирование информационной и алгоритмической культуры: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры | Формирование данной компетенции посвящено все содержание учебника и УМК |
1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей чрез весь курс. 7 класс : глава 2 «Компьютер: устройство и программное обеспечение»; глава 4 «Графическая информация и компьютер»; § 19. «Технические средства компьютерной графики»; глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», § 25 «Технические средства мультимедиа». |
1.3.Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума. |
Формирование представления об основном изучаемом понятии : информация и её свойства. |
2.1. Формирование представления о понятии информации и её свойствах. | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Информация и информационные процессы». 7 класс: глава 1 «Человек и информация «, все параграфы; Дополнения к главе 1, Неопределенность знания и количество информации». |
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. |
3.1.Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. | Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса. 7 класс: Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». |
5. Содержание учебного предмета «Информатика»
общее число часов – 32 ч. Резерв учебного времени – 3 ч.
Введение в предмет 1ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация 4ч (3+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Компьютер: устройство и программное обеспечение 6ч (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер 9ч (3+6).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Графическая информация и компьютер 6ч (2+4)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
6. Тематическое планирование.
№ | Наименование темы: | Всего часов: | В том числе: | Планируемое количество часов на самостоятельные работы учащихся(в том числе проектная деятельность |
Тестовые работы | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. | 1 | | | | |
2 | Человек и информация | 4 | | | 1 | |
3 | Компьютер: устройство и программное | 6 | | | 3 | |
4 | Текстовая информация и компьютер | 9 | | | 6 | |
5 | Графическая информация и компьютер | 6 | | | 4 | |
6 | Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 | | | 4 | |
| | | | | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс (35 часов)
Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)
№ п/п | Дата: | Название разделов и содержание тем | Всего часов план /факт | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личные результаты | ИКТ- компетентность | Оценка результатов |
План | Факт |
1.Человек и информация 5ч. |
1 | 07.09/ 08.09 | | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | 1 | анализ предлагаемой информации; получение представления о возможностях передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи | умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой ин- формации и личную информационную без- опасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды | выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных | освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ | как правильно и безопасно вести себя при работе с компьютером; | |
2 | 14.09/ 15.09 | | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. | 1 | Устный опрос |
3 | 21.09/ 22.09 | | Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры. | 1 | Фронтальный опрос |
4 | 28.09/ 29.09 | | Работа с тренажёром клавиатуры | 1 | Практическая работа |
5 | 05.10/ 06.10 | | Измерение информации. Единицы измерения информации | 1 | разноуровневые инструкц. карточки |
2.Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч. |
6 | 12.10/13.10 | | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | | построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера | повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | умение слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность, план работы | развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ | Устный опрос |
|
7 | 19.10/20.10 | | Устройство персонального компьютера | | |
8 | 26.10/27.10 | | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. | 1 | Практическая работа |
9 | 09.11/10.11 | | Пользовательский интерфейс Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК | 1 | Терминологический диктант |
10 | 16.11/17.11 | | Файлы и файловые структуры. | 1 | Практическая работа |
11 | 23.11/24.11 | | Работа с файловой структурой операционной системы | 1 | Самостоятельная работа |
12 | 30.11/01.12 | | Итоговое тестирование по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО | 1 | Защита проект |
3.Текстовая информация и компьютер 9ч. |
13 | 07.12/08.12 | | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 | использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.) | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий | развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях | приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности | Тестирование |
14 | 14.12/15.12 | | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 | разноуровневые инструкц. карточки |
15 | 21.12/22.12 | | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 | взаимооценивание |
16 | 28.12/29.12 | | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 1 | Практическая работа |
17 | 11.01/12.01 | | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены | 1 | Взаимо опрос в парах |
18 | 18.01/19.01 | | Работа с таблицами | 1 | Практич. работа |
19 | 25.01/26.01 | | Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов | 1 | тестирование |
20 | 01.02/02.02 | | Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов | 1 | Практич. работа |
21 | 08.02/09.02 | | Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер | 1 | разноуровне- вые инструкц. карточки |
4.Графическая информация и компьютер 5ч. |
22 | 15.02/16.02 | | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 | приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера | преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты | овладение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др | получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и со- здания раз- личных графических объектов | понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений | Устный опрос |
23 | 22.02/02.03 | | Графические редакторы растрового типа Работа с растровым графическим редактором | 1 | Практическая работа |
24 | 01.03/09.03 | | Кодирование изображения Работа с растровым графическим редактором | 1 | Самостоятельная работа |
25 | 15.03/16.03 | | Работа с векторным графическим редактором | 1 | разноуровневые инструкц. карточки |
26 | 22.03/23.03 | | Технические средства компьютерной графики Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | 1 | Терминолог.диктант |
5.Мультимедиа и компьютерные презентации 6ч. |
27 | 05.04/06.04 | | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных) | использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений | умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов | организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств | умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.) | Устный опрос |
28 | 12.04/13.04 | | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | 1 | тестирование |
29 | 19.04/20.04 | | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 1 | Практическая работа |
30 | 26.04/27.04 | | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | 1 | Практическая работа |
31 | 03.05/04.05 | | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | 1 | Контрольная работа |
32 | 10.05/11.05 | | Итоговое тестирование по курсу 7 класса | 1 | разноуровневые инструкц. карточки |
33-35 | | | Резерв | | |
| | итого | 35ч. | | | | | | |