СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс ФГОС по Информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 7 класс ФГОС по Информатике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс ФГОС по Информатике»

7



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по информатике для 7 класса основной школы составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010г. С изменениями внесенными приказом Минобрнауки РФ «О внесении изменений в ФГОС ООО» №1577 от 31.12.2015г

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Примерной основной образовательной программы ОУ. Основная школа./Сост. Е.С. Савинов.-М.: просвещение 2011.

  • Авторской программы Иформатика. Программа для основной школы: 7-9 классы /Сост. И.Г. Семакин, М.С. Цветкова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.

  • С учетом нормативно-правовой документации и локальных актах регламентирующих деятельность школы на 2016-2017 учебный год.

В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 7 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.


Цели изучения информатики в 7 классе:

  • формирование информационной культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин­формационных процессах;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

Задачи изучения информатики в 7 классе:

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать

информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.




3. Место учебного курса в учебном плане

Курс «Информатика» изучается в 7 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 35 часов.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно–полезной, учебно –исследовательской, творческой деятельности.

3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПиН, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.

Требования ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики


7 класс, § 2, «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности


Задачник-практикум, «Творческие задачи и проекты»: выполнение заданий проектного характера требует от учащихся их взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями).

В завершении проектной работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также формирует у детей коммуникативные навыки


3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни


Учебник для 7 класса, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».

Интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps)

В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером.


При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.


2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.

3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно–следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект.

4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме компьютерного кодирования.

В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель.

5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ–компетенции).

Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5).


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач


7 класс, глава 3 «Текстовая информация и компьютер».

7 класс, глава 4 «Графическая информация и компьютер».

7 класс, глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема «Представление звука».


2. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)

Содержательная линия курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5.)



При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС


Соответствующее содержание УМК

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры


Формирование данной компетенции посвящено все содержание учебника и УМК

1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей чрез весь курс.

7 класс : глава 2 «Компьютер: устройство и программное обеспечение»; глава 4 «Графическая информация и компьютер»; § 19. «Технические средства компьютерной графики»; глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», § 25 «Технические средства мультимедиа».


1.3.Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума.

  1. Формирование представления об основном изучаемом понятии : информация и её свойства.

2.1. Формирование представления о понятии информации и её свойствах.

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Информация и информационные процессы».

7 класс: глава 1 «Человек и информация «, все параграфы; Дополнения к главе 1,

    1. Неопределенность знания и количество информации».

  1. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.

3.1.Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса.

7 класс: Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».













5. Содержание учебного предмета «Информатика»

общее число часов – 32 ч. Резерв учебного времени – 3 ч.



  1. Введение в предмет 1ч.


Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.


  1. Человек и информация 4ч (3+1)


Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6ч (3+3)


Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.


  1. Текстовая информация и компьютер 9ч (3+6).


Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.




  1. Графическая информация и компьютер 6ч (2+4)


Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.


  1. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.



6. Тематическое планирование.


Наименование темы:

Всего часов:

В том числе:

Планируемое количество часов на самостоятельные работы учащихся(в том числе проектная деятельность

Тестовые работы

Контрольные работы

Практические работы

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.


1





2

Человек и информация

4



1


3

Компьютер: устройство и программное

6



3


4

Текстовая информация и компьютер

9



6


5

Графическая информация и компьютер

6



4


6

Мультимедиа и компьютерные презентации

6



4






















Календарно-тематическое планирование 7 класс (35 часов)


Учебно-тематический план 7 класс (35 часов)


№ п/п

Дата:

Название разделов и содержание тем

Всего часов план /факт

Виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личные результаты

ИКТ- компетентность

Оценка результатов

План

Факт


1.Человек и информация 5ч.


1

07.09/

08.09


Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

1

анализ предлагаемой информации; получение представления о возможностях передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой ин- формации и личную информационную без- опасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных

освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ

как правильно и безопасно вести себя при работе с компьютером;


2

14.09/

15.09


Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

1

Устный опрос

3

21.09/

22.09


Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры.

1

Фронтальный опрос

4

28.09/

29.09


Работа с тренажёром клавиатуры


1

Практическая работа

5

05.10/

06.10


Измерение информации. Единицы измерения информации

1

разноуровневые инструкц. карточки


2.Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч.

6

12.10/13.10


Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.


построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера

повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

умение слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность, план работы

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ

Устный опрос


7

19.10/20.10


Устройство персонального компьютера



8

26.10/27.10


Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.


1

Практическая работа

9

09.11/10.11


Пользовательский интерфейс


Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК

1

Терминологический диктант

10

16.11/17.11


Файлы и файловые структуры.

1

Практическая работа

11

23.11/24.11


Работа с файловой структурой операционной системы

1

Самостоятельная работа

12

30.11/01.12


Итоговое тестирование по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО

1

Защита проект


3.Текстовая информация и компьютер 9ч.


13

07.12/08.12


Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

1

использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.)

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий

развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях

приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности

Тестирование

14

14.12/15.12


Текстовые редакторы и текстовые процессоры

1

разноуровневые инструкц. карточки

15

21.12/22.12


Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

1

взаимооценивание

16

28.12/29.12


Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

1

Практическая работа

17

11.01/12.01


Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены

1

Взаимо опрос в парах

18

18.01/19.01


Работа с таблицами

1

Практич. работа

19

25.01/26.01


Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов

1

тестирование

20

01.02/02.02


Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов

1

Практич. работа

21

08.02/09.02


Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер


1

разноуровне- вые инструкц. карточки


4.Графическая информация и компьютер 5ч.


22

15.02/16.02


Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.


1

приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера

преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты

овладение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др

получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и со- здания раз- личных графических объектов

понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений

Устный опрос

23

22.02/02.03


Графические редакторы растрового типа


Работа с растровым графическим редактором

1

Практическая работа

24

01.03/09.03


Кодирование изображения


Работа с растровым графическим редактором

1

Самостоятельная работа

25

15.03/16.03


Работа с векторным графическим редактором

1

разноуровневые инструкц. карточки

26

22.03/23.03


Технические средства компьютерной графики

Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

1

Терминолог.диктант


5.Мультимедиа и компьютерные презентации 6ч.

27

05.04/06.04


Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации

1

совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных)

использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов

организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств

умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.)

Устный опрос

28

12.04/13.04


Создание презентации с использованием текста, графики и звука.


1

тестирование

29

19.04/20.04


Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

1

Практическая работа

30

26.04/27.04


Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).

1

Практическая работа

31

03.05/04.05


Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»

1

Контрольная работа

32

10.05/11.05


Итоговое тестирование по курсу 7 класса

1

разноуровневые инструкц. карточки

33-35



Резерв





итого

35ч.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!