СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Информатика. 5-6 классы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Информатика» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по информатике, соотносится с действующей Примерной программой обучения информатике в основной общеобразовательной школе (2009) М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Информатика».

Согласно учебному плану на изучение курса информатики отводится:

- в 5 классе - 36 часов в год (в том числе 5 контрольных мероприятий),

- в 6 классе – 36 часов в год (в том числе 3 контрольных мероприятия).

Срок реализации рабочей программы 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Информатика. 5-6 классы"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Естественно-научной дисциплины


«Информатика»

5-6 классы





Составитель: Перес Герреро Нина Ригобертовна

Стаж: 8 лет

Категория: нет







Одобрена Составлена в соответствии с

предметно-цикловой комиссией требованиями ФГОС СОО и СПО

«Естественно-научных дисциплин» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Протокол № _____________ ___________________________ Сиромаха Е.С.

Председатель

________________________

Гегеле И.Ю.









Москва, 2018

Содержание программы

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  3. Содержание учебного предмета

  4. Тематическое планирование

  5. Формы контроля





























Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика» разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2014 г. N 1608). Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по информатике, соотносится с действующей Примерной программой обучения информатике в основной общеобразовательной школе (2009) М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Информатика».

Рабочая программа ориентирована на учебники и пособия:

- «Информатика, 5 класс», Босова Л.Л., Босова А.Ю., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

- «Информатика, 6 класс», Босова Л.Л., Босова А.Ю., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

- «Информатика, 5-7 классы: занимательные задачи», Босова Л.Л., Босова А.Ю., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;

- «Информатика, 5-6 классы: примерная рабочая программа», Босова Л.Л., Босова А.Ю., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Согласно учебному плану на изучение курса информатики отводится:

- в 5 классе - 36 часов в год (в том числе 5 контрольных мероприятий),

- в 6 классе – 36 часов в год (в том числе 3 контрольных мероприятия).

Срок реализации рабочей программы 2 года.













Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета «Информатика» у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК 12. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации в профессиональной деятельности, использовать умения и знания учебных дисциплин и профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Изучение предметной области «Информатика и математика» и учебного предмета «Информатика» должно обеспечивать умения:

- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Изучение предметной области «Информатика и математика» и учебного предмета «Информатика» должно обеспечивать знания:

- тематического материала курса;

- основных технологий создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

- назначения и функции операционных систем.

Личностное развитие:

  1. Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  2. понимание роли информационных процессов в современном мире;

  3. владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  4. Ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  5. Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  6. Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;

  7. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;

  8. Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  9. Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  1. Владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  2. Владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  3. Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  5. Владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  6. Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные

  7. информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму

  8. представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  9. ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;

  3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  5. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.





















Содержание учебного предмета

5 класс

Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

6 класс

Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Тематическое планирование


темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

5 класс

Раздел 1. Информация вокруг нас, 20ч

1

1.1 Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

1.2 Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

1.3 Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

1.4 Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

1.5 Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

1.6 Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации.

1.7 Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

1.8 Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Аналитическая деятельность:

  1. приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  2. приводить примеры информационных носителей;

  3. классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  4. разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  5. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Практическая деятельность:

  1. кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  2. работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  3. осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  4. сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  5. систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  6. вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  7. преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  8. решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Раздел 2. Информационные технологии, 18ч

2

2.1 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

2.2 Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

2.3 Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

2.4 Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

2.5 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре

Аналитическая деятельность:

  1. выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  2. анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  3. определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

  1. выбирать и запускать нужную программу;

  2. работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  3. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  4. создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  5. соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.



6 класс

Раздел 3. Информационное моделирование, 16ч

3

3.1 Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

3.2 Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

3.3 Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

3.4 Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

3.5 Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

3.6 Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

3.7 Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

3.8 Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

3.9 Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.


Аналитическая деятельность:

  1. анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  2. выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  3. осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  4. приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

  5. различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  6. приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  1. изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  2. изменять свойства панели задач;

  3. узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

  4. упорядочивать информацию в личной папке.

  5. создавать словесные модели (описания);

  6. создавать многоуровневые списки;

  7. создавать табличные модели;

  8. создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

  9. создавать диаграммы и графики;

  10. создавать схемы, графы, деревья;

  11. создавать графические модели.

Раздел 4. Алгоритмика, 20ч

4

4.1 Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

4.2 Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

4.3 Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

  1. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  2. придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  3. выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  1. составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  2. составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

  3. составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.
















Формы контроля

Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе первичного восприятия нового материала используются репродуктивные вопросы и задания. Виды контроля здесь – устный опрос, практические работы, самостоятельные работы, творческие задания.

Пример творческого задания: составление головоломок на заданную тематику.

Промежуточный контроль проводится в конце цепочки уроков, полугодий и носят тестовый характер:

5 класс

Раздел 1: Информация вокруг нас

Контрольные тесты: а) «Информация вокруг нас»,

б) «История информатики»,

в) «Информация и информационные процессы».

Раздел 2: Информационные технологии

Контрольные тесты: а) «Как устроен компьютер»,

б) «Клавиатура».

6 класс

Раздел 3: Информационное моделирование

Контрольные тесты: а) «Объекты»,

б) «Табличное решение логических задач».

Раздел 4: Алгоритмика

Контрольный тест: а) «Моделирование. Основы алгоритмизации».

Также, в течение каждого учебного года проводятся два среза знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!