СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Информатика и ИКТ (9 класс)»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Информатика и ИКТ (9 класс)» составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям с учетом  авторской программы Угриновича Н.Д. «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Информатика и ИКТ (9 класс)»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №33






Утвердил:

зам. директора по УПР

Позднякова Л.А.

________________________





Рабочая программа

по

___информатике и ИКТ___------------

(учебный предмет)

Преподаватель__Юхтина Надежда Васильевна__

(фамилия, имя, отчество)

_______9 класс_______

(класс)

____2013 – 2014 учебный год___

(учебный год)




УМК по данному курсу

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.:ил.

3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил.




Обсуждена и согласована на

методическом объединении учителей математики и информатики

Протокол № ____________________

от «______»_____________20___ г.


Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № _________________

от «_____» ______________20___ г.







2. Пояснительная записка.

2.1 Нормативно- правовые документы

Рабочая программа «Информатика и ИКТ (9 класс)» составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям с учетом авторской программы Угриновича Н.Д. «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе».

2.2. Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы находится в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

2.3. Цели и задачи обучения

Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результат;

  3. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности;

  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  5. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;

  6. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.


2.4. Место предмета в учебном плане лицея.

В соответствии с учебным планом лицея на преподавание информатики и ИКТ в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

2.5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

2.6. Универсальные учебные действия

Личностные:

  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;

  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;

  • использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.

Метапредметные:

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации,

планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации

структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных

объектов, явлений и процессов;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать

защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  • владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами

информационных и коммуникационных технологий;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении

проекта.

Предметные:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выделение основных информационных процессов в реальных системах, нахождение сходства и

различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных

системах;

  • выбор язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение

формы представления информации, отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы,

диаграммы и др.);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и

полноты информации;

  • оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота,

актуальность и т.п.);

  • развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;

  • разработка и запись типовых алгоритмов, т.е. построение модели решения задачи, при этом составление блок-схем решения задачи с применением основных алгоритмических конструкций для описания алгоритмов, проверка правильности алгоритма, нахождение и исправление типовых ошибок;

  • определение возможности использования формального исполнителя алгоритмов для решения конкретной задачи по системе его команд;

  • освоение основных конструкций языка программирования;

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);

  • построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  • определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;

  • решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;

  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

  • формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

  • выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;

  • отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.

в сфере коммуникативной деятельности:

  • понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение культуры поведения в сети Интернет.

в сфере трудовой деятельности:

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;

  • овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);

  • знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);

  • умение тестирования используемого оборудования и программных средств;

  • использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • определение пропускной способности используемого канала связи;

  • выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

  • решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;

  • создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);

  • использование средств презентационной графики при подготовке и выполнения сообщений;

  • использование программ (или программных модулей) деловой графики для наглядного представления числовых показателей и динамики их изменения;

  • создание и наполнение собственных баз данных;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.

в сфере эстетической деятельности:

  • приобретение навыков компьютерного дизайна;

  • овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

  • демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.

в сфере физической деятельности:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;

  • владение профилактическими мерами при работе с средствами информатизации;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.


Основные формы занятий с учащимися: лекции, практикумы, практические работы на компьютере.

3. Учебно-тематический план.

п/п

Темы (разделы)

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

9 класс


9.

Формализация и моделирование

10

1

6 + 1 практикум

10.

Хранение информации

5

1

2 + 1 практикум

11.

Коммуникационные технологии

14

1

8 + 1 практикум

12.

Информационные технологии в обществе

5

1

3 + 1 практикум

Итого

34

4

19 + 4 практикум


4. Содержание курса.

п/п

Теория

Практика

9 класс

Формализация и моделирование (10 час)

знать

уметь/иметь представление

  • Определение информационного моделирования; виды информационных моделей; требования к создаваемым моделям; формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема; основные этапы построения моделей; существенные характеристики формализации как этапа моделирования; сущностные характеристики и назначение компьютерного моделирования, его этапы и виды моделей, получаемых в результате; сущностные характеристики моделей процесса управления и процесса управления; роль обратной связи в управлении.

  • Иметь представление об объекте, субъекте, цели моделирования; о целях управления процессом или системой.

  • Уметь формулировать цель моделирования; оперировать с моделями, представленными в разных формах; формализовывать текстовую информацию; представлять данные в табличной форме; в форме графа; в форме блок-схемы;

  • Давать оценку адекватности модели объекту и целям моделирования; реализовывать основные этапы исследования физических моделей;

  • Приводить примеры моделирования социальных, химических и технических систем и процессов

1.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного.

№ 1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.


2.

Модели, управляемые компьютером.

№ 2. Построение генеалогического дерева семьи.

3.

Виды информационных моделей. Чертежи.

№ 3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

4.

Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.


5.

Таблица как средство моделирования.



6.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

№ 4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

7.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.


8.

Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе

№ 5. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе

9.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования

№ 6. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

10. Практикум: Работа с моделями

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

Контроль знаний и умений: тестирование

Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» - 9: Глава 5. Моделирование и формализация.

Хранение информации (5 час)

знать

уметь/иметь представление

  • Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

  • Реляционные БД.

  • Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД.

  • Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.

  • Иметь представление о реляционной базе данных.

  • Уметь создавать структуру базы данных, просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму, формировать запрос, используя систему управления базами данных MS Access; выполнять поиск записей в готовой базе данных; сортировку записей в готовой базе данных

11.

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.


12.

Ввод и редактирование записей.

№ 7. Поиск записей в готовой базе данных.

13.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.


14.

Поиск, удаление и сортировка данных.

№ 8. Сортировка записей в готовой базе данных.

15. Практикум: Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации.

Ввод информации.

Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

Контроль знаний и умений: тестирование

Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» - 9: Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

Коммуникационные технологии (14 час)

знать

уметь/иметь представление

  • Понятия «канал связи», «источник», «приемник информации». Понятие сети; классификацию сетей; топологию локальных сетей; способы адресации; протоколы передачи данных и их назначение.

  • Структуру и возможности глобальной компьютерной сети

  • Топологию информационных ресурсов и сервисов компьютерных сетей

  • Правила переписки по электронной почте.

  • Особенности процессов архивирования и разархивирования.

  • О процессе передачи информации.

  • Уметь для конкретного процесса передачи информации определять его элементы; устанавливать скорость передачи информации и каналов связи.

  • Осуществлять доступ к диску на компьютере, подключенном к локальной сети

  • Подключиться к Интернету

  • Иметь представление об аппаратных и программных средствах организации компьютерных сетей.

  • Использовать ресурсы в обучении; настраивать браузер и использовать его возможности для путешествия по Всемирной паутине

  • Создавать почтовый ящик, создавать, отправлять сообщение в режиме on-, off-line; делать приложения к письмам.

  • Организовывать коммуникацию с помощью форумов, чатов, телеконференций.

  • Делать простые и составные запросы, использовать различные поисковые машины.

  • Уметь создавать и распаковывать архив

16.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.


17.

Локальные и глобальные компьютерные сети.


18.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

№ 9. Путешествие по Всемирной паутине.

19.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

№ 10. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

20.

Поиск информации.

№ 11. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

21.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.


22.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.


23.

Архивирование и разархивирование.


24.


№ 12. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

25.


№ 13. Загрузка файла из файлового архива.

26.


№ 14. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

27.


№ 15. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них

28.


№ 16. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

29. Практикум: Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта).

Поиск необходимой информации.

Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Контроль знаний и умений: тестирование

Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» - 8: Глава 3. Коммуникационные технологии

Информационные технологии в обществе (5 час)

знать

уметь/иметь представление

  • Основные типы информационных ресурсов общества; сущностные характеристики информационной культуры, уровни ее сформированности у человека; этические и правовые нормы информационной деятельности человека; основы информационной безопасности.

  • Иметь представление о становлении информационной цивилизации.

30.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.


31.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

№ 17. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи

32.

Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность.

№ 18. Защита информации от компьютерных вирусов.

33.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

№ 19. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы

34. Практикум: Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы.

Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.

Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.

Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.

Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

Контроль знаний и умений: тестирование

Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» - 9: Глава 6. Информационное общество


5. Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по информатике и ИКТ.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

6. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекта, в который входят:

  • 2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295 с.:ил.;

  • 3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ.

  • Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.:ил.;

  • а также дополнительная литература:

  • 1. Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. 7 – 11 классы. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,

  • 2001. – 304 с.: ил.;

  • 3. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц

7. Список литературы для учителя:

  1. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. – Минск: 1998. – 431 с.: ил.

  2. Епанешников А. М., Епанешников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. – М: 2001. – 367 с.

  3. Росс Г. В., Дулькин В. Н., Сысоева Л. А. Основы информатики и программирования. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Москва: 2000. – 160 с.

  4. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 496 с.: ил.

  5. Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11 классов. – Москва: ABF, 1996. – 560 с.: ил.

  6. Шафрин Ю. А., Ефимова О. В., Моисеева М. В. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – Москва: ABF, 1997. – 560 с.: ил.

  7. Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».

  8. Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».

  9. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Интернет-ресурсы

1. www.ege.edu.ru

2. www.fipi.ru

3. www.kpolakov.narod.ru

Организация обучения Информатики и ИКТ

При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования руководствовалась следующей нормативной базой:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. № 1089) Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart /p2/1288/

2. Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453

3. Приказ № 93 от 21.10.2004 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на учебный год» http://www.edu.ru

4. Приказ № 1089 от 5 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/

5. Приказ № 1312 от 9 марта 2004 г Минобразования России «Об утверждении нового Федерального базисного учебного плана для ОУ, реализующих программы общего образования».

6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. // Информатика и образование, 2004. № 7.

8. Приложение к программе. Структура курса.

п/п

Содержательные линии

9 класс

1.

Формализация и моделирование (8 часов)

10

2.

Хранение информации (4 часа)

5

3.

Коммуникационные технологии (12 часов)

14

4.

Информационные технологии в обществе (4 часа)

5

Итого

34



























9. Календарно-тематическое планирование.

Сокращения: КУ – комбинированный урок; УИНМ – урок изучения нового материала; УЗиРЗУН – урок закрепления и развития ЗУН; УФНЗУН – урок формирования новых ЗУН; УП – урок повторения; УПЗ – урок проверки знаний; УПЗУН – урок применения знаний, умений, навыков; ПОУ – повторительно-обобщающий урок.

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Форма урока/практические работы

Основное содержание

Форма организации познавател. деятельности

Методы урока

Формы контроля

Формализация и моделирование (10 час)

1.


Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного.

КУ

П. р. № 1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.


Окружающий мир как иерархическая система; системы и элементы; целостность системы; свойства системы; моделирование, формализация, визуализация

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (с.р.)

2.


Модели, управляемые компьютером.

КУ

П. р. № 2. Построение генеалогического дерева семьи.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (тест 5 вопросов)

3.


Виды информационных моделей. Чертежи.

КУ

П. р. № 3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования

Типы информационных моделей; статистические и динамические информационные модели

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (опрос)

4.


Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

УИНМ

Урок по ознакомлению с новым материалом

Понятия двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты

фронтальная

Репродуктивный, частично-поисковый

Текущий (тест 5 вопросов)

5.


Таблица как средство моделирования.


УИНМ

Урок по ознакомлению с новым материалом

Табличные информационные модели

фронтальная

Репродуктивный, частично-поисковый

Текущий (с.р.)

6.


Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

КУ

П.р. № 4. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (инд. задания)

7.


Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

УИНМ

Урок по ознакомлению с новым материалом

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь

фронтальная

Репродуктивный, частично-поисковый

Текущий (тест 5 вопросов)

8.


Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе

КУ

П.р. № 5. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе

Геоинформационные модели. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (опрос)

9.


Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования

.КУ

П.р. № 6. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (с.р.)

10.


Работа с моделями


УП ЗУН

Практикум

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

групповая

проект

Защита проекта

11.


Контрольная работа

1 «Формализация и моделирование»

УПЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовая работа, содержащая 25 вопросов с 4 вариантами ответов

индивидуальн.

репродукт

Тематич. письмен. тест

Хранение информации (5 час)

12.


Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

УИНМ

Урок по ознакомлению с новым материалом

Представление базы данных в виде таблицы и формы; СУБД

фронтальная

Репродуктивный, частично-поисковый

Текущий (тест 5 вопросов)

13.


Ввод и редактирование записей.

КУ

№ 7. Поиск записей в готовой базе данных.

Ввод и редактирование записей.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (фронтальный опрос)

14.


Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

УИНМ


Урок по ознакомлению с новым материалом


Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

фронтальная


Репродуктивный, частично-поисковый

Текущий (тест 5 вопросов)


15.


Поиск, удаление и сортировка данных.

КУ

№ 8. Сортировка записей в готовой базе данных

Поиск, удаление и сортировка данных.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (инд. карточки)

16.


Работа с учебной базой данных.


УП ЗУН

Практикум

Поиск необходимой информации.

Ввод информации.

Обработка запросов

групповая

проект

Защита проекта

17.


Контрольная работа

2 «Хранение информации»

УПЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовая работа, содержащая 25 вопросов с 4 вариантами ответов

индивидуальн.

репродукт

Тематич. письмен. тест

Коммуникационные технологии (14 час)

18.


Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

УИНМ


Урок по ознакомлению с новым материалом


Передача информации; канал обмена информацией

фронтальная


Репродуктивный, частично-поисковый

Текущий (тест 5 вопросов)


19.


Локальные и глобальные компьютерные сети.

КУ

№ 9. Путешествие по Всемирной паутине.

Локальные КС: одноранговые и с использованием сервера; состав Интернета; подключение к Интернету; адресация

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (с.р.)

20.


Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

КУ

№ 10. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям; технология Всемирной паутины; браузеры; файловые архивы.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (тест 10 вопросов)

21.


Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

.КУ

№ 11. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

Адрес электронной почты, функционирование ЭП; общение в Интернете; мобильный Интернет

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (опрос)

22.


Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

КУ

№ 12. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

Поиск информации в Интернете. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (с.р.)

23.


Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

КУ

№ 13. Загрузка файла из файлового архива.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (с.р.)

24.


Архивирование и разархивирование.

УИНМ


Урок по ознакомлению с новым материалом


Архивирование и разархивирование.

фронтальная


Репродуктивный, частично-поисковый

Текущий (тест 5 вопросов)


25.


Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

КУ

№ 14. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (инд. задания)

26.


Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них

КУ

№ 15. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (с.р.)

27.


Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

КУ

№ 16. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (опрос)

28.


Создание и обработка

комплексного

информационного

объекта в виде веб-

страницы (веб-сайта) с

использованием

шаблонов.


УП ЗУН

Практикум

Планирование веб-страницы (веб-сайта).

Поиск необходимой информации.

Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование ссылок (гипертекста).

групповая

проект

Защита проекта

29.


Контрольная работа

3 «Коммуникационные технологии»

УПЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовая работа, содержащая 25 вопросов с 4 вариантами ответов

индивидуальн.

репродукт

Тематич. письмен тест.

Информационные технологии в обществе (5 час)

30.


Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

КУ

№ 17. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи

Информационное общество, информационная культура; перспективы развития ИКТ.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (с.р.)

31.


Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность.

КУ

№ 18. Защита информации от компьютерных вирусов.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (тест 10 вопросов)

32.


Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

КУ

№ 19. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий

индивидуальн.

частично-поисковый

Текущий (пис. опрос)

33.


Организация группового

информационного

пространства для

решения коллективной

задачи.


УП ЗУН

Практикум

Планирование работы.

Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.

Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.

Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.

Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

групповая

проект

Защита проекта

34.


Контрольная работа

4 «Информационные технологии в обществе»

УПЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовая работа, содержащая 25 вопросов с 4 вариантами ответов

индивидуальн.

репродукт

Тематич. письмен. тест




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!