ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2017 № 307
протокол педсовета №1 от 31.08.2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Геометрия»
(базовый)
11 класс
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Составитель:
Шайдуллина С.С.
учитель математики и физики первой квалификационной категории
г. Нижневартовск
2017 год
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
3. Содержание учебного предмета.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, с учетом примерной программы среднего общего образования по математике и программы по геометрии к УМК для 10-11 класса из «Сборник рабочих программ» А. Бурмистрова. – М. : Просвещение, 2015.
Цель изучения курса геометрии в 11 классе - формирование пространственных представлений.
Задачи:
Сформировать представления об объёмах многогранников и «круглых» тел
Сформировать понятие цилиндра, конуса и шара как пространственных фигур
Развить умение применять свойства пространственных фигур при решении задач
Выработать умение изображать пространственные фигуры на плоскости
Расширить сведения о координатном методе решения задач.
Особенностью курса является то, что он является продолжением курса геометрии 10 класса.
1. Место учебного предмета в учебном плане
Количество учебных часов, отведённое на освоение программы учебным планом
МБОУ «СШ №34» предусматривает 2 часа в неделю обязательное изучение геометрии в 11 классе в количестве 70 часов.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Должны знать:
Многогранники. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная. Призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, параллелепипеде, призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Должны уметь (на продуктивном уровне освоения):
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой.
Способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
3. Содержание учебного предмета
Метод координат в пространстве (14ч)
Декартовы координаты в пространстве.
Формула расстояния между двумя точками.
Угол между векторами.
Координаты вектора.
Скалярное произведение векторов.
Движение.
Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная).
Примеры симметрии в окружающем мире.
Тела и поверхности вращения (18ч)
Цилиндр и конус.
Усеченный конус.
Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка.
Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей (23ч)
Понятие об объеме тела.
Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса.
Формулы объема шара и площади сферы.
Повторение (15ч)
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ п/п | Дата | Кол-во часов на тему | Тема | Основные виды деятельности учащихся |
по плану | факт |
1-14 | | | 14 | Метод координат в пространстве. Движения | |
1 | 02.09 | | 1 | Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. | строят точки по их координатам, находят координаты векторов |
2 | 02.09 | | 1 | Связь между координатами точки и вектора. | доказывают коллинеарность и компланарность векторов |
3-5 | 09.09-16.09 | | 3 | Простейшие задачи в координатах | применяют формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом |
6 | 16.09 | | 1 | Угол между векторами. | вычисляют скалярное произведение в координатах и как произведение длин векторов на косинус угла между ними; находят угол между векторами по координатам; применяют формулы для вычисления угла между прямыми |
7-8 | 23.09 | | 2 | Скалярное произведение векторов. |
9-10 | 30.09 | | 2 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями |
11-12 | 07.10 | | 2 | Движения |
13 | 14.10 | | 1 | Решение задач | применяют алгоритм вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам при решении задач. |
14 | 14.10 | | 1 | Контрольная работа по теме «Метод координат в пространстве» | применяют формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом |
15-32 | | | 18 | Цилиндр, конус, шар | |
15 | 21.10 | | 1 | Цилиндр | умеют различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи, находить площадь осевого сечения цилиндра, строить осевое сечение цилиндра. |
16 | 21.10 | | 1 | Площадь поверхности цилиндра | используя формулы, вычисляют S боковой и полной поверхностей. |
17-18 | 28.10 | | 2 | Решение задач |
19-22 | 11.11-18.11 | | 4 | Конус. Усеченный конус | выполняют построение конуса и его сечения, находят элементы, распознают на моделях, изображают на чертежах. Решают задачи на нахождение площади поверхности конуса и усеченного конуса. |
23-24 | 25.11 | | 2 | Решение задач |
25-26 | 02.12 | | 2 | Сфера и шар. Уравнение сферы | умеют определять взаимное расположение сфер и плоскости, составляют уравнение сферы по координатам точек; решают типовые задачи по теме, применяют формулу на нахождение S сферы. |
27 | 09.12 | | 1 | Взаимное расположение сферы и плоскости |
28 | 09.12 | | 1 | Касательная плоскость к сфере |
29-30 | 16.12 | | 2 | Площадь сферы |
31 | 23.12 | | 1 | Решение задач |
32 | 23.12 | | 1 | Контрольная работа по теме «Цилиндр, конус, шар» | решают типовые задачи по теме |
33-55 | | | 23 | Объемы тел | |
33-34 | 30.12 | | 2 | Объем прямоугольного параллелепипеда | находят объем куба и объем прямоугольного параллелепипеда |
35-36 | 13.01 | | 2 | Объем прямой призмы и цилиндра | решают задачи с использованием формулы объема прямой призмы и цилиндра |
37-39 | 20.01-27.01 | | 3 | Решение задач |
40-43 | 27.01-03.02 10.02 | | 4 | Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса. | решают задачи с использованием формулы объема наклонной призмы |
44-46 | 10.02-17.02 | | 3 | Решение задач | решают простейшие стереометрические задачи на нахождение объемов. |
47-49 | 24.02-02.03 | | 3 | Объем шара и площадь сферы | выводят формулу с помощью определенного интеграла и используют ее при решении задач на нахождение объема шара, выводят формулу площади сферы, решают задачи на вычисление площади сферы |
50-54 | 02.03-16.03 | | 5 | Решение задач |
55 | 30.03 | | 1 | Контрольная работа по теме «Объёмы тел» | решают стереометрические задачи на нахождение объемов. |
56-70 | | | 15 | Обобщающее повторение | |
56-57 | 30.03-06.04 | | 2 | Треугольники | Повторяют свойства медиан, биссектрис, высот, соотношения, связанные с окружностью. Применяют их при решении задач. |
58-59 | 06.04-13.04 | | 2 | Четырехугольники | Повторяют метрические соотношения в параллелограмме, трапеции, применяют их при решении задач. |
60-61 | 13.04-20.04 | | 2 | Окружности | Повторяют свойства касательных, проведенных к окружности, свойство хорд; углов вписанных, центральных, применяют их при решении задач. |
62 | 20.04 | | 1 | Итоговая контрольная работа | |
63-64 | 27.04 | | 2 | Векторы в пространстве | Расположение векторов по координатным векторам, действия над векторами, уравнение прямой, координаты вектора; координаты середины отрезка, скалярное произведение векторов, формулу для вычисления угла между векторами и прямыми в пространстве. |
65-66 | 04.05 | | 2 | Метод координат в пространстве |
67-68 | 11.05 | | 2 | Объёмы тел | Повторяют формулы для вычисления объемов и площадей поверхности тел. |
69-70 | 18.05 | | 2 | Повторение | |