Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 0 « 00 » мая 2019г. | «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол № 00 « 00» мая 2019г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № 000 «00» июня 2019г |
Рабочая программа
по физике
для учащихся с задержкой психического развития
7 «Е» класс
Учитель: Сергеева Елена Евгеньевна
Калининград
2019
Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы:
Рабочая программа по физике для детей с задержкой психического развития составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по физике. За основу данной Рабочей программы взята Программа «Физика 7-9 классы». Авторы программы - Е. М. Гутник, А. В. Перышкин («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл.» / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин, М. «Дрофа», 2008 г., стр. 104 – 115) с учетом рекомендаций к изменению в программе и тематическом планировании по физике в 7 - 9 классах КРО (материалы 2 всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы». Москва. 2005 , стр. 119-123. (для учащихся 7 вида).
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 г №1897 с изменениями
2. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2019-2020 учебный год
3. Учебного плана МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда на 2019-2020 учебный год,
Цели рабочей программы:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи рабочей программы:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общих учебных умений и навыков.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Ознакомление школьников с методами научного познания проводится при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Для эффективного усвоения учащимися 7 вида учебного материала по физике для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе. Часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы, исключены из рассмотрения. Учет особенностей учащихся 7 вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся. Проектные уроки (2 часа). Обзор открытий в физике и астрофизике. Образовательное событие «Встреча с космосом» (1 час). Резерв (2 часа). Резервные уроки отведены на проведение мониторингов образовательных достижений учащихся по итогам 1 полугодия и промежуточной аттестации по итогам учебного года по графику администрации.
Рабочая программа реализуется в 7 «Е» классе.
Рабочая программа рассчитана на изучение физики в 2019/2020 учебном году. Согласно ООП ООО МАОУ СОШ № 38 в VII классе (VII вид) отводится 70 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, из них контрольные работы – 3 часа, лабораторные работы – 11 часов.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Административный контроль.
мониторинг образовательных достижений по итогам 1 полугодия;
промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Текущий контроль.
Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение тел»
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
Контрольная работа №3 по теме «Давление»
Проверочная работа по теме «Работа. Мощность. Энергия».
Тестирование.
Тест № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества»
Тест № 2 «Плавание тел»
Тест № 3 «Работа и мощность».
Лабораторные работы.
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».
Лабораторная работа № 3 «Взвешивание тел на рычажных весах».
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества».
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Лабораторная работа № 9. «Выяснение условий плавания тел в жидкости».
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД наклонной плоскости».
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета:
Обучающиеся 7 класса научатся:
• переводить единицы измерения физических величин в СИ;
• понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, сообщающиеся сосуды, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии другой;
• измерять массу, силу, объем, плотность тела, плечо силы;
• владеть экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда, момента силы при определении соотношения сил и плеч для равновесия рычага;
• владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда, механической работы, мощности, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
• находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела.
Обучающиеся 7 класса получат возможность научится:
• понимать принципы действия динамометра, весов, барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, рычага, блока, наклонной плоскости, встречающихся в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
• понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закона Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Личностные результаты:
• формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, используя различные источники и новые информационные технологии для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
УМК «Физика. 7 класс»
1.А.В. Перышкин. Физика-7, - М. Дрофа, 2017.
2. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
3. Л.А. Кирик, Ю. И. Дик. Физика – 7. Сборник заданий и самостоятельных работ. М. Илекса, 2009-2012.
4. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
7. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013
Электронные учебные издания:
1. С.М. Козел, В.А. Орлов, Н.Н. Гомулина Физика. Учебное электронное издание 7-11 классы практикум. ООО «Физикон», м. 2004. 2. Л.Э. Гендельштейн, Ю.И. Дик, Л. А. Кирик, Г.Н. Сиротенко «Физика». Интерактивное приложение к учебно-методическому комплексу базового уровня. 3. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).
Список наглядных пособий:
Таблицы общего назначения
Международная система единиц (СИ).
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
Физические постоянные.
Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.
Тематические таблицы
Броуновское движение. Диффузия.
Манометр.
Строение атмосферы Земли.
Атмосферное давление.
Барометр-анероид.
Виды деформаций
Траектория движения.
Работа силы.
Содержание учебного предмета, курса.
(70 часов, 2 часа в неделю)
I. Введение (4 часа.)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
III. Взаимодействие тел. (23 часа)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (19 часов)
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Проектные уроки (2 часа)
Перспективы развития физики в XXI веке. Обзор открытий в физике и астрофизике. Образовательное событие «Встреча с космосом» (1 час)
Резерв (2 часа)
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения
учителей естественно-математического цикла
от 29.08.2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам.директора по УВР
______________ Ненашева Ю.С.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
Введение (4 часа) |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. | 1 |
2. Модуль №1 | Физические величины и их измерение. Решение задач. | 1 |
3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
4 | Роль науки в познании природы. | 1 |
Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) |
1 | Строение вещества. Молекулы. | 1 |
2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 |
4. Модуль №2 | Взаимодействие молекул. Решение задач. | 1 |
5.Модуль №3 | Три состояния вещества. Решение задач. | 1 |
6 | Тест № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества». Охрана окружающей среды. | 1 |
Глава 2. Взаимодействие тел ( 23 часа) |
1 | Механическое движение | 1 |
2 | Равномерное и неравномерное движение. Единицы скорости | 1 |
3.Модуль №4 | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | 1 |
4.Модуль №5 | Решение задач по теме «Механическое движение» | 1 |
5.Модуль №6 | Графики движения. Решение задач. | 1 |
6 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
7 | Контрольная работа №1 «Механическое движение тел» | 1 |
8 | Инерция | 1 |
9 | Взаимодействие тел. Масса | 1 |
10 | Лабораторная работа № 3 «Взвешивание тел на рычажных весах». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
11 | Плотность вещества | 1 |
12 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
13 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества» Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
14.Модуль №7 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач | 1 |
15 | Сила | 1 |
16 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 |
17.Модуль №8 | Сила упругости. Закон Гука. Решение задач. | 1 |
18 | Вес тела. | 1 |
19 | Лабораторная работа № 6 «Градуировка пружины и измерение сил динамометром». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
20 | Равнодействующая сила. | 1 |
21.Модуль №9 | Сила трения. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра». Инструктаж по технике безопасности. Решение задач. | 1 |
22 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
23 | Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел». | 1 |
Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 часов) |
1 | Давление. Единицы давления. | 1 |
2 | Способы увеличения и уменьшения давления. | 1 |
3.Модуль №10 | Решение задач по теме «Давление твердых тел». | 1 |
4 | Давление газа. | 1 |
5 | Закон Паскаля. | 1 |
6.Модуль №11 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач. | 1 |
7 | Сообщающиеся сосуды. | 1 |
8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 |
9 | Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. | 1 |
10 | Манометры. Водопровод. Поршневой жидкостный насос. | 1 |
11.Модуль №12 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
12 | Контрольная работа № 3 «Давление». | 1 |
13 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. | 1 |
14 | Лабораторная работа № 8. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
15.Модуль №13 | Плавание тел. Решение задач на закон Архимеда. | 1 |
16 | Лабораторная работа № 9. «Выяснение условий плавания тел в жидкости». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
17.Модуль №14 | Решение задач по теме «Плавание тел». | 1 |
18.Модуль №15 | Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач. | 1 |
19 | Тест № 2 «Плавание тел». | 1 |
Глава 4. Работа и мощность. Энергия. (13 часов) |
1 | Механическая работа. | 1 |
2 | Мощность. Решение задач. | 1 |
3.Модуль №16 | Простые механизмы. Рычаг. Решение задач на рычаги 1 и 2 рода. | 1 |
4 | Лабораторная работа № 10. «Выяснение условия равновесия рычага». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
5.Модуль №17 | Блок. «Золотое правило механики». Решение задач. | 1 |
6.Модуль №18 | КПД. Решение комбинированных задач | 1 |
7 | Лабораторная работа № 11. «Определение КПД наклонной плоскости». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
8.Модуль №19 | Решение задач по теме «Работа, мощность». | 1 |
9 | Тест № 3 «Работа и мощность». | 1 |
10.Модуль №20 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач. | 1 |
11 | Превращение одного вида энергии в другой. | 1 |
12 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
13 | Проверочная работа «Работа, мощность, энергия». | 1 |
Модуль №21 | Образовательное событие «Встреча с космосом» Физика в вопросах и задачах. | 1 |
Проектные уроки (2 часа) |
1 | Перспективы развития физики в XXI веке. (Оформление учебного стенда работами учащихся) | 1 |
2 | Обзор открытий в физике и астрофизике. Заключение. | 1 |
| Мониторинг 1 полугодия | 1 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
| Итого: | 70 |