СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности в 8-9 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности в 8-9 классе»

МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодежи»

МБОУ «Сростинская средняя общеобразовательная школа им. В.М. Шукшина»

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания творческого союза учителей_________

от ________ №__


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР

«___»______ 20__г.

_____ /__________


ПРИНЯТО:

Протокол заседания педагогического совета

от ________ №__


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»

от«___» ________20__г

№ ______



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Финансовая грамотность» по внеурочной деятельности

Направление «Социальное»

для 8-9 классов, IIступень

на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы«Финансовая грамотность».

8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015



Составитель: Трофимова Олеся Сергеевна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Сростки 2017

Пояснительная записка

Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Авторской программы……

  • Устава школы;

  • Программы развития МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»

  • Основной образовательной программы школы.

  • Положению о внеурочной деятельности в МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»

  • Авторская программа Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. Финансовая грамотность. 8–9 классы общеобразоват. орг. / — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями основной образовательной программы школы.

Данная рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности предназначена для учащихся 8а, 8б, 9а,9б классов МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина», которая будет реализована в 2017-2018 учебном году.

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию обще интеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Основными задачами являются:

-  формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;

- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;

- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.

Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления, деятельностного и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа. 

Технология

Ожидаемый результат

Приёмы

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
Формирование коммуникативных навыков и ответственности.

Урок дискуссия:

«Устный конспект», построение кластеров – схем, мозговая атака; работа в парах, чтение с вопросами; синквейны, эссе


 

 

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Урок моделирование: создание проектов разного вида: информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на занятии.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. Развитие навыка работы в программе MicrosoftExcel. Работа с конструкторами видео.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». Рекомендуемые формы: урок импровизация, деловая игра, практикум, размышление, экономическая игра, викторина, лабораторная работа, урок делового общения, конкурс видеороликов, интеллектуальная игра, видео урок, математический турнир.

Интерактивная игра:

Экскурсия

Урок дискуссионного размышления на тему

Принципы построения программы внеурочной деятельности:

  • принцип системно-деятельностной организации внеурочной деятельности;

  • принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;

  • принцип опоры на ценности программы воспитания и социализации пятиклассников;

  • принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности учителя, обучающихся и их родителей;

  • принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей.

Обоснование выбранных технологий средств, методов, форм, средств организации внеурочной деятельности:



Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Это способствует развитию навыков разумного финансового поведения.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Курс «Финансовая грамотность» рассчитан на 34 часа, в 8 классе – 17 часов (раздел 1-3), в 9 классе – 17 часов (раздел 1-5).

Формы представления результатов: устный или письменный ответ, эссе, проект, исследовательская работа.

Используемая в тексте программы система условных обозначений:

Л-Б – лабораторно-практическое занятие; П – проектная работа; ЗК – контроль по разделу; С – семинарское занятие.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Планируемые результаты обучения

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.

Например, в беседе о разумном финансовом поведении ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует разумное финансовое поведение.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения не только к социальной реальности в целом, но и к социальной реальности в сфере экономики и финансов.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, грамотным участником финансовых отношений, умеющим разумно решать финансовые проблемы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается разумное финансовое поведение

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Важное место занимает семья (родители).

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо

обратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

— сформированностькоммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Структура курса

Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.

Краткое описание разделов курса

Формы внеурочной деятельности по Общеинтеллектуальному направлению

Количество часов

8а, 8б

9а, 9б

Раздел 1 Управление денежными средствами семьи

Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как их контролировать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного иличного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

  1. Предметные недели;

  2. Библиотечные уроки;

  3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

  4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

  5. Участие в олимпиадах

  6. Разработка проектов к урокам.


8

4

Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния

Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля

  1. Предметные недели;

  2. Библиотечные уроки;

  3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

  4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

  5. Участие в олимпиадах

  6. Разработка проектов к урокам.


6

3

Раздел 3 Риски в мире денег

ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем может помочь страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля

  1. Предметные недели;

  2. Библиотечные уроки;

  3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

  4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

  5. Участие в олимпиадах

  6. Разработка проектов к урокам.


3

4

Раздел 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть ,размещая сбережения в валюте.

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля


  1. Предметные недели;

  2. Библиотечные уроки;

  3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

  4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

  5. Участие в олимпиадах

  6. Разработка проектов к урокам.



4

Раздел 5 Человек и государство: как они взаимодействуют

Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как ее сделать достойной.

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля


  1. Предметные недели;

  2. Библиотечные уроки;

  3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

  4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

  5. Участие в олимпиадах

  6. Разработка проектов к урокам.



2



17

17


Итого


34

















Тематическое планирование

темы


Тема


Кол-во часов в 8а, 8б


Кол-во часов в 9а, 9б


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи


8

4


Тема 1. Происхождение денег


2

1

1.1.

Деньги: что это такое?


1

0,5

1.2.

Что может происходить с деньгами и как это влияетна финансы нашей семьи


1

0,5


Тема 2. Источники денежных средств семьи


2

1

1.3

Какие бывают источники доходов


1

0,5

1.4.

От чего зависят личные и семейные доходы


1

0,5


Тема 3. Контроль семейных расходов


1

0,5

1.5.

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать


1

0,5


Тема 4. Построение семейного бюджета


3

1

1.6.

Что такое семейный бюджет и как его построить


1

0,25

1.7.

Как оптимизировать семейный бюджет


1

0,25


Осуществление проектной работы, проведение контроля


1

0,5


Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния


6

3


Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций


2

1

2.8.

Для чего нужны финансовые организации


1

0,5

2.9.

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций


1

0,5


Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния


2+ 2

1+1

2.10.

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование


1

0,5

2.11.

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах


1

0,5


Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,чтобы научиться большему)



1

0,5


Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля



1

0,5


Раздел 3. Риски в мире денег


3

4


Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться


2

3

3.12.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца


0,5

1

3.13

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы


0,5

1

3.14.

Чем поможет страхование


1

1


Тема 8. Риски в мире денег


1

1

3.15.

Какие бывают финансовые риски


0,25

0,25

3.16.

Что такое финансовые пирамиды


0,25

0,25


Осуществление проектной работы


0,25

0,25


Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля


0,25

0,25


Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем



4


Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи



1

4.17.

Что такое банк и чем он может быть вам полезен



0,5

4.18.

Польза и риски банковских карт



0,5


Тема 10. Собственный бизнес



1

4.19.

Что такое бизнес



0,5

4.20.

Как создать свое дело



0,5


Тема 11. Валюта в современном мире



2

4.21.

Что такое валютный рынок и как он устроен



0,5

4.22.

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте



0,5


Осуществление проектной работы



0,5


Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля



0,5


Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют



2


Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи



1

5.23.

Что такое налоги и зачем их платить



0,5

5.24.

Какие налоги мы платим



0,5


Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости



1

5.25.

Что такое пенсия и как сделать ее достойной



0,25


Осуществление проектной работы



0,25


Итоговый контроль



0,5


Итого:


17

17



Всего:


34



ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ КУРСА ВУД



Тема по ТП

Дата по ТП

Дата проведения по факту

Пути корректировки

(сжатие, совмещение.)




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!