МКУ «Комитет Администрации Бийского района по образованию и делам молодежи»
МБОУ «Сростинская средняя общеобразовательная школа им. В.М. Шукшина»
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания творческого союза учителей_________ от ________ №__ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по ВР «___»______ 20__г. _____ /__________ | ПРИНЯТО: Протокол заседания педагогического совета от ________ №__ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина» от«___» ________20__г № ______ | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Финансовая грамотность» по внеурочной деятельности
Направление «Социальное»
для 8-9 классов, IIступень
на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы«Финансовая грамотность».
8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015
Составитель: Трофимова Олеся Сергеевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Сростки 2017
Пояснительная записка
Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Авторской программы……
Устава школы;
Программы развития МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»
Основной образовательной программы школы.
Положению о внеурочной деятельности в МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»
Авторская программа Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. Финансовая грамотность. 8–9 классы общеобразоват. орг. / — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями основной образовательной программы школы.
Данная рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности предназначена для учащихся 8а, 8б, 9а,9б классов МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина», которая будет реализована в 2017-2018 учебном году.
В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию обще интеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Основными задачами являются:
- формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;
- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;
- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.
Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, критического мышления, деятельностного и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.
Технология | Ожидаемый результат | Приёмы |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; Формирование коммуникативных навыков и ответственности. | Урок дискуссия: «Устный конспект», построение кластеров – схем, мозговая атака; работа в парах, чтение с вопросами; синквейны, эссе |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Урок моделирование: создание проектов разного вида: информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на занятии. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. Развитие навыка работы в программе MicrosoftExcel. Работа с конструкторами видео. |
Технология интерактивного обучения | - Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». Рекомендуемые формы: урок импровизация, деловая игра, практикум, размышление, экономическая игра, викторина, лабораторная работа, урок делового общения, конкурс видеороликов, интеллектуальная игра, видео урок, математический турнир. Интерактивная игра: Экскурсия Урок дискуссионного размышления на тему |
Принципы построения программы внеурочной деятельности:
принцип системно-деятельностной организации внеурочной деятельности;
принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;
принцип опоры на ценности программы воспитания и социализации пятиклассников;
принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности учителя, обучающихся и их родителей;
принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей.
Обоснование выбранных технологий средств, методов, форм, средств организации внеурочной деятельности:
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Это способствует развитию навыков разумного финансового поведения.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Курс «Финансовая грамотность» рассчитан на 34 часа, в 8 классе – 17 часов (раздел 1-3), в 9 классе – 17 часов (раздел 1-5).
Формы представления результатов: устный или письменный ответ, эссе, проект, исследовательская работа.
Используемая в тексте программы система условных обозначений:
Л-Б – лабораторно-практическое занятие; П – проектная работа; ЗК – контроль по разделу; С – семинарское занятие.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Планируемые результаты обучения
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.
Например, в беседе о разумном финансовом поведении ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует разумное финансовое поведение.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения не только к социальной реальности в целом, но и к социальной реальности в сфере экономики и финансов.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, грамотным участником финансовых отношений, умеющим разумно решать финансовые проблемы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается разумное финансовое поведение
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Важное место занимает семья (родители).
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформированностькоммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Структура курса
Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Краткое описание разделов курса | Формы внеурочной деятельности по Общеинтеллектуальному направлению | Количество часов |
8а, 8б | 9а, 9б |
Раздел 1 Управление денежными средствами семьи Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как их контролировать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного иличного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. | Предметные недели; Библиотечные уроки; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области. Участие в олимпиадах Разработка проектов к урокам. | 8 | 4 |
Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. | Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля Предметные недели; Библиотечные уроки; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области. Участие в олимпиадах Разработка проектов к урокам. | 6 | 3 |
Раздел 3 Риски в мире денег ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем может помочь страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды. Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. | Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля Предметные недели; Библиотечные уроки; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области. Участие в олимпиадах Разработка проектов к урокам. | 3 | 4 |
Раздел 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть ,размещая сбережения в валюте. Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России. | Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля Предметные недели; Библиотечные уроки; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области. Участие в олимпиадах Разработка проектов к урокам. | | 4 |
Раздел 5 Человек и государство: как они взаимодействуют Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как ее сделать достойной. Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений | Лекция – беседа, семинар, игра ,практикум, занятие контроля Предметные недели; Библиотечные уроки; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области. Участие в олимпиадах Разработка проектов к урокам. | | 2 |
| | 17 | 17 |
| Итого | | 34 |
Тематическое планирование
№ темы | Тема | | Кол-во часов в 8а, 8б | Кол-во часов в 9а, 9б |
| Раздел 1. Управление денежными средствами семьи | | 8 | 4 |
| Тема 1. Происхождение денег | | 2 | 1 |
1.1. | Деньги: что это такое? | | 1 | 0,5 |
1.2. | Что может происходить с деньгами и как это влияетна финансы нашей семьи | | 1 | 0,5 |
| Тема 2. Источники денежных средств семьи | | 2 | 1 |
1.3 | Какие бывают источники доходов | | 1 | 0,5 |
1.4. | От чего зависят личные и семейные доходы | | 1 | 0,5 |
| Тема 3. Контроль семейных расходов | | 1 | 0,5 |
1.5. | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | | 1 | 0,5 |
| Тема 4. Построение семейного бюджета | | 3 | 1 |
1.6. | Что такое семейный бюджет и как его построить | | 1 | 0,25 |
1.7. | Как оптимизировать семейный бюджет | | 1 | 0,25 |
| Осуществление проектной работы, проведение контроля | | 1 | 0,5 |
| Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния | | 6 | 3 |
| Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | | 2 | 1 |
2.8. | Для чего нужны финансовые организации | | 1 | 0,5 |
2.9. | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | | 1 | 0,5 |
| Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | | 2+ 2 | 1+1 |
2.10. | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | | 1 | 0,5 |
2.11. | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | | 1 | 0,5 |
| Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,чтобы научиться большему) | | 1 | 0,5 |
| Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | | 1 | 0,5 |
| Раздел 3. Риски в мире денег | | 3 | 4 |
| Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | | 2 | 3 |
3.12. | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | | 0,5 | 1 |
3.13 | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | | 0,5 | 1 |
3.14. | Чем поможет страхование | | 1 | 1 |
| Тема 8. Риски в мире денег | | 1 | 1 |
3.15. | Какие бывают финансовые риски | | 0,25 | 0,25 |
3.16. | Что такое финансовые пирамиды | | 0,25 | 0,25 |
| Осуществление проектной работы | | 0,25 | 0,25 |
| Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | | 0,25 | 0,25 |
| Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | | | 4 |
| Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи | | | 1 |
4.17. | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | | | 0,5 |
4.18. | Польза и риски банковских карт | | | 0,5 |
| Тема 10. Собственный бизнес | | | 1 |
4.19. | Что такое бизнес | | | 0,5 |
4.20. | Как создать свое дело | | | 0,5 |
| Тема 11. Валюта в современном мире | | | 2 |
4.21. | Что такое валютный рынок и как он устроен | | | 0,5 |
4.22. | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | | | 0,5 |
| Осуществление проектной работы | | | 0,5 |
| Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | | | 0,5 |
| Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют | | | 2 |
| Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи | | | 1 |
5.23. | Что такое налоги и зачем их платить | | | 0,5 |
5.24. | Какие налоги мы платим | | | 0,5 |
| Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | | | 1 |
5.25. | Что такое пенсия и как сделать ее достойной | | | 0,25 |
| Осуществление проектной работы | | | 0,25 |
| Итоговый контроль | | | 0,5 |
| Итого: | | 17 | 17 |
| | Всего: | | 34 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ КУРСА ВУД
Тема по ТП | Дата по ТП | Дата проведения по факту | Пути корректировки (сжатие, совмещение.) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |