СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по финансовой грамотности 4 классс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Балаганкинская основная общеобразовательная школа






РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Замарацкая Н.В

Протокол от «18» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Горячкина Т.И

от «22» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Бутакова Е.Н

Приказ №75 от «22» августа 2023 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»


для 4 класса начального общего образования

на 2023-2024 учебный год




Составитель: Барахтенко Наталья Владимировна

Учитель начальных классов



с.Балаганка 2023








Пояснительная записка


Дополнительное образование является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюговой.


Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как мож­но более полно представить себе место, роль, значение и необ­ходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Цель:

- формирование экономического образа мышления обучающихся, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения денег, их видами и функциями, а также ролью денег в семейной и общественной жизни;

- анализировать структуру семейных доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

- формировать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения.

- развивать творческие способности обучающихся, интерес к исследовательской деятельности.

Ценностные ориентиры программы

Ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Обучающиеся 4 класса вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах, а также закрепить на практических занятиях.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.


Программа реализуется через следующие формы занятий:

- образно-ролевые игры

- исследовательская и творческая деятельность

- практикум

- дискуссия, обсуждение.

В соответствии с планом внеурочной деятельности 1-4 классов, реализующих образовательную программу начального общего образования на курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» предусмотрено в 4 классе  1 час в неделю (34 учебных недели по 1 часу в неделю).



срок освоения программы- 1 год.


форма обучения – очная.


режим занятий - 1 учебный час.


Содержание программы

Модуль 1. «Как появились деньги и какими они бывают». Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.

Метапредметные результаты:

  • компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;

  • компетенция определения своих финансовых целей;

  • компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;

  • компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Предметные результаты:

  • умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;

  • умение объяснять причины обмена;

  • умение различать виды денег;

  • умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;

  • умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;

  • умение считать наличные деньги (купюры и монеты);

  • умение правильно считать сдачу;

  • умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

  • умение приводить примеры валют;

  • умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов.

Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.

Тематическое содержание занятий

Как появились деньги. История российских денег. Какими бывают деньги.

Банки, банкоматы и банковские карты. Безналичные деньги и платежи.

Как я умею пользоваться деньгами. Что такое валюта.

Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.

Модуль 2. «Из чего складываются доходы в семье» Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты:

  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

  • понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.

Метапредметные результаты:

  • компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата;

  • компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

  • компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.

Предметные результаты:

  • умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;

  • умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;

  • умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

  • умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):

  • умению сравнивать разные источники доходов семьи;

  • умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;

  • умению объяснять способы увеличения доходов семьи.

Базовые понятия и знания: доходы семьи, виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.

Тематическое содержание занятий

Откуда в семье берутся деньги. Подсчитаем все доходы семьи.

Модуль 3. «Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать» Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.

Метапредметные результаты:

  • компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;

  • компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);

  • компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • компетенция формулирования вопросов по теме.

Предметные результаты:

  • умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;

  • умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;

  • умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):

  • умению сравнивать разные направления расходов семьи;

  • умению объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи;

  • умению объяснять способы сокращения расходов семьи.

Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.

Тематическое содержание занятий

На что семья

тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи

Модуль 4. «Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал»!»

Планируемые результаты изучения раздела

Базовый уровень (учащийся научится)

Личностные результаты – понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Метапредметные результаты:

  • компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;

  • компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.

Предметные результаты:

  • умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;

  • умение составлять семейный бюджет на условных примерах;

  • умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;

  • умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета.

Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.

Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.

Тематическое содержание занятий

Как планировать семейный бюджет. Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет.

Итоговая проверочная работа.
















Планируемые результаты:

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»

У выпускника будут сформированы:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Познавательные:

Выпускник научится:

• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера; • оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.


Выпускник получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.


Регулятивные:

Выпускник научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.


Выпускник получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.


Коммуникативные:

Выпускник научится:

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.


Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»


Выпускник научится:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

• приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом;

• описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.


Выпускник получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;

• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.







Тематический план внеурочной деятельности в 4классе


Наименование раздела

Количество часов

Теория

Практика

1

Что такое деньги и какими они бывают

10

5

5

I

Из чего складываются доходы в семье

7

3

4

II

Почему семьям часто не хватает на жизнь и

как этого избежать

6

3

3

III

Как правильно управлять кошельком, чтобы он

не пустовал

12

4

8


Итого

35

15

20



Поурочное планирование


Название раздела, темы

Количеств о часов

Дата

По плану

По факту

Модуль 1. «Как появились деньги и какими они бывают»

16 часов



1

Как появились деньги.

1

сентябрь


2

Как появились деньги.

1

сентябрь


3

История российских денег.

1

сентябрь


4

История российских денег.

1

сентябрь


5

Какие бывают деньги

1

октябрь


6

Какие бывают деньги

1

октябрь


7

Банки, банкоматы и банковские карты

1

октябрь


8

Банки, банкоматы и банковские карты

1

октябрь


9

Безналичные деньги и платежи

1

ноябрь


10

Безналичные деньги и платежи

1

ноябрь


11

Как я умею пользоваться деньгами

1

ноябрь


12

Мини-проект. Как я умею пользоваться деньгами

1

ноябрь


13

Что такое валюта

1

декабрь


14

Что такое валюта

1

декабрь


15

Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги

1

декабрь


16

Тест. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись

деньги

1

декабрь



Модуль 2. «Из чего складываются доходы в семье»

6 часов



17

Откуда в семье берутся деньги

1

январь


18

Мини-проект. Откуда в семье берутся деньги

1

январь


19

Мини-проект. Откуда в семье берутся деньги

1

январь


20

Подсчитаем все доходы семьи

1

февраль


21

Мини-проект. Подсчитаем все доходы семьи

1

февраль


22

Мини-проект. Подсчитаем все доходы семьи

1

февраль


Модуль 3. «Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать»

5 часов



23

На что семья тратит деньги.

1

февраль


24

На что семья тратит деньги.

1

февраль


25

На что семья тратит деньги. Викторина. Задачи.

1

март


26

Подсчитаем все расходы семьи.

1

март


27

Подсчитаем все расходы семьи.

1

март


Модуль 4. «Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал»

8 часов



28

Как планировать семейный бюджет.

1

апрель


29

Как планировать семейный бюджет.

1

апрель


30

Правила составления семейного бюджета.

1

апрель


31

Правила составления семейного бюджета.

1

апрель


32

Учимся составлять семейный бюджет.

1

май


33

Учимся составлять семейный бюджет.

1

май


34

Итоговая проверочная работа.

1

май



































Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения

  • Видеозаписи

  • Презентации

  • Электронные учебные пособия



Технические средства обучения.


Для работы на занятиях учащимся необходимы:

• простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры, ножницы школьные со скруглёнными концами, линейка обычная, циркуль, ластик;

• материалы, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной);

• компьютерное оборудование, подключение к сети Интернет;

• проектор;

• флипчарт;

• карточки для игр (описание игровых ситуаций);

• форма отчёта по результатам экскурсий; • план проведения мини-исследований.


При изучении курса рекомендуется на каждом занятии использовать рабочую тетрадь с практическими заданиями. Рабочая тетрадь — это дидактическое пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на его страницах.

В рабочей тетради учащиеся фиксируют решения проектных задач, выполняют тестовые задания, решают задачи и придумывают тексты новых задач, фиксируют результаты проведения миниисследований, обобщают и систематизируют освоенный материал курса




Условия реализации программы.

Организационные условия, позволяющие реализовывать содержание курса, предлагают наличие следующего учебного оборудования:

  1. Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, сканер, принтер.

  2. Интернет.

  3. Цифровые образовательные ресурсы:




Интернет-источники

1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».

2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».

3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».

4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».

5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

6. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления». 30

7. http://zanimatika.narod.ru/ – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».

8. http://вашифинансы.рф/ – проект Минфина «Дружи с финансами».

9. http://вашифинансы.рф/child/articles/lichnyy-i-semeynyybyudzhet/5-sekretov-finansovoy-gramotnosti-ot-ekspertov-portalamoneykids-ru/ — Пять секретов финансовой грамотности от портала «moneykids.ru».

10. http://открытыйурок.рф/ – сайт педагогической мастерской «Открытый урок».

11. http://хочумогузнаю.рф/ – сайт «Хочу Могу Знаю!».

12. https:// finagram.com – портал финансовой грамотности.

13. https://fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!