СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Финансовой грамотности 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Финансовой грамотности 10-11 класс»

РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 10-11 КЛАСС

Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.


Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

  • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

  • понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Требования к метапредметным результатам освоения курса:

  • владение умением решать практические финансовые задачи:

  • владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

  • определение стратегических целей в области управления личными финансами;

  • постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

  • планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

  • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

  • владение коммуникативными компетенциями:

  • нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

  • анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

  • владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.


Содержание курса. 10 класс. 33 часа

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (11 часов)

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (11 часов)


Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (10 часов)

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.

Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Резерв 1 час


Содержание курса. 11 класс. 32 часа

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (4 часа)

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 часов)


Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.

Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (6 часов)

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.

Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (4 часа)

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.

Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (4 часов)

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.

Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.

Раздел 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (4 часа)

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.

Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (3 часа)

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.

Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Резерв 1 час



Тематический план.

Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.


Учебно-тематическое планирование для 10 класса


темы

Название темы

Кол- во час

1

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

11

2

Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

11

3

Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

10

4

Резерв

1

Итого:

34 час.

33


Учебно-тематическое планирование для 11 класса


темы

Название темы

Кол- во час

1

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

4

2


Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов


6

3

Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

6

4

Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

4

5

Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

4

6

Раздел 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

4

7

Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

3

8

Резерв

1

Итого:

31











Формы, методы и виды организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств.

Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.

Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.

Практическое занятие может быть проведено в различных формах:

  • проблемный семинар;

  • презентация докладов;

  • решение кейсов;

  • решение финансовых головоломок и пр.

Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.

Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний и умений.

На усмотрение учителя могут быть использованы другие формы обучения.

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Необходимым элементом процесса обучения является контроль. Контроль знаний, умений и навыков, которые были сформированы у школьника, требует определённой системы оценивания с выделением чётких критериев такого оценивания. Поскольку в процессе обучения предполагается использование различных видов деятельности, то и система критериальной оценки должна строиться с учётом различий в такой деятельности. Задача учителя – заранее ознакомить учащихся с критериями оценивания их деятельности, что позволит школьникам впоследствии чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей и решения задач. В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.

Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры. Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме итогового тестирования или деловой игры, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.

Календарно-тематическое планирование, 10 класс


темы

Тема урока

форма занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

11



1.1

Банковская система

Л / П

2



1.2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

Л / П

2



1.3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

Л / П

2



1.4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

Л / П

2



1.5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

Л / П

2



1.6

Деловая игра. Банки

Л / П

1



Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

11



2.1

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Л / П

2



2.2

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Л / П

2



2.3

Граждане на рынке ценных бумаг

Л / П

2



2.4

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

Л / П

2



2.5

Операции на валютном рынке: риски и возможности

Л / П

2



2.6

Деловая игра. Фондовый рынок.

Л / П

1



Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

10



3.1

Что такое налоги и почему их нужно платить

Л / П

2



3.2

Основы налогообложения граждан

Л / П

2



3.3

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

Л / П

2



3.4

Деловая игра. Налоги.

Л / П

2




Итого:

34 час.

33








Календарно-тематическое планирование, 11 класс


темы

Тема урока

форма занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

4



1.1

Банковская система

Л / П

2



1.2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

Л / П




1.3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

Л / П




1.4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

Л / П

2



1.5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

Л / П




Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

6



2.1

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Л / П

2



2.2

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Л / П

2



2.3

Граждане на рынке ценных бумаг

Л / П




2.4

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

Л / П

2



2.5

Операции на валютном рынке: риски и возможности

Л / П




Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

6



3.1

Что такое налоги и почему их нужно платить

Л / П

2



3.2

Основы налогообложения граждан

Л / П

2



3.3

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

Л / П

2



Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

4



4.1

Страховой рынок России: коротко о главном

Л / П

2



4.2

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

Л / П




4.3

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

Л / П

2



4.4

Если нанесён ущерб третьим лицам

Л / П




4.5

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика

Л / П




Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

4



5.1

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

Л / П

1



5.2

Пишем бизнес-план

Л / П




5.3

Расходы и доходы в собственном бизнесе

Л / П




5.4

Налогообложение малого и среднего бизнеса

Л / П

2



5.5

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

Л / П

1



Раздел 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

4



6.1

Финансовые риски и стратегии инвестирования

Л / П

2



6.2

Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

Л / П




6.3

Виды финансовых пирамид

Л / П

2



6.4

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

Л / П




6.5

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

И




Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

3



7.1

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

Л /ПС

1



7.2

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

Л / П




7.3

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

Л / П

2



7.4

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

И





Резерв


1




Итого:


32















Программно-методическое обеспечение

Перечень материалов на бумажных носителях:

  • материалы для учащихся;

  • методические рекомендации для учителя;

  • материалы для родителей;

  • учебная программа.

Список рекомендуемой литературы и источников

Основная литература

Печатные издания

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.

Дополнительная литература

Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. 182 с.

Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. 80 с.

Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. 122 с.

Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов: учеб. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. 100 с.

Рабочая тетрадь к учебному курсу «Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов»: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. 60 с.

Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. 24 с. (Простые финансы).

Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы).

Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы).

Интернет-ресурсы

www.ereport.ru обзорная информация по мировой экономике.

www.cmmarket.ru обзоры мировых товарных рынков.

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг информационное аналитическое агентство.

www.stat.hse.ru статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru ЦЭФИР Центр экономических и финансовых исследований.

www.beafnd.org Фонд Бюро экономического анализа.

www.vopreco.ru журнал «Вопросы экономики».

www.tpprf. ru Торгово-промышленная палата РФ.

www.rts.micex.ru РТС и ММВБ Объединённая биржа.

www.economy.gov.ru/minec/ma Министерство экономического развития РФ.

www.minpromtorg.gov.ru Министерство торговли и промышленности РФ.

www.fas.gov.ru Федеральная антимонопольная служба РФ.

http://www.minfin.ru/ru Министерство финансов РФ.

www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

www.nalog.ru Федеральная налоговая служба РФ.

www.wto.ru Всемирная торговая организация.

www.worldbank.org/eca/russian Всемирный банк.

www.imf.org Международный валютный фонд.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!