муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Утверждена Приказ по школе: № 01-05-1/183 от 31.08.2018 директор школы: Винокурова Е.А. _______________ |
Рассмотрена на заседании научно- методического совета протокол № 1 31.08.2018 Председатель научно-методического совета Петухова А.С. _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Алгебре
для 8 общеобразовательного класса основного общего образования
Срок реализации: 1 год
Составила Белова Антонина Александровна,
учитель математики первой категории
п. Дюдьково
2018 год
Раздел 1. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные | Предметные | Метапредметные |
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 2) критичность мышления, умение отличать гипотезу от факта; 3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; 4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач; 5) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; 6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; | 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем уравнений; умение решать квадратные уравнения, умение преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса; 5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; 6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях; 7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. | 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; |
Планируемые результаты изучения курса математики (алгебры) 8-го класса
Раздел | Выпускник научится | Выпускник получит возможность |
Алгебраические дроби | выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями; оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями; решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной (дробно-рациональные); понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом | выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; |
Квадратные корни | оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях. использовать начальные представления о множестве действительных чисел; выполнять преобразования выражений, квадратные корни; | |
Квадратные уравнения | понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом | применять графические представления для исследования уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. |
Системы уравнений | решать системы двух уравнений с двумя переменными; применять графические представления для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными; | применять графические представления для исследования систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. |
Функции | понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами. | проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.); использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса. |
Случайные события и вероятность | | приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов. |
Измерения, приближения, оценки | использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин. | понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения; понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных. |
История математики | | |
Характеристика класса
В 8 классе обучается 7 человек. Степень обученности данного класса составляет 100%, 4 ученика имеют за курс 7 класса оценки «4» и «5» (Никулина Настя, Сидорова Катя, Соколова Арина, Артемчук Артем). Темп работы на уроке у всех разный.
В классе проводится работа с детьми, имеющими математические способности.
В работе используются следующие методы и формы работы:
-исследовательский, частично – поисковый, проблемный;
- классно–урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры.
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.
Промежуточная аттестация по математике в 8 классе по решению педсовета осуществляется в форме годовой контрольной работы.
Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности.
Раздел 2. Содержание курса математики (алгебры) 8 класс
Номер главы | Основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1 | Гл. 1. Алгебраические дроби (22 часа) |
| Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращен6ие дробей. Сложение вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства. Рациональные выражения и их преобразование. | | Распознавать алгебраические дроби. Применять основное свойство дроби к сокращению дробей. Выполнять сложение вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Вычислять значение степеней с целым показателем. Применять свойства степени с целым показателем к преобразованию выражений. |
2 | Гл. 2. Квадратные корни (15 часов) |
| Понятие квадратного корня; арифметического квадратного корня. Уравнение вида х2 = а. Свойства арифметических квадратных корней: корень из произведения, частного, степени; тождества , где а ≥ 0, . Применение свойств арифметических квадратных корней к преобразованию числовых выражений и к вычислениям. | | Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их к преобразованию выражений. Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; выражать переменные из геометрических и физических формул. Исследовать уравнение х2 = а, находить точные и приближённые корни при а0. |
3 | Гл.3 Квадратные уравнения (20 часов) |
| Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратное уравнение. | | Распознавать квадратные уравнения. Решать квадратные уравнения. а также уравнения, сводящиеся к ним. Исследовать квадратное уравнение по дискриминанту и коэффициентам. Решать текстовые задачи алгебраическим способом. Составлять по условию задачи квадратное уравнение. Интерпретировать результат |
Раздел 3. Планирование
Календарно-тематическое планирование по алгебре для 8 класса составлено на основе
Основной образовательной программы основного общего образования Ломовской средней общеобразовательной школы на период 2015-2020 гг. Принята на заседании Управляющего Совета Ломовской средней школы, Протокол № 1от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015. № 01-05-1/180-1;
примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
с учётом авторской программы по алгебре Г.В.Дорофеева, С.Б.Суворовой, Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецовой, С.С.Минаевой (Программы общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2013 г, составитель Е.А.Бурмистрова), которая обеспечена УМК Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др., «Алгебра 8» М.: Просвещение, 2015 г., включенным в федеральный перечень учебников (Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.
- учебного плана школы на 2018-2019 учебный год;
методического письма «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2018/19 уч.г.»;
положения о рабочей программе школы, утвержденного приказом от 31.08.2016 г.01-05-1/155-1;
с учетом характеристики 8 класса.
Тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Повторение. | 3 ч |
2 | Алгебраические дроби. | 20 ч |
3 | Квадратные корни. | 15 ч |
4 | Квадратные уравнения. | 19 ч |
5 | Системы уравнений. | 20 ч |
6 | Функции. | 14 ч |
7 | Вероятность и статистика. | 9 ч |
8 | Повторение | 5 ч |
Итого: | 105 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Вид контроля | Работа с детьми с ОВЗ |
Гл. 1. Алгебраические дроби | 22 часа | | |
1 | Что называют алгебраической дробью. Алгебраическая дробь | | | |
2 | Множество допустимых значений переменных в дробно-рациональных выражениях | | | |
3 | Вывод и применение основного свойства дроби | | | |
4 | Сокращение алгебраических дробей | | | |
5 | Приведение алгебраических дробей к новому знаменателю | | | |
6 | Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями | | | |
7 | Сложение алгебраических дробей с разными знаменателями | | | |
8 | Вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями | | | |
9 | Сложение алгебраической дроби и целого выражения | | | |
10 | Вычитание алгебраической дроби и целого выражения | | | |
11 | Правило умножения алгебраических дробей | | | |
12 | Правило деления алгебраических дробей | | | |
13 | Умножение и деление алгебраических дробей | | | |
14 | Упрощение выражений, содержащих все действия с дробями. Доказательство тождеств. Преобразование выражений, содержащих знак модуля | | | |
15 | Понятие степени с целым отрицательным показателем | | | |
16 | Нахождение значений выражений, содержащих степень с целым показателем | | | |
17 | Свойства степени с целым показателем. Использование свойств степени с целым показателем для упрощения выражений | | | |
18 | Решение уравнений | | | |
19 | Составление уравнений по условию задачи | | | |
20 | Решение текстовых задач на движение алгебраическим способом | | | |
21 | Применение уравнений к решению задач на проценты и концентрацию | | | |
22 | Контрольная работа № 1 по теме «Алгебраические дроби» | | | |
Гл. 2. Квадратные корни | 15 часов | | |
23 | Недостаточность рациональных чисел для геометрических построений. Понятие квадратного корня, арифметического квадратного корня. Представление рационального числа десятичной дробью | | | |
24 | Квадратный корень из числа. Вычисление квадратных корней. | | | |
25 | Распознавание иррациональных чисел. Десятичные приближения иррациональных чисел. Примеры док-в в алгебре. Применение в геометрии | | | |
26 | Расположение иррациональных чисел на координатной прямой. Сравнение иррациональных чисел, множество действительных чисел | | | |
27 | Применение иррациональных чисел в геометрии: теорема Пифагора; построение отрезков иррациональной длины | | | |
28 | Решение уравнений вида х2 = а. График зависимости . | | | |
29 | Свойства квадратных корней, их применение при вычислениях. Корень из произведения и частного | | | |
30 | Вынесение множителя из-под знака квадратного корня | | | |
31 | Внесение множителя под знак квадратного корня | | | |
32 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление | | | |
33 | Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби | | | |
34 | Преобразование выражений с помощью тождеств и при х ≥0 | | | |
35 | Понятие кубического корня. Понятие о корне п-й степени. | | | |
36 | Корень третьей степени. Вычисление кубических корней. Запись корней с помощью степени с дробным показателем | | | |
37 | Контрольная работа № 2 по теме «Квадратные корни» | | | |
Гл. 3. Квадратные уравнения | 20 | | |
38 | Какие уравнения называются квадратными. Квадратные уравнения | | | |
39 | Формула корней квадратного уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. История вопроса го нахождении формул корней алгебраических уравнений. | | | |
40 | Нахождение корней квадратного уравнения. Квадратный трёхчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трёхчлене | | | |
41 | Решение квадратных уравнений. Количество корней уравнения в зависимости от его дискриминанта | | | |
42 | Вторая формула корней квадратного уравнения. | | | |
43 | Решение квадратных уравнений по второй формуле | | | |
44 | Примеры решения уравнений высших степеней. Неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырёх. Дж.Кордано. Биквадратные уравнения. Метод замены в решении уравнений. Метод разложения на множители. Графический метод решения | | | |
45 | Решение уравнений, приводимых к квадратным | | | |
46 | Применение квадратных уравнений к решению текстовых задач. Составление квадратных уравнений по условию задачи | | | |
47 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | | | |
48 | Неполные квадратные уравнения. Квадратные уравнения с параметром | | | |
49 | Решение неполных квадратных уравнений разложением на множители | | | |
50 | Решение неполных квадратных уравнений различных видов. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным | | | |
51 | Теорема Виета. Ф Виет. Теорема, обратная теореме Виетта | | | |
52 | Применение теоремы Виета к решению приведённых квадратных уравнений, подбор корней с использованием теоремы Виетта | | | |
53 | Формула разложения квадратного трёхчлена на множители. Квадратный трехчлен | | | |
54 | Разложение квадратного трехчлена на множители, вынесение общего множителя за скобки, применение формул сокращенного умножения | | | |
55 | Применение разложения квадратного трёхчлена на множители к решению задач. Логические связки и, или. | | | |
56 | Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения» | | | |
57 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения» | | | |
Гл. 4. Системы уравнений | 20 часов | | |
58 | Линейное уравнение с двумя переменными. Решение линейного уравнения с двумя переменными. Примеры решения уравнений в целых числах | | | |
59 | График линейного уравнения с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными. Графический метод | | | |
60 | Уравнение прямой вида y=kx+l | | | |
61 | Графики уравнений вида y=kx+l. Угловой коэффициент прямых | | | |
62 | Взаимное расположение графиков вида y=kx+l на координатной плоскости. Условие параллельности прямых | | | |
63 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Равносильность систем уравнений. Решение систем уравнений способом сложения | | | |
64 | Применение способа сложения к решению систем линейных уравнений с двумя переменными. Метод сложения | | | |
65 | Системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений способом подстановки | | | |
66 | Применение способа подстановки к решению систем линейных уравнений с двумя переменными | | | |
67 | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными разными способами | | | |
68 | Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое – второй степени. Система линейных уравнений с параметром | | | |
69 | Примеры решения систем нелинейных уравнений | | | |
70 | Составление систем уравнений по условию текстовых задач | | | |
71 | Решение задач алгебраическим способом: применение систем уравнений к решению текстовых задач | | | |
72 | Решение текстовых задач с помощью систем уравнений | | | |
73 | Системы линейных уравнений в решении задач | | | |
74 | Задачи на координатной плоскости. Использование графиков функций для решения уравнений и систем уравнений | | | |
75 | Применение координатного метода к решению систем уравнений | | | |
76 | Обобщающий урок по теме «Системы уравнений» | | | |
77 | Контрольная работа № 4 по теме «Системы уравнений» | | | |
Гл. 5. Функции | 15 | | |
78 | Чтение графиков. Примеры графиков зависимостей отражающих реальные процессы. Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии координаты | | | |
79 | Применение графиков к решению задач | | | |
80 | Понятие функции. Зависимая и независимая переменные. Способы задания функции: аналитический, графический, табличный | | | |
81 | Область определения и область значений функции | | | |
82 | График функции. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч | | | |
83 | Нахождение по графику аргумента, соответствующего данному значению функции, и наоборот | | | |
84 | Свойства функций и их отображение на графике: возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Четность, нечетность функции. Значение функции в точке | | | |
85 | Соответствие свойств функций и их графиков. Чтение графиков функций. | | | |
86 | Линейная функция и её график, свойства. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена | | | |
87 | Построение графиков линейной функции. Нахождение коэффициента линейно функции по заданным условиям, прохождение прямой через две точки с заданными координатами | | | |
88 | Свойства линейной функции. Геометрический смысл коэффициентов функции. Исследование функции по ее графику | | | |
89 | Функция и ее график. Гипербола. Функции, описывающие обратную пропорциональную зависимость | | | |
90 | Свойства функции | | | |
91 | Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач | | | |
92 | Контрольная работа № 5 по теме «Функции» | | | |
Гл. 4. Вероятность и статистика | | 6 | |
93 | Статистические характеристики набора данных: медиана. | | | |
94 | Вычисление статистических характеристик. События в случайных экспериментах | | | |
95 | Вероятность элементарных событий. Опыты с равновозможными элементарными события и подсчёт их вероятности. Классическое определение вероятности. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков | | | |
96 | Вычисление вероятности случайных событий. Представление о геометрической вероятности. . Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. | | | |
97 | Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей независимых событий. Объединение и пересечение событий. Представление о независимых событиях в жизни | | | |
98 | Контрольная работа № 6 по теме «Вероятность и статистика» | | | |
| Повторение | | 4 | |
99 | Обзорное повторение по курсу алгебры 8 класса | | | |
100 | Решение задач из курса алгебры 8 класса | | | |
101 | Итоговая контрольная работа (ПА) | | | |
102 | Анализ контрольной работы | | | |
103 | Проект «Математика в быту» | | | |
104 | Проект «Квадратные уравнения в древнем Вавилоне» | | | |
105 | Итоговое повторение курса «Алгебра - 8» | | | |
| Итого | | 105 | |
Формы и методы контроля усвоения материала
устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы).
Оценка письменных контрольных работ
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.