Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от ___№_______ _________________ Подпись ФИО_______________ | Согласовано: Заместитель директора по УР ______________________ дата_________ _____________ Подпись ФИО________________________ | Утверждено: Приказ от ____ № ___ Директор МАОУ СОШ №1__________________ Подпись ФИО___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Предпринимательство»
Общеинтеллектуальное направление
Составитель рабочей программы: Ходырева Марина Николаевна |
35 часа (ов) на параллель (
1 час в неделю на параллель 8 классов)
2021– 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» имеет социальную направленность. Она обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Актуальность программы обусловлена необходимостью решения одной из важнейших задач современной школы при переходе к новому ФГОС, которая заключается в формировании экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно принимаемые ими экономические решения.
Особенностью данного курса внеурочной деятельности является его интегрированный характер, который предполагает получение и использование обучающимися знаний по обществознанию, экономике, праву, географии, экологии, математике, этике, психологии. Интеграция в данном случае понимается не как сумма отдельных знаний из различных предметных областей, а как освоение инструментов, необходимых для достижения положительных результатов при занятии предпринимательством. Таким образом, учитывается одна из особенностей современной экономической науки – интегративность содержания знаний основных экономических понятий, комплексность и взаимосвязь с другими науками.
Другой особенностью программы является то, что она предполагает анализ современных проблемных экономических вопросов, прогнозирование развития экономических процессов, их оценку. Программа предусматривает помощь будущему гражданину в осознании своей роли и места в жизни, в преобразовании действительности в условиях рыночной экономики, в формировании активной жизненной позиции.
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» основывается на следующих принципах:
- принципе научности, в соответствии с которым обучающиеся знакомятся с современными методами получения, анализа и интерпретации информации;
- принципе последовательности и систематичности, так как изучение материала производится последовательно (непрерывно), от частного к общему;
- принципе доступности: изучение содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка;
- принципе сознательности и активности: метод проектов, заложенный в основе программы, позволяет создать условия, способствующие формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности»;
- принципе связи теории и практики, согласно которому практика является инструментом обучения.
Программа внеурочной деятельности адресована детям 13-15 лет. Для подростков этого возраста привлекательны самостоятельные формы работы. Общественно-значимая деятельность становится ведущей. Активное участие по ее осуществлению в процессе работы над бизнес-проектами способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, самоутверждении, общении со сверстниками и взрослыми людьми. Многие в это время уже испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Данная программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Практическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей школьников. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения, проектной и других видов деятельности.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности.
Срок реализации программы - 1 год. Объем программы курса – 35 часов (из расчёта 1 час в неделю). Продолжительность занятий – 40 минут.
Цель программы внеурочной деятельности: формирование основ системы теоретических и практических знаний, необходимых при самостоятельной предпринимательской деятельности.
Задачи:
Познавательный аспект:
познакомить обучающихся со сведениями об основных тенденциях и проблемах социально-экономического развития России;
способствовать формированию экономических понятий;
сформировать представления о видах, формах и способах осуществления предпринимательской деятельности;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
развивать умения получать экономическую информацию и критически осмысливать её, анализировать, систематизировать полученные данные;
развивать комплексные умения и навыки, способы индивидуального действия организатора собственного дела с учётом требования рынка.
Воспитательный аспект:
воспитывать необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, гражданскую ответственность, уважительное отношение ко всем социальным группам населения;
способствовать осознанию важности сохранения окружающей среды при организации самостоятельной деятельности;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки.
Программное обеспечение: MicrosoftWindows, Word, PowerPoint, проигрыватели.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Литература для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. – М.: Вита-Пресс, 2013.
Литература для учащихся:
1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс (любое издание)
2. Валигурский Д.И.Организация предпринимательской деятельности: Учебник.- Издательство: Дашков и К, 2012 г.
3. Розанова Н.М. Моя фирма: Учебное пособие для 8-9 классов. – М.: Вита-Пресс, 2010
Электронные ресурсы:
Справочно-правовая система – http://www.consultant.ru
Основы предпринимательства. Дистанционный курс – http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk
Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник.- Издательство: Дашков и К, 2012 г. - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.knigafund.ru/books/
Балдин К.В., Воробьев С.Н.Управление рисками в предпринимательстве. -Издательство: Дашков и К, 2010 г. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knigafund.ru/books/41964
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания;
- сформированность субъектной позиции обучающегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);
- сформированность когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- готовность действовать в нестандартных ситуациях;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- умение самостоятельно осуществлять проекты, применять навыки устной презентации;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
В результате учебной деятельности у обучающихся формируются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- умение применять полученные знания для определения рационального поведения;
- умение пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентациями результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Предметные результаты:
- владение базовыми экономическими понятиями;
- владение приёмами анализа научно-познавательных и учебных текстов с использованием экономических понятий;
- формирование основ экономических знаний о содержании, формах предпринимательской деятельности, налогах, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, расходах, себестоимости продукции, прибыли, товарообменных процессах, конкуренции;
- владение знаниями об особенностях развития экономической сферы жизни современного российского общества;
- умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам;
- умение составлять и презентовать бизнес-план.
Формы контроля
- игровые занятия (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальные, групповые), опросники, анкетирование, тестирования, презентации творческих работ.
Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности
Введение 1 ч.
Введение
Цели и задачи курса «Основыпредпринимательства». Общая структура и примерное содержание курса. Понятия «предпринимательская деятельность» и «бизнес».
Раздел 1. Лидерство 1 ч.
Лидерство как предпосылка успешного бизнеса
Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности.
Раздел 2. Правовые основы предпринимательской деятельности 4 ч.
Правовой статус предпринимателя
Юридическая база предпринимательской деятельности: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Права и обязанности предпринимателя.
Порядок регистрации предпринимательской деятельности
Государственная регистрация и лицензирование – необходимые условия занятия легальным бизнесом. Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности. Заявление о государственной регистрации. Открытие расчетного счета в банке.
Налогообложение
Виды налогов. Системы налогообложения. Упрощенная система налогообложения (УСН). Объект налогообложения – «доходы».
Раздел 3. Формы предпринимательской деятельности 4 ч.
Содержание предпринимательской деятельности.
Цели и задачи предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица. Основные виды предпринимательской деятельности. Основные этапы, последовательность операций, циклы производства, основные факторы производства.
Формы предпринимательской деятельности
Формы организации малого бизнеса, их особенности, отличительные черты.
Структура, функции и характеристика основных форм: АО, Товарищество, ООО, ОДО.
Индивидуальное предпринимательство
Основные принципы создания и функционирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Принятие решений. Ведение документации и отчетности.
Раздел 4. Расходы и прибыль 7 ч.
Расходы и себестоимость продукции
Расходы, способы их классификации и группировки. Расчет себестоимости продукции. Факторы снижения затрат. Основные показатели себестоимости продукции.
Реклама - двигатель торговли.
Роль рекламы в продвижении и реализации товара или услуги. Сущность рекламы.
Предпринимательский риск
Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Уровни риска. Сущность банкротства. Страхование.
Прибыль как показатель эффективности предпринимательской деятельности
Прибыль как цель предпринимательской деятельности. Её формирование и распределение. Соотношение «затраты – объем производства – прибыль». Финансовые показатели эффективности предпринимательской деятельности. Рентабельность.
Раздел 5. Предпринимательство и экология 1ч.
Предпринимательство и экология
Охрана окружающей среды. Экологические проблемы. Положительные и отрицательные последствия предпринимательской деятельности.
Раздел 6. Предпринимательская этика 1 ч.
Предпринимательская этика. Этикет делового общения
Общая характеристика делового общения. Имидж как средство делового общения. Этикет делового человека. Этические принципы и нормы ведения дел.
Раздел 7. Тенденции экономического развития современной России 3 ч.
Основные направления развития российской экономики
Особенности развития экономической сферы жизни современного российского общества. Основные направления развития экономики в России. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса. Основные проблемы экономики России.
Раздел 8. Предпринимательское проектирование и бизнес-план 8 ч.
Структура предпринимательского проекта
Предпринимательский проект: содержание, структура, ценностно-смысловые основы деятельности, анализ рисков проекта.
Инновационное предпринимательство
Направление инноваций и оценка инновационной предпринимательской деятельности в России. Особенности формирования источников финансирования инновационной деятельности.
Технология проведения маркетингового исследования
Маркетинг. Цели маркетинга. Анализ рынка спроса на новые товары и услуги, выявление потребителей и их основных потребностей. Потенциальная ёмкость рынка. Потенциальный объём продаж. Реальный объем продаж. Анализ конкурентоспособности предприятия. Продвижение продукта на рынке.
Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес- плана
Типовая структура бизнес-плана предпринимательского проекта: титульная страница, резюме, описание кампании, описание продукта или услуги, маркетинговый анализ, стратегия продвижения продукта, план производства, финансовый план, анализ рисков проекта.
Содержание учебного материала
МОДУЛЬ | Количество часов по плану |
Введение | 1 |
Лидерство | 1 |
Правовые основы предпринимательской деятельности | 4 |
Формы предпринимательской деятельности | 4 |
Расходы и прибыль | 7 |
Предпринимательство и экология. | 1 |
Предпринимательская этика | 1 |
Тенденции экономического развития современной России | 3 |
Предпринимательское проектирование и бизнес-план | 8 |
Разработка бизнес-проектов | 5 |
ИТОГО | 35 |
календарно-Тематический планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Введение | |
2 | Лидерство как предпосылка успешного бизнеса | |
3-4 | Правовой статус предпринимателя | |
5 | Порядок регистрации предпринимательской деятельности | |
6 | Налогообложение | |
7-8 | Содержание предпринимательской деятельности | |
9 | Формы предпринимательской деятельности | |
10 | Индивидуальное предпринимательство | |
11-12 | Расходы и себестоимость продукции | |
13 | Реклама - двигатель торговли | |
14-15 | Предпринимательский риск | |
16-17 | Прибыль как показатель эффективности предпринимательской деятельности | |
18 | Предпринимательство и экология | |
19 | Предпринимательская этика. Этикет делового общения | |
20-21 | Основные направления развития российской экономики | |
22 | Основные проблемы экономики России | |
23-24 | Структура предпринимательского проекта | |
25 | Инновационное предпринимательство | |
26-27 | Технология проведения маркетингового исследования | |
28-30 | Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес- плана | |
31-33 | Работа над бизнес-проектом | |
34-35 | Защита бизнес-проектов | |