СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы предпринимательства"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» имеет социальную направленность. Она обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Актуальность программы обусловлена необходимостью решения одной из важнейших задач современной школы при переходе к новому ФГОС, которая заключается в формировании экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы предпринимательства"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией протокол от ___№_______ _________________

Подпись ФИО_______________


Согласовано:

Заместитель директора по УР ______________________

дата_________ _____________

Подпись ФИО________________________


Утверждено:

Приказ от ____ № ___

Директор МАОУ СОШ №1__________________

Подпись ФИО___________________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Предпринимательство»

Общеинтеллектуальное направление

Составитель рабочей программы:

Ходырева Марина Николаевна



35 часа (ов) на параллель (1 час в неделю на параллель 8 классов)

















2021– 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» имеет социальную направленность. Она обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Актуальность программы обусловлена необходимостью решения одной из важнейших задач современной школы при переходе к новому ФГОС, которая заключается в формировании экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно принимаемые ими экономические решения.

Особенностью данного курса внеурочной деятельности является его интегрированный характер, который предполагает получение и использование обучающимися знаний по обществознанию, экономике, праву, географии, экологии, математике, этике, психологии. Интеграция в данном случае понимается не как сумма отдельных знаний из различных предметных областей, а как освоение инструментов, необходимых для достижения положительных результатов при занятии предпринимательством. Таким образом, учитывается одна из особенностей современной экономической науки – интегративность содержания знаний основных экономических понятий, комплексность и взаимосвязь с другими науками.

Другой особенностью программы является то, что она предполагает анализ современных проблемных экономических вопросов, прогнозирование развития экономических процессов, их оценку. Программа предусматривает помощь будущему гражданину в осознании своей роли и места в жизни, в преобразовании действительности в условиях рыночной экономики, в формировании активной жизненной позиции.

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» основывается на следующих принципах:

- принципе научности, в соответствии с которым обучающиеся знакомятся с современными методами получения, анализа и интерпретации информации;

- принципе последовательности и систематичности, так как изучение материала производится последовательно (непрерывно), от частного к общему;

- принципе доступности: изучение содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка;

- принципе сознательности и активности: метод проектов, заложенный в основе программы, позволяет создать условия, способствующие формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности»;

- принципе связи теории и практики, согласно которому практика является инструментом обучения.

Программа внеурочной деятельности адресована детям 13-15 лет. Для подростков этого возраста привлекательны самостоятельные формы работы. Общественно-значимая деятельность становится ведущей. Активное участие по ее осуществлению в процессе работы над бизнес-проектами способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, самоутверждении, общении со сверстниками и взрослыми людьми. Многие в это время уже испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Данная программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Практическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей школьников. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения, проектной и других видов деятельности.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя;

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

- наличие целевых установок и перспектив деятельности.

Срок реализации программы - 1 год. Объем программы курса – 35 часов (из расчёта 1 час в неделю). Продолжительность занятий – 40 минут.

Цель программы внеурочной деятельности: формирование основ системы теоретических и практических знаний, необходимых при самостоятельной предпринимательской деятельности.

Задачи:

Познавательный аспект:

  • познакомить обучающихся со сведениями об основных тенденциях и проблемах социально-экономического развития России;

  • способствовать формированию экономических понятий;

  • сформировать представления о видах, формах и способах осуществления предпринимательской деятельности;

  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

  • развивать умения получать экономическую информацию и критически осмысливать её, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • развивать комплексные умения и навыки, способы индивидуального действия организатора собственного дела с учётом требования рынка.

Воспитательный аспект:

    • воспитывать необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, гражданскую ответственность, уважительное отношение ко всем социальным группам населения;

    • способствовать осознанию важности сохранения окружающей среды при организации самостоятельной деятельности;

    • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки.

Программное обеспечение: MicrosoftWindows, Word, PowerPoint, проигрыватели.


Учебно-методическое обеспечение программы:

Литература для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. – М.: Вита-Пресс, 2013.


Литература для учащихся:

1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс (любое издание)

2. Валигурский Д.И.Организация предпринимательской деятельности: Учебник.- Издательство: Дашков и К, 2012 г.

3. Розанова Н.М. Моя фирма: Учебное пособие для 8-9 классов. – М.: Вита-Пресс, 2010

Электронные ресурсы:


    1. Справочно-правовая система – http://www.consultant.ru

    2. Основы предпринимательства. Дистанционный курс – http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk

    3. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник.- Издательство: Дашков и К, 2012 г. - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.knigafund.ru/books/

    4. Балдин К.В., Воробьев С.Н.Управление рисками в предпринимательстве. -Издательство: Дашков и К, 2010 г. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knigafund.ru/books/41964


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания;

- сформированность субъектной позиции обучающегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);

- сформированность когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- готовность действовать в нестандартных ситуациях;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- личная и взаимная ответственность;

- умение самостоятельно осуществлять проекты, применять навыки устной презентации;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

В результате учебной деятельности у обучающихся формируются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- умение применять полученные знания для определения рационального поведения;

- умение пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентациями результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Предметные результаты:

- владение базовыми экономическими понятиями;

- владение приёмами анализа научно-познавательных и учебных текстов с использованием экономических понятий;

- формирование основ экономических знаний о содержании, формах предпринимательской деятельности, налогах, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, расходах, себестоимости продукции, прибыли, товарообменных процессах, конкуренции;

- владение знаниями об особенностях развития экономической сферы жизни современного российского общества;

- умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам;

- умение составлять и презентовать бизнес-план.

Формы контроля

- игровые занятия (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальные, групповые), опросники, анкетирование, тестирования, презентации творческих работ.

Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.

Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности

Введение 1 ч.

Введение

Цели и задачи курса «Основыпредпринимательства». Общая структура и примерное содержание курса. Понятия «предпринимательская деятельность» и «бизнес».

Раздел 1. Лидерство 1 ч.

Лидерство как предпосылка успешного бизнеса

Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности.

Раздел 2. Правовые основы предпринимательской деятельности 4 ч.

Правовой статус предпринимателя

Юридическая база предпринимательской деятельности: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Права и обязанности предпринимателя.

Порядок регистрации предпринимательской деятельности

Государственная регистрация и лицензирование – необходимые условия занятия легальным бизнесом. Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности. Заявление о государственной регистрации. Открытие расчетного счета в банке.

Налогообложение

Виды налогов. Системы налогообложения. Упрощенная система налогообложения (УСН). Объект налогообложения – «доходы».

Раздел 3. Формы предпринимательской деятельности 4 ч.

Содержание предпринимательской деятельности.

Цели и задачи предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица. Основные виды предпринимательской деятельности. Основные этапы, последовательность операций, циклы производства, основные факторы производства.

Формы предпринимательской деятельности

Формы организации малого бизнеса, их особенности, отличительные черты.

Структура, функции и характеристика основных форм: АО, Товарищество, ООО, ОДО.

Индивидуальное предпринимательство

Основные принципы создания и функционирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Принятие решений. Ведение документации и отчетности.

Раздел 4. Расходы и прибыль 7 ч.

Расходы и себестоимость продукции

Расходы, способы их классификации и группировки. Расчет себестоимости продукции. Факторы снижения затрат. Основные показатели себестоимости продукции.

Реклама - двигатель торговли.

Роль рекламы в продвижении и реализации товара или услуги. Сущность рекламы.

Предпринимательский риск

Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Уровни риска. Сущность банкротства. Страхование.

Прибыль как показатель эффективности предпринимательской деятельности

Прибыль как цель предпринимательской деятельности. Её формирование и распределение. Соотношение «затраты – объем производства – прибыль». Финансовые показатели эффективности предпринимательской деятельности. Рентабельность.

Раздел 5. Предпринимательство и экология 1ч.

Предпринимательство и экология

Охрана окружающей среды. Экологические проблемы. Положительные и отрицательные последствия предпринимательской деятельности.

Раздел 6. Предпринимательская этика 1 ч.

Предпринимательская этика. Этикет делового общения

Общая характеристика делового общения. Имидж как средство делового общения. Этикет делового человека. Этические принципы и нормы ведения дел.

Раздел 7. Тенденции экономического развития современной России 3 ч.

Основные направления развития российской экономики

Особенности развития экономической сферы жизни современного российского общества. Основные направления развития экономики в России. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса. Основные проблемы экономики России.

Раздел 8. Предпринимательское проектирование и бизнес-план 8 ч.

Структура предпринимательского проекта

Предпринимательский проект: содержание, структура, ценностно-смысловые основы деятельности, анализ рисков проекта.

Инновационное предпринимательство

Направление инноваций и оценка инновационной предпринимательской деятельности в России. Особенности формирования источников финансирования инновационной деятельности.

Технология проведения маркетингового исследования

Маркетинг. Цели маркетинга. Анализ рынка спроса на новые товары и услуги, выявление потребителей и их основных потребностей. Потенциальная ёмкость рынка. Потенциальный объём продаж. Реальный объем продаж. Анализ конкурентоспособности предприятия. Продвижение продукта на рынке.

Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес- плана

Типовая структура бизнес-плана предпринимательского проекта: титульная страница, резюме, описание кампании, описание продукта или услуги, маркетинговый анализ, стратегия продвижения продукта, план производства, финансовый план, анализ рисков проекта.


Содержание учебного материала


МОДУЛЬ

Количество часов по плану

Введение

1

Лидерство

1

Правовые основы предпринимательской деятельности

4

Формы предпринимательской деятельности

4

Расходы и прибыль

7

Предпринимательство и экология.

1

Предпринимательская этика

1

Тенденции экономического развития современной России

3

Предпринимательское проектирование и бизнес-план

8

Разработка бизнес-проектов

5

ИТОГО

35


календарно-Тематический планирование курса


п/п

Тема занятия

Дата проведения

1

Введение


2

Лидерство как предпосылка успешного бизнеса


3-4

Правовой статус предпринимателя


5

Порядок регистрации предпринимательской деятельности


6

Налогообложение


7-8

Содержание предпринимательской деятельности


9

Формы предпринимательской деятельности


10

Индивидуальное предпринимательство


11-12

Расходы и себестоимость продукции


13

Реклама - двигатель торговли


14-15

Предпринимательский риск


16-17

Прибыль как показатель эффективности предпринимательской деятельности


18

Предпринимательство и экология


19

Предпринимательская этика. Этикет делового общения


20-21

Основные направления развития российской экономики


22

Основные проблемы экономики России


23-24

Структура предпринимательского проекта


25

Инновационное предпринимательство


26-27

Технология проведения маркетингового исследования


28-30

Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес- плана


31-33

Работа над бизнес-проектом


34-35

Защита бизнес-проектов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!