СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Основы предпринимательской деятельности"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с необходимостью развития предпринимательства как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации молодежи и  на основе государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа данного курса рассчитана для 10 классов (16 часов в перовом полугодии) в рамках профильного социально-экономического курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Основы предпринимательской деятельности"»

Приложение к

ООП ФГОС СОО


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Майского»


РАССМОТРЕНО

на заседании

кафедры общественных наук

МКОУ «Гимназия № 1

г. Майского»

протокол №_

от 28.08.2017 г.


Заведующая кафедрой

____ Полякова О.В.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе


_________________

Саруханова Н.Н.

29.08.2017г.


УТВЕРЖДАЮ

директор

МКОУ «Гимназия № 1

г. Майского»


________________

Кудаева О.Н.

30.08.2017 г.























10 класс


2017 - 2018 учебный год







Несынова А.М.,

учитель экономики






Пояснительная записка


Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с необходимостью развития предпринимательства как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации молодежи и на основе государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа данного курса рассчитана для 10 классов (16 часов в перовом полугодии) в рамках профильного социально-экономического курса.

Создание данной программы вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе технологий, позволяющих развивать у учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. А именно это проблемы созидания нового. Развитие государства и общества зависит сегодня от все ускоряющегося темпа инноваций. И важно для каждого человека, если он хочет стать лидером и состояться как личность, овладеть инновационным мышлением. Ведь выдающиеся инноваторы определяют облик цивилизации. В свете этой проблемы разработана «Государственная образовательная стратегия России 21 века», где «Наша новая школа» это «Пространство творческого развития личности».

Данная программа предполагает подход к изучению «основ предпринимательской деятельности» по принципу «открытая задача», т.е. нет готового алгоритма решения (сегодня между задачами, которые ставит школа и жизнь, большая пропасть). В рамках такого подхода предусматривается использование: классического кейса (CASE), т.е. сборника описаний реальных ситуаций, цель которого – подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление; SWOT-анализа, т.е. определение сильных и слабых сторон объекта (решения) и возможностей применения; «Морфологического ящика» - анализ способов реализации идеи (изобретение новых подходов); проектной и исследовательской деятельности; компьютерных технологий и др.

Целью программы является формирование предпринимательского инновационного мышления у учащихся, практического применения своих способностей на основе базовых знаний по основам предпринимательства.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих задач:

- развитие гражданского образования, предпринимательского инновационного образа мышления, потребности в получении знаний в области предпринимательства и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- освоение системы знаний о предпринимательской деятельности и информированности об истории развития предпринимательства в России;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний для эффективного поиска своей предпринимательской ниши и умений для будущей работы в качестве предпринимателя.


Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в предпринимательстве;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).


Планируемые результаты

изучения курса "Основы предпринимательской деятельности",

10 класс


Личностные

У учащегося будут сформированы:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук;

  • субъективная позиция (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а также умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам;

  • гражданская позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

  • осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;

  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

  • самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

  • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;

  • самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи;

  • принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

  • умениям формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

  • навыкам самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

  • умениям воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

  • генерировать знания о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений.


Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения экономики;

  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;

  • самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

  • самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;

  • подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;

  • позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  • оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем;

  • разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские работы.

Познавательные

Учащийся научится:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;

  • использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма);

  • использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме;

  • проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, са­мостоятельно строить выводы на основе сравнения);

  • осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

  • проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;

  • выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

  • рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;

  • строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

  • понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий);

  • с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и родовидовые отношения между понятиями;

  • самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

  • под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.


Учащийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

  • планировать свою работу по изучению нового материала;

  • совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;

  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

  • самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.


Коммуникативные

Учащийся научится:

  • активно использовать речевые средства для решения различных ком­муникативных задач при изучении экономики;

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.


Учащийся получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;

  • формулировать и обосновывать свою точку зрения;

  • критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;

  • понимать необходимость координации совместных действий при выпол­нении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;

  • согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;

  • приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты

Учащийся получит возможность научиться:

Основные концепции экономики

  • Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

  • анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

  • использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).


Микроэкономика

  • Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

  • объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

  • применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

  • понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

  • рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

  • создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

  • решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

  • моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.


Календарно-тематическое планирование


Тема урока


К-во час

Дата план

Дата факт

1 четверть – 8 ч

  1. Предпринимательство и предприниматель. Особенности статуса ИП и юридического лица. Виды фирм.

  2. Цели деятельности фирм. Проблемы, стоящие перед предпринимателями.

1



  1. Процедура регистрации фирмы. Условия эффективности деятельности фирмы.

1



  1. Понятие и необходимость управления в бизнесе. Главные цели современного менеджмента. Организация управления.

1



  1. Маркетинговая деятельность по сбыту товара.

1



  1. Мощное орудие маркетинга – реклама.

1



  1. Финансы и финансирование в бизнесе.

1



  1. Баланс фирмы. Амортизация. Анализ финансового состояния фирмы.

1



  1. Значение маркетинга в современном бизнесе. Что необходимо знать при изучении рынка.

1



  1. четверть – 8 ч

  1. Мероприятия специалиста по маркетингу.

1



  1. Работа с людьми-основной фактор успеха фирмы.Коммуникации в коллективе.

1



  1. Стили руководства.

1



  1. Мотивация в бизнесе. Оплата труда.

1



  1. Помощь предпринимательству.

1



  1. Почему государство должно вмешиваться в бизнес

1



  1. Бизнес-план

1



  1. Презентация проекта «Бизнес-план»

1





Критерии освоения элективного курса

«Основы предпринимательской деятельности»

Учет, контроль и оценка основ предпринимательских знаний и умений учащихся проводится на занятиях посредством опроса, выполнения практических работ, решения задач. Примерные варианты заданий можно использовать как для текущего опроса выборочно, так и в комплексе для подведения итогов. Итоговое занятие возможно и в форме подготовки разделов бизнес-планов.

Примерные варианты заданий

  1. Знакомы ли вы с каким-нибудь предпринимателем? Расскажите о нем: какими человеческими и деловыми качествами он обладает; чем занимается; успешно ли у него идут дела?

  2. Почему мы называем предприимчивость четвертым фактором производства?

  3. Как связаны понятия «риск», «затраты» и «прибыль»?

  4. В чем разница между понятиями «доход» и «прибыль»?

  5. Что такое убытки? Ответ запишите в виде формулы.

  6. Составьте перечень затрат при открытии пункта проката велосипедов.

  7. Назовите пять фирм, известных во всем мире. Какие товары они выпускают?

  8. Кто принимает решения о регистрации новых фирм?

  9. Какие документы нужны для регистрации фирмы?

  10. Что такое расчетный счет фирмы и для чего он нужен?

  11. Что вы понимаете под выражением «ориентироваться на рынок»?

  12. Можно ли назвать юридическим лицом: акционерную компанию, производящую медицинское оборудование; директора банка; владельца автомобиля?

  13. Как вы думаете, что позволяет выжить маленьким магазинам рядом с большими супермаркетами?

  14. Какая форма собственности, на ваш взгляд, больше подходит для фирм, занимающихся: ремонтом обуви; строительством жилых домов; грузовыми авиаперевозками?

  15. Где лучше всего разместить следующие фирмы и почему: магазин детских игрушек; химический комбинат; санаторий; бензоколонку; хлебозавод; казино?

  16. Держателям акций выплатили дивиденды в размере 7% от номинала. Какую прибыль получил акционер, владеющий пакетом акций, номинальной стоимостью 350 тыс. руб., 600 тыс. руб., 20 тыс. руб.?

  17. Фирма произвела за первый год 20 тыс. пар обуви, а за второй – 22 тыс. пар обуви. Затраты на производство в первый год составили 40 тыс. руб., во втором – 41,8 тыс. руб. На сколько увеличилась прибыль фирмы от продажи одной пары обуви, если цена осталась неизменной?

  18. Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. Какое производство эффективнее?




Фирма

1

2

Годовой доход

1 млн. руб.

1,5 млн. руб.

Затраты

0,75 млн. руб.

1 млн. руб.


19.В чем смысл явления «экономия на масштабе». Приведите собственный пример и проиллюстрируйте свое объяснение.

20. Как связаны скорость оборота фирмы и ее прибыль?

21. Заполните таблицу:


Признаки


Индивидуаль-

ное частное

предприятие

Товарищество

Акционерное

общество

открытого

типа

Государст-

венное предприятие

Полное

На вере


Кто владелец





Кто несет ответственность





Откуда берется капитал






Как распределяется прибыль






Кто управляет







22. Рассчитайте прибыль от продажи 100 волейбольных мячей, если себестоимость одного мяча составляет 400 руб., а розничная цена – 550 руб.

23. Себестоимость единицы продукции равна 500 руб., ожидаемая прибыль составляет 10% от себестоимости. По какой цене производитель будет продавать свой товар?

24. Первоначальная стоимость станка – 100 тыс. руб. Годовой размер амортизационных отчислений 12 тыс. руб. Ликвидационная стоимость станка 4 тыс. руб. Каков срок его службы?

25. Индивидуальный предприниматель получил в банке кредит в размере 500 тыс. руб. под 30% годовых сроком на два года. Какую сумму он обязан вернуть банку по истечении этого срока?

26. Вы – главный управляющий в фирме. Составьте список вопросов, которые вы задали бы, нанимая на работу нового сотрудника?

27. Петров работает рабочим, его часовая ставка 120 рублей. В первую неделю месяца он проработал 40 часов, во вторую – 40 часов, в третью – 46 часов, в четвертую – 50 часов. Нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов. За сверхурочную работу Петров получает 1,5 ставки за первые 10 переработанных часов, 2,0 ставки – сверх 10 часов. Рассчитайте величину общего месячного заработка Петрова (в месяце – 4 рабочие недели).

28. Вас приняли в фирму специалистом по маркетингу. Какие цели вы сформулируете для себя при изучении рынка, если вам предложат:

а) открыть газетный киоск; б) построить детское кафе; в) организовать теннисный клуб.

29. Придумайте свои товарные марки для следующих фирм: а) сеть Интернет-кафе; б) авиакомпания; в) фирма, выпускающая снаряжение для альпинистов;

30. Подберите рекламу (телевизионную, плакатную или в периодической печати), которая вам не нравится. Объясните, почему и какую рекламу вы сами сделали бы для этого товара или услуги?

31. Напишите (или нарисуйте) рекламу свежим огурцам, удочке, грибам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!