СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Основы экономической теории" 10 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс рассчитан на 35 часов. Составлен на основе программы и учебника  под ред. Иванова С.И.

Основные цели  курса:

•          Развитие гражданского  образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации

•          Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности

•          Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию и для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования

•          Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию ,анализировать, систематизировать полученные данные , подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения

•          Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства

•          Формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Основы экономической теории" 10 класс»

Приложение к ООП ООО

МБОУ «СОШ № 150 г. Челябинска»













Рабочая программа

элективного курса

«Основы экономической теории»


(среднее общее образование)


10 класс



Срок освоения – 1 года



















Рабочая программа элективного курса «Основы экономической теории» (10 класс)

Базовый уровень


  1. Планируемые результаты изучения элективного курса «Основы экономической теории»

А) Личностные результаты обучающихся 10 класса на конец обучения

УУД

Личностные результаты обучающихся

1. Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное)

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину


1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок


1.3. Сформированность самоуважения и «здоровой» «Я-концепции»


1.4. Устойчивая установка на принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества


1.5. Проектирование собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона


1.6. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

2. Смыслообразование

2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными ценностями и идеалами


2.2. Сформированность самостоятельности в учебной, проектной и других видах деятельности


2.3. Сформированность умений сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности


2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения


2.5. Сформированность представлений о негативных последствиях экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам для личности и общества


2.6. Наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков


2.7. Сформированность ответственного отношения к собственному физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, владение основами оказания первой помощи


2.8. Способность к самообразованию и организации самообразовательной деятельности для достижения образовательных результатов


2.9. Понимание необходимости непрерывного образования в изменяющемся мире, в том числе в сфере профессиональной деятельности

3. Нравственно-этическая ориентация

3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и ценностей


3.2. Сформированность современной экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды


3.3. Принятие ценностей семейной жизни


3.4. Сформированность эстетического отношения к продуктам, как собственной, так и других людей, учебно-исследовательской, проектной и иных видов деятельности


Б) Метапредметные планируемые результаты


Универсальные учебные действия

Метапредметные планируемые

результаты

Типовые задачи по формированию УУД (метапредметные технологии)

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание

Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Поэтапное формирование умственных действий

Технология формирующего оценивания, в том числе прием «прогностическая самооценка»

Групповые и индивидуальное проекты

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно-смысловые установки», «Рефлексия», «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция»

Планирование

Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты

Самостоятельно составлять планы деятельности

Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Прогнозирование

Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели

Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

Контроль и коррекция

Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

Оценка

Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Познавательная рефлексия

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Принятие решений

Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности

Искать и находить обобщенные способы решения задач

Владеть навыками разрешения проблем

Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания

Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин

Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач

Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни

Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности

Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

планировать работу;

осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

структурировать и аргументировать результатыисследования на основе собранных данных;

использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы

осуществлять презентацию результатов;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование

Кейс-метод

Межпредметные интегративные погружения

Метод ментальных карт

Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон

Групповые и индивидуальные проекты

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «ИКТ-компетентность»,

Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели

Поэтапное формирование умственных действий

Технология формирующего оценивания

Работа с информацией

Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи

Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность

Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов

Уметь ориентироваться в различных источниках информации

Моделирование

Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

ИКТ-компетентность

Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Коммуникативные универсальные учебные действия

Сотрудничество

Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

Учитывать позиции других участников деятельности

Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого

Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия

Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

Дебаты

Дискуссия

Групповые и индивидуальные проекты

Кейс-метод

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Смена рабочих зон

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Коммуникация», «Сотрудничество»

Коммуникация

Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств


В) Предметные планируемые результаты

В результате изучения элективного курса «Основы экономической теории» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Раздел

программы

Планируемые результаты

обучающийся научится

обучающийся получит

возможность научиться

Основные концепции экономики


- Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;

  • различать свободное и экономическое благо;

  • характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;

  • выявлять факторы производства;

  • различать типы экономических систем.








- Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;

  • анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни;

  • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;

  • находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа;

  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории.




Микроэкономика


  • Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;

  • принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

  • выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

  • различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

  • приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

  • выявлять виды ценных бумаг;

  • определять разницу между постоянными и переменными издержками;

  • объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

  • приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

  • объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике.




  • Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

  • использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

  • объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;

  • проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;

  • объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

  • выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;

  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;

  • определять место маркетинга в деятельности организации;

  • определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;

  • сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

  • понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;

  • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;

  • выявлять предпринимательские способности;

  • анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера.




Макроэкономика


  • Приводить примеры влияния государства на экономику;

  • выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;

  • приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

  • определять назначение различных видов налогов;

  • анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;

  • выявлять сферы применения показателя ВВП;

  • приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;

  • приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;

  • различать факторы, влияющие на экономический рост;

  • приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

  • различать сферы применения различных форм денег;

  • определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

  • различать виды кредитов и сферу их использования;

  • решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;

  • объяснять причины неравенства доходов;

  • различать меры государственной политики по снижению безработицы;

  • приводить примеры социальных последствий безработицы.


- Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности;

  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

  • объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;

  • анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;

  • на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда;

  • применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

  • оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;

  • анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах;

  • грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;

  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике;

  • использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;

  • разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.


Международная экономика


  • Приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях;

  • объяснять назначение международной торговли;

  • обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;

  • приводить примеры глобализации мировой экономики;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • определять формы и последствия существующих экономических институтов на социально-экономическом развитии общества.




  • Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле;

  • применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни;

  • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам;

  • использовать экономические понятия в проектной деятельности;

  • определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;

  • приводить примеры использования различных форм международных расчетов;

  • разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;

  • анализировать текст экономического содержания по международной экономике.



2. Содержание элективного курса «Основы экономической теории» 10 класс

Тема 1 Предмет и метод экономической науки

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Основные вопросы экономики. Метод экономической науки. Номинальные и реальные показатели.

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.

Основные черты административно-плановой системы. Основные черты рыночной системы. Субъекты рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономике.

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Дефицит и избыток.

Тема 4. Эластичность спроса и предложения.

Ценовая эластичность спроса. Ценовая эластичность предложения. Коэффициент эластичности

Тема 5. Поведение потребителя.

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Оптимальный выбор потребителя.

Тема 6. Фирма. Производство и издержки.

Фирма как коммерческая организация. Организационно-правовые формы современной фирмы. Продукт фирмы. Бухгалтерские издержки и прибыль.

Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры.

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов.

Особенности рынков факторов производства. Рынок труда и заработная плата. Рынок услуг земли и земельная рента. Капитал и процент. Реальный и денежный капитал. Дисконтирование.

Тема 9. Деньги и банковская система.

Деньги и их функции. Виды денег и их свойства. Ликвидность денег. Коммерческие банки. Роль баков в условиях рыночной экономики. Пассивные и активные операции банков. Центральный банк. Цели и функции Центрального банка.

Тема 10. Валовой внутренний продукт и национальный доход.

Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы исчисления ВВП. Госбюджет и его роль в перераспределении национального дохода. Номинальный и реальный ВВП.

Тема 11. Макроэкономическое равновесие.

Доход, потребление и сбережение. Сбережения и инвестиции. Мультипликатор, процентная ставка и равновесие на денежном рынке.

Тема 12. Экономический цикл. Занятость и безработица.

Циклические колебания развития экономики как следствие нарушений равновесного состояния экономики. Экономический цикл и его фазы. Колебания занятости и безработицы как следствие циклических колебаний. Нормы безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственное регулирование занятости.

Тема 13. Инфляция.

Определение инфляции и ее измерение. Норма инфляции. Темп роста цен и формы инфляции. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Влияние инфляции на положение различных социальных групп, ее последствия.

Тема 14. Экономический рост.

Содержание экономического роста. Показатели экономического роста и его измерение. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Теория длинных волн.

Тема 15. Экономика и государство.

Роль государства в стимулировании экономического роста. Стимулирующее значение налогов и кривая Лаффера. Экономическая политика и государственный долг. Причины возникновения государственного долга.

Тема 16 международная торговля и валютный рынок.

Мировое хозяйство и международное разделение труда. Международная торговля. Закономерности развития мировой торговли, ее формы и методы. Внешнеторговая политика. Валютный рынок, валютные операции и валютные курсы. Мировая валютная система.

Тема 17. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция.

Международный рынок ссудных капиталов. Международные финансовые организации. Россия как импортер и экспортер капитала. Платежный баланс России. Международная экономическая интеграция. Европейский союз. Проблемы интеграции стран СНГ. Переход к рыночной экономике в России.

Итоговое повторение.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс

Раздел (тема)

Количество

часов

Формы текущего контроля

Содержание НРЭО

1

Предмет и метод экономической науки

4



2

Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

4



3

Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

3



4

Поведение потребителя

1



5

Фирма. Производство и издержки. Конкуренция и рыночные структуры

3


Поддержка предпринимательских инициатив в Челябинской области


6

Рынки факторов производства и распределение доходов

4



7

Деньги и банковская система. Инфляция

5



8

Валовой внутренний продукт и национальный доход. Макроэкономическое равновесие

3



9

Экономический цикл. Занятость и безработица

2


Особенности рынка труда в Челябинской области

Система социальной поддержки в Челябинской области


10

Экономический рост. Экономика и государство

2



11

Международная торговля и валютный рынок. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция

2


Международные экономические связи предприятий Челябинской области

12

Итоговое повторение по курсу

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!