Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДАЮ |
Зам. директора по ООД |
______________ /Н.П. Токаренко/ |
|
«_____» _____________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.02 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
по профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Надым, 2019
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования УД.02 Основы предпринимательства для профессиональных образовательных организаций в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
С. С. Малиновский преподаватель истории и основы предпринимательства ГПОУ ЯНАО «НПК»
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей гуманитарного цикла
Протокол №7
от «28» февраля 2019 г.
Председатель УМО:
_______________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 6
от «01» мая 2019 г.
Председатель МС:
_____________ (Е.В. Головань)
СОДЕРЖАНИЕ | |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 3 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
Условия реализации учебной дисциплины | 15 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 16 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.02 Основы предпринимательства
Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины УД.02 Основы предпринимательства предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина УД.02 Основы предпринимательства является учебным предметом предлагаемых дисциплин ФГОС среднего общего образования (вариативная часть).
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы УД.02 Основы предпринимательства направлено на достижение следующей цели:
- формирование нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить анализ технико-организационного уровня производства (У1);
- проводить анализ эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации (У2);
- проводить анализ производства и реализации продукции (У3);
- проводить оценку деловой активности организации (У4);
- предлагать идею бизнеса на основании выявленных потребностей (У5);
- обосновывать конкурентные преимущества реализации бизнес-идеи (У6);
- обосновывать использование специальных налоговых режимов (У7);
- составлять документацию для государственной регистрации субъектов малого предпринимательства (У8);
- составлять и анализировать структуру трудового договора (У9).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды предпринимательства (З1);
- организационно-правовые формы предприятия (З2);
- нормативно-правовую базу (З3);
- формы государственной поддержки предпринимательской деятельности (З4);
- принципы развития и закономерности развития организации (З5);
- режимы налогообложения предприятий (З6);
- метод, приемы, информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности (З7);
- факторы, резервы повышения эффективности производства (З8);
- анализ эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации (З9);
- анализ производства и реализации продукции (З10);
- оценка деловой активности организации (З11).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;
самостоятельной работы обучающегося 4 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.02 Основы предпринимательства
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 26 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 4 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 4 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовым проектом (если предусмотрено) | |
Выполнение домашних работ, подготовка докладов и сообщений, выполнение творческих заданий и презентаций, внеаудиторная самостоятельная работа | 4 |
Промежуточная аттестация в форме - дифференцированный зачет (6 семестр) |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
УД.02 Основы предпринимательства
Аудиторная нагрузка - 26 часов (из них практические, лабораторные и др. занятия - 4 часа)
Самостоятельная учебная нагрузка – 4 часа
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Основные теории предпринимательства. | | |
Тема 1.1 Взгляды на предпринимательскую деятельность в докапиталистический период. | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
Наука о предпринимательской деятельности. Установление Научных традиций. Этапы попадания предпринимательства в поле зрения. |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: выполнение домашних работ по теме: Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности и их государственная регистрация. Задание 1.1. | 1 | |
Тема 1.2 Теории предпринимательства XVIII-XIX вв. Меркантилисты и представители классической политической экономии о предпринимательстве. | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Первые предприниматели и экономисты: Р. Кантильон; Й. Тюнен; Ф.Найт; И. Посошкоф; К. Бодо; А. Смит; Ж.-Б. Сей; Д. Рикардо. Краткая характеристика теорий о предпринимательстве в 18-19 вв. Выводы из классической экономической теории о предпринимательстве. |
Тема 1.3 Появление теорий предпринимательской деятельности, критикующих ее капиталистические формы. Учения о предпринимательстве XX и начала XXI вв | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Создание теорий, которые предпринимательство рассматривают как явление скорее отрицательное, чем положительное. Критики капиталистической предпринимательской экономики: Т. Веблен; К. Маркс. Теория праздного класса. Развитие учения о предпринимательстве в 20-21 вв |
Тема 1.4 Концепция предпринимательской деятельности Й. Шумпетера. | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Новый подход в теории предпринимательской деятельности Й. Шумпетера. Отделение предпринимательства от собственности. Предпринимательская и избыточная прибыль. Механизмы материальной реализации инновационной деятельности. Неэкономический мотивы предпринемательства. |
Тема 1.5 Концепция предпринимательской деятельности В. Зомбарта. | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Новый подход в теории предпринимательской деятельности В. Зомбарта. Шесть главных типов капиталистического предпринимателя. Биологические корни предпринимательства. |
Практическое занятие №1 «Выбор оптимальной организационно-правовой формы ведения бизнеса» | 1 | 2 |
Тема 1.6 Взгляды представителей неоавстрийской школы на предпринимательство. Теории предпринимательской деятельности, появившиеся после Второй мировой войны. | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Неоавстрийская школа экономического анализа. Л. Мизес, и Ф. Хайек. Функция предпринимателя соединяющая факторы производства. Американский ученый И. Кирцнер. Эпоха свободной конкуренции. Основы плановой экономики. Дж. К. Гэлбрейт. «Новое индустриальное общество» и «Экономические теории и цели общества». Сущностные характеристики предпринимателя и техноструктуры. Отличия предпринимателя от менеджера. |
Раздел 2. | Институциональные основы функционирования современной предпринимательской экономики | | |
Тема 2.1 Место и роль предпринимательской деятельности в обществе. Основные характеристики современной предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Предпринимательство как одна из форм хозяйственной деятельности. Правила ведения предпринимательской деятельности в государстве. Юридическая практика относительно предпринимательской деятельности. И. Кирцнер. Катализатор инновационной деятельности. Функции предпринимательства в экономики. Субъект предпринимательской деятельности. Определение предприниматель. Сущность предпринимательства. Определение сущности предпринимательства в законодательных актах. Предпринимательство как явление и как процесс. Функции предпринимательства. Влияние инфляции на финансовое состояние предприятия. |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: выполнение домашних работ по теме: Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных и оборотных средств. Издержки и управление финансами. Задание 2.1. | 1 | |
Тема 2.2. Типология предпринимательской деятельности. | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Классификация предпринимательства. Незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство. Типы и виды предпринимательства. Предпринимательство на рынке ценных бумаг. Предпринимательство на рынке банковских услуг. Предпринимательство на рынке страховых услуг. Посредническое предпринимательство. Предпринимательская деятельность образовательных услуг. |
Тема 2.3 Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Собственность и осуществление предпринимательской деятельности. Основные типы организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные государственные и муниципальные предприятия. Сущность предпринимательской среды. Конкуренция. Предпринимательство и экономическая свобода. Понятие объекта, субъекта предпринимательства. Физические и юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности. Права и обязанности предпринимателей. Социальная защита предпринимателей и охрана прав потребителей. Личные качества предпринимателей |
Тема 2.4 Основные организационно-экономические формы предпринимательских объединений | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Собственность и осуществление предпринимательской деятельности. Основные типы организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные государственные и муниципальные предприятия. |
Тема 2.5 Антимонопольная политика государства | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Монополия. Антимонопольное законодательство. «Закон Шермана». Опыт борьбы с монополиями в западных странах. Антимонопольное законодательство РФ: механизмы, основная нормативная база, цели и задачи. |
Тема 2.6 Роль и место крупного, среднего и малого бизнеса в современном обществе Изменение роли и функций сектора малого предпринимательства в условиях глобализации | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Деление бизнеса на три группы – крупный, мелкий и средний. Взаимоотношение бизнеса внутри разных групп. Функционирование каждой из групп. Определение сущности, роли и места малого предпринимательства в жизни общества. Критерии отнесение структур к той или иной категории. Малое предпринимательство и его роль в развитии сервисной деятельности в России. Формы государственной поддержки развития малого предпринимательства и их совершенствование. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства. |
Тема 2.7 Крупный бизнес в социально-экономическом развитии общества в условиях глобализации | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Понятие крупный бизнес. Официальные критерии отнесения предпринимательских структур к разряду крупных. Российская нормативно правовая база. Российский крупный бизнес. Сравнение эффективности Российских и зарубежных компаний. Транснациональные компании. |
Тема 2.8 Средний бизнес, или компании - "Газели". Особенности развития инновационного предпринимательства | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Проблема критериев среднего предпринимательства в современной России. Российский феномен среднего бизнеса. Материалы журнала «Эксперт». Аспекты опыта европейских стран. |
Практическое занятие №2 «Расчет и стоимостная оценка основных фондов предпринимательской деятельности» | 1 | 2 |
Раздел 3. | Роль государства в становлении и развитии предпринимательства | | |
Тема 3.1 Государственно-частная форма предпринимательской деятельности | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Три варианта модели управления государственными долями собственности в акционерных обществах: Американская модель; Итальянская модель; Смешанная модель. Проблемы национальной безопасности в экономики. Государственный пакет акция. Кадровый вопрос. |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: выполнение домашних работ по теме: Государственная поддержка предпринимательства. Задание 3.1. | 1 | |
Тема 3.2 Необходимость и возможность государственного предпринимательства | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Социалистические государства как форма исключения государственного предпринимательства. Функции государства, прямо вытекающие из его специфической миссии участника экономических процессов: интеграционная, институционная, бенчмаркинговая, кастинговая, охранительная. Понятие государственного предпринимательства. |
Тема 3.3 Объективная необходимость государственного вмешательства в регулирование предпринимательской деятельности. Создание единого центра управления государственной собственностью | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Лицензирование отдельных видов деятельности. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности, характеристика концепции государственной политики. Стандартизация и сертификация. Технические регламенты. Государственная поддержка молодёжному предпринимательству. Государственные структуры обеспечивающие развитие и поддержку предпринимательству. Правовая грамотность предпринимателя. |
Практическое занятие №3 «Расчет налогов, взимаемых при осуществлении предпринимательской деятельности» | 1 | 2 |
Раздел 4. | Личность предпринимателя и предпринимательское поведение. | | |
Тема 4.1 Формы экономического поведения предпринимателя | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Понятие категории предпринимательства и предприимчивости. Субъект и объект предпринимательства как собственник предприятия. Экономическое поведение: пассивное и активное. |
Тема 4.2 Сущность и основные формы предприимчивости | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Понятие предприимчивости. Субъект и объект предприимчивости. Мировая практика. Дж. Стьютвилл. Научно технический-прогресс как катализатор скорости протекания экономических процессов. |
Тема 4.3 Национальный потенциал предприимчивости. Великая предпринимательская волна Культура предпринимателя. Социокультурные факторы развития. Социальная ответственность бизнеса | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Национальный потенциал предприимчивости. Экономическая энергетика страны. Ф. Фридман. Объем национального потенциала. Взаимосвязь предпринимательства и предприимчивости. «Великая предпринимательская волна»: ценности и опыт поколения беби-бума; растущее благосостояние предпринимателей; высокий уровень образования работающих в национальном хозяйстве; развернувшаяся научно-техническая революция; высокий уровень защищенности интеллектуальной собственности; интенсивные миграционные процессы; благоприятная экономическая политика государства; система американских ценностей. Развитие национального потенциала предприимчивости становится центральным в формировании новых рыночных отношений. Сущность культуры предпринимательства. Культура предпринимательских организаций. Предпринимательская этика и этикет. |
Практическое занятие №4. «Разработка резюме бизнес-проекта» | 1 | 2 |
Раздел 5 | Проблемы открытия нового предприятия. | | |
Тема 5.1 Правовые основы учреждения нового предприятия. Экономические предпосылки создания нового предприятия | Содержание учебного материал | 1 | 1 |
Экономические условия, необходимые для создания нового предприятия. Правовые основы организации предпринимательской деятельности. Система государственной регистрации предприятия. Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности в форме юридического лица. |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: выполнение домашних работ по теме: Подготовка к Дифференцированному зачету | 1 | |
Дифференцированный зачет. | 1 | 2 |
Обязательная аудиторная нагрузка за семестр | 26 | |
В том числе практические работы | 4 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная нагрузка за семестр | 4 | |
Максимальная учебная нагрузка за семестр | 32 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия.
Оборудование кабинета: рабочие места по числу обучающихся, рабочее место преподавателя, доска для письма, комплект учебно-методической документации. Технические средства обучения: ноутбук, проектор, устройство воспроизведения звука. В процессе обучения используются мультимедийные средства; наборы слайдов, Использование программного продукта "MS PowerPoint" для презентации проекта.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Чеберко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 219 с.
Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для СПО / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 330 с. — Серия : Профессиональное образование.
Дополнительные источники:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// точка доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996
Указ Президента РФ от 7.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012, 9 мая.
Электронные ресурсы:
ЭБСbiblio-online.ru
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
http://www.book.ru (электронная библиотека)
http://institutiones.com/download/books/1367-organizaciya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
http://www.kodges.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и контрольных испытаний на основе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, тестирования, исследований и др.
Результаты (основные умения, освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата |
Уметь: | |
- проводить анализ технико-организационного уровня производства (У1); | - Оценка выполнения Дифференцированного зачета; - практические занятия; - внеаудиторная самостоятельная работа; - аудиторные проверочные работы. |
- проводить анализ эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации (У2); |
- проводить анализ производства и реализации продукции (У3); |
- проводить оценку деловой активности организации (У4); |
- предлагать идею бизнеса на основании выявленных потребностей (У5); |
- обосновывать конкурентные преимущества реализации бизнес-идеи (У6); |
- обосновывать использование специальных налоговых режимов (У7); |
- составлять документацию для государственной регистрации субъектов малого предпринимательства (У8); |
- составлять и анализировать структуру трудового договора (У9). |
Знать: | |
- виды предпринимательства (З1); | - оценка по итогам выполнения практикумов; - выполнение письменных проверочных работ; - оценка по результатам выполнения теста; - защита бизнес-плана; - оценка по итогам Дифференцированного зачета. |
- организационно-правовые формы предприятия (З2); |
- нормативно-правовую базу (З3); |
- формы государственной поддержки предпринимательской деятельности (З4); |
- принципы развития и закономерности развития организации (З5); |
- режимы налогообложения предприятий (З6); |
- метод, приемы, информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности (З7); |
- факторы, резервы повышения эффективности производства (З8); |
- анализ эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации (З9); |
- анализ производства и реализации продукции (З10); |
- оценка деловой активности организации (З11). |
Дополнения и изменения к рабочей программе
УД.02 Основы предпринимательства
на 20___ - 20 ___ учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________
В рабочую программу внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании УМО
_______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ )
Председатель УМО ________________ /___________________/
1