СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа

имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ

им. генерал-майора Никитина И.С.


_______________И.Н. Глушанкова



«____»____________________2020г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.


___________С.А. Филимоненков


Приказ №_ _____ от

«____» августа__________2020г.








Рабочая программа

курса

«Секреты русского языка»


7 класс



Учитель:

Кротова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.






Принята к реализации педагогическим советом

МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

протокол №1 от 27.08.2020г.



2020-2021 учебный год

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа курса «Секреты русского языка» разработана для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы с учетом:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 года №1577);


Сведения об авторской программе

Рабочая программа курса «Секреты русского языка» разработана на основе Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Заговорской и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 3-е издание. М.: Просвещение, 2016.


Описание места учебного предмета в учебном плане школы

Рабочая программа курса «Секреты русского языка» для обучающихся 7а класса составлена из расчета 17.5 учебных часов. Количество часов, отводимых на освоение курса «Секреты русского языка» соответствует учебному плану школы и будет организован в форме внеурочной деятельности.






Результаты освоения курса

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные:

  • уважение ценностей семьи, общества;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • умение пользоваться словарями, справочниками;

  • умение осуществлять анализ и синтез;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;

  • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Предметные:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.


Формы проведения занятий

- беседы, викторины;

- практические занятия с элементами дидактических и раздаточных материалов,

- лингвистический анализ художественных текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными

словарями;

- защита творческих проектов.

Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и

индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и

личностных качеств школьника.


Содержание программы

2 год обучения (35з)

Организационное занятие. (1з)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Загадки фонетики (1 з)

Тайны орфоэпии (6 з)

Разные стили произношения

Особенности произношения мужских и женских отчеств

Будьте внимательны к безударным гласным!

Произносите правильно!

Как простые звуки становятся волшебными

Секреты графики (1з)

Секреты орфографии и пунктуации (4з)

«Коренные секреты»

Пунктуация и смысл

Тайны письма.

Проверяем свою грамотность

В гостях у лексики (5 з)

Поиск нужного слова

Притяжение слов

Не правильностью единой

Мало слов, а горя реченька

Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм).

Мир семантики (6 з)

В край изобилия и процветания

Встречи со словами-тёзками

Визит к паронимам

Встреча с синонимами

Знакомство с антонимами

Стилистическая окраска слов

В мире крылатых слов (6 з)

У слов бывают крылья

Фразеологические обороты

Загадки фразеологии

Ошибки при употреблении фразеологизмов

Не смешивайте фразеологизмы!

Цитируйте фразеологизмы точно!

Образность речи (4 з)

Как простые слова становятся волшебными

Эпитеты, образные сравнения, метафора

Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза

Всегда ли оправдана образность речи?

Обобщающее занятие. (1з)

Защита проектов.

Тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Кол-во занятий


План

Факт

1

1.09.20


Загадки фонетики

1

2

8.09


Тайны орфоэпии

1

3

15.09


Разные стили произношения

1

4

22.09


Будьте внимательны к безударным гласным!

1

5

29.09


Секреты графики

1

6

06.10


Секреты орфографии и пунктуации

1

7

13.10


«Коренные секреты»

1

8

20.10


Пунктуация и смысл. Тайны письма. Проверяем свою грамотность

1

9

5.11


В гостях у лексики

1

10

10.11


Тысячи тонн словесной руды

1

11

17.11


Поиск нужного слова. Визит к паронимам

1

12

24.11


Встреча с синонимами и антонимами

1

13

01.12


Мир семантики. В край изобилия и процветания. Встречи со словами-тёзками.

1

14

08.12


В мире крылатых слов

1

15

15.12


Загадки фразеологии

1

16

22.12


Образность речи. Как простые слова становятся волшебными

1

17,5

28.12


Обобщающее занятие. Защита проектов.

1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1. Методическая литература


  1. Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991..

  2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966

  3. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто. –М, 2010.

  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.

  5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.

  6. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. – М.: Мнемозина, 2007.

  7. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2011

  8. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.

  9. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1990

  10. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.

  11. Успенский М.Б. Когда закончились уроки. / М.Б. Успенский, М.В. Голованова, З.Г. Кеворкова.–СПб.: Просвещение, 1992.

  12. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2011

2. Литература для учащихся


      1. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.– М., Л.: Просвещение, 1966.–158с.

      2. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.

      3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.

      4. Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич.– М.: Просвещение, 1984.–190с.

      5. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.

      6. Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.

      7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.

      8. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.

      9. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.

      10. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.–142с.

      11. Львова С.И. Язык в речевом общении. / С.И. Львова.– М.: Просвещение, 1992.–189с.

      12. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.

      13. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988

      14. Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.

      15. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. / Л.А. Шкатова.–М.: Просвещение, 1989.


3. Справочная литература


  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.

  2. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.

  3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.

  4. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.

  5. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с.

  6. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.


4. Интернет- ресурсы

1. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

5. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!