СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программапо курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена для 4 класса А на 2020-2021учебный год н

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс УМК "Перспектива"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «_31_» августа 2020 г.

от « _17__» августа 2020г.

Протокол № 1

№ _____

Руководитель ШМО

от «_31_» августа 2019г.

Директор

__________ /_Пономарева О.И.


___________/Силина Н.В.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


начального общего образования

курса внеурочной деятельности

« Секреты русского языка »

по направлению - общеинтеллектуальное

для 4 класса А

Срок реализации 1 год

_________






Составитель:



учитель начальных классов

высшей категории

Баранова Е.В.


«Согласована»

Заместитель директора


___________ / Баранова Е.В.

«_31__» августа 2020





Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена для 4 класса А на 2020-2021учебный год на основании:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)

  3. Основной образовательной программы начального образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год

  5. Авторской программы Л.Я. Желтовской, сборник: Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012.


Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ориентирована на воспитании и развитие детей. Программа предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

Форма итогового занятия - Турнир любителей русского языка.


Работа в рамках реализации программы осуществляется через проблемные, проектные, игровые, личностно ориентированные, здоровьесберегающие, разноуровневые развивающие технологии, технологию сотрудничества



Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.

Задачи:

  • обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;

  • раскрыть творческие способности детей;

  • стимулировать интеллектуальное развитие детей;

  • формировать эффективную речевую деятельность;

  • формировать ключевые компетентности учащихся;

  • корректировать речевые недочёты;

  • формировать умение самостоятельной работы с текстами;

  • формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;

  • воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;

  • активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;

  • способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.

Актуальность и назначение данной программы

Данная программа создана для активизации работы с учениками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения. Выбор создания программы по курсу обусловлен желанием повысить уровень форсированности ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативно речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;

  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;

  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

  • различать устное и письменное общение;

  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Содержание программы

Введение в язык (1 ч.)

О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.

Практические упражнения.

Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи через работу средств языка.

Фонетика. Графика (4 ч.) Фонетическая система русского языка. Звуки речи.

Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.

Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.

Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).

Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).

Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звукобуквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.

Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)

Орфоэпия (5 ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения.

Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.

Упражнения на запись слов с произносительными по метами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.

Лексика (5 ч.)

Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.

Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.

Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.

Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов.

Л ингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон текста.

Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

Морфемика (7 ч.)

Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Роль морфем в образовании однокоренных слов. Одно коренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов.

Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).

Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.

Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.

Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).

Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.

Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология (8 ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп с лов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию).

Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).

Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Синтаксис. Пунктуация (5 ч.)

Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении.

Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.

Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.

Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.

Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента вы бора пунктуационного решения.

Чтение и пунктированные сплошных текстов. Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.). Инсценированное, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).

Упражнения на запись текста под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм


Тематический план:


№ п./п.

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Фонетика. Графика

4

Орфоэпия


5

Лексика


5

Морфемика


7

Морфология


8

Синтаксис. Пунктуация

5

Итого


34 часа


Виды творческих и исследовательских детских работ, которые могут помочь организации внеурочной деятельности будущих участников таких занятий.
Творческие эссе; «Профессия моих родителей», «История вещей», «Интервью с…».
Проекты; «Народные сказки», «Авторские сказки», «Любимые писатели, произведения и герои», Художественный журнал класса, «Проводники наших мыслей и чувств.
Социальные очерки: « Мы путешествуем», «Полет на Луну».
Творческие диктанты;
• Мини сочинения. «Звуки весны», «Мой четвероногий друг», «Мой друг — книга».














Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Фонетика (4 часа)

1

Вводное занятие. «В мире звуков» Чей это голос?

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).

Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).

2.09


2

Наши помощники звуки, буквы и слова. К тайнам звуков и букв


Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звукобуквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении

9.09


3

Хитрый звук

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).

Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).

16.09


4

Играем с Л. Кэрроллом

Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)

23.09


Орфоэпия (5 часов)



5

Рифмуем вместе

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произношении слов, текстов. Игра в диктора радио и телевидения.

Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.

30.09


6

Литературная гостиная.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произношении слов, текстов. Игра в диктора радио и телевидения.

Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.

7.10


7

Антология стиха

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произношении слов, текстов. Игра в диктора радио и телевидения.

Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.

14.10


8

Антология прозы

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произношении слов, текстов. Игра в диктора радио и телевидения.

Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.


9

Ударение-молоток. Нормы произношения

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произношении слов, текстов. Игра в диктора радио и телевидения.

Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.

21.10


Лексика (5 часов)

10

Крылатые слова.

Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.

Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов

11.11


11

Литературная гостиная

Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте.

18.11


12

Почему мы так говорим?

Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.

Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов

25.11


13

В театре близнецов

Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов

2.12


14

Брей ринг

Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов

9.12


Морфемика (7 часов)


15

Откуда происходят наши корни?

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).. Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

16.12


16

Собирал человек слова. Встреча с тильдой.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

23.12


17

Умники и умницы

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

13.01


18

К дедам, прадедам и пра, пра, пра

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился. Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

20.01


19

К словам родственникам

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился. Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

27.01


20

В глубь веков на Машине времени

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.

3.02


21

«Экскурсия» к истокам слова

Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

10.02


Морфология(8 часов)


22

Откуда происходят наши корни?

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).

17.02


23

Слова знаменательные и служебные.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).

Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

24.02


24

Где приставка, где предлог?

Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

3.03


25

Группы слов помощников глаголов и существительных

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

10.03


26

Знаешь ли ты части речи?

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части

Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).

17.03


27

В городе Имён Существительных

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).

Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

31.03


28

В гостях у дядюшки Глагола

Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

7.04


29

Здравствуй, имя прилагательное.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

14.04




Пунктуация (5 часов)


30

А есть ли здесь смысл?

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста. Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.

21.04


31

Литературная гостиная

Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения. Чтение и пунктированные сплошных текстов.

28.04



32

Помощь ИКТ в изучении русского языка. Поиск дидактических игр в Интернете.

Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.). Инсценированное, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче). Упражнения на запись текста под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм

5.05


33

Выразительные средства языка

Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).

Инсценированное, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).

12.05


34

Турнир любителей русского языка

Упражнения на запись текста под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм

19.05




Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год по курсу внеурочной деятельности «Секреты русского языка» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков № 7-8 были объединены.








Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

1. Желтовская Л.Я. Программа по русскому языку (УМК «Планета знаний»). — М.: АСТ, Астрель.
2. Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. Учебное пособие, 2007.
5. Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004.
6. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996



Технические средства обучения:

Классная доска.

Мультимедийный проектор.

Маркерная доска.

Компьютер


Оборудование класса:

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!