СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике. 2 класс. УМК Перспектива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по направлению  «Информатика и ИКТ» 

на 2015-2016 учебный год

2 КЛАСС

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике. 2 класс. УМК Перспектива.»

МБОУ «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан


«Согласовано»


Заместитель директора по ВР

____________Кондакова Г.В.

«27 августа» 2015г.


«Утверждаю»


Директор МБОУ ТСОШ №2

_____________Гаффаров Ф.Ф.


« 28 » августа 2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по направлению «Информатика и ИКТ»

на 2015-2016 учебный год

2 КЛАСС


Составитель программы:

Королева Алена Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории




Тетюши

2015



  1. Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности «Информатика и ИКТ»

предметной области «Математика и информатика»

на период 2015-2016 учебного года

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986, зарегистрирован Минюстом России 03 февраля 2011г., рег. №19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010г. №2106, зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011г., рег. №19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  3. Авторская программа: Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов. Информатика. // Сборник рабочих программ - М: Просвещение, 2011; Сборник рабочих программ «Перспектива». Просвещение. 2015.

  4. Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.

  5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ТСОШ №2015-2018 годы;

  6. Положение о программе ОУ.

  7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.

  9. Регионального базисного учебного плана 2015 года

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП).

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с образовательным Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.

Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Главная цель данного курса информатики– развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса – научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.



  1. Общая характеристика курса

В курсе выделены следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).

  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).

  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

В основе курса лежит системно-деятельностный подход, заключающийся в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся.


3. Место курса в учебном плане

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» во 2 - 4 классе входит в предметную область «Математика и информатика». При изучении информатики во 2 – 4 классах на курс выделяют 1 час в неделю. Курс рассчитан на 102 часа (34 учебные недели в каждом классе).



  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса


С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

  • Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.

  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


Изучение данного курса информатики в начальной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:


У выпускника будут сформированы:


  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • внутренняя позиция школьника

  • на уровне положительно­го отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мо­тивационная основа учебной деятельности, включающая социаль­ные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин ус­пеха в учебной дея­тельности;

  • учебно­-познавательный инте­рес к новому учебному материалу и способам решения новой част­ной задачи.

  • ориентация в нравственном содер­жании и смысле по­ступков как собствен­ных, так и окружаю­щих людей;

  • развитие эти­ческих чувств - стыда, вины, совести как ре­гуляторов морального поведения;

  • знание основ­ных моральных норм и ориентация на их вы­полнение, дифферен­циация моральных и конвенциональных норм, развитие мо­рального сознания как переходногo

  • от докон­венционального

  • к кон­венциональному уров­ню;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • эмпатия как понимание чувств дру­гих людей и сопере­живание им.



Выпускник получит возможность для формирования:

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • внутренней позиции школьника на уровне положительно­го отношенuя к школе, понuмания необходи­мости учения, выра­женного в преоблада­нии учебно­познавательных мо­тивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной моти­вации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного ин­тереса к новым общим способам решения за­дач;

  • положительной адек­ватной дифференци­рованной самооценки на основе критерия успешности реализа­ции социальной роли «хорошего vченика».

  • морального сознания на конвен­циональном уровне, способности

  • к реше­нию моральных ди­лемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следо­вание в поведении мо­ральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и по­ступках;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся

  • в поступках, направленных

  • на помощь и обеспечение благополучия.



В метапредметном направлении:


Выпускник научится


  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие спо­собов решения задач;

  • основам смыслового чтения худо­жественных и позна­вательных текстов, выделять существен­ную информацию из текстов разных видов;

  • владеть общим приёмом решения за­дач.

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • использовать знаково­символические сред­ства, в том числе мо­дели и схемы для ре­шения задач.

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использова­нием учебной литера­туры.

  • осуществлять анализ обьектов с вы­делением существен­ных и несуществен­ных признаков;

  • осуществлять синтез как составле­ние целого из частей;

  • проводить срав­нение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи;

  • строить рассуж­дения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать. т. е. осуществлять генера­лизацию и выведение общности для целого ряда или класса еди­ничных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под поня­тие на основе распознавания объектов,

  • выделение существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии

  • допускать воз­можность существо­вания у людей раз­личных тoчек зрения, в том числе не совпа­дающих с его собст­венной, и ориентиро­ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать раз­ные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопро­сы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни­кативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической фор­мой речи.


Выпускник получит возможность научиться

  • создавать и пре­образовывать модели и схемы для решения задач.

  • осуществлять расширенный поиск информации с исполь­зованием ресурсов биб­лиотек и Интернета

  • осуществлять синтез как составле­ние целого из частей, самостоятельно до­страивая и восполняя недостающие компо­ненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, само­стоятельно выбирая основание и критерии для указанных логиче­ских операций;

  • строить логиче­ское рассуждение, включающее установ­ление причинно­следственных связей

  • учитывать раз­ные мнения и интере­сы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопро­сы, необходимые для организации собствен­ной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • с учетом целей коммуникации доста­точно, точно последо­вательно" полно пере­давать партнеру необ­ходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • адекватно использовать речевые средства для эффек­тивного решения раз­нообразных коммуни­кативных задач

  • осознанно и про­извольно строить ре­чевое высказывание в устной; и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эф­фективных способов решения задач в зави­симости от конкрет­ных условий;

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач


В предметном направлении:

Выпускник научится:

  • строить и достраивать цепочку по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).

  • выделять одинаковые и разные цепочки из набора;

  • выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;

  • оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.

  • оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;

  • оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;

  • строить цепочки по индуктивному описанию;

  • строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;

  • шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;

  • организовывать полный перебор объектов (мешка);

  • оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;

  • строить и достраивать мешок по системе условий;

  • проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).

  • выделять из набора одинаковые и разные мешки;

  • использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;

  • выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;

  • сортировать объекты по одному и двум признакам;

  • строить мешок бусин цепочки;

  • *в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.

  • определять значения истинности утверждений для данного объекта;

  • выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

  • строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

  • анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);

  • анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.

  • правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;

  • использовать имена для различных объектов;

  • сортировать слова в словарном порядке;

  • сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.

  • *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.

  • планировать последовательность действий,

  • выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;

  • последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).

  • выполнять простейшие линейные программы для Робика;

  • строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;

  • выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;

  • строить цепочку выполнения программы Робиком;

  • строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.

  • оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;

  • строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

  • использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;

  • строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;

  • строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;

  • строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;

  • *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.

  • подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;

  • искать слово в словаре любого объема;

  • оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;

  • упорядочивать массив методом сортировки слиянием;

  • использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;

  • использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;

  •  заполнять таблицу кругового турнира;

  • строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).

  • проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных  условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);

  • выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.

  • получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.

  • решать простые лингвистические задачи

  • восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.

  • строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).

  • строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;

  • планировать и проводить сбор данных,

  • строить дерево кубкового турнира для любого числа участников

  • строить выигрышную стратегию, используя дерево игры.



6. Содержание учебного курса


Правила игры Понятие о правилах игры

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов

Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.

*Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.

Игры с полной информацией

Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации

Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»)

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).


*Решение практических задач. ИКТ-квалификация

Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).

Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).

Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).

Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).

Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»). Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).

Календарно-тематическое планирование 2 класс


Дата

Наименование раздела и тем

К-во ч

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

1

8.09

Истинные и ложные утверждения.


1

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.

Работать в компьютерной адаптированной среде:

использовать инструмент

«заливка» в компьютерных задачах


Учащиеся научатся: знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке; знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ; иметь представление об условии задачи как системе ограничений; иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.

Учащиеся получат возможность научиться: войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока; при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку "сохранить и выйти" в среде решения задач либо выбрав в меню "сохранить" при работе в сторонних программных продуктах); при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки "отмена"), начать решение задачи заново (при помощи кнопки "начать сначала").

2

15.09

Определяем истинность утверждений.


1

3

22.09

Считаем области

1

Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие

мотивов учебной деятельности).

Работать в компьютерной адаптированной среде

4

29.09

Слово

1

Работать по правилам игры: выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом


5

6.10

Имена

1

Сравнивать фигурки по различным признакам.

Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи». Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

Работать в компьютерной адаптированной среде:

использовать инструмент

«карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных

задачах


6

13.10

Все разные

1

7

20.10

Отсчитываем бусины от конца цепочки

1

Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять

бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин


Учащиеся научатся: иметь представление о свойствах базисных объектов; искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве; строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.), правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.).



Учащиеся получат возможность научиться: выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов). сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.

8

27.10

Если бусины нет. Если бусина не одна

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в

большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам


9

10.11

Проект «Разделяй и властвуй» 2 часть. (рожицы, использование 2 трафаретов одновременно)

1

Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно»,

«нарисуй в окне». Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде:

использовать инструмент

«лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах


10

17.11

Русская алфавитная цепочка

1

Работать по правилам: выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.

Работать в компьютерной адаптированной среде:

использовать инструмент

«текст» в компьютерных задачах


11

24.11

Раньше-позже

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с

общим порядком элементов в цепочке.

Работать в компьютерной адаптированной среде:

использовать инструмент

«цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах


12

1.12

Раньше-позже

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм


13

8.12

Словарь

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Выделять, достраивать, строить цепочку, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности, в том числе утверждений, содержащих понятия

есть/нет, следующий, предыдущий, одинаковые цепочки, разные цепочки. Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными)


14

15.12

Словарь

1

15

22.12

Контрольная работа №1

1

Учащиеся научатся: строить и достраивать цепочку по системе условий; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек). выделять одинаковые и разные цепочки из набора; выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания





Учащиеся получат возможность научиться: строить цепочки по индуктивному описанию; строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам; шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования; решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.

16

12.01

Компьютерный проект «Новогодняя открытка»

1

17

19.01

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

1

18

26.01

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

1

19

02.02

Мощность мешка. Ссыпание мешков

1

Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков,

анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту


20

09.02

Вместимость. Переливание.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять

утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия

раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить логически грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие имена и понятия

раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений


21

16.02

Мешок бусин цепочки

1

22

1.03

Мешок бусин цепочки

1

Осваивать знаково-символическую систему русского языка – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте

с использованием формального алгоритма


23-24

15.03

22.03

Латинский алфавит. Проект «римские цифры»

2




1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного

порядка:

второй после, третий перед, пятый с конца и пр. Строить логически

грамотные рассуждения, строить утверждения, включающие понятия частичного порядка, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений


Учащиеся научатся: иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов; знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.; иметь представление о мешке бусин цепочки; иметь представление о классификации объектов по 1 признакаку. организовывать полный перебор объектов (мешка); оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке; строить и достраивать мешок по системе условий;). выделять из набора одинаковые и разные мешки;



Учащиеся получат возможность научиться: выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания; сортировать объекты по одному и двум признакам; строить мешок бусин цепочки; решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.

25

29.03

Разбиение мешка на части

1

26

05.04

Разбиение мешка на части

1

Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией

при помощи компьютерного ресурса.

Работать в компьютерной среде:

изготовление при помощи компьютерного

ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной

книжки


27

12.04

Отсчитываем бусины от других бусин цепочки

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.

Работать в компьютерной адаптированной среде:

собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах



28

19.04

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

29

26.04

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

30-31

03.05

Круговая цепочка. Календарь . проект «Календарь»

1

32

10.05

Контрольная работа №2

1

33

17.05

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

34.

24.05

Компьютерный проект «Мой лучший друг. Мой любимец»

1

    1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методическое пособие для учителя

Учебное пособие для ученика

  • издается с 2009 г только в электронном виде – выкладывается для общего доступа на сайты издательства «Просвещение» (www.prosv.ru) и Института новых технологий (www.int-edu.ru)

  • Информатика. Учеб. для нач. шк. В 3 ч. Ч. 1/ А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко.2012 г

  • Информатика. Рабочая тетрадь. В 3 ч. Ч. 1 / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий, 2012

  • Информатика. Тетрадь проектов. В 3 ч. Ч. 1 / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение: Ин-т новых технологий

  • Информатика. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 104 с.: ил. Информатика. 3-4 классы. Рабочая тетрадь. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 48 с.: ил.

  • Информатика. 3-4 классы. Тетрадь проектов. Часть 2 / А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2011. – 12 с.: ил.


Информационно-коммуникационные средства

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

http://school-collection.edu.ru/

www.int-edu.ru

www.school-informatica.ru



Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Лазерный принтер

  5. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

  6. Сканер

  7. Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием


10

1

1

1

1



1

1

Все компьютеры класса включены в локальную сеть и имеют (локальный) доступ к серверу, каждое компьютерное рабочее место оборудовано компьютером под управлением ОС Windows XP



Приложение

Проекты:

2 класс:

Проект: «Разделяй и властвуй», «Новогодняя открытка», «Буквы и знаки в русском тексте», «Римские цифры», «Календарь», «Мой луший друг\Мой любимец».



















Основной инструментарий для оценивания результатов. 2 класс

Контрольная работа 1

При выборе компьютерного варианта изучения курса контрольная работа, как и обычный урок, должна состоять из двух частей: бескомпьютерной и компьютерной.

Бескомпьютерная часть

Все материалы к бескомпьютерной части контрольных работ содержатся в тетради проектов (часть 1). Найдите на вкладыше работу, подписанную «Контрольная работа 1» (в двух вариантах). Из этой работы в качестве обязательных возьмите задачи 3, 5 и 6.

Задача 3. Задача на поиск двух одинаковых цепочек стандартного уровня сложности. 1балл

Задача 5. В данной задаче проверяется владение учащимися терминами есть, нет, предыдущий, следующий, наличие у ребят представления о порядке бусин в цепочке и умение определять истинность утверждений. 2 балла

Задача 6. Задача на проверку усвоения алгоритма подсчета областей картинки при помощи раскрашенной числовой линейки. Кроме правильного ответа, в решении должна быть раскрашенная картинка и числовая линейка с пометками. 2 балла
Компьютерная часть

Компьютерные задачи контрольной работы можно выбрать из контрольных работ 1 и 2 (ИУМК, 2 класс). В качестве обязательных возьмите задачи 1 и 3 из контрольной работы 1 и задачу 2 из контрольной работы 2. Задачу 4 из контрольной работы 2 предложите детям в качестве необязательной.

Таким образом, получается довольно большой объем этой контрольной работы: 6 обязательных задач (3 бумажные и 3 компьютерные). Такой объем больше подходит для сильного класса. Если в вашем классе много слабых и медлительных учащихся, выберите из этих шести задач любые пять на свое усмотрение, а шестую задачу предложите как вторую необязательную. Решение необязательных задач оценивается отдельно.

Задача 1, к/р 1 (ИУМК, 2 класс). Задача на поиск двух одинаковых фигурок. (1 балл)

Задача 3, к/р 1 (ИУМК, 2 класс). Проверка усвоения понятий одинаковые бусины, разные бусины. (1 балл)

Задача 2, к/р 2 (ИУМК, 1 класс). Задача на проверку усвоения листов определений «Буквы и цифры» и «Все, каждый». Как и в любой другой задаче со словом все, здесь необходим полный перебор. (2 балла)

Задача 4, к/р 2 (ИУМК, 1 класс). Необязательная. Здесь нужно построить объект по описанию, причем каждый пункт описания требует анализа. Затем необходимо состыковать условия между собой. При этом становится ясно, что начинать нужно со второго условия, поскольку бусин, одинаковых по форме, две пары, а одинаковых по цвету - только одна. После того как третья и последняя бусины (голубые) помещаются в соответствующие окна, становится ясно, какой формы вторая и четвертая бусины. (2 балла)

Качество освоения программы

Количество баллов

Отметка в балльной шкале

90-100%

10-11

«5»

77-89%

8-9

«4»

65-76%

7

«3»

менее 65%

Меньше 7

«2»

Контрольная работа 2 Бескомпьютерная часть

Найдите на вкладыше тетради проектов (часть 1) работу, подписанную «Контрольная работа 2» (в двух вариантах). Из этой работы возьмите в качестве обязательных задачи 1, 2.

Задача 1. В данной задаче проверяется умение рябят пользоваться словарем. (2 балла)

Задача 2. Здесь ребята должны показать умение заполнять таблицу для мешка. В столбцах тех бусин, которых нет в мешке, должны стоять нули. (2 балла)

Компьютерная часть

Компьютерные задачи контрольной работы можно выбрать из контрольной работы 4 (ИУМК, 1 класс) и контрольных работ 2 и 3 (ИУМК, 2 класс). Можно взять в качестве обязательных задачу 2 из контрольной работы 2 (ИУМК, 2 класс), задачу 3 из контрольной работы 3 (ИУМК, 2 класс) и задачу 2 из контрольной работы 4 (ИУМК, 1 класс). Задачу 3 из контрольной работы 4 (ИУМК, 1 класс) можно предложить детям в качестве необязательной.

Задача 2, к/р 4 (ИУМК, 1 класс). Задача предполагает построение объекта по описанию. Задачи двух вариантов неодинаковы, но очень похожи. В обоих вариантах должен получиться мешок с шестью бусинами, две из которых круглые, две квадратные, две треугольные. В первом варианте обе круглые бусины должны быть круглыми, во втором - квадратными. Оставшиеся бусины должны быть распределены по цветам так, чтобы в мешке не было трех бусин одного цвета. (1 балл)

Задача 3, к/р 4 (ИУМК, 1 класс). Необязательная. Если бы было необходимо следовать только таблицам, то задача оказалась бы совсем простой. Действительно, цвета маек и юбок независимы друг от друга, поэтому можно сначала раскрасить майки в соответствии с одной таблицей, а затем, не задумываясь, раскрасить юбки по другой таблице. Однако в этой задаче ситуация не такая: здесь есть еще одно условие - в мешке не должно быть двух одинаковых мышек. Поскольку фигурки в этой задаче могут отличаться только раскраской, то необходимо сделать так, чтобы мышки в одинаковых майках имели разные юбки. Поэтому при решении придется использовать одновременно обе таблицы. (2 балла)

Качество освоения программы

Количество баллов

Отметка в балльной шкале

90-100%

6-7

«5»

77-89%

5

«4»

65-76%

4

«3»

менее 65%

Меньше 4

«2»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей