СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочночной деятельности "Секреты русского языка" для 5 класса. Цель курса - углубить, расширить и закрепить знания по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»









Педсовет Учреждения рассмотрел

и рекомендовал к утверждению

приказ № 22 от 27.08 2019.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

Е.А. Бойкова

26.08.2019г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

В.Ю. Яковлев

приказ № 319 А от 02.09.2019г






Рабочая программа

внеурочной деятельности «Секреты русского языка»

для основного общего образования

срок освоения 1 год













Составитель(и):

Архипович С.В., учитель русского языка и литературы








ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей русского языка и литературы

протокол № 1от 26.08.2019г











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов «Секреты русского языка» составлена на основе нормативных и информационно-методических документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 8.

  6. Примерная образовательная программа по русскому языку для основного общего образования

Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач.

Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания.

Формы промежуточной аттестации: конкурсы, готовые продукты, выступления, защита проектов.


Место учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.


Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку.

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном

языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,

культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенности программы « Секреты русского языка »

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов,

  • лабораторно-практические занятия;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


Личностные, метапредметные результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Планируемые результаты поддержания предметных результатов учебного предмета «Русский язык» характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.

  • сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

  • сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 5-го класса

Обучающиеся должны знать:

Определение «Лексика»

Определение «Фразеология»

Определение «Ономастика»

Определение «Топонимика»

Обучающиеся должны уметь:

Различать синонимы

Различать антонимы

Различать омонимы

Различать архаизмы и историзмы

Различать фразеологизмы
Работать со словарем.
Составлять рассказы по картинке.

Создавать собственные высказывания на заданную тему.



Содержание курса и формы проведения внеурочной деятельности


Тема 1. Чудеса языкознания

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3 Путешествие в страну Невыученных уроков.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». . Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной

« Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Волшебные превращения слов Чудесные превращения слов

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ -загадка.

Тема 6-7 Слова- родственники .Знакомые незнакомцы .

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9. Вежливые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. 11. Назад в прошлое. Старославянизмы . Русизмы.

Знакомство со словами - Старославянизмами . Выбор из текста . Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 12. Вперед в будущее.Неологизмы.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Заморские гости в нашем языке.

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14 Похожие ,но не близнецы. Синонимы.

Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 1 5 Единство и борьба. Антонимы.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема16. Одинаково неодинаковые .Омонимы.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».


Тема 17-18 Почему мы так говорим Крылатые слова

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении, и уяснение их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 1 9 Знакомство с ономастикой.

Исследование,почему так или иначе называются понятия. Игра «Отгадай-нарисуй»

Тема 2 0. Секреты топонимики

Практическая работа по карте родного края.

Тема 2 1 Происхождение русских имен .Игра –викторина «Что означают наши имена ?»

Тема 22. - 23 Происхождение русских фамилий

Беседа о происхождении русских фамилий. Работа с рассказом А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

Тема 24 - 26 Секреты хорошей речи. Битва риторов Путешествие в Выдумляндию.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 27-31 Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32 -33 В мастерской художника слова. В поэтической мастерской

Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Тема 34. Праздник в стране Выученных уроков

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.






Тематическое планирование

Количество часов

Тема занятия

2

Чудеса языкознания

2

Путешествие в страну Невыученных уроков.

2

В стране Невыученных уроков

2

Волшебные превращения слов.

2

Чудеса превращения слов

2

Слова- родственники

2

Знакомые незнакомцы

2

Вежливые слова.

1

Назад в прошлое. Старославянизмы.

1

Назад в прошлое. Русизмы.

2

Вперед в будущее.Неологизмы.

2

Заморские гости в нашем языке.

2

Похожие ,но не близнецы. Синонимы.

2

Единство и борьба. Антонимы.

2

Одинаково неодинаковые. Омонимы.

2

Почему мы так говорим. Крылатые слова.

2

Защита творческого проекта

2

Знакомство с ономастикой.

2

Секреты топонимики

2

Происхождение русских имен

2

Происхождение русских фамилий

2

Презентация творческого проекта

2

Секреты хорошей речи

2

Битва риторов

2

Путешествие в Выдумляндию

2

Метаграммы.

2

Анаграммы

2

Логогрифы

2

Шарады

2

Турнир смекалистых

2

В мастерской художника слова

2

В поэтической мастерской

2

Праздник в стране Выученных уроков

2

Турнир смекалистых.

4

Защита проектов

Итого

70 часов



Материально-техническое обеспечение:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!