МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Педсовет Учреждения рассмотрел и рекомендовал к утверждению приказ № 22 от 27.08 2019. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР Е.А. Бойкова 26.08.2019г. | УТВЕРЖДЕНО директор В.Ю. Яковлев приказ № 319 А от 02.09.2019г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Секреты русского языка»
для основного общего образования
срок освоения 1 год
| Составитель(и): Архипович С.В., учитель русского языка и литературы |
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей русского языка и литературы
протокол № 1от 26.08.2019г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов «Секреты русского языка» составлена на основе нормативных и информационно-методических документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 8.
Примерная образовательная программа по русскому языку для основного общего образования
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, обсуждение.
Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания.
Формы промежуточной аттестации: конкурсы, готовые продукты, выступления, защита проектов.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку.
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном
языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы « Секреты русского языка »
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
лабораторно-практические занятия;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Планируемые результаты поддержания предметных результатов учебного предмета «Русский язык» характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 5-го класса
Обучающиеся должны знать:
Определение «Лексика»
Определение «Фразеология»
Определение «Ономастика»
Определение «Топонимика»
Обучающиеся должны уметь:
Различать синонимы
Различать антонимы
Различать омонимы
Различать архаизмы и историзмы
Различать фразеологизмы
Работать со словарем.
Составлять рассказы по картинке.
Создавать собственные высказывания на заданную тему.
Содержание курса и формы проведения внеурочной деятельности
Тема 1. Чудеса языкознания
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3 Путешествие в страну Невыученных уроков.
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». . Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной
« Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Волшебные превращения слов Чудесные превращения слов
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ -загадка.
Тема 6-7 Слова- родственники .Знакомые незнакомцы .
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Вежливые слова.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. 11. Назад в прошлое. Старославянизмы . Русизмы.
Знакомство со словами - Старославянизмами . Выбор из текста . Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 12. Вперед в будущее.Неологизмы.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Заморские гости в нашем языке.
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14 Похожие ,но не близнецы. Синонимы.
Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 1 5 Единство и борьба. Антонимы.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема16. Одинаково неодинаковые .Омонимы.
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 17-18 Почему мы так говорим Крылатые слова
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении, и уяснение их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 1 9 Знакомство с ономастикой.
Исследование,почему так или иначе называются понятия. Игра «Отгадай-нарисуй»
Тема 2 0. Секреты топонимики
Практическая работа по карте родного края.
Тема 2 1 Происхождение русских имен .Игра –викторина «Что означают наши имена ?»
Тема 22. - 23 Происхождение русских фамилий
Беседа о происхождении русских фамилий. Работа с рассказом А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
Тема 24 - 26 Секреты хорошей речи. Битва риторов Путешествие в Выдумляндию.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 27-31 Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32 -33 В мастерской художника слова. В поэтической мастерской
Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Тема 34. Праздник в стране Выученных уроков
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование
№ | Количество часов | Тема занятия |
| 2 | Чудеса языкознания |
| 2 | Путешествие в страну Невыученных уроков. |
| 2 | В стране Невыученных уроков |
| 2 | Волшебные превращения слов. |
| 2 | Чудеса превращения слов |
| 2 | Слова- родственники |
| 2 | Знакомые незнакомцы |
| 2 | Вежливые слова. |
| 1 | Назад в прошлое. Старославянизмы. |
| 1 | Назад в прошлое. Русизмы. |
| 2 | Вперед в будущее.Неологизмы. |
| 2 | Заморские гости в нашем языке. |
| 2 | Похожие ,но не близнецы. Синонимы. |
| 2 | Единство и борьба. Антонимы. |
| 2 | Одинаково неодинаковые. Омонимы. |
| 2 | Почему мы так говорим. Крылатые слова. |
| 2 | Защита творческого проекта |
| 2 | Знакомство с ономастикой. |
| 2 | Секреты топонимики |
| 2 | Происхождение русских имен |
| 2 | Происхождение русских фамилий |
| 2 | Презентация творческого проекта |
| 2 | Секреты хорошей речи |
| 2 | Битва риторов |
| 2 | Путешествие в Выдумляндию |
| 2 | Метаграммы. |
| 2 | Анаграммы |
| 2 | Логогрифы |
| 2 | Шарады |
| 2 | Турнир смекалистых |
| 2 | В мастерской художника слова |
| 2 | В поэтической мастерской |
| 2 | Праздник в стране Выученных уроков |
| 2 | Турнир смекалистых. |
| 4 | Защита проектов |
Итого | 70 часов | |
Материально-техническое обеспечение:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.