СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Секреты русского языка" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Секреты русского языка" 4 класс»

Введение


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы факультатива «Секреты русского языка» (4 класс), Л.Я.Желтовской, Л. М. Мышак.

Цель программы: развитие детей через изучение русского языка
для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.
Задачи:
 развитие интереса к изучению русского языка как явления культуры;
 развитие мышления и речи;
 развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических,
лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
 обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по
экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
 развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
 развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
 воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную
речевую культуру и речевое поведение.


Результаты освоения программы


Личностные результаты обучения

В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты обучения

В процессе изучения курса обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты) с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения программы   являются формирование следующих умений:

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

  • соотносить звуки и буквы;

  • отличать гласные и согласные звуки;

  • делить слова на слоги, определять место ударения;

  • сочинять сказочные истории про буквы;

  • понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

  • должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

  • пользоваться словарями русского языка;

  • писать сочинения-миниатюры;

  • составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

  • уважительно относиться к товарищам;

  • слушать друг друга;

  • правильно употреблять изученные слова в речи;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.


Содержание программы


Наименование разделов, тем

Тема занятий

Форма организации

Виды деятельности

1

Фонетика. Графика (5 ч)



Вводное занятие. «В гости к алфавиту»

Занятие путешествие

Уточняют представления о звуках и буквах.

Учатся проговаривать скороговорки.

Знакомятся со старославянской азбукой.

Наши помощники звуки, буквы и слова.

Игровой лабиринт

Знакомятся с понятиями «фонема», «фонетика», «фонематический слух».

Учатся пользоваться словарями, каталогами, используя алфавит.

К тайнам звуков и букв.

Занятие - расследование

Закрепляют умение делать звуко - буквенный анализ слова, развивают слуховую память.

Встреча с «йотиком» (расширение представлений).

Час занимательных вопросов

Определяют работу гласных букв: обозначающих мягкость и твёрдость согласных букв.

Хитрый звук.

Практикум

Различают звуки и буквы. Наблюдают за образованием звуков речи на основе лингвистического опыта. Ищут заданные звуки в словах, составляют «перевёртыши».

2

Морфемика

(словообразование) (6 ч)



Вглубь веков на машине времени.

Игровой лабиринт

Знакомятся с понятием «морфема».

Учатся находить в словах разные морфемы. Знакомятся с понятием «чередование согласных букв в корне слова».

К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-


Учатся различать синонимы и антонимы и использовать их в речи.

К словам - родственникам

Мастерская «Раз словечко, два словечко»

Составляют семью слов родственников, пользуясь словообразовательным словарём.

Экскурсия к истокам слова

Игра по станциям

Знакомятся с появлением первых букв, историей их совершенствования. Определяют одинаковое и различное в написании букв у разных народов.

Собирал человек слова.

Языковые заморочки

Разгадывают кроссворды, ребусы.

Занимательное словообразование.

Олимпиада

Разбирают слова по составу, объясняют образование слов.

3

Морфология (7 ч)



В городе Имен

Существительных.

Филологическая стройка

Учатся выделять в речи имена существительные. Знакомятся с их грамматическими признаками.

В гостях у дядюшки Глагола.

Игра по станциям

Учатся выделять в речи глаголы. Знакомятся с их грамматическими признаками.

Прилагательное к чему прилагается?

Игра «Счастливый случай»

Учатся выделять в речи имена прилагательные. Знакомятся с их грамматическими признаками. Составляют словосочетания прил.+сущ.

Откуда происходят наши корни?

Филологическая стройка

Работают со словарями, энциклопедиями, познавательной литературой.

Где приставка, где предлог?

Викторина

Выполняют упражнения, строят схемы, отвечают на вопросы викторины

Наречие. Важные слова

Практикум

Устанавливают грамматическое и лексическое значение слов наречий, их употребление в речи

Числительное. Числа и слова.

Практикум

Устанавливают грамматическое и лексическое значение слов числительных, их употребление в речи, связь с другими частями речи.

4

Пунктуация (3 ч)



Эмоциональная и интонационная выразительность.

Мини-

спектакль

Эмоционально «проживают» текст, учатся выражать свои эмоции.

Запятые, по местам!

Турнир Знатоков

Упражняются в исправлении ошибок в тексте, устанавливают смысловые оттенки предложений.

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

Практикум

Пишут мини-сочинение с использованием изобразительных средств языка.

5

Лексика (6 ч)



К словам разнообразным, одинаковым и разным.

Блиц - турнир

Учатся определять лексическое значение слова, пользуясь толковым словарём.

В театре близнецов.

КВН

Учатся объединять слова в группы по принципу многозначности слова.

Крылатые слова.

Языковые заморочки

Знакомятся со словами- фразеологизмами и фразеологическими оборотами русского языка.

Почему мы так говорим?

Час весёлых

вопросов

Знакомятся со словами- архаизмами русского языка.

Новые слова в русском языке. Неологизмы в русском языке.

Гостиная

Знакомятся со словами-неологизмами русского языка. Строят предложения с их употреблением в речи

Редактирование текста.

Практикум

Упражняются в корректировке предложений.

6

Орфоэпия (7 ч)



Ударение – молоток.

Нормы произношения.

Игровой лабиринт

Знакомятся с некоторыми нормами произношения слов, пополняют словарный запас, тренируются в правильном произношении слов.

Что такое рифма?

Поэтический час

Знакомятся с понятием «рифма», учатся подбирать рифму в стихотворных строчках.

Рифмуем вместе.

Клуб весёлых русоведов

Сочиняют рифмованные строки. Расширяют словарный запас слов. Оценивают свои способности.

Чудесные превращения слов.

Театрализованная игра

Читают стихи. Подбирают созвучные слова, рифмуют.

Важные мелочи.

Непорядок в предложении.

Занятие расследование

Исправляют ошибки, работают с деформированным текстом.

Антология стиха.

Конкурс чтецов.

Читают стихи, оценивают свои способности.

Кирилло-Мефодиевские чтения.

Конференция

Практикуются в выступлении перед одноклассниками. Оценивают свои способности как выступающего, так и слушателя.



Тематическоепланирование

(34 ч)


Дата план

Дата факт

Наименование разделов, тем

Количество часов

Форма организации

Фонетика. Графика

1



Вводное занятие. «В гости к алфавиту».

1


2



Наши помощники звуки, буквы и слова.

1


3



К тайнам звуков и букв.

1


4



Встреча с «йотиком» (расширение представлений о звуке [й’])

1


5



Хитрый звук.

1


Морфемика (словообразование)

6



Вглубь веков на машине времени.

1


7



К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-.

1


8



К словам - родственникам.

1


9



Экскурсия к истокам слова.

1


10



Собирал человек слова.

1


11



Занимательное словообразование.

1


Морфология

12



В городе Имен

Существительных.

1


13



В гостях у дядюшки Глагола.

1


14



Прилагательное к чему прилагается?

1


15



Откуда происходят наши корни?

1


16



Где приставка, где предлог?

1


17



Наречие. Важные слова.

1


18



Числительное. Числа и слова.

1


Пунктуация

19



Эмоциональная и интонационная выразительность.

1


20



Запятые, по местам!

1


21



Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

1


Лексика


22



К словам разнообразным, одинаковым и разным.

1


23



В театре близнецов.

1


24



Крылатые слова.

1


25



Почему мы так говорим?

1


26



Новые слова в русском языке. Неологизмы в русском языке.

1


27



Редактирование текста.

1


Орфоэпия

28



Ударение – молоток.

Нормы произношения.

1


29



Что такое рифма?

1


30



Рифмуем вместе.

1


31



Чудесные превращения слов.

1


32



Важные мелочи.

Непорядок в предложении.

1


33



Антология стиха.

1


34



Кирилло-Мефодиевские чтения.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!