Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы факультатива «Секреты русского языка» (4 класс), Л.Я.Желтовской, Л. М. Мышак.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения курса обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты) с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
соотносить звуки и буквы;
отличать гласные и согласные звуки;
делить слова на слоги, определять место ударения;
сочинять сказочные истории про буквы;
понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.
должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
пользоваться словарями русского языка;
писать сочинения-миниатюры;
составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
уважительно относиться к товарищам;
слушать друг друга;
правильно употреблять изученные слова в речи;
подбирать синонимы и антонимы;
различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
№ | Наименование разделов, тем | Тема занятий | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Фонетика. Графика (5 ч) |
| | Вводное занятие. «В гости к алфавиту» | Занятие путешествие | Уточняют представления о звуках и буквах. Учатся проговаривать скороговорки. Знакомятся со старославянской азбукой. |
Наши помощники звуки, буквы и слова. | Игровой лабиринт | Знакомятся с понятиями «фонема», «фонетика», «фонематический слух». Учатся пользоваться словарями, каталогами, используя алфавит. |
К тайнам звуков и букв. | Занятие - расследование | Закрепляют умение делать звуко - буквенный анализ слова, развивают слуховую память. |
Встреча с «йотиком» (расширение представлений). | Час занимательных вопросов | Определяют работу гласных букв: обозначающих мягкость и твёрдость согласных букв. |
Хитрый звук. | Практикум | Различают звуки и буквы. Наблюдают за образованием звуков речи на основе лингвистического опыта. Ищут заданные звуки в словах, составляют «перевёртыши». |
2 | Морфемика (словообразование) (6 ч) |
| | Вглубь веков на машине времени. | Игровой лабиринт | Знакомятся с понятием «морфема». Учатся находить в словах разные морфемы. Знакомятся с понятием «чередование согласных букв в корне слова». |
К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра- | | Учатся различать синонимы и антонимы и использовать их в речи. |
К словам - родственникам | Мастерская «Раз словечко, два словечко» | Составляют семью слов родственников, пользуясь словообразовательным словарём. |
Экскурсия к истокам слова | Игра по станциям | Знакомятся с появлением первых букв, историей их совершенствования. Определяют одинаковое и различное в написании букв у разных народов. |
Собирал человек слова. | Языковые заморочки | Разгадывают кроссворды, ребусы. |
Занимательное словообразование. | Олимпиада | Разбирают слова по составу, объясняют образование слов. |
3 | Морфология (7 ч) |
| | В городе Имен Существительных. | Филологическая стройка | Учатся выделять в речи имена существительные. Знакомятся с их грамматическими признаками. |
В гостях у дядюшки Глагола. | Игра по станциям | Учатся выделять в речи глаголы. Знакомятся с их грамматическими признаками. |
Прилагательное к чему прилагается? | Игра «Счастливый случай» | Учатся выделять в речи имена прилагательные. Знакомятся с их грамматическими признаками. Составляют словосочетания прил.+сущ. |
Откуда происходят наши корни? | Филологическая стройка | Работают со словарями, энциклопедиями, познавательной литературой. |
Где приставка, где предлог? | Викторина | Выполняют упражнения, строят схемы, отвечают на вопросы викторины |
Наречие. Важные слова | Практикум | Устанавливают грамматическое и лексическое значение слов наречий, их употребление в речи |
Числительное. Числа и слова. | Практикум | Устанавливают грамматическое и лексическое значение слов числительных, их употребление в речи, связь с другими частями речи. |
4 | Пунктуация (3 ч) |
| | Эмоциональная и интонационная выразительность. | Мини- спектакль | Эмоционально «проживают» текст, учатся выражать свои эмоции. |
Запятые, по местам! | Турнир Знатоков | Упражняются в исправлении ошибок в тексте, устанавливают смысловые оттенки предложений. |
Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.). | Практикум | Пишут мини-сочинение с использованием изобразительных средств языка. |
5 | Лексика (6 ч) |
| | К словам разнообразным, одинаковым и разным. | Блиц - турнир | Учатся определять лексическое значение слова, пользуясь толковым словарём. |
В театре близнецов. | КВН | Учатся объединять слова в группы по принципу многозначности слова. |
Крылатые слова. | Языковые заморочки | Знакомятся со словами- фразеологизмами и фразеологическими оборотами русского языка. |
Почему мы так говорим? | Час весёлых вопросов | Знакомятся со словами- архаизмами русского языка. |
Новые слова в русском языке. Неологизмы в русском языке. | Гостиная | Знакомятся со словами-неологизмами русского языка. Строят предложения с их употреблением в речи |
Редактирование текста. | Практикум | Упражняются в корректировке предложений. |
6 | Орфоэпия (7 ч) |
| | Ударение – молоток. Нормы произношения. | Игровой лабиринт | Знакомятся с некоторыми нормами произношения слов, пополняют словарный запас, тренируются в правильном произношении слов. |
Что такое рифма? | Поэтический час | Знакомятся с понятием «рифма», учатся подбирать рифму в стихотворных строчках. |
Рифмуем вместе. | Клуб весёлых русоведов | Сочиняют рифмованные строки. Расширяют словарный запас слов. Оценивают свои способности. |
Чудесные превращения слов. | Театрализованная игра | Читают стихи. Подбирают созвучные слова, рифмуют. |
Важные мелочи. Непорядок в предложении. | Занятие расследование | Исправляют ошибки, работают с деформированным текстом. |
Антология стиха. | Конкурс чтецов. | Читают стихи, оценивают свои способности. |
Кирилло-Мефодиевские чтения. | Конференция | Практикуются в выступлении перед одноклассниками. Оценивают свои способности как выступающего, так и слушателя. |
№ | Дата план | Дата факт | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма организации |
Фонетика. Графика |
1 | | | Вводное занятие. «В гости к алфавиту». | 1 | |
2 | | | Наши помощники звуки, буквы и слова. | 1 | |
3 | | | К тайнам звуков и букв. | 1 | |
4 | | | Встреча с «йотиком» (расширение представлений о звуке [й’]) | 1 | |
5 | | | Хитрый звук. | 1 | |
Морфемика (словообразование) |
6 | | | Вглубь веков на машине времени. | 1 | |
7 | | | К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-. | 1 | |
8 | | | К словам - родственникам. | 1 | |
9 | | | Экскурсия к истокам слова. | 1 | |
10 | | | Собирал человек слова. | 1 | |
11 | | | Занимательное словообразование. | 1 | |
Морфология |
12 | | | В городе Имен Существительных. | 1 | |
13 | | | В гостях у дядюшки Глагола. | 1 | |
14 | | | Прилагательное к чему прилагается? | 1 | |
15 | | | Откуда происходят наши корни? | 1 | |
16 | | | Где приставка, где предлог? | 1 | |
17 | | | Наречие. Важные слова. | 1 | |
18 | | | Числительное. Числа и слова. | 1 | |
Пунктуация |
19 | | | Эмоциональная и интонационная выразительность. | 1 | |
20 | | | Запятые, по местам! | 1 | |
21 | | | Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.). | 1 | |
Лексика |
22 | | | К словам разнообразным, одинаковым и разным. | 1 | |
23 | | | В театре близнецов. | 1 | |
24 | | | Крылатые слова. | 1 | |
25 | | | Почему мы так говорим? | 1 | |
26 | | | Новые слова в русском языке. Неологизмы в русском языке. | 1 | |
27 | | | Редактирование текста. | 1 | |
Орфоэпия |
28 | | | Ударение – молоток. Нормы произношения. | 1 | |
29 | | | Что такое рифма? | 1 | |
30 | | | Рифмуем вместе. | 1 | |
31 | | | Чудесные превращения слов. | 1 | |
32 | | | Важные мелочи. Непорядок в предложении. | 1 | |
33 | | | Антология стиха. | 1 | |
34 | | | Кирилло-Мефодиевские чтения. | 1 | |