Рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 2 класса на 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа для обучающихся 2 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год - 2 класс.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык» и не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные факты, способные дать простор воображению.
№ темы | Название | Количество часов | Содержание темы |
1. | Как обходились без письма? | 1ч | Как обходились без письма? |
2. | Древние письмена | 2ч | Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. |
3. | Как возникла наша письменность? | 2ч | Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». |
4. | Меня зовут Фонема. | 2ч | Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». |
5. | Для всех ли фонем есть буквы? | 2ч | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. |
6. | «Ошибкоопасные» места. | 2ч | «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. |
7. | Тайны фонемы. | 1ч. | Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». |
8. | Опасные согласные. | 2ч. | Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». |
9. | На сцене гласные. | 2ч. | Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! |
10. | «Фонемы повелевают буквами». | 2ч. | Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. |
11. | Ваши старые знакомые. Практическое занятие. | 1ч. | Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. |
12. | Правила о непроизносимых согласных. | 2ч. | Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. |
13. | Волшебное средство – «самоинструкция». | 1ч. | Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. |
14. | Память и грамотность. | 1ч. | Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. |
15. | Строительная работа морфем. | 1ч. | «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. |
| | | |
16. | Где же хранятся слова? | 1ч. | Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. |
17. | Поговорим обо всех приставках сразу. | 2ч. | Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. |
18. | Слова – «родственники». | 1ч. | Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. |
19. | Кто командует корнями? | 2ч. | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. |
20. | «Не лезьте за словом в карман!» | 2ч. | Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. |
21. | «Пересаженные» корни. | 1ч. | Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. |
22. | Итоговое занятие. | 1ч. | Олимпиада. |
№ УРОКА | Дата План. | Факт | | Кол-во часов на тему | Проведено часов | Роспись |
1. | | | Как обходились без письма? | 1ч | | |
2. | | | Древние письмена. Рисуночное письмо. Игра « Угадай символ» | 2ч | | |
3. | | | Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» Иероглифы-священные знаки» | | | |
4. | | | Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит .Греческий алфавит. | 2ч | | |
5. | | | Кириллица или глаголица? Творческое задание « Придумай свой алфавит» | | | |
6. | | | Меня зовут Фонема. Звуки- смыслоразличители. Игра « Наперегонки» Стихотворение Б.Заходера « Кит и кот» | 2ч | | |
7. | | | Фонема гласные и согласные. Игра с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница» | | | |
8. | | | Для всех ли фонем есть буквы? «Как рождаются звуки» Звонкие и глухие согласные «двойняшки». Игра «Строим дом» | 2ч | | |
9. | | | Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Буква-подсказчица.Буква - помощница. Буква актёры. | | | |
10. | | | «Ошибкоопасные» места. Зеркальные и незеркальные слова. Кому нужна зоркость? Тренировочные упражнения. | 2ч | | |
11. | | | Отрывок из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Тренировочные упражнения. | | | |
12. | | | Тайны фонемы. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки- «запоминалки». Тренировочные упражнения. | 1ч. | | |
13. | | | Опасные согласные.. Звуки-волшебники, сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. | 2ч | | |
14. | | | Сомнительный согласный. Игра « Опасные соседи» Тренировочные упражнения. | | | |
15. | | | На сцене гласные. Добрый « волшебник»- ударение. Игра « Поставь ударение» | 2ч | | |
16. | | | Гласные без хлопот. Тренировочные упражнения. | | | |
17. | | | Фонемы повелевают буквами. Фонемное правило. Добро пожаловать, ь. Въезд воспрещён, но … не всегда. | 2ч | | |
18. | | | Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. | | | |
19. | | | Ваши старые знакомые. Игры со словами с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чн-чк. | 1ч | | |
20. | | | Правила о непроизносимых согласных. Песенки-напоминалки. Тренировочные упражнения. | 2ч | | |
21. | | | Нефонемное правило. Игра « Вставь слова». Разбор стихотворения « Про солнце» С.Маршака. Тренировочные упражнения. | | | |
22. | | | Волшебное средство- « самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению. | 1ч | | |
23. | | | Память и грамотность . Виды памяти.Зарядка для развития памяти. План пересказа. | 1ч | | |
24. | | | «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. | 1ч | | |
25. | | | Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. | 1ч | | |
26. | | | Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. | 2ч | | |
27. | | | . Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. | | | |
28. | | | Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. | 1ч | | |
29. | | | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. | 2ч | | |
30. | | | Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. | | | |
31. | | | Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. | 2ч | | |
32 | | | . Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. | | | |
33. | | | Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. | 1ч | | |
34. | | | Итоговое занятие. Олимпиада. | 1ч | | |