СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «умники и умницы» общеинтеллектуального направления 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для 3 класса, разработана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «умники и умницы» общеинтеллектуального направления 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г. о. Подольск



РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________ Рыжкова Н. А.

Протокол №______ от

«___» __________ 2021г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР _____Петрова Н.В.

«___» ___________ 2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №32

__________С.И. Тухватулина

Приказ №______ от

«___» ____________2021 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

3 Д КЛАСС




Учебных недель: 34

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 68








Составитель:

Твёрдая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов












2021-2022 учебный год



Содержание

1. Общие цели курса «Умники и умницы» ……………………...………..............................3

2. Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы» ………….. ...................3

3. Содержание курса «Умники и умницы» …..………..……………………..………...…….5

4. Тематическое планирование ……………………………..………………..………….…....7

5. Календарно-тематическое планирование………………………………………................7

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………..………9



















































Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для 3 класса, разработана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

В 3 классе на внеурочную деятельность «Умники и умницы» отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.


Общие цели курса «Умники и умницы»

Цель:

развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.


Задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности



Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы»

Личностные результаты

У обучающихся будет сформировано:

  • положительное отношение к занятиям в кружке.

Обучающиеся получат возможность для сформирования:

  • самостоятельность и личная ответственность в информационной деятельности;

  • личностный смысл учения;

  • целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • проговаривать последовательность действий;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • владеть логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие

математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,

плоские геометрические фигуры;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обобщать, делать выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.



Содержание программы «Умники и умницы»

Развитие внимания (10 часов).

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания.

Развитие памяти (20 часов).

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала. Тренировка избирательности запоминания.

Развитие речи (5 часов).

Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря обучающихся.
Формирование умений работы с содержанием текстов (выделение главной мысли, постановка вопросов к тексту и умение находить на них ответы. Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и четко излагать свои мысли, правильно строить предложения.

Развитие мышления (15 часов).

Учимся выделять признаки предметов. Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам (загадки, описание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов, животных, времен года. Описание признаков геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.
Учимся сравнивать. Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия.

Развитие аналитических способностей (8 часов).

1) Тренировка психических процессов:

  • развитие концентрации внимания;

  • тренировка слуховой и зрительной памяти;

  • совершенствование воображения;

  • развитие быстроты реакции, мышления.

2) Задания геометрического характера:

  • составление и моделирование предметов;

  • построение фигур из счетных палочек;

  • уникурсальные кривые;

  • построение фигур из конструктора «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Танграм»;

  • разрезание фигур.

3) Нестандартные задания алгебраического характера:

  • задачи на переливание;

  • задачи на взвешивание;

  • математический фокус;

  • математические ребусы;

  • арифметические лабиринты с воротами;

  • магические квадраты.

4) Нестандартные задания логического характера:

  • логические задачи на причинно-следственные цепочки;

  • задачи с опорой на жизненные ситуации;

  • анаграмма;

  • комбинаторные задачи;

  • задачи с альтернативным условием.

Совершенствование воображения (10 часов).

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Рекомендуемая модель занятий:

  1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

  2. Разминка (3-5 минут)

  3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, -  памяти, внимания, воображения (10 минут)

  4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)

  5. Логически – поисковые задания (10 минут)

  6. Веселая переменка (2-3 минуты)

  7. Нестандартные задачи (10-15 минут)

На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Формы организации и виды деятельности: индивидуальные, групповые; беседы, игры, конкурсы, путешествия, выполнение заданий на смекалку, решение нестандартных задач.


Тематическое планирование


п/п


Название раздела/темы

Количество часов

на изучение

1.

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.

10

2.

Развитие мышления.

10

3.

Тренировка слуховой памяти.

10

4.

Тренировка зрительной памяти.

10

5.

Развитие аналитических способностей.

8

6.

Совершенствование воображения.

10

7.

Развитие логического мышления.

5

8.

Развитие речи.

5


Итого

68


Календарно – тематическое планирование


п/п


Тема


Плановые сроки прохождения

Скоррект. сроки прохождения

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок).



Волшебные нити. Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.



Волшебные нити. Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.



Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.



Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.



Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.



Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.



Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.



Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.



Палиндромы. Тренировка слуховой памяти.



Палиндромы. Тренировка слуховой памяти.



Сравнение предметов по признакам. Тренировка зрительной памяти.



Сравнение предметов по признакам. Тренировка зрительной памяти.



Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.



Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.



Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать



Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать



Изографы. Совершенствование воображения.



Изографы. Совершенствование воображения.



Логически–поисковые задачи. Задания по перекладыванию спичек.



Логически–поисковые задачи. Задания по перекладыванию спичек.



Игра «Шифровальщик». Развитие быстроты реакции.



Игра «Шифровальщик». Развитие быстроты реакции.



Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.



Волшебные нити. Развитие концентрации внимания.



Волшебные нити. Развитие концентрации внимания.



Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать.



Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать.



Следопыты. Тренировка внимания.



Следопыты. Тренировка внимания.



Тренируем внимание. Синонимы.



Тренируем внимание. Синонимы.



«Кодированное слово». Развиваем слуховую память. Логически поисковые задания.



«Кодированное слово». Развиваем слуховую память. Логически поисковые задания.



«Шифровальщик». Развитие зрительной памяти, логически поисковые задания.



«Шифровальщик». Развитие зрительной памяти, логически поисковые задания.



Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.



Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.



Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.



Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.



Изографы. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.



Изографы. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.



Что сначала, что потом? Развитие быстроты реакции.



Что сначала, что потом? Развитие быстроты реакции.



Не верь глазам своим. Развиваем внимание.



Не верь глазам своим. Развиваем внимание.



«Зашифрованные имена». Развиваем слуховую память.



«Зашифрованные имена». Развиваем слуховую память.



Фразеологизмы. Логически – поисковые задания.



Фразеологизмы. Логически – поисковые задания.



Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.



Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей.



Волшебные нити. Совершенствование воображения, логически поисковые задания.



Волшебные нити. Совершенствование воображения, логически поисковые задания.



Эстафета. Развитие быстроты реакции.



Эстафета. Развитие быстроты реакции.



Волшебные нити. Развиваем внимание.



Волшебные нити. Развиваем внимание.



Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.



Изографы. Совершенствование воображения. Задания со спичками.



Изографы. Совершенствование воображения. Задания со спичками.



Страна советов. Развитие быстроты реакции.



Страна советов. Развитие быстроты реакции.



Изографы. Совершенствование воображения.



Изографы. Совершенствование воображения.



Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Игра «Умники и умницы».




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Учебно-методическое обеспечение

  1. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие для 3 класса.- Москва: РОСТ книга, 2017.

  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва: РОСТ книга, 2021.

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с ос­новными темами программы кружка.

Карточки с заданиями по развитию познавательных способностей для 3 класса.

Оборудование рабочего места учителя

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Документ-камера.

Интерактивная доска.

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!