СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «умники и умницы» общеинтеллектуального направления 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для 2 класса, разработана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «умники и умницы» общеинтеллектуального направления 2 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г. о. Подольск



РАССМОТРЕНО


На заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________ Рыжкова Н. А.

Протокол №______ от

«___» __________ 2020г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по УВР _____Петрова Н.В.

«___» ___________ 2020 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ №32


__________С.И. Тухватулина


Приказ №______ от

«___» ____________2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

2 Д КЛАСС




Учебных недель: 34

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 68








Составитель:

Твёрдая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов











2020-2021 учебный год

Содержание

1. Общие цели курса «Умники и умницы» ……………………...………..............................3

2. Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы» ………….. ...................3

3. Содержание курса «Умники и умницы» …..………..……………………..………...…….5

4. Тематическое планирование ……………………………..………………..………….…....7

5. Календарно-тематическое планирование……………………………………….................7

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………..……..11



















































Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для 2 класса, разработана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

Во 2 классе на внеурочную деятельность «Умники и умницы» отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.


Общие цели курса «Умники и умницы»


Цель:

развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.


Задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности



Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы»

Личностные результаты

У обучающихся будет сформировано:

  • положительное отношение к занятиям в кружке.

Обучающиеся получат возможность для сформирования:

  • самостоятельность и личная ответственность в информационной деятельности;

  • личностный смысл учения;

  • целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • проговаривать последовательность действий;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • владеть логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие

математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,

плоские геометрические фигуры;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обобщать, делать выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


Содержание программы курса «Умники и умницы»

В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

  • двух рабочих тетрадей для обучающихся на печатной основе;

  • методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.


Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

на изучение

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года (вводный урок).

1


2

Развитие концентрации внимания.

10

3

Тренировка внимания.

10

4

Тренировка слуховой памяти.

10

5

Тренировка зрительной памяти.

9

6

Развитие быстроты реакции.

9

7

Совершенствование воображения.

10

8

Развитие логического мышления.

6

9

Обучение поиску закономерностей.

2

10

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1


Итого:

68



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Плановые

сроки прохождения

Скоррек.

сроки

прохождения

Раздел 1. Выявление уровня развития познавательных процессов

у второклассников в начале учебного года (вводный урок) 1 ч

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок).

04.09.


Раздел 2. Развитие концентрации внимания. 10 ч

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

07.09.


3

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

11.09.


4

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

14.09.


5

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

18.09.


6

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

21.09.


7

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

25.09.


8

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

28.09.


9

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

02.10.


10

Обучение поиску закономерностей.

05.10.


11

Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

09.10.


Раздел 3. Тренировка внимания. 10 ч

12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

12.10.


13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

16.10.


14

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

19.10.


15

Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

23.10.


16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

26.10.


17

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

06.11.


18

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

09.11.


19

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

13.11.


20

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

16.11.


21

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

20.11.


Раздел 4. Тренировка слуховой памяти. 10 ч

22

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

23.11.


23

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

27.11.


24

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

30.11.


25

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

04.12.


26

Совершенствование воображения. Ребусы.

07.12.


27

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек.

11.12.


28

Развитие быстроты реакции. Совершенствование

мыслительных операций.

14.12.


29

Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

18.12.


30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

21.12.


31

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

25.12.


Раздел 5. Тренировка зрительной памяти. 9 ч

32

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

28.12.


33

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

15.01.


34

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

18.01.


35

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

22.01.


36

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

25.01.


37

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

29.01.


38

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

01.02.


39

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

05.02.


40

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

08.02.


Раздел 6. Развитие быстроты реакции. 9 ч

41

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

12.02.


42

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

15.02.


43

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

19.02.


44

Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

22.02.


45

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

26.02.


46

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

01.03.


47

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

05.03.


48

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

12.03.


49

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

15.03.


Раздел 7. Совершенствование воображения. 10 ч

50

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

19.03.


51

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

29.03.


52

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

02.04.


53

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

05.04.


54

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

09.04.


55

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

12.04.


56

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

16.04.


57

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

19.04.


58

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

23.04.


59

Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

26.04.


Раздел 8. Развитие логического мышления. 6 ч

60

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

30.04.


61

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

03.05.


62

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

07.05.


63

Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

10.05.



уплотнение

64

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

65

Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

14.05.


Раздел 9. Обучение поиску закономерностей. 2 ч

66

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

17.05.


67

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

21.05.


Раздел 10. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 1 ч

68

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

24.05.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие для 2 класса – Москва: РОСТ книга, 2019.

  3. Холодова О. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва: РОСТ книга, 2019.



Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с ос­новными темами программы кружка.

Карточки с заданиями по развитию познавательных способностей для 2 класса.


Оборудование рабочего места учителя

Классная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.


Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!