Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г. о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________ Рыжкова Н. А. Протокол №______ от «___» __________ 2020г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Петрова Н.В. «___» ___________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 __________С.И. Тухватулина Приказ №______ от «___» ____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
2 Д КЛАСС
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Составитель:
Твёрдая Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
2020-2021 учебный год
Содержание
1. Общие цели курса «Умники и умницы» ……………………...………..............................3
2. Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы» ………….. ...................3
3. Содержание курса «Умники и умницы» …..………..……………………..………...…….5
4. Тематическое планирование ……………………………..………………..………….…....7
5. Календарно-тематическое планирование……………………………………….................7
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………..……..11
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» предназначена для 2 класса, разработана с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой, – Москва: РОСТ книга, 2012 г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.
Во 2 классе на внеурочную деятельность «Умники и умницы» отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
Общие цели курса «Умники и умницы»
Цель:
развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности
Планируемые результаты изучения курса «Умники и умницы»
Личностные результаты
У обучающихся будет сформировано:
Обучающиеся получат возможность для сформирования:
самостоятельность и личная ответственность в информационной деятельности;
личностный смысл учения;
целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осознанно строить речевое высказывание;
владеть логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
работы всего класса.
Обучающиеся получат возможность научиться:
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Обучающиеся получат возможность научиться:
обобщать, делать выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы курса «Умники и умницы»
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
двух рабочих тетрадей для обучающихся на печатной основе;
методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года (вводный урок). | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания. | 10 |
3 | Тренировка внимания. | 10 |
4 | Тренировка слуховой памяти. | 10 |
5 | Тренировка зрительной памяти. | 9 |
6 | Развитие быстроты реакции. | 9 |
7 | Совершенствование воображения. | 10 |
8 | Развитие логического мышления. | 6 |
9 | Обучение поиску закономерностей. | 2 |
10 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
| Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Плановые сроки прохождения | Скоррек. сроки прохождения |
Раздел 1. Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года (вводный урок) 1 ч |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | 04.09. | |
Раздел 2. Развитие концентрации внимания. 10 ч |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 07.09. | |
3 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 11.09. | |
4 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 14.09. | |
5 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 18.09. | |
6 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 21.09. | |
7 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 25.09. | |
8 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 28.09. | |
9 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 02.10. | |
10 | Обучение поиску закономерностей. | 05.10. | |
11 | Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 09.10. | |
Раздел 3. Тренировка внимания. 10 ч |
12 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 12.10. | |
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 16.10. | |
14 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 19.10. | |
15 | Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 23.10. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 26.10. | |
17 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 06.11. | |
18 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 09.11. | |
19 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 13.11. | |
20 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 16.11. | |
21 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 20.11. | |
Раздел 4. Тренировка слуховой памяти. 10 ч |
22 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 23.11. | |
23 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 27.11. | |
24 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 30.11. | |
25 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 04.12. | |
26 | Совершенствование воображения. Ребусы. | 07.12. | |
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. | 11.12. | |
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 14.12. | |
29 | Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 18.12. | |
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 21.12. | |
31 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 25.12. | |
Раздел 5. Тренировка зрительной памяти. 9 ч |
32 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 28.12. | |
33 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 15.01. | |
34 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 18.01. | |
35 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 22.01. | |
36 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 25.01. | |
37 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 29.01. | |
38 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 01.02. | |
39 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 05.02. | |
40 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 08.02. | |
Раздел 6. Развитие быстроты реакции. 9 ч |
41 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 12.02. | |
42 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 15.02. | |
43 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 19.02. | |
44 | Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 22.02. | |
45 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 26.02. | |
46 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 01.03. | |
47 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 05.03. | |
48 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 12.03. | |
49 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 15.03. | |
Раздел 7. Совершенствование воображения. 10 ч |
50 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 19.03. | |
51 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 29.03. | |
52 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 02.04. | |
53 | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 05.04. | |
54 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 09.04. | |
55 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 12.04. | |
56 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 16.04. | |
57 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 19.04. | |
58 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 23.04. | |
59 | Развитие быстроты реакции. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 26.04. | |
Раздел 8. Развитие логического мышления. 6 ч |
60 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 30.04. | |
61 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 03.05. | |
62 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 07.05. | |
63 | Тренировка внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 10.05. | уплотнение |
64 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
65 | Тренировка слуховой памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 14.05. | |
Раздел 9. Обучение поиску закономерностей. 2 ч |
66 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 17.05. | |
67 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 21.05. | |
Раздел 10. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 1 ч |
68 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 24.05. | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие для 2 класса – Москва: РОСТ книга, 2019.
Холодова О. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва: РОСТ книга, 2019.
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы кружка.
Карточки с заданиями по развитию познавательных способностей для 2 класса.
Оборудование рабочего места учителя
Классная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.