СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юный эколог"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юный эколог"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.

Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы

_______________

СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова

Зам. директора по ВР «___» ___ 20 ___ г.

__________________

Н.А.Гвозденкова

«___» ___ 20 ___ г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный эколог»

1 класс

( социальное)

на 2017 - 2018 учебный год













Руководитель: Старостенкова О.С.

учитель начальных классов,

первая кв. категория



Перенка, 2017


Пояснительная записка

Актуальность и новизна. Сейчас, когда проявляется безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации педагогического процесса. Школа, находящаяся в сельской местности, в непосредственной близости к природе, является естественной лабораторией для экологического образования. Для сельского жителя природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Необходимо донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за варварское отношение к ней в данной местности. Места, в которых мы живем, богаты историческими и этнографическими памятниками, флора и фауна помогают развернуть с детьми внеурочную краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Задача учителя донести до ума и сердец младших школьников то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

Новизна программы заключается в том, что при её реализации будут использованы современные педагогические технологии.

Цель программы - формирование навыка бережного отношения к природе родного края, углубление знаний обучающихся о природе, развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

  • расширять представления младших школьников о природе родного края.

  • углублять теоретические знания школьников в области экологии, формировать ряд основополагающих экологических понятий, которые дают представления школьникам об экологии как науке.

  • углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей,

  • осуществлять практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

  • развитие потребности к самостоятельному изучению родного края через исследовательскую деятельность;

  • формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Воспитательные:

  • формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности, бережного отношения и ответственного поведения в ней;


Форма внеурочной деятельности: клуб защитников природы

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7 лет

Сроки реализации (общая продолжительность, этапы )

2017-2018 – 1 класс

2018-2019 – 2 класс

2019-2020– 3 класс

2020-2021 – 4 класс

Краткое обоснование ценностных ориентиров. Ценностными ориентирами данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Общая характеристика курса

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Общее количество часов

в том числе

теории

практики

1.

Введение

1

1

-

2.

Ближайшее природное окружение. Растения и животные поля.

4

1

3

3.

Ближайшее природное окружение. Растения и животные леса.

4

1

3

4.

Какие бывают домашние животные.


4

1

3

5.

Они в опасности

3

1

2

6.

Зима в природе.


4

1

3

7.

Животные в твоем доме.


3

1

2

8.

Комнатные растения


2

1

1

9.

Правила поведения в природе.


2

1

1

10.

Загрязнение окружающей среды.


4

1

3


 

33



Перечень нормативно - правовых документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24.11.2015 года №81);

Режим занятий – 1 час в неделю

Формы занятий: беседы, познавательные викторины, экскурсии, познавательные игры, , практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, исследовательская работа, учебный проект

Планируемые результаты

Личностные результаты

1 уровень  приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3 уровень приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы. Передача полученных знаний младшим ребятам, родителям и другим участникам образовательной деятельности, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Осознанное правильное поведение детей на дорогах снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Познавательные УУД

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;



Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты:

ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции

Прогнозируемый воспитательный результат -

знают правила экологически сообразного поведения в природе

(1 уровень)

Тест « Правила поведения в природе»


май

позитивное отношение к необходимости соблюдения правил экологически сообразного поведения в природе

(2 уровень)

Анкетирование


май

выполняют правила экологически сообразного поведения в природе; делятся положительным опытом с другими участниками образовательного процесса (младшими школьниками, родителями) ( 3 уровень)

Наблюдение

В течение года

Воспитательный эффект

Формирование устойчивой личностно-ориентированной позиции в отношении экологически-сообразного поведения в природе



Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию


«Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

Выделение существенных признаков (2 класс).

Логические закономерности (3 класс).

Исследование словесно - логического мышления (4 класс).

май

Прогнозируемый эффект

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания




Регулятивные УУД:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Методика

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности»


«Рисование по точкам (1 класс)

Корректурная проба (2- 4 класс)


май

Прогнозируемый эффект

Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия




Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Методика «Рукавичка»

(1 класс)

«Дорога к дому»

(2-3класс)

Методика «Кто прав?» (4 класс)

май

Прогнозируемый эффект

Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;



Содержание изучаемого курса


1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка. Целями и задачами на год. Нормативными документами по охране окружающей среды. Знакомство с понятием экология. Викторина .

2. Ближайшее природное окружение. Растения поля.

Хлебные культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис. Картофель.

Сорняки: пырей, овсюг, вьюнок полевой, пастушья сумка. Животные: полевая мышь, полевка. Птицы: жаворонок, канюк, сова.

Практическая работа с гербариями.

Экскурсия на поле с целью поиска изученных объектов. Игра -викторина

3. Ближайшее природное окружение. Животные поля.

Животные: полевая мышь, полевка. Птицы: жаворонок, канюк, сова.

Поделка из бумаги «Мышка». Игра -викторина

4. Ближайшее природное окружение. Животные и растения леса.

Растения: дуб, сосна, ель, осина, черника, брусника, земляника, грибы.

Животные: белка, лесная мышь, ежик, кабан, лось, медведь, волк, лиса.

Птицы: дятел, кукушка, тетерев, поползень, синица.

Экскурсия в лес с целью поиска изученных объектов и сбора природного материала для творческих работ. Игра –викторина. Конкурс рисунков.

5. Кто живет в лесу?

Белка, лесная мышь, ежик, кабан, лось, медведь, волк, лиса, дятел, кукушка, тетерев, поползень, синица.

Изготовление книжки – малышки.

6. Что растет в лесу?

Грибы: подберезовик, подосиновик, боровик, лисички, опята, грузди, мухомор, бледная поганка,

Аппликация « Грибок». Аппликации из природного материала.

7. Какие бывают домашние животные.

Разнообразие домашних животных. Сельскохозяйственные животные. Лошадь, корова. Свиньи, овцы, козы, кролики. Домашняя птица. Гуси, куры, утки, индюки. Пчелы.

Аппликация из бумаги « Овца», игрушка- качалка «Петух», поделка из пластилина «Пчела».

Экскурсия на ферму с целью ознакомления с условиями содержания животных.

8. Они в опасности!

Знакомство с Красной книгой Смоленской области. Растениями и животными.

Игра «Угадай кто я».

9. Акция «Помоги пернатым!».

Мастерим кормушку для птиц. Вывешивание кормушек. Меню для птичьей столовой.

10. Зима в природе.

Неживая природа зимой. Значение снегового покрова для растений и животных. Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой.

Звери края их следы на снегу.

Практическая работа: подкормка птиц; наблюдения у кормушки.

Экскурсия в ближайшее природное окружение « Живая и неживая природа зимой».

11. Белое кружево зимы.

Конкурс рисунков по итогам экскурсии « Живая и неживая природа зимой».

12. Животные в твоем доме.

Собака: породы собак, «дворняжка». Значение собак для человека, особенности содержания и воспитания. Ответственность человека за здоровье и жизнь четвероногого друга. Кошка: повадки, особенности содержания. Другие животные: хомячки, морские свинки, канарейки, попугаи, черепахи, рыбы.

Мини – проект «Мой друг».

13. Комнатные растения.

Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни. Размещение растений в помещениях. Правила ухода за ними.

Практическая работа по уходу за растениями.

14. Правила поведения в природе.

Правила поведения в лесу, у водоема, на лугу. Бережное отношение к растениям и животным.

Составление правил «Друзей природы».

15. Загрязнение окружающей среды.

Загрязнение атмосферы. Загрязнение почвы. Загрязнение водоемов.

Трудовой десант в ближайшее природное окружение « Сделаем мир чище».

16. Человечество в опасности!

Конкурс творческих работ по теме «Загрязнение окружающей среды».

17. Сделай мир прекрасней, чище и добрей!

Озеленение пришкольного участка. Высадка растений в грунт.

Практическая работа.

18. Итоговое занятие.

Подводим итоги нашей работы за год. Выставка работ. Анкетирование.





Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный эколог»

для 1 класса (33 часа)


п/п


Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие. Понятие об экологии. Инструктаж по технике безопасности.

1

05.09


2

Ближайшее природное окружение. Растения поля.

1

12.09


3

Ближайшее природное окружение. Растения поля.

1

19.09


4

Ближайшее природное окружение. Животные поля.


1

26.09


5

Ближайшее природное окружение. Животные поля

1

03.10


6

Ближайшее природное окружение. Животные и растения леса.

1

10.10


7

Ближайшее природное окружение. Животные и растения леса.

1

17.10


8

Кто живет в лесу?


1

24.10


9

Что растет в лесу?


1

31.10


10

Какие бывают домашние животные.


1

14.11


11

Какие бывают домашние животные.


1

21.11


12

Какие бывают домашние животные.


1

28.11


13

Практическое занятие Какие бывают домашние животные.

1

05.12


14

Викторина Какие бывают домашние животные.


1

12.12


15

Они в опасности!


1

19.12


16

Акция «Помоги пернатым!»


1

26.12



17

Акция «Помоги пернатым!»


1

16.01


18

Зима в природе.

1

23.01


19

Зима в природе.


1

30.01



20

Конкурс рисунков Зима в природе.


1

06.02


21

Белое кружево зимы.


1

20.02


22

Мини- проект Животные в твоем доме.


1

27.02


23

Животные в твоем доме.


1

06.03


24

Животные в твоем доме.


1

13.03


25

Комнатные растения.


1

20.03


26

Комнатные растения


1

03.04


27

Правила поведения в природе.


1

10.04


28

Мини- проект Правила поведения в природе.


1

17.04


29

Загрязнение окружающей среды.


1

24.04


30

Загрязнение окружающей среды.


1

08.05


31

Просмотр видеофильма Человечество в опасности!

1

15.05


32

Акция Сделай мир прекрасней, чище и добрей!


1

22.05


33

Итоговое занятие. Сделай мир прекрасней, чище и добрей! Выставка работ.

1

29.05



Всего

33 ч




Методическое обеспечение

Информационное обеспечение:

  1. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: часть 1. Мир природы, истории, культуры: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.

  2. Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс,М. “Вентана-Граф” 2011 г.

  3. Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.

  4. Интернет- ресурсы

Алгоритмы деятельности: учёт особенностей учащихся класса, подготовка дидактических карточек, наглядного материала, раздаточного материала, теста, диагностических методик

Контрольно-измерительные материалы: тест, методики


Список учащихся

1_________________________________________________________

2_________________________________________________________

3_________________________________________________________

4_________________________________________________________

5_________________________________________________________

6_________________________________________________________

7_________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!