СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Юный эколог" в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юный эколог"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аксентисская основная школа»


«Рассмотрено»

на заседании М/О

Руководитель М/О

___________ Н.В.Родионова

Протокол № _____ от

«__»_____20__г.



«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора

Директор МБОУ «Аксентисская ОШ»

___________А.Н.Копаёва __________________ Т.А.Губанихина

«___»___________20___г . « ___»_________________20__г.



Рабочая программа


кружок «Юный эколог»

1,2,3 класс

срок реализации:1 год


Составитель: Харитонова Светлана Александровна















п.Аксентис

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Юный эколог» намечает тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, условия для творческого развития обучающихся, их гражданского становления.

Воспитание экологической культуры – актуальная задача сложившейся социально – культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.

Данная рабочая программа кружка «Юный эколог» имеет предметную направленность.

Цель программы «Юный эколог» – Становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и сознающей своё место в Природе.

Задачи программы -

  • Создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования;

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

  • Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

  • Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы;

  • Развитие способностей формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;




Основные принципы содержания программы:

  • Принцип единства сознания и деятельности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип личностной ориентации;

  • Принцип системности и целостности;

  • Принцип экологического гуманизма;

  • Принцип краеведческий;

  • Принцип практической направленности.


Курс экологического кружка «Юный эколог» включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля – часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 2 класса. Количество часов в год: 2 класс – 34 часа.






Содержание программы для 1,2,3 класса

Прикосновение к прекрасному

1 раздел –«Введение в экологию»

Знакомство детей с целями и задачами кружка. Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

2раздел – «В гостях у природы»

Природа – колыбель наша. У истоков природы. Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства. Наблюдения за растениями , животными и явлениями природы.

3 раздел – «Россия от края и до края»

Основные положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. Экологическая целостность Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории России. Красная книга России. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана лесных насаждений и польза сбора макулатуры.

4 раздел – «Берегите природу».

В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, разгадыванию загадок. Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) .Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. Охрана елей,сосен.

5 раздел- «Экологическая тропа».

Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Нижегородской области, родники своей местности. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе.



6раздел – «Жизнь на водоемах».

Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?Рыбы, обитающие в реке Узола. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Аквариумные рыбы. Воспитывать бережное отношение к воде.

7раздел – «Хочу все знать».

Об интересных явлениях природы. Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы. Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?Сообщения учащихся об охране и значении воды. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?Зачем человеку нужна вода? Воспитание ценностного и рачительного отношения к воде.

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных. Расширить знания детей о «первоцветах».

8 раздел – «Удивительный мир насекомых».

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Чистота посёлка.

9раздел – «Мы - юные путешественники».

Знакомство со способами ориентирования в лесу. Знакомство с растениями нашего края.



























Учебный план


п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение в экологию

1

2

В гостях у природы

4

3

Россия от края и до края

6

4

Берегите природу

5

5

Экологическая тропа

3

6

Жизнь на водоёмах

4

7

Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

6

8

Удивительный мир насекомых

3

9

Мы юные путешественники

2



Тематическое планирование занятий


п/п

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Дата

1

Введение в экологию

1


1

Введение в экологию. Знакомство с задачами кружка.

1


2

В гостях у природы

4


1

Игра «Поле чудес». «Мир растений».

1


2

Конкурс загадок Явления природы».

1


3

Игра «Поле чудес». «Жители подводного царства»

1


4

Экскурсия «Мир природы»

1


3

Россия то края и до края.

6


6

Путешествие в Арктику. «Животный и растительный мир».

1


7

Игра «Путешествие в царство природы».

1


8

Филворд «Насекомые и птицы».

1


9

Игра-путешествие «Царство природы».

1


10

Операция «Бум,бум».

1


11

Путешествие по Сибири.

1


4

Береги природу

5


12

Экологическая акция “Берегите птиц!”Изготовление кормушек.

1


13

Экологическая акция “Берегите птиц!”Корм для птиц.

1


14

Конкурс плакатов и рисунков о зиме.

1


15

Поделки для новогодней ёлки. Подготовка к акции «Берегите ель».

1


16

Акция «Берегите ель».

1


5

Экологическая тропа

3


17

Игра «Редкие и исчезающие виды растений и животных Нижегородской области»

1


18

2017 год-год экологии. Презентация.

1


19

Экологическая акция «2017 год -год экологии»

1


6

Жизнь в водоёмах

4


20

Родники нашей местности. Река Узола. Рыбы наших рек.

1


21

Путешествие «Подводный мир»

1


22

Поле-чудес «Знаешь ли ты подводных жителей?»

1


23

Аквариумные рыбки(презентация). Игра-викторина.

1


7

Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

6


24

Подготовка к экологической акции «Берегите воду»

1


25

Интересные факты о воде. Игра. Презентация.

1


26

День воды-22 марта. Акция «Берегите воду».

1


27

Экологическая игра «1 апреля-День птиц».

1


28

Дидактическая игра «Первоцветы».(19 апреля)

1


29

Акция «Первоцветы».



8

Удивительный мир насекомых

3


30

Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса)

1


31

Акция «Чистота нашего посёлка»

1


32

Искусные строители: муравьи и пчелы.

1


9

Мы юные путешественники.

2


33

Экскурсия в лес. Знакомство с лекарственными растениями нашего края.

1


34

Все цвета радуги. Загадки о цветах.

1



Итого:

34


Методические материалы:

Методическое и техническое обеспечение образовательной программы:

  1. Учебно-методические пособия

  2. Материал из опыта педагога:

- методический и инструктивный материал к проектным исследовательским и видам деятельности;

- дидактический материал;

- методические разработки (конспекты занятий, компьютерные презентации, памятки и т.д.).

3) Методическое психолого-педагогическое сопровождение личности обучающегося (тесты, анкеты, опросник).

4) Материалы здоровьесберегающего комплекса:

  • комплексы упражнений для глаз;

  • упражнений для снятия общего утомления;

  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

  • упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;

  • дыхательная гимнастика.


На занятиях используются следующие методы и формы обучения:

  1. Словесные методы обучения:

- устное изложение

- беседы

- анализ

2. Наглядные методы обучения:

- показ видеоматериалов, иллюстраций

- наблюдение

3. Практические методы:

- тренировочные упражнения



4.Формы занятий:

-Занятие-игра

-Экскурсия

-КВН

-Выставки

-Викторина

- Конкурс

- Поиск информации в читальном зале библиотеки

- Организация выставок, фотовыставок, презентаций

-Выступление учащихся перед родителями, учащимися.




































Формы контроля уровня достижений учащихся и критериев их оценки


Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

-текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися программы экологического обучения;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных мероприятий.

Форма контроля.

Для развития навыков самооценки и рефлексии введен журнал воспитанников экологического кружка «Зеленые росточки».

Критерием оценки считать качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки повседневной жизни; участие в конкурсах.


Основные виды диагностики результата:

  • входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);


  • текущий – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов; по результатам контроля для учащихся определяется индивидуальный темп и сложность освоения программы

  • итоговый – проводится в конце учебного года, в виде тестовых заданий по вопросам изученных тем, а также в виде научно – практической конференции по защите научно- исследовательских работ.

В программе используется система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;

  • выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);

  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);

  • система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами.

Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.





Критерии оценки компетентностей

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
































Список литературы, используемой педагогом

1. Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.

2. Винокуров Л.А. Редкие исчезающие виды животных. М., 1992.

3. Голубев И.Р., Новиков А.И. Окружающая среда и её охрана. М., 1985.

4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. М., 2001.

5. Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб. М., 1994.

6. Нейдштадт М.И. Определитель растений. М., 1948.

7. Райков Б.С., Римский-Корсаков А.А. Зоологические экскурсии. М., 1990.

8. Реймерс Н.Ф. “Краткий словарь биологических терминов.” М., 1995.

9. Смирнов Ю.И. Популарная энциклопедия растений. – СПб., 1997.

10. Храбрый В.М. Школьный атлас определитель птиц. М., 1988.

11.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

12.Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л.

Д. Ласкина, Н.В. Николаева.


Список рекомендуемой литературы для педагога


1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

2.Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

3.Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

4.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

5.Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.

6.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997

7.Экология России. Хрестоматия - М., 1995.

8.Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Учебник - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М, Лайда, 1995г.














Список литературы рекомендуемой для детей и родителей

1. Адолюр Г.А. Заповедными тропами М., 1980.

2. Брем А.Э. Жизнь животных. 1-3 том. М., 1992.

3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М., 1994.

5. Голованова Э.М. Птицы возле дома. Л., 1990.

6. Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. Харьков. 1992.

9. Плешаков Л.А. Зеленые страницы. М., 1995.

10. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., 1991.

11. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

12.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.Дайте планете шанс. М.: Просвещение,1996

13.Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

14.Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

15.Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995

16.Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994

17.Журнал "Муравейник ".

18.Молодова Л.П. "Экологические праздники для детей". Мн: Асар, 1997г. 19.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. –Минск., 1996.

20.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

21.Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. –М.,2003.

22.Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Волшебница вода. Я и природа. –М.,1997.

23.Энциклопедия для детей. Биология. – М,, 1994.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!