СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность для 1-4 классы.

      Комплекс кружковых занятий «Юные экологи» представляет собой программу по формированию экологической воспитанности младших школьников во внеклассной  работе в процессе обучения естествознанию.

     Спецификой комплекса занятий является его комплексный, интегративный характер (взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим,  а также - учебным процессом); практическая направленность; включение ребенка в экологически ориентированную творческую деятельность; организация экологически обоснованного взаимодействия ребенка с социальной городской средой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юный эколог"»

 Муниципальное образовательное учреждение

Новокирсановская основная общеобразовательная школа

Терновского района Воронежской области



Утверждаю « »__________ Согласовано « »_________ Рассмотрено на заседании

директор школы зам.директора по УВР ШМО « »____________

Н.В. Корнеева С.И.Макарова протокол №________

__________________ _________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «Юный эколог»

1 - 4 КЛАСС

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

15 ЧАСОВ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ II ПОЛУГОДИЕ)

















Учитель: С.И.Макарова

Категория:









Пояснительная записка.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Младших школьников отличает большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, в программе использованы различные виды деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Занятия проводятся в нетрадиционных формах, таких как экологический спектакль, КВН, операция, проект, экологический праздник, уроки доброты и другие.

Реализация программы проходит в 3 этапа (начальный, основной и заключительный).

На начальном этапе реализации программы учитель проводит наблюдение за детьми, узнает их интересы и склонности. Основной этап включает сами кружковые занятия, а на заключительном этапе реализации программы подводятся итоги совместной деятельности и планируются дальнейшие направления работы по данной проблеме.

Комплекс занятий начинается с мероприятия «Открываем ворота: Добро пожаловать», цель которого: познакомить учащихся с территорией, на которой они

живут — с. Новокирсановка Терновского района Воронежской области, формировать экологически ориентированные отношения и ценности, направленные на преодоление конфликтов между человеком и окружающей средой.

По программе этого раздела кружка с учащимися готовится экологический спектакль для учащихся начальной школы, который называется «Берегите Землю!» (Приложение 1). Цель данного спектакля: показать как трудно растениям, животным и всей планете в такой тяжелой экологической обстановке, которая существует на Земле. В ходе экологического спектакля «Берегите Землю», учащиеся в игровой форме знакомятся с наукой экологией и важнейшими экологическими проблемами: загрязнение рек о озер, нехватка чистого воздуха, влияние лесных пожаров на природу, узнают какую роль выполняет природа, воздух, вода, почва. Также узнают, какие писатели пишут о природе и знакомятся с их произведениями.

Все мероприятия, вошедшие в этот раздел программы способствуют развитию логического мышления, способности делать выводы и заключения, пробуждают интерес к чтению научно-популярной литературы, способствует воспитанию чувства прекрасного, чувства любви к природе, учат работать в коллективе.

Второй раздел программы, посвященный изучению животного мира области и его особенностям, начинает экологический КВН «Все о птицах» (Приложение 6), цель которого познакомить учащихся с разнообразием птиц, обитающих на территории России и в нашем регионе; учить наблюдать за птицами, выделять их отличительные особенности; формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию творческой и деловой активности.

Данное мероприятие способствует раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, а также умению работать в коллективе.

В этот раздел программы включен экологический проект «Синичкина столовая» (Приложение 7). Суть его в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Учащиеся продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении кормушек. Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм.

Третий раздел программы ставит главной целью знакомство с растительным миром области, в том числе знакомство с исчезающими видами растений. Этот раздел начинается с проведения театрализованного представления «По страницам Красной Книги природы нашего края» (Приложение 3), цель которого расширить представления детей о влиянии человеческой деятельности на природу, вызвать эмоциональный отклик детей, развитие интереса к миру природы, развитие творческих способностей детей.

Данное коллективное творческое дело способствует воспитанию бережного отношения учащихся к природной среде, учит сопереживать, способствует расширению и углублению знаний в области ботаники родного края. В данный раздел программы включена эколого-природоведческая игра «Лесная аптека» (Приложение 4), целью которой является формирование у детей представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. В процессе игры дети в доступной и интересной для них форме узнают новые сведения о лекарственных растениях.

Целью четвертого раздела программы является получение информации об экологической ситуации в родном селе, его окрестностях на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей.

В четвертый раздел программы я включила такое мероприятие как «Разработка экологических знаков» (Приложение 10), в котором ребята создают экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе.


Комплекс кружковых занятий «Юные экологи» представляет собой программу по формированию экологической воспитанности младших школьников во внеклассной работе в процессе обучения естествознанию.

Спецификой комплекса занятий является его комплексный, интегративный характер (взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, а также - учебным процессом); практическая направленность; включение ребенка в экологически ориентированную творческую деятельность; организация экологически обоснованного взаимодействия ребенка с социальной городской средой.

Цель программы - способствовать формированию у детей экологической воспитанности.

Задачи:

  1. Развивать потребность в приобретении новых экологических знаний,

ориентация на практическое применение их.

  1. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

  2. Обеспечить способы усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки учащихся.

  3. Расширять представления о влиянии человека на природу и разумное ее использование.

5. Формирование экологически ценностной ориентации в деятельности детей.

6. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

7. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

8. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств

удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

9. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

10. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.


Содержание занятий и тематическое планирование курса

  1. Введение в курс (3 ч)

    Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. Мир вокруг. Воронежская область на карте России

  2. Животный мир Воронежской области (5 ч.)

Животный мир. Охрана. Заповедники, заказники. Экологический проект «Синичкина столовая»Насекомые области. Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.


  1. Растительный мир Воронежской области (8 ч)

 Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сосновые боры. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Воронежской области. Лекарственные растения края, села. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Воронежской области. Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

  1. Экологическая ситуация. (3 ч)

Операция «Разработка экологических знаков»


Материальное обеспечение:

— карта "Воронежская область";

— аудиозапись с голосами птиц;

— костюмы и декорации к занятиям;

— выставка рисунков, поделок ребят;

— подборка книг.



Планируемый результат реализации программы:

Планируемым результатом реализации данной программы является формирование ценностного отношения детей к природе и окружающей среде.

К концу обучения по программе кружка «Юные экологи» учащиеся должны

знать:

  • понятие экология, что изучает эта наука

  • основные экологические проблемы нашего края, возможные пути их решения

  • понятие Красная Книга, ее значимость

  • названия животных, растений, грибов Воронежской области (в том числе редких и исчезающих видов) и зависимость их жизни от воздействия человеческой деятельности

  • правила сбора, хранения и применения лекарственных растений

  • правила содержания домашних животных

  • правила поведения на природе

уметь:

  • умение вести себя в природе в соответствии с общечеловеческими нормами морали

  • на практике осознанно правила поведения с бездомными животными

  • ухаживать за растениями, птицами, домашними животными

  • применять простейшие практические действия по охране природы

  • правильно применять лекарственные растения

Таким образом, мной была разработана программа кружковых занятий «Юные экологи», содержание которой включает разнообразные формы внеклассной работы (экскурсия, КВН, викторина, экологические спектакли, уроки доброты и т.д.). Содержание программы взаимосвязано с содержанием учебной программы курса «Окружающий мир», что способствует формированию экологической воспитанности младших школьников и эффективности процесса обучения естествознанию.


















Учебно-тематическое планирование



Количество часов

Дата

план

Дата

факт


Тема урока


Образовательный продукт

3

18.01

25.01

01.02


  1. Открываем ворота «Добро пожаловать»

  2. Викторина «Знай и люби свой край»

  3. Экологический спектакль «Берегите Землю»

Рисунки детей

5

08.02

15.02


22.02




29.02



07.03


1. КВН «Все о птицах»

2. Экологический проект «Синичкина столовая»

3.Урок доброты «Добро поощряй, а зло порицай» Домашние и дикие животные. Создание экознаков Заповедники и заказники Воронежской области.

4.«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями.

5. Ядовитые насекомые. Первая помощь при укусе насекомыми



Кормушки для птиц, сделанные детьми

Заполнение карт наблюдений, подготовка фотоматериала

Сообщение «Мои впечатления»


8

14.03


21.03


04.04



11.04


18.04

25.04




1. Театрализованное представление «Открываем Красную Книгу нашего края»

2. Растения Воронежской области. Сорняки и вредители здоровья человека

3.Защита проектов «Редкие растения края»

Заповедники и заказники Воронежской области.

4. Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

Зелёная аптека Воронежской области.

5. Эколого-природоведческая игра «Лесная аптека»

«День Земли»

Сбор и оформление гербариев лекарственных трав села


Сбор гербария из лекарственных растений

Посадка, уход за комнатными растениями


3

16.05

23.05




1.Трудовой десант «Друзья природы»

2.Дидактическая игра «Город, в котором я хотел бы жить»

Операция. «Разработка экологических знаков»

Изготовление листовок, плакатов с лозунгами в защиту природы

Рисунки с изображением экологических знаков

Сообщения, рисунки

Проект города, его «постройка»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!