Пояснительная записка.
Назначение программы:
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Люди планеты столкнулись с целым рядом природных катастроф ( землетрясения, парниковый эффект и т.д.), вызванных их деятельностью и обеспокоены состоянием природы. Учащиеся должны понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места проживания, отдыха.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:
Программа рассчитана на учащихся 2класса общеобразовательной школы.
Объём часов, отпущенных на занятия:
Срок реализации программы – 1 год, занятия проводятся два раза в неделю.
Всего за год обучения – 70 часов.
Продолжительность одного занятия: 45 минут.
Цели:
формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр ( малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Кружок работает в течение учебного года,2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 мин. План. Программа кружка разработана для обучающихся 2 класса.
Тематическое планирование.
Дата | Кол-во часов | Раздел | Тема | Описание содержания |
| 2 | Экология леса. | Природа в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных). Что такое экология. | Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. |
| 2 | Экология леса. | Ситуации в поведении людей в природе (обсуждение ситуаций). |
| 2 | Викторина «В мире животных» | Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». |
| 2 1 | Экология рек. | Экология рек (охрана, | Формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес, бережное отношение и заботу. |
загрязнение) Игра – путешествие «Подводное царство» |
| 2 | Животные, обитающие в реках | Просмотр видеофильмов |
| 4 | Растения и животные Оренбургской области. | Животные нашей области. | Знакомить детей с животными нашей области. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на их жизнь.). Развивать интерес к наблюдениям за животными. Активизировать словарь детей Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.. |
| 2 | Лекарственные растения нашей области. | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. |
| 2 | Загадки, ребусы, стихи о растениях и животных. | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
| 5 | Охрана растений и животных. Красная книга. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о растениях и животных с опорой на план, игра - имитация .Знакомство с Красной книгой Тверской области. |
| 6 | Домашние животные | Домашние животные | Рассказ о своих питомцах, фотографии. |
| 1 | Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. |
| 1 | Турнир всезнаек природы. | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. |
| 1 | Мой дом. | Акция «Создаём уют в школе» (посадка , полив комнатных растений) | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
| 2 | Устный экологический журнал «Земля – наш дом родной» | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. |
| 5 | Экология нашего посёлка (экскурсия). | Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения). |
| 3 | Практическая работа | Участие в мероприятиях по уборке территории посёлка |
| 3 | Экологическая сказка | |
| 6 | Проблемы экологии | |
| 2 | Конкурс рисунков на тему «Экология» | |
| 6 | Займемся экологией Земли | |
| 4 | «Экология Земли» | |
| 2 | Итоговое. | Подведение итогов работы кружка. |
Ожидаемый результат.
1.Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2.Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам.
3.Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.
Информационно-методическое обеспечение.
1. Художественная и научная литература.
2. Интернет ресурсы.
Нормативно-правовая база:
• № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
• Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
• Устав школы.
• Локальные акты школы.