СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и ктп по биологии за 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии плюс ктп за 9 класс. 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп по биологии за 9 класс.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»




РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей естественно-математических дисциплин

Руководитель ШМО__________З.Х Чарухова

Протокол №___от

_______________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Н.В. Удовица

«__» ____________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор гимназии-интернат


__________ Е.Е. Скопинцева-Китюк


Приказ № ___ от «__»____________2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Наименование учебного предмета: БИОЛОГИЯ

Класс:9-а, 9-б, 9-в

Уровень обученности: БАЗОВЫЙ

Учитель: Джепаров Алим Ризаевич

Квалификационная категория: первая категория









2020-2021 г.


ВВЕДЕНИЕ


Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе программы « Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы»: пособие для учителей общеобразовательных. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии.

Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2010. — 143, [1] с. : ил. — (Академический школьный учебник) (Сферы).



1. Планируемые результаты


Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.


2.Содержание учебного предмета


Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,

митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида.

Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.


3. Тематическое планирование



Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

лабораторных работ

практических работ

контрольных работ

Введение. Особенности биологического познания

2




Организм

16

1


1

Вид. Популяция. Эволюция видов

27

2

6

1

Биоценоз. Экосистема

12



1

Биосфера

9




Резерв

2




ИТОГО

68

3

6

3















Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


____________ Н.В. Удовица



«__» ____________2020 г.


«Утверждаю»

Директор гимназии-интернат


__________ Е.Е. Скопинцева-Китюк


Приказ № ___ от

«__»____________2020 г.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Наименование учебного предмета: БИОЛОГИЯ

Класс:9-а, 9-б, 9-в

Уровень обученности: БАЗОВЫЙ

Учитель: Джепаров Алим Ризаевич

Квалификационная категория: первая категория









2020-2021 г.











№ ур.

кол-во часов

тема урока

Даты проведения по плану

Даты проведения по факту

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Оборудование

Домашнее задание

1

Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать.



Называть живые системы и экосистемы, иллюстрировать их примерами. Описывать свойства живых систем.

Устанавливать иерархию живых систем и экосистем.

Обосновывать значение наук, изучающих живые системы и экосистемы. Использовать информац. ресурсы для подготовки сообщения о живых системах

учебник, с. 8–9,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 9

2

Методы биологического познания.



Называть ведущие методы биологического познания.

Сравнивать наблюдение и эксперимент. Понимать основные закономерности развития научного познания.

Использовать различные источники информации для характеристики основных методов науч.познания, предметов изучения

биологических дисциплин

учебник, с. 10–11,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 11

3

Организм — целостная саморегулирующаяся система.



Называть и описывать свойства организма как живой системы. Устанавливать взаимосвязь компонентов организма.Объяснять сущность процессов, лежащих в основе поведения организма. Обосновывать взаимосвязь организма с внешней средой, процессы саморегуляции организма

учебник, с. 14–15,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 15

4

Размножение и развитие организмов.



Описывать этапы эмбрионального развития, типы постэмбрионального развития. Сравнивать половое и бесполое размножение, наружное и внутреннее оплодотворение, прямое и

непрямое развитие. Делать выводы об организме как целостной живой системе

учебник, с. 16–17,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 17

5

Способы размножения комнатных растений.



Приводить примеры размножения растений разл. способами. Объяснять значение разнообразных способов размножения конкр.

растений. Применять получ. знания и способы деятельн. в практ. ситуациях. Оформлять результаты практ. работы, работать в группе. Соблюдать правила поведения в оранжерее или теплице

учебник, с. 16–17, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Описать способ размножение растение в домашних условиях.

6

Определение пола. Половое созревание.



Объяснять механизмы хромосомного определения пола. Обосновывать причины и последствия полового созревания. Использовать информ. ресурсы для подготовки сообщения о факторах, способствующих

сохранению здоровья подростка во время полового созревания

учебник, с. 18–19, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 19

7

Возрастные периоды онтогенеза человека.



Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни. Использовать электронное приложение для подготовки сообщения

о возрастных периодах развития человека

учебник, с. 19–21,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 21

8

Наследственность и изменчивость — свойства организма.



Определять наследственность и изменчивость как общие свойства живых организмов, гомологичные хромосомы, аллельные гены, гомо-

и гетерозиготы. Сравнивать наследственную и не

наследст. изменчивость.

Применять генетическую символику при составлении схем наследования

учебник, с. 22–23,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 23

9

10

Основные законы наследования признаков.



Определять понятия и положения осн. законов генетики. Объяснять наследование аллельных

генов с позиций законов Менделя, наследов. неалл. генов, наследов., сцепленное с полом. Использовать разл.источники информации для подготовки сообщения о жизнед. Г.Менделя

учебник, с. 24–27,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 27

11

Решение генетических задач.



Применять знания при решении задач на моно- и дигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом

учебник, с. 24–27,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Решать разные задачи по генетике.

12

Закономерности наследственной изменчивости.



Описывать виды мутационной изменчивости, иллюстрир. их

примерами. Выявлять источники комбинативной и мутационной изменчивости.

Оценивать роль наследствен. изменчивости для эволюции живой природы, значение искусственного мутагенеза, влияние различных мутагенов на здоровье человека

учебник, с. 28–29,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 29

13

1 ч

Экологические факторы и их действие на организм.




Сравнивать виды экологич.

факторов и иллюстрировать их примерами. Описывать основные закономерности

действия экологических факторов. Применять знания в процессе лабораторной работы «Оценка темпера-

турного режима учебных помещений», учебных проектов «Действие экологического фактора»,

«Превращение наземной формы традесканции в водную». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 30–31, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 31

14

1 ч

Адаптация организмов к условиям среды.

Лаб№1 Оценка температурного режима учебных помещений



Описывать и обосновывать приспособительное значение явлений скрытой жизни у растений, анабиоза, оцепенения, спячки, зимнего

сна у животных. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения

об адаптации организмов

учебник, с. 32–33,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

лабораторные принадлежности

Ответить письменно на вопросы стр 33

Оценить температурный режим в спальных помещениях.

15

1 ч

Влияние природных факторов на организм человека.



Называть и описывать основные расы человека, географические группы людей. Устанавливать причины появления разных рас и географических

групп. Обосновывать приспособит.значение географич. групп к условиям обитания, правила быта, принятые у коренных народов

учебник, с. 34–35, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 35

16

1 ч

Ритмичная деятельность организма.



Устанавливать связи между суточными ритмами и физиологическими

процессами в организме человека, изменением длины светового дня, сезонными изменениями в природе

и процессами жизнедеят.

Оценивать важность знаний о ритмичной деятельности организма для поддержания здоровья. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации

проекта «Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека»

учебник, с. 36–37, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 37

17

1 ч

Ритмы сна и бодрствования.

Значение сна.



Описывать и сравнивать фазы сна. Объяснять сущность процессов, протекающих в организме во время сна.

Применять в ситуациях повседневной жизни гигиен. рекомендации по продолжит. и условиям сна. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации

учебного проекта «Гигиенические

нормы сна подростка».

учебник, с. 38–39, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 39

18

1 ч

Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс.



Описывать стресс как общую реакцию организма в ответ на влияние стрессоров.

Сравнивать стадии стресса.

Прогнозировать последствия действия экстремальных факторов на стадии истощения. Использ. метод релаксации в повседневной жизни

учебник, с. 40–41, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 41

19

20

2 ч

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм человека.



Объяснять последствия курения, алкоголизма, наркомании на организм

человека. Доказывать необходимость ведения

здорового образа жизни.

Пользоваться различными источниками информации для подготовки и презентации учебного проекта «Вредные привычки, их влияние на

организм»

учебник, с. 42–43, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 43,45,47

Подготовить рефераты о вреде курения, алкоголизма, наркомании, и о пользе здорового образа жизни.

21

1 ч

Контрольная работа по разделу «Организм»






22

1 ч

Вид и его критерии.

Лаб№2 Изучение критериев вида



Описывать критерии вида и применять их в процессе лабораторной работы.

Сравнивать и классифицир.

особей близких видов, используя знания о видовых критериях. Обосновывать важность генетического критерия, биологическую

и социальную сущность человека

учебник, с. 50–51, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Лабораторные принадлежности

Ответить письменно на вопросы стр 51

23

Популяционная структура

вида.



Определять вид и популяцию как целостные живые системы. Сравнивать популяцию, подвид и вид.

Описывать различные формы взаимосвязей особей в популяции, приводить примеры. Объяснять причины длительного существования популяций и видов в природе

учебник, с. 52-53 электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 53

24

1 ч

Динамика численности

популяций.



Описывать основные свойства популяции.Объяснять влияние рождаемости, смертности, плодовитости на численность и плотность популяции.

Устанавливать причины падения и взрыва численности особей в популяции

учебник, с. 54–55, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 55

25

1 ч

Саморегуляция численности

популяций.



Описывать основные способы регуляции численности популяций. Устанавливать связь роста численности человечества с возрастанием

ёмкости его среды обитания.

Приводить примеры регуляции числен. особей в природных популяциях.

учебник, с. 56–57, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 57

26

1 ч

Структура популяций.



Описывать и сравнивать простую и сложную возрастную структуры

популяций. Объяснять пирамиды возрастов.

Прогнозировать дальнейшее развитие популяции.

Обосновывать практическое значение знаний о структуре популяций

учебник, с. 58–59, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 59

27

1 ч

Учение Дарвина об эволюции видов.



Называть ведущую идею, описывать предпосылки и основные положения учения Ч. Дарвина. Объяснять результаты эволюции с

позиций знаний о её движущ. силах. Использовать разл. Источники информации для подготовки учебного проекта о жизнедеят. Ч. Дарвина, его кругосветном путешествии

учебник, с. 60–61, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 61

28

29

2 ч

Современная эволюционная теория.



Устанавливать взаимосвязь между понятиями «генетика» и «эволюционное учение».

Обосновывать значение популяции как единицы эволюции.Описывать факторы эволюции с позиций СТЭ, устанавливать взаимосвязь между ними. Сравнивать формы естественного от

бора, виды изоляции.

Использовать информац.

ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта о вкладе С.С. Четверикова в развитие современной

эволюционной теории

учебник, с. 62–65, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 65

Подготовка презентаций по темам естественный отбор, видя изоляций, деятельность С.С Четверикова

30

1 ч

Формирование приспособлений — результат эволюции.

Лаб№3. Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания



Приводить примеры приспособлен. организмов к среде обитания. Объяснять формирование приспособл. живых организмов как результат действия факторов эволюции. Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о приспособлен. организмов к среде обитания как результату эволюции. Описывать и устанавливать причины приспособлений в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы об относит. характере приспособлений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием


учебник, с. 66–67, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска Лабораторные принадлежности

Ответить письменно на вопросы стр 67

31

1 ч

Видообразование — результат действия факторов эволюции



Называть и описывать виды репродуктивной изоляции, этапы географического и экологического видообр.

Устанавливать причины возникновения новых видов на основе знаний о движущих силах эволюции.Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки

сообщений о способах видообразования и разнообр. видов вприроде

учебник, с. 68–69, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска


Ответить письменно на вопросы стр 69

32

1 ч

Селекция — эволюция, направляемая человеком.



Давать определение селекции как науки.Сравнивать естественный и искус-ственный отбор, понятия «сорт», «порода», «штамм», «вид». Обосновывать значение гибридизации и искусственного отбора в

процессе выполнения лабораторной работы «Искусственный от

бор и его результаты».

Использовать информационные

ресурсы для подготовки учебного проекта о роли Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина в развитии отечественной селекции. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 70–71, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 71

33

1 ч

Систематика и эволюция.



Описывать принципы современной классификации.

Определять место человека в современной зоологической систематике. Сравнивать искусственные класси-фикации с естественной.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщения о жизнедеятельности К. Линнея

учебник, с. 72–73, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 73

34

35

2 ч

Доказательства и основные этапы антропогенеза.



Приводить доказательства животного происхождения человека. Описывать этапы антропогенеза, сущность симиальной теории, характерные особенности предковых форм человека разумного. Выявлять прогрессивные черты в

эволюции человека от этапа к этапу. Обосновывать невозможность считать

прямыми предками человека современных человекообр. обезьян. Использовать информационные источники для подгот.и проекта об

осн. этапах антропогенеза

учебник, с. 74–77, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 77

36

1 ч

Биологические и социальные факторы эволюции человека.



Объяснять ведущую роль естественного отбора на этапах формирования

человека как биологич. вида.

Устанавливать взаимосвязь биологических и социальных факторов эволюции человека.

Высказывать предположение о роль биологических и социальных факторов

в эволюции современного человека. Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы

«Приспособленность руки человека к трудовой деятельности». Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лаборат. оборудованием

учебник, с. 78–79, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 79

37

38

2 ч

Высшая нервная деятельность.

Практическая работа №1 Определение ведущей руки



Обосновывать вклад отечественных учёных в области изучения высшей нервной деятельности.

Описывать положения рефлекторной теории, явления взаимной индукции, доминанты. Устанавливать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза раздражит. и ответной деятельности

организма. Использовать информацион. ресурсы для подготовки сообщения о жизнедеятельности отечест-

венного учёного

А.А. Ухтомского

учебник, с. 80–83, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 83

Презентации на тему рефлекс, взаимная индукция, доминанта.

39

1 ч

Особенности высшей нервной деятельности человека.



Описывать и сравнивать первую и вторую сигнальные системы, подсознательные и бессознательные процессы, сознательную деятельность человека с рассудочной деятельностью животных.

Объяснять сущность и значение динамического стереотипа, сознательной деятельности. Определять сознание как высший

уровень развития психики.

Применять знания в практических ситуациях при выяснении закономерностей восприятия, устойчивости внимания, выработки навыков

зеркального письма. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 84–85,

тетрадь-тренажёр,

тетрадь-практикум,

электронное приложение к учебнику

Ответить письменно на вопросы стр 85

40

1 ч

Мышление и воображение.

Практическая работа №2 Мышление и воображение.



Описывать виды мышления, стадии творч. мышления, процесс воображения.

Объяснять особенности функциональной асимметрии головного мозга. Выявлять особенности мышления

у человека и высших животных. Применять знания в ходе практических работ «Определение ведущей руки», «Логическое мышление».

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабор. оборудов.

учебник, с. 86–87, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 87

41

1 ч

Речь




Называть виды речи, определять её сущность, связь речи и языка как знаковой системы. Описывать особен. развития у детей внешней и внутренней речи. Обосновывать врождённую способность человека к освоению речи

учебник, с. 80–89, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 89

42

1 ч

Память

Практическая работа №3 Выявление объема смысловой памяти.



Называть виды памяти, определять её сущность.

Описывать особенности и знач. разных видов памяти.

Обосновывать необходимость развития всех видов памяти.

Применять знания при выполнении практических работ «Выявление объёма смысловой памяти», «Выяв-

ление объёма кратковремен. памяти», «Выявление точности зрительной памяти».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о способах развития памяти.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, с. 90–91, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 91

43

1 ч

Практическая работа №4 Выявление объема кратковременной памяти


Практическая работа №5 Выявление точности зрительной памяти



Называть виды памяти, определять её сущность.

Описывать особенности и знач. разных видов памяти.

Обосновывать необходимость развития всех видов памяти.

Применять знания при выполнении практических работ «Выявление объёма смысловой памяти», «Выяв-

ление объёма кратковремен. памяти», «Выявление точности зрительной памяти».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о способах развития памяти.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием


Повторение пройденного материала

44

1 ч

Эмоции



Называть и описывать виды эмоций, типы эмоциональных состояний человека.

Обосновывать значение положительных эмоций для здоровья человека. Выявлять характерные особенности разных типов эмоционального состояния. Объяснять важность умения управлять собственным эмоциональным состоянием. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о культуре эмоций

учебник, с. 92–93, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 93

45

1 ч

Чувство любви — основа

брака и семьи.



Объяснять функции семьи, гендерные роли. Доказывать на основе личного опыта (наблюдений) необходимость проявления взаимопонимания в семье. Использовать личный опыт (наблюдения) и информ. ресурсы для подготовки сообщения об участии в жизни семьи отца, матери и других членов семьи

учебник, с. 94–95,тетрадь- электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 95

46

1 ч

Типы высшей нервной деятельности.


Практическая работа №6 Определение типа темперамента



Сравнивать характерные особенности поведения людей с разными типами темперамента. Называть и описывать типы ВНД по

Павлову. Определять типы темперамента и ВНД в процессе наблюдений за сверстниками. Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы «Типы высшей нервной деятельн.» и практич. работы«Определение

типа темперамента». Собл. правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабор. оборудованием

учебник, с. 96–97, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 97

47

1 ч

Контрольная работа по разделу «Вид, Популяция, Эволюция видов»





48

1 ч

Биоценоз. Видовая и пространственная структура.



Описывать биоценоз как самую сложную живую систему, устанавливать взаимосвязь составляющих

его популяций разных видов.

Объяснять роль доминирующ. и средообразующих видов для поддержания видовой структуры биоценоза, причины его устойчивости.

Обосновывать значение ярусности в пространственной структуре биоценоза.

Прогнозир. изменения в биоценозе в связи с обеднением его видового разнообразия

учебник, с. 100–101, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 101

49

1 ч

Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза.



Выявлять особенности конкурентных отношений, обосновывать их значение для жизни биоценоза. Приводить примеры межвидовой

конкуренции, экологических ниш, экспериментальные доказательства принципа конкурентного отношения

учебник, с. 102–103, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 103

50

1 ч

Неконкурентные взаимоотношения между видами.



Называть и описывать неконкурентные взаимоотношения, приводить их примеры. Устанавливать черты взаимной приспособл. между хищниками и жертвами, паразитами, квартирантами и хозяевами; взаимосвязь между симбиотическими видами.

Обосновывать роль неконкурентных отношений для регуляции численности видов в сообществе

учебник, с. 104–105, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 105

51

1 ч

Организация и разнообразие экосистем



Называть функциональные группы организмов в экосистеме, приводить примеры организмов разных видов, входящих в состав разных функциональных групп. Описывать разнообразие экосистем. Объяснять значение экологического разнообразия для сохранения биосферы. Использовать информацион. ресурсы для подготовки и презентации проекта о разнообразии экосистем

учебник, с. 106–107, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 107

52

1 ч

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.



Устанавливать взаимосвязи организмов в пищевых цепях, составлять схемы пищевых цепей. Объяснять причины круговорота веществ в экосистемах, схемы экологич. пирамид, причины и послед-ствия гибели хищников. Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы «Цепи питания обитателей аквариума», оформлять результаты наблюдений. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лаборатор. оборудованием

учебник, с. 108–109, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 109

53

1 ч

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши.



Называть и описывать естественные биогеоценозы суши, приводить примеры. Сравнивать особенности лесных и травянистых биогеоценозов. Объяснять значение естественных биогеоценозов суши для биосферы. Использовать информац. ресурсы для подготовки учебного проекта о разнообразии наземных экосистем

учебник, с. 110–111, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 111

54

1 ч

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем.



Называть и описывать естественные водные экосистемы. Сравнивать морские и пресноводные экосистемы. Обосновывать значение естественных водных экосистем для биосферы. Использовать различные источники информации для подготовки и презентации учебного проекта о разнообразии коралловых рифов, уникальности этих экосистем

учебник, с. 112–113, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Повторение

55

1 ч

Фитоценоз естественной водной экосистемы.



Наблюдать и описывать растения водной экосистемы. Определять и сравнивать основные экологические группы водных растений. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе. Соблюдать правила поведения в природе

учебник, с. 112–113, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 113

56

1 ч

Развитие и смена сообществ и экосистем.



Выявлять условия равновесного состояния сообщества. Объяснять закономерности развития и смены сообществ под влиянием разнообразных причин. Применять знания о закономерностях развития природных сообществ в практической деятельности

учебник, с. 114–115, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 115

57

1 ч

Агроценоз. Агроэкосистема.



Сравнивать биоценозы и агроценозы, делать выводы о высокой продуктивности и неустойчивости агроценозов. Обосновывать необходимость чередования агроэкосистем с естественными экосистемами при планиров. ландшафтов. Использовать информац. ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии и продуктивности агроценозов родного края

учебник, с. 116–117, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 117

58

1 ч

Биологическое разнообразие и пути его сохранения.



Называть и описывать особо охраняемые территории, иллюстрировать их конкретными примерами, используя краеведческий материал. Описывать особенности различных ООПТ и их значение в сохранении экосистем. Использовать информац. ресурсы для подготовки и обсуждения презентации проекта об особо охраняемых природных территориях родного края

учебник, с. 118–119, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 119

59

1 ч

Контрольная работа по разделу «Биоценоз, Экосистема»






60

1 ч

Среды жизни. Биосфера и её границы.



Называть и описывать геосферы и среды жизни. Определять биосферу и её границы. Оценивать вклад В.И. Вернадского в развитие знаний о биосфере. Устанавливать причины неравномерного распростр. живых организмов в биосфере. Прогнозировать последствия разрушения озонового экрана для жизни биосферы

учебник, с. 122–123, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 123

61

1 ч

Живое вещество биосферы и его функции



Описывать свойства и функции живого вещества. Сравнивать живое и косное вещества. Объяснять влияние живого вещества на неживую природу Земли. Устанавлив. вклад человечества в обеспечение функций живого вещества. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о жизнедеятельности В.И. Вернадского — основоположника учения о биосфере

учебник, с. 124–125, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 125

62

1 ч

Средообразующая деятельность живого вещества



Обосновывать значение средообразующей деятельности живых организмов для поддержания состава атмосферы, гидросферы, сохранения почвы. Приводить примеры средообр. деятельности живого вещества. Прогнозировать последствия исчезновения для биосферы животных-фильтраторов

учебник, с. 126–127, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 127

63

1 ч

Круговорот веществ — основа целостности биосферы.



Характеризовать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в длительном существовании биосферы. Обосновывать значение живого вещества в обеспечении круговорота веществ. Прогнозировать последствия нарушения биогеохимических циклов на примере цикла углерода. Выдвигать предположения о гармонизации отношений между природой и человеком

учебник, с. 128–129, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 129

64

1 ч

Биосфера и здоровье человека.



Устанавливать взаимосвязь между искусственно созданной средой обитания человека и его здоровьем, между состоянием природной среды и здоровьем человека. Обосновывать содержание основных правил Кодекса здоровья. Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о закономерностях развития природы и сохранения биосферы

учебник, с. 130–131, электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Ответить письменно на вопросы стр 131

65

1 ч

Обобщающий.



Объяснять значение экосистемного разнообразия и связи экосистем для устойчивого состояния биосферы. Прогнозировать последствия сокращения биоразнообразия для жизни на Земле. Обосновывать свойства и функции живого вещества

учебник, с. 132,

электронное приложе-

ние к учебнику

смарт доска

Подготовка к итоговому контролю

66

1 ч

Итоговый контроль.



Устанавливать иерархические связи между живыми системами и экосистемами; закономерности, характерные для живых систем разных уровней организации. Обосновывать сущность и значение эволюции и экосистемной организации жизни на Земле, роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. Оценивать разнообразие видов, природных сообществ и экосистем как непременное условие существования биосферы

Электронное приложение


67

68

2 ч

Анализ итогового контроля. Обобщающее повторение



Устанавливать иерархические связи между живыми системами и экосистемами; закономерности. Обосновывать сущность и значение эволюции и экосистемной организации жизни на Земле, роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. Оценивать разнообразие видов, природных сообществ и экосистем как непременное условие существования биосферы

электронное приложение к учебнику





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!