СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Финансовая грамотность 7-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Финансовая грамотность 7-9 классы»

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности, формируемых в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 имени А.Ваганова, утверждённого приказом по школе № 159 от 12.04.2016 г.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7-9 классов.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7-9 классов составлена в соответствии с учебным планом школы, утвержденным приказом по школе № 159 от 12.04.2016 г. и годовым календарным учебным графиком, утвержденным приказом по школе № 159 от 12.04.2016 г., рассчитана на реализацию в течение 3-х лет в количестве 102 часа: 7 класс 34 часа (1 час в неделю), 8 класс 34 часа (1 час в неделю) и 9 класс 34 часа (1 час в неделю).


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7-9 классов составлена на основе авторских учебных дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. И Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Реализация программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7-9 классов обеспечена электронным пособием для учащихся (авторы Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы и Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 классы), контрольно-измерительными материалами.


Учебно-методический комплект:

7 класс

  1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  4. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

8-9 класс

1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Цели курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» направлены на формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи курса:

- способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 7–9 классов;

- продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;

- продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Основные принципы, положенные в основу курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

В 7 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.

Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

В 8–9 классах курс внеурочной деятельности рассчитан на 68 часов (8 классе 34 ч и 9 классе 34 ч).

В 8–9 классах обучаются дети в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 8–9 классах состоит из разделов, каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;

  • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

  • сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

  • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

  • владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) согласно этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников

Формы контроля: устный опрос; практикумы с решением практических задач, кроссворда и анаграмм; практическая аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов; доклад; творческая работа: буклет, компьютерная презентация, плакат, кейс, эссе; ролевая игра; квест-игра; исследовательская работа; проект (групповой, индивидуальный).


Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

(7 класс, 34 часа)

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи.

Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.

Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные, безналичные, фальшивые деньги. Гознак. Центральный банк. Банки.

Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Основные понятия: Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия: Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Основные понятия: Кредит. Вклады. Проценты по кредиту и вкладам. Долги. Сбережения.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные понятия: Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют.

Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия. Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Основные понятия: Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план.

Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

(8 класс, 34 часа)


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи.

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего состоит денежная масса. Способы влияния государства на инфляцию.

Структура доходов населения России, её изменения в конце XX – начале XXI в.

Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные траты семьи и личные трат.

Основные понятия: Деньги. Денежная масса. Эмиссия денег. Гознак. Центральный банк. Профицит. Дефицит. Инфляция. Семейный и личный бюджет.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния.

Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц. Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла.

Основные понятия: Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовые услуги.

Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды банковских операций, осуществляемых банками. Необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций.

Основные понятия: Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Лицензия. Банковские операции. Виды банковских операций.


Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

(9 класс, 34 часа)


Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Бизнес. Бизнес-план. Источники финансирования. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты.

Виды источников для создания бизнеса и способы защиты от банкротства.

Структура бизнес-плана. Основные финансовые правила ведения бизнеса.

Типы валют. Как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России. Как определяются курсы валют в экономике России.

Основные понятия: Бизнес. Бизнес-план. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валют. Мировой валютный рынок.

Раздел 2. Риски в мире денег.

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Форс-мажор. Страхование. Виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски. Виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях.

Виды страхования. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Основные понятия: Пособие. Социальные пособия. Безработица. Пособие по безработице. Страхование. Финансовые риски. Инфляция. Девальвация. Банкротство.

Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Налоги. Прямые и косвенные налоги. Пошлины. Сборы. Виды налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые). Способы уплаты налогов (лично и предприятием).

Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды.

Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений.

Основные понятия: Налоги. Прямые налоги. Косвенные налоги. Пошлины. Сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды.

Планируемые предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

7-9 класс


Выпускник научится:

• понимать основные принципы экономической жизни общества: иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимать и правильное использовать экономические термины;

• использовать и применять приёмы работы с экономической информацией, её осмысливать; проводить простые финансовые расчёты.

• использовать приобретенные знания и опыт для применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  • владеть понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

  • владеть знанием: структуры денежной массы; структуры доходов населения страны и способов её определения; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции; основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; возможных норм сбережения; способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации; видов страхования; видов финансовых рисков; способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; способов определения курса валют и мест обмена; способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

При осуществлении поиска и организации хранения информации

Выпускник научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

  • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

При работе с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

При работе с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

  • интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

При работе с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

В рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, используя некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам; комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

7 класс


Раздел. Тема.

Кол-во

Практическая часть

Содержательные единицы программы

Планируемые результаты

Творч.

работа

Практикум

Экскурсия

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1

-

-

-

Введение в курс «Основы финансовой грамотности». Цели и задачи курса. Что мы уже знаем и умеем? Что мы будем изучать?

Выпускник научится:

  • ориентироваться на перспективу в совершенствовании своих умений и навыков в процессе внеурочной деятельности.

  • получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять, рассуждать.

приобретёт опыт: вступать в речевое общение; работать с различными источниками информации; организовывать свой досуг и рационально использовать время в школе.

Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи

10

3

3

-

Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации.

Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты.

Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние.

Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.


Выпускник научится:

•Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, что денежной системой страны управляет центральный банк, почему изготовление фальшивых денег — преступление.





Выпускник научится:

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

  • Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами.




Выпускник научится:

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

•Описывать направления расходов семьи.

•Классифицировать виды благ.

•Рассчитывать расходы семьи на условных примерах, доли расходов на разные товары и услуги.

•Сравнивать виды рекламы.

•Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.


Выпускник научится:

•Составлять семейный бюджет на условных примерах.

•Сравнивать доходы и расходы и принимать решения, потребитель - ский и банковский кредиты.

•Объяснять причины, по которым люди делают сбережения, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

•Описывать формы сбережений, последствия превышения расходов над доходами.

Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества

и как человек может от этого защититься.

6

2

1

3

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.


Выпускник научится:

  • Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи).

•Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

•Различать обязательное и добровольное страхование.

•Объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку.

  • Сравнивать виды страхования.

Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять, рассуждать.

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

7

1

4

-

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.


Выпускник научится:

•Объяснять, почему государство собирает налоги, почему вводятся акцизные налоги.

•Приводить примеры налогов, примеры выплаты налогов в семье.

•Описывать, как и когда платятся налоги, последствия невыплаты налогов для граждан.

•Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.


Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

9

3

3

1

Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока.

При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.


Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Выпускник научится:

  • Приводить примеры банковских услуг о вкладах и кредитах, условиях вкладов и кредитов

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу, почему и как страхуются вклады, причины и последствия решений о взятии и условиях кредита.

Выпускник научится:

  • Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

• Объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, что такое бизнес-план.

•Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Выпускник научится:

• Приводить примеры валют разных стран.

• Объяснять, что такое валютный курс.

• Находить информацию о валютных курсах.

• Проводить расчёты с валютными курсами.


Резерв

1

-

-

-



Итого

34

9

11

4




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

8 класс


Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Практическая часть

Содержательные единицы программы

Планируемые результаты

Творч.

работа

Практикум

Экскурсия

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1

-

-

-

Введение в курс «Основы финансовой грамотности». Цели и задачи курса. Что мы уже знаем и умеем? Что мы будем изучать?

Выпускник научится:

  • ориентироваться на перспективу в совершенствовании своих умений и навыков в процессе внеурочной деятельности.

  • получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять, рассуждать.

  • приобретёт опыт: вступать в речевое общение; работать с различными источниками информации; организовывать свой досуг и рационально использовать время в школе.

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

15

4

6

-

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего состоит денежная масса. Способы влияния государства на инфляцию.

Структура доходов населения России и её изменение в конце XX – начале XXI в. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников.

Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета.

Обязательные ежемесячные траты семьи и личные трат.


Выпускник научится:

  • понимать, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; роль денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; влияние образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; различие в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

  • пользоваться дебетовой картой;

  • определять причины роста инфляции;

  • рассчитывать личный и семейный доход;

  • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

  • различать личные расходы и расходы семьи;

  • считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

  • вести учёт доходов и расходов;

  • развивать критическое мышление.

  • устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

  • использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

  • определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

  • соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

  • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

  • оценивать свои ежемесячные расходы;

  • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

  • определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

  • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

9

4

2

-

Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц.

Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла.


Выпускник научится:

  • понимать принцип хранения денег на банковском счёте; варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; возможных рисков при сбережении и инвестировании.

  • рассчитывать реальный банковский процент; доходность банковского вклада и др. операций;

  • анализировать договоры;

  • отличать инвестиции от сбережений;

  • сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

  • искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

  • компаний и др. финансовых учреждений;

  • оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

  • откладывать деньги на определённые цели;

  • выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

7

4

1

1

Банк. Коммерческий банк. Центральный банк.

Виды банковских операций, осуществляемых банками. Необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций.


Выпускник научится:

  • понимать устройства банковской системы, что вступление в отношения с банком должны осуществлять по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия; от чего зависят курсы валют; условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

  • уметь читать договор с банком;

  • рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

  • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

  • оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Резерв

2

-

-

-



Итого

34

12

9

1




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

9 класс


Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Практическая часть

Содержательные единицы программы


Планируемые результаты


Творч.

работа

Практикум

Экскурсия

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1

-

-

-

Введение в курс «Основы финансовой грамотности». Цели и задачи курса. Что мы уже знаем и умеем? Что мы будем изучать?

Выпускник научится:

  • ориентироваться на перспективу в совершенствовании своих умений и навыков в процессе внеурочной деятельности.

  • получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять, рассуждать.

приобретёт опыт: вступать в речевое общение; работать с различными источниками информации; организовывать свой досуг и рационально использовать время в школе.

Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

10

4

2

1

Бизнес. Бизнес-план. Источники финансирования. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты.

Виды источников для создания бизнеса и способы защиты от банкротства. Структура бизнес-плана. Основные финансовые правила ведения бизнеса. Типы валют. Как Мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России. Курсы валют в экономике России.


Выпускник научится:

  • Понимать ответственность и рискованность занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; что для начала бизнес - деятельности необходимо получить специальное образование; от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

  • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; изменениях курсов валют.

  • переводить одну валюты в другую;

  • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

  • оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 2. Риски в мире денег

11

2

5

1

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Форс-мажор.

Страхование. Виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски. Виды рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях.

Выпускник научится:

  • понимать, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется; необходимость иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; возможность страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

  • понимать причины финансовых рисков: необходимость быть осторожным в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

  • находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

  • читать договор страхования;

  • рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

  • защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

  • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

  • соотносить риски и выгоды.

  • оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; предлагаемые варианты страхования;

  • анализировать и оценивать финансовые риски;

  • развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

10

4

3

1

Налоги. Виды налогов, взимаемые с физических и юридических лиц (базовые). Способов уплаты налогов (лично и предприятием). Прямые и косвенные налоги. Пошлины. Сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений.

Выпускник научится:

  • понимать неотвратимость наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет; что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

  • считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

  • просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

  • находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

  • осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

  • планировать расходы на уплату налогов;

  • рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания; работать в группе; применять знания, высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять, рассуждать.

Резерв

1

-

-

-



Итого

34

10

10

3



Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности».

(7 класс, 34 часа)


Тема занятия

Кол-во

часов

Вид

контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1

Устный опрос



Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи (10 часов)

2

Деньги. История денег.

1

Творч.работа



3

Деньги. Электронные деньги.

1

Устный опрос



4

Деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.

1

Творч.работа



5-6

Доходы семьи. Практикум.

2

Практикум



7-8

Расходы семьи. Практикум

2

Практикум



9-10

Семейный бюджет. Практикум.

2

Практикум



11

Итоговая работа по разделу

«Деньги. Доходы и расходы семьи»

1

Творч.работа



Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)

12-13

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

2

Творч.работа Практикум



14-15

Встречи с сотрудниками Центра занятости населения района, Сбербанка РФ.

2

Экскурсия Экскурсия



16

Библиотечный час в МБУК ЦБС (правовой отдел)

1

Экскурсия



17

Итоговая работа по разделу «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Ролевая игра.

1

Творч.работа



Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 часов)

18-19

Налоги. Практикум

2

Практикум



20

Встреча с сотрудниками Налоговой инспекции РФ.

1

Практикум



21-22

Социальные пособия. Практикум

2

Практикум



23

Встреча с сотрудниками УСЗН района.

1

Практикум



24

Итоговая работа по разделу

«Семья и государство: как они взаимодействуют». Мини-исследование.

1

Творч.работа



Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. (9 часов)

25-26

Банковские услуги.

Встречи с сотрудниками Сбербанка РФ и другими банками района.

2

Практикум



27-28

Собственный бизнес.

Встреча с предпринимателями города.

2

Творч.работа Практикум



29-30

Валюта в современном мире.

Практикум

2

Творч.работа Практикум



31

Экскурсия в филиал Сбербанка РФ.

1

Экскурсия



32-33

Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности».

2

Творч.работа



34

Урок-обобщение.

1




Итого

34 часа

Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности».

(8 класс, 34 часа)



Тема занятия

Кол-во

часов

Вид

контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1

Устный опрос

2017

1-9 сент


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (15 часов)

Тема 1. Происхождение денег. (4 часа)

2

Деньги: что это такое?

1

Практикум

11-16 сент


3

Современные деньги

1

Творч.работа

18-23 сент


4

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

Устный опрос

25-30 сент


5

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

2-7 окт


Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 часа)

6

Какие бывают источники доходов

1

Устный опрос

9-14 окт


7

От чего зависят личные и семейные доходы

1

Практикум

16-21окт


8

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

23-28 окт


Тема 3. Контроль семейных расходов (2 часа)

9

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?

1

Устный опрос

6-11 нояб


10

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

13-18 нояб


Тема 4. Построение семейного бюджета (6 часов)

11

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

Устный опрос

20-25 нояб


12

Как оптимизировать семейный бюджет

1

Устный опрос

27 нояб-

2 дек


13

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

4-9 дек


14

Итоговая работа по разделу «Управление денежными средствами семьи »

1

Творч.работа

11-16 дек


15-16

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа

18-30 дек


Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (9 часов)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 часа)

17

Для чего нужны финансовые организации

1

Творч.работа

2018

9-13 янв


18

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

Устный опрос

15-20янв


19

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

22-27янв


Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (6 часов)

20

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

Устный опрос

29 янв-

3 февр


21

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

Устный опрос

5-10 февр


22

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

19-24 февр


23

Итоговая работа по разделу «Способы повышения семейного благосостояния». Ролевая игра.

1

Творч.работа

26 февр-

3 марта


24-25

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа

5-17 марта


Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 часов)

Тема 7. Банки и их роль в жизни семьи (7 часов)

26

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

Экскурсия

19-24 марта


27

Банки в родном городе

1

Творч.работа

4-14 апр


28

Польза и риски банковских карт

1

Устный опрос

16-21 апр


29

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум

23-28 апр


30

Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

1

Творч.работа

30 апр-

5 мая


31-32

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа

Защита проекта

7-19 мая


33-34

Урок-обобщение.

2


21-26 мая


Итого

34 часа


Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности».

(9 класс, 34 часа)

Тема занятия

Кол-во

часов

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1




Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. (10 часов)

Тема 1. Собственный бизнес (4 часа)

2

Что такое бизнес

1




3

Как создать свое дело

1

Творч.работа



4

Встреча с предпринимателями города

1

Экскурсия



5

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум



Тема 2. Валюта в современном мире (6 часов)

6

Что такое валютный рынок и как он устроен

1




7

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

Выполнение тематических заданий



8

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум



9

Итоговая работа по разделу

«Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

1

Творч.работа



10-11

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа Защита проекта



Раздел 2. Риски в мире денег (11 часов)

Тема 3. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. (5 часов)

12

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

Практикум



13

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

Практикум




14

Чем поможет страхование

1




15

Чем поможет страхование

1

Экскурсия



16

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум



Тема 4. Риски в мире денег (6 часов)

17

Какие бывают финансовые риски

1




18

Что такое финансовые пирамиды

1




19

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум



20

Итоговая работа по разделу

«Риски в мире денег»

1

Практикум



21-22

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа Защита проекта



Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют. (10 часов)

Тема 5. Налоги и их роль в жизни семьи (3 часа)

23

Что такое налоги и зачем их платить

1

Практикум



24

Какие налоги мы платим

1

Творч.работа



25

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1

Практикум



Тема 6. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (7 часов)


26

Что такое пенсия и как сделать её достойной

1




27

Пенсионная система РФ

1




28

Пенсионная служба города

1

Экскурсия



29

Выполнение тренировочных заданий

1

Практикум



30

Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

1

Творч.работа



31-32

Осуществление проектной работы

2

Творч.работа Защита проекта



33-34

Урок-обобщение.

1




Итого

34 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности».


7 класс Литература:

  1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: учебная программа.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014.

  4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: материалы для родителей.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность.5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014.

Интернет-источники

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

5. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

8-9 классы Литература:

1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

1. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.


Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга

11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»

12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)

16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»

17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике

18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики

19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований

20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ

21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи

22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации

23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка

24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда

25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету

Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)

1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/

2. http://www.banki.ru/products/deposits/

3. http://www.sravni.ru/vklady/

4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html

5. http://www.ndscalc.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!