СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Занимательный русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

«Занимательный русский язык»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Занимательный русский язык»»

              Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза С.Т. Вагина»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОАУ «СОШ № 32»

______________ Е.В.Сапкулова

Приказ № 269 от 01.09.2016г.

М.П.


Рабочая программа

«Занимательный русский язык»

для 3 в класса

на 2016-2017 учебный год


Учителя: Денисова Юлия Алексеевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории;












Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов (протокол № 2 от 24.09.2016г.)

Руководитель МО _________

Денисова Ю.А.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________ Асташова Н.П.

«___» ___________ 2016г.












г. Оренбург -2016г




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (1час в неделю, 30 часов в год). Программа построена с учетом возрастных особенностей третьеклассников. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

   

Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.



Задачи программы:

-обогащение словаря;

-развитие устной и письменной речи;

-совершенствование работы над содержательной стороной слова;

-активизация познавательных интересов;

-раскрытие творческих способностей;

-развитие образного и логического мышления;

-воспитание доброжелательности, толерантности.

   Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

 самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;

 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить. Коммуникативные результаты:

 доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

 слушает и понимает речь других;

 выразительно читает и пересказывает текст;

 совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им;

 учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Познавательные результаты:

 ориентируется в своей системе знаний: понимает, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

 делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

 добывает новые знания: находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

 добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

 перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.

Регулятивные результаты:

 определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

 учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

 учится планировать учебную деятельность на уроке;

 высказывает свою версию, пытается предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

 работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

 определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Предметные результаты:

 знает основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;

 знает свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);

 использует правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;

 умеет чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;

 изготавливает несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;

 читает чертеж и изготавливает по чертежу несложные изделия;

 делит фигуры на части по заданным условиям и составляет фигуру из частей.


Методы и формы контроля планируемых предметных результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

 Текущий: - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

*рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.



Ценностные ориентиры:

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;

  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.





Ожидаемые результаты обучения по программе:

  • углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

  • получить представление о морфологии;

  • научиться пользоваться словарями русского языка;

  • научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

  • знать об основных терминах, связанных с лексикой;

  • знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

  • уметь различать слова- историзмы, архаизмы и неологизмы.


Календарно-тематическое планирование по занимательному русскому языку 3 класс, УМК «Школа России»



Дата

план

Дата факт

Темы занятий

1


Загадки согласных.

2


Удивительные гласные.

3


Забавные игры со слогами.

4


Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»

5


Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.

6


Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»

7


Зоркий глаз. Орфограммы в словах.

8


Как разобрать и «собрать»слово?

9


Как откопать древний корень, или этимологический разбор.

10


Колонны слов, или что такое морфология

11


В гостях у существительного!

12


Здравствуй, имя прилагательное!

13


Его величество – Глагол!

14


Универсальные заменители: поговорим о местоимении

15


Слова-помощники

16


Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»

17


В стране синонимов.

18


В стране антонимов.

19


В стране омонимов.

20


Многозначность слова.

21


Лексическое значение слова.

22


Прямое и переносное значение слова.

23


Ударение меняет значение.

24


Пестрое семейство синонимов

25


Великое противостояние антонимов.

26


Слова-двойники. Омонимы.

27


Из глубины веков. Архаизмы.

28


Шарада




Содержание программы ( 28часов)

В мире фонетики

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

Уроки речевого творчества

  • Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».

  • Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).

  •  Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).

В мире орфографии

Углубление знаний по фонетике, полученных в течение двух лет обучения. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

  • сочетания чк-чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • правописание гласных и согласных в корне слова;

  • разделительные Ь и Ъ

В мире словообразования

Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

В мире морфологии

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

В мире слов, или что такое лексика?

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.

Лексическое значение слова.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

Прямое и переносное значение слова.

Особенности прямого и переносного значения слов.

Ударение меняет значение.

Особенности русского ударения.

Пестрое семейство синонимов.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

Великое противостояние антонимов.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

Слова-двойники. Омонимы.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

Из глубины веков. Архаизмы.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

Шарада

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

Поиграем в слова-

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

Ресурсное обеспечение.

Информационно- методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы.

        Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

        Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

Литература для учителя

.

  • Л.В Мищенкова Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей.-М.:Издательство РОСТ, 2013

  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981

  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987

  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981

  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990

  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998

  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998

  • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000

  • Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008

  • Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества – М.:ВАКО,2009

  • Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995

  • Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!