СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Занимательный русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа " Занимательный русский язык"разработана для ведения факультативных занятий по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Занимательный русский язык"»

Казенное Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»


«УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР ЛТСОШ


______________/АЛЕХИНА Г.Д./


ПРИКАЗ №……………………….


ОТ «…….» ……………….2015 Г.



«СОГЛАСОВАНО»

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР ЛТСОШ


_____________________/ГОРШКОВА И.И./



«…….» ……………………….2015Г.



«РАССМОТРЕНО»

РУКОВОДИТЕЛЬ МО


______________________


ПРОТОКОЛ №…………………


ОТ «……»…………………2015 Г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Занимательный русский язык»

2 класс









СОСТАВИЛА:

Склинская Л.. В.

УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ





2015-2016 уч. Го









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения (134 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы).

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В программе выделены 3 блока:

1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.

2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ЗАДАЧИ КУРСА

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремлениесовершенствовать свою речь;



I ступень (1 год обучения)

  • научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

  • дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;

  • научить отличать гласные и согласные звуки;

  • научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;

  • научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;

  • упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;

  • воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

II ступень (2 год обучения)

  • дать представления об основных разделах русского языка: фонетике,орфографии, словообразовании, лексике;

  • научить пользоваться словарями русского языка;

  • научить писать сочинения-миниатюры;

  • воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

III ступень (3 год обучения)

  • углубить представления детей об основных разделах русского языка:фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

  • дать представление о морфологии;

  • использовать словари русского языка;

  • научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

IV ступень (4 год обучения)

  • развить интерес к изучению тайн русского языка;

  • воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

  • углубить уже имеющиеся знания о лексике;

  • изучить и исследовать конкретные лексические понятия;

  • способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;

  • научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

  • научить обобщать, делать выводы;

  • стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;

  • воспитывать ответственность, самостоятельность.



Ожидаемые результатыобучения по программе:

учащиеся должны

1 год обучения

  • научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

  • усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;

  • научиться отличать гласные и согласные звуки;

  • научиться делить слова на слоги, определять место ударения;

  • научиться работать над проектом «Мой алфавит»;

  • научиться сочинять сказочные истории про буквы;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

2 год обучения

  • должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

  • научиться пользоваться словарями русского языка;

  • научиться писать сочинения-миниатюры;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

3 год обучения

  • углубить знания об основных разделах русского языка:фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

  • получить представление о морфологии;

  • научиться пользоваться словарями русского языка;

  • научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

4 год обучения

  • знать об основных терминах, связанных с лексикой;

  • знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

  • уметь правильно употреблять изученные слова в речи;

  • уметь подбирать синонимы и антонимы;

  • уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.



Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • сочинение своих сказок

Учебно-тематический план.



Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

Дата

теор

факт


1 год обучения.

1 блок «От А до Я»







От звука к букве.

24ч

4ч.

20ч



1

Игровое занятие. Зачем нужна речь?






2

Поговорим о гласных и согласных звуках.






3

Путешествие в мир гласных звуков.






4

Путешествие в мир согласных звуков.






5

Игровое занятие «Я знаю звуки речи»






6

Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают.






7

Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,).






8

В гостях у сказки «Про букву Р».






9

Подружитесь вместе с нами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.






10

Зачем нам нужен ь?






11

В гостях у парных согласных З-С, Б-П.






12

В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т.






13

В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш.






14

Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и.






15

Знаем твердо ча ища пишем только с буквой а.






16

Знаем твердо чуи щу пишем только с буквой у.






17

Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я в начале слова, после гласных.






18

Внимание! Ъ и ь разделительные знаки.






19

Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах»






20

Отгадываем загадки о буквах.






21

Сочиняем загадки о буквах.






22

Встреча с буквой й.






23

В гостях у шипящих.






24

Город Буквоград.







Мой алфавит (работа над проектом)



25

Мой алфавит. Начало работы над проектом.






26

Мой алфавит. Создание книжки – малышки.






27

Мой алфавит. Оформление книжки – малышки.






28

Мой алфавит. Презентация проектов.







Уроки речевого творчества.






29

«Что такое творчество?»






30

«Я и мое настроение»






31

«Мои летние каникулы»






32

Итоговое занятие «Спасибо, азбука!»







Итого:







2 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»






1.

В мире фонетики







Что изучает фонетика?







Легко ли быть согласным звуком?







Мягки ли мягкие согласные?







Звук под «маской».







Самый долгий слог.







Буквы в слове переставим – много новых слов составим.







Урок-игра: «Все о фонетике»






2.

Уроки речевого творчества.







«Автопортрет»







«Моя дружная семья»






3.

В мире орфографии.







Зачем изучать графику?







Писать ли, как слышится, или что такое орфография?







Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.







В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.







Про чк, чн, чт, нч, рщ…







Ъ и Ь – помощники в словах






4.

В мире словообразования







Корень- родоначальник, или что такое словообразование?






5.

В мире слов, или что такое лексика?







К тайнам слова. Синонимы.







К тайнам слова. Антонимы.







Игры в слова и со словами.






6.

Итоговое занятие.

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»







Итого:







3 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»






1.

В мире фонетики







Загадки согласных.







Удивительные гласные.







Забавные игры со слогами.






2.

Уроки речевого творчества.







Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»







Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.







Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»






3.

В мире орфографии







Зоркий глаз. Орфограммы в словах.






4.

В мире словообразования







Как разобрать и «собрать»слово?







Как откопать древний корень, или этимологический разбор.






5.

В мире морфологии







Колонны слов, или что такое морфология







В гостях у существительного!







Здравствуй, имя прилагательное!







Его величество – Глагол!







Универсальные заменители: поговорим о местоимении







Слова-помощники







Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»






6.

В мире слов, или что такое лексика?







В стране синонимов.







В стране антонимов.







В стране омонимов.







Многозначность слова.







КВН «В мире слов».







Игры в слова и со словами






7.

Урок-игра «Мой любимый русский язык»







Итого:







4 год обучения

3 блок «К тайнам слова»






1.

Лексическое значение слова.






2.

Прямое и переносное значение слова.






3.

Ударение меняет значение.






4.

Пестрое семейство синонимов






5.

Великое противостояние антонимов.






6.

Слова-двойники. Омонимы.






7.

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.






8.

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.






9.

Из глубины веков. Архаизмы.






10.

Устойчивые сравнения.






11.

Фразеологические сочетания.






12.

Шарада






13.

Поиграем в слова






14.

Откуда ты, имя?






15.

Отчество и фамилия






16.

Времена года






17.

Крутится-вертится шар голубой






18.

В гостях у сказки






19.

Что нужно школьнику






20.

Скатерть-самобранка






21.

Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»






22.

Птицы и звери - почему их так называют?






23.

О том, что мы носим.






24.

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».







Итого:




























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 год обучения. 1 блок «От А до Я» - 32ч.

  1. От звука к букве-24ч.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

  1. Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.

Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

  1. Уроки речевого творчества – 3ч.

  • «Что такое творчество?»(Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).

  • «Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).

  • «Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.

  1. Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!» - 1ч

Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.

2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.

  1. В мире фонетики – 13ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

  1. Уроки речевого творчества – 2ч

  • «Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).

  • «Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).

  1. В мире орфографии – 11ч

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;

  • сочетания чк-чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • правописание гласных и согласных в корне слова;

  • разделительные Ь и Ъ

  1. В мире словообразования – 2ч

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 5ч

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

  1. Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч

  1. В мире фонетики – 6 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

  1. Уроки речевого творчества – 3ч

  • Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».

  • Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).

  • Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).

  1. В мире орфографии – 2ч

Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения.Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;

  • сочетания чк-чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • правописание гласных и согласных в корне слова;

  • разделительные Ь и Ъ

  1. В мире словообразования- 5ч

Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

  1. В мире морфологии – 7ч

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 10ч

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.

  1. Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч

Смотр знаний по русскому языку.



4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч

  1. Лексическое значение слова.-1ч.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

  1. Прямое и переносное значение слова.-1ч.

Особенности прямого и переносного значения слов.

  1. Ударение меняет значение. -2ч.

Особенности русского ударения.

  1. Пестрое семейство синонимов.-2ч.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

  1. Великое противостояние антонимов.-2ч.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

  1. Слова-двойники. Омонимы. -1ч.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

  1. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

  1. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

  1. Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

  1. Устойчивые сравнения.-1ч

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

  1. Фразеологические сочетания-3ч.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

  1. Шарада -1ч.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

  1. Поиграем в слова-1ч.

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

  1. Откуда ты, имя?-1ч.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

  1. Отчество и фамилия-1ч.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

  1. Времена года -4ч.

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

  1. Крутится-вертится шар голубой-1ч.

Что означают названия материков, частей света.

  1. В гостях у сказки.-1ч.

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

  1. Что нужно школьнику.-1ч.

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

  1. Скатерть-самобранка.-1ч.

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

  1. Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

Откуда пришли названия некоторых растений.

  1. Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

Откуда пришли названия животных.

  1. О том, что мы носим.-1ч.

Что означают названия некоторых предметов одежды.

  1. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

Обобщение знаний, полученных во время занятий в 3 блоке «К тайнам слова»

Ресурсное обеспечение.

Информационно- методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы.

Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.



Материально техническое обеспечение.

  • Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000

  • Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997

  • Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002

  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981

  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987

  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981

  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990

  • Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982

  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998

  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998

  • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000

  • Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997

  • Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008

  • Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009

  • Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995



  • Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981

  • Сказки, загадки.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981

  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987

  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981

  • Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!