СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП кружка внеурочной предметной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Преемственность. Данный курс является полным и системно завершённым, т.к. разработан на все начальные годы обучения и основывается на авторскую программу «Занимательный русский язык»: Задания по развитию познавательных способностей (7-9 лет)/ Л.В.Мищенкова, опубликованной в методическом пособии, 3 класс. – М.:Издательство РОСТ, 2013

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП кружка внеурочной предметной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс»



Ростовская область Белокалитвинский район хутор Апанасовка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Апанасовская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю»

Директор МБОУ Апанасовская СОШ

__________________ Т.М. Михеева

Приказ №____ от _____.08.2016






Рабочая программа

внеурочной деятельности при введении

ФГОС НОО на 2015/2016 учебный год

кружок «Занимательный русский язык»

по общеинтеллектуальному направлению



Уровень начального общего образования – 3 класс

Педагог дополнительного образования – Нещадим Е.В.


• Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/ Л.В.Мищенкова, опубликованной в методическом пособии, 3 класс. – М.:Издательство РОСТ, 2013








2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс внеурочной деятельности “Занимательный русский язык” по общеинтеллектуальному направлению разработан на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 года №30-51-433/16)

  • «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13)

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16)

  • Гигиенические требования к условиям организации внеурочной деятельности.

  • Авторской программы «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/ Л.В.Мищенкова, опубликованной в методическом пособии, 3 класс. – М.:Издательство РОСТ, 2013

  • ООПНОО МБОУ Апанасовская СОШ

Программа относится к общеинтеллектуальной направленности.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Общая характеристика курса «Занимательный русский язык»

Роль программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Преемственность. Данный курс является полным и системно завершённым, т.к. разработан на все начальные годы обучения и основывается на авторскую программу «Занимательный русский язык»: Задания по развитию познавательных способностей (7-9 лет)/ Л.В.Мищенкова, опубликованной в методическом пособии, 3 класс. – М.:Издательство РОСТ, 2013

Практическая направленность. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Ожидаемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

-учебно-познавательный интерес к предмету;

-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

-развитие морально-этического сознания;

-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение учитывать установленные правила в планировании;

-умение решать проблемы творческого характера;

-умение адекватно воспринимать оценку;

-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение добывать новые знания;

-умение перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

-интерес к познанию природы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умение договариваться;

-умение работать в паре, группе, коллективе;

-умение адекватно использовать речевые средства;

-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Занимательный русский язык»

• Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

• Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

• Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

• Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

• Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Обоснование выбора содержания программы

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

На основании учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Апанасовская средняя общеобразовательная школа на 2015-2016 учебный год в рамках федерального государственного стандарта начального общего образования на изучение программы кружка внеурочной предметной деятельности «Занимательный русский язык” в 3 классе отводится 68 часов в год, занятия проводится 2 раз в неделю.

Содержание кружка «Занимательный русский язык”

Структура курса

  1. Фонетика.

  2. Лексика.

  3. Орфография.

  4. Морфология.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

• занимательность;

• научность;

• сознательность и активность;

• наглядность;

• доступность;

• связь теории с практикой;

• индивидуальный подход к учащимся.

Познавательный аспект

• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также творческие возможности ребенка;

• формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

• создать условия для приобщения школьников к художественной культуре;

• способствовать развитию интереса к чтению.

Воспитывающий аспект

• воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.


Программа курса «Занимательный русский язык» 3 класс. 2 часа в неделю. (68 часов)


Раздел 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости, логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.


Раздел 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Раздел 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку,активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.



Раздел 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.


Тематическое планирование кружка «Занимательный русский язык»

3 КЛАСС

Раздел

Содержание

Характеристика

деятельности учащихся

Общее количество часов

Фонетика

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных

гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости,

мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по

звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с

нормами современного русского литературного языка.

Фонетический разбор слова


Классифицировать звуки

русского языка по значимым

основаниям (в том числе в

ходе заполнения таблицы

«Звуки русского языка»).

Характеризовать звуки

(гласные ударные — безударные; согласные твёрдые —

мягкие, звонкие — глухие).

Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых — мягких, звонких — глухих.

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв,

количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда

предложенных, давать его качественную характеристику.

Оценивать правильность

проведения фонетического

анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму

11

Словообразование

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,

приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление

о значении суффиксов и

приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу

Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в

предложения.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в

ряду родственных слов).

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава.

Объяснять значение слова — давать развёрнутое толкование его значения.

Различать родственные слова и формы слова.

Объяснять роль и значение суффиксов/приставок.

Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с за!

данными приставками и суффиксами.

Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в

слове… приставка, как в слове…

окончание, как в слове…»)

12

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и перенос ном значении слова. Наблюдение за использованием в

речи синонимов и антонимов, фразеологизмов, архаизмов, неологизмов

Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова,

Корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении.


30

Морфология

Части речи, деление частей

речи на самостоятельные и

служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Умение осознавать имена

собственные. Различение имён

существительных, отвечающих

на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных

по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонений

имён существительных (1, 2 и

3-е склонение). Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Изменение прилагательных

по родам, числам и падежам,

кроме прилагательных на

_ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих

на вопросы «что сделать?» и

«что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:

образование падежных форм

имён существительных и местоимений Отличие предлогов

от приставок.

Союзы и, а, но и их роль в

речи. Частица не, её значение

Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям). Соотносить слово и набор

его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматически!

ми характеристиками.

Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет).

Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких-либо грамматических признаков, общих с другими существительными).

Подбирать максимальное

количество имён прилагательных к заданному имени существительному Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Оценивать уместность

употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений.

15

Итого:



68

Календарно-тематическое планирование кружка «Занимательная грамматика» 3 класс

п/п

Раздел

Темы занятий

Содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

1

Лексика-

7 часов

Да здравствует русский язык! ТБ на занятиях в кружке.

Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка.

Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные.

Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя, родной Донской край, родной хутор Апанасовка

Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - свободно ориентироваться в тетрадях на печатной основе; коммуникативные -проявлять уважение и готовность вы­полнять совместно установленные до­говоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверст­никами в официальной обстановке школы).

Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе


2


Хорошо ли ты знаешь грамматику?


Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”

Метапредметные: регулятивные — выполнять целеполагание как поста­новку учебной задачи на основе соотне­сения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуника­тивные - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу и роли, выпол­нять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: принимать образ «хо­рошего» ученика как ученика, облада­ющего познавательной инициативой


3


Вежливые слова

Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…

Метапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку, осо­знавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче­ство и уровень усвоения; познаватель­ные - свободно ориентироваться в учебной тетради, читать язык условных обозначений; коммуникативные -осуществлять управление поведением партнера, контролировать, корректи­ровать, оценивать действия партнера. Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам


4


Сокровища родного языка.


Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

Метапредметные: регулятивные — выполнять целеполагание как поста­новку учебной задачи на основе соот­несения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; комму­никативные - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: признавать собственные ошибки, проявлять способность к адек­ватной самооценке


5


Поговорки и пословицы

Использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Метапредметные: регулятивные -осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полу­ченного результата; познавательные -осуществлять сравнение, сопоставле­ние, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под ру­ководством учителя); коммуникатив­ные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: понимать русский язык как явление культуры русского народа, как средство общения народов России


6


Игротека «Родной язык»

Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др.

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


7


Запоминаем словарные слова

Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши»

Метапредметные: регулятивные — осуществлять самоконтроль и кон­троль за ходом выполнения работы и полученного результата; познава­тельные — самостоятельно предпола­гать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные — пони­мать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присо­единяться к одной из них или пробо­вать высказывать собственную точку зрения.

8Личностные: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку в коллективе клас­са, школы, педагогов, родителей


8

Фонетика – 1час

Незаменимый мягкий знак.

Двойная роль мягкого знака

Метапредметные: регулятивные -выполнять оценку и самооценку, осо­знавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче­ство и уровень усвоения; познаватель­ные - свободно ориентироваться в учебной литературе; коммуникативные - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам


9

Лексика –

4 часа


Растения во фразеологизмах

Фразеологические обороты.

Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык», «Шиворот навыворот», «На всю ивановскую», «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом», «Напоминайкин выступает», «Дать и взять», «Кто больше?», «Знаете ли вы?»

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - владеть общими приемами решения орфогра­фических задач при письме под диктовку; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать выска­зывать собственную точку зрения.


10


Животные во фразеологизмах


11


Игротека по теме: «Лексика»

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад. Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.


Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


12


Я не поэт, я только учусь…

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Сочинение коротких стихов

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение

в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять

и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: анализировать, сравнивать,

обобщать факты и явления, проводить эксперимент

Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала


13

Морфология – 2часа

Как морфология порядок навела

Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы, профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части суток, осадки и др.

Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и др.

Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать проектный

способ познания, методы исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент

Личностные: Формирование

Устойчивой мотивации к самостоятельной

и коллективной исследовательской деятельности


14


Игры с пословицами

Использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу».

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение

в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять

и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: анализировать, сравнивать,

обобщать факты и явления, проводить эксперимент

Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала


15

Словообразование-

1 час

Игротека по теме: «Морфемы играют в прятки»

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Метапредметные: регулятивныеконтролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


16

Лексика –

1 час

Животные во фразеологизмах

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

Коммуникативные: добывать недостающую

информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать

и обобщать факты и явления

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


17

Морфология –

3 часа

Кое-что о местоимении

Местоимение. Общее представление о местоимении. Употребление в речи.

Коммуникативные: формировать навыки

учебного сотрудничества в ходе групповой

работы.

Регулятивные: сознательно организовывать

и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: использовать современные

источники информации; анализировать,

сравнивать и группировать различные объекты, факты

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


18


Познакомимся поближе с наречием и числительным

Наречие. Общее представление о наречии. Употребление в речи.

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение

в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять

и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: анализировать, сравнивать,

обобщать факты и явления, проводить эксперимент

Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала


19


Игротека по теме: «Морфология»

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


20

Словообразование – 5 часов

Состав слова. Основа слова. Формы слова

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,

приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и

приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу

Метапредметиые: регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и корректи­вы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального дей­ствия и его продукта; познавательные —понимать заданный вопрос, в соответ­ствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - разрешать конфликты, выявлять, идентифициро­вать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать ре­шение и его реализовывать. Личностные: активно участвовать в постановке учебных целей, прояв­лять желание учиться


21


Про корень и окончание


22


Про суффикс и приставку


23


Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).

Роль разделительного твёрдого знака

Метапредметные: регулятивные -определять последовательность про­межуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и после­довательность действий; познава­тельные - свободно ориентироваться в тетради на печатной основе, читать язык услов­ных обозначений; коммуникативные -владеть монологической и диалогиче­ской формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксически­ми нормами родного языка. Личностные: соблюдать правила лич­ной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходи­мость здорового образа жизни


24


Игротека по теме : «Состав слова»

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад .

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


25

Фонетика –

9 часов

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Непроизносимые согласные

Орфографическая зоркость.

Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне»

Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - осуществ­лять сравнение, сопоставление, клас­сификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руковод­ством учителя); коммуникативные -выполнять постановку вопросов, осу­ществлять инициативное сотрудниче­ство в поиске и сборе информации. Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориен­тироваться в нравственной оценке соб­ственных поступков и поступков дру­гих людей


26


В стране парных звонких и глухих согласных.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных

гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости,

мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по

звонкости-глухости согласных звуков. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов.

Метапредметные: регулятивные -определять последовательность про­межуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и после­довательность действий; познаватель­ные - свободно ориентироваться в кор­пусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; коммуни­кативные - работать с соседом по пар­те, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам


27


В стране одиноких согласных.


28


Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).


29


Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).


30


А все – таки она хорошая! (О роли орфографии).


Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; коммуникативные -понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в школьном коллективе


31


В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Метапредметные: регулятивные — выполнять оценку и самооценку, осо­знавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче­ство и уровень усвоения; познаватель­ные - свободно ориентироваться в учебной литературе, читать язык условных обозначений; коммуникативные — пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении труд­ных задач


32


В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах.Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Метапредметные: регулятивные -выполнять целеполагание как поста­новку учебной задачи на основе соотне­сения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные — составлять план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; коммуникативные - разрешать конфликты, выявлять, идентифициро­вать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать ре­шение и его реализовывать. Личностные: понимать, в чем истин­ное богатство жизни: быть наблюда­тельными, любить и ценить окружаю­щий мир, открывать для себя что-то


33


Проект «Мой алфавит».

Повтор русского алфавита. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение

в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять

и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: анализировать, сравнивать,

обобщать факты и явления, проводить эксперимент. Научиться овладевать целостным

представлением о проекте на языковом материале

Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала


34

Словообразование – 4 часа

Новые друзья корней – приставки.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,

приставки.

Метапредметные: регулятивные — осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и корректи­вы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального дей­ствия и его продукта; познавательные - быстро находить постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поис­ке и сборе информации. Личностные: осознанно готовиться к кружковым занятиям, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников


35


Учимся различать предлог и приставку

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличительные особенности предлогов и приставок. Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово» (учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки»


36


Учимся писать «не» с глаголами

Правописание частички «не» с глаголами

Метапредметные: регулятивные -определять последовательность про­межуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и после­довательность действий; познава­тельные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные -владеть монологической и диалогиче­ской формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксически­ми нормами родного языка. Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам


37


Игротека по теме: «Словообразование»

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


38

Морфология –

8 часов

Слова – части речи.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.


Метапредметные: регулятивные — осуществлять самоконтроль и кон­троль за ходом выполнения работы и полученного результата; познава­тельные — самостоятельно предпола­гать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные — пони­мать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присо­единяться к одной из них или пробо­вать высказывать собственную точку зрения.

Личностные: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку в коллективе клас­са, педагогов, родителей


39


Имя существительное – часть страны Речь.

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Умение осознавать имена

собственные. Различение имён

существительных, отвечающих

на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных

по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонений имён существительных (1, 2 и

3-е склонение). Морфологический разбор имён существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы»,

«Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы



40


Как у существительных род появился.


41


Имена существительные с шипящим звуком на конце


42


Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).


43


Имя прилагательное – часть страны Речь.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.

Изменение прилагательных

по родам, числам и падежам,

кроме прилагательных на

_ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков.

Метапредметные: регулятивные -определять последовательность про­межуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и после­довательность действий; познава­тельные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изу­ченных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - понимать осно­вание разницы между двумя заявлен­ными точками зрения, двумя позици­ями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать выска­зывать собственную точку зрения. Личностные: руководствоваться пра­вилами здорового образа жизни чело­века


44


Глагол – часть страны Речь.

Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих

на вопросы «что сделать?» и

«что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд.

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении труд­ных задач


45


Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола).


46

Фонетика – 1 час

Его величество ударение

Орфографическая зоркость.

Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», « «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму» Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные». Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова»

Метапредметные: регулятивные -выполнять оценку и самооценку, осо­знавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче­ство и уровень усвоения; познаватель­ные - свободно ориентироваться в учебной литературе, читать язык условных обозначений; коммуникативные - пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников


47

Морфология –

2 часа

Поговорим о падежах

Склонение существительных

Метапредметные: регулятивные -определять последовательность про­межуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и после­довательность действий; познава­тельные - свободно ориентироваться в учебной книге, читать язык услов­ных обозначений; коммуникативные -владеть монологической и диалогиче­ской формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксически­ми нормами родного языка. Личностные: соблюдать правила лич­ной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходи­мость здорового образа жизни


48


Игротека «Весёлая грамматика»

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


49

Лексика – 18 часов

Сложные слова

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Метапредметные: регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и корректи­вы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального дей­ствия и его продукта; познавательные -уметь объяснять историю возникновения слова; ком­муникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: выполнять правила без­опасного поведения в школе, в обще­ственных местах


50


От архаизмов до неологизмов

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи. Игры:«Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова»

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


51


Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Архаизмы.

Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы.

Метапредметные: регулятивные — выполнять оценку и самооценку, осо­знавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче­ство и уровень усвоения; познава­тельные — осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изу­ченных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); нужную словарную статью; коммуни­кативные - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формировать потреб­ность в сохранении культуры русской речи.


52


Новые слова в русском языке.

Неологизмы.

Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?», «Знаете ли вы?», «Узелок на память»

Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - целенаправ­ленно слушать учителя (одноклассни­ков), решая познавательную задачу; коммуникативные - понимать основа­ние разницы между двумя заявленны­ми точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать выска­зывать собственную точку зрения. Личностные: проявлять уважение к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию


53


Встреча с зарубежными друзьями.

Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?»

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


54


По страницам энциклопедий

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные — свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, энциклопедий, быстро находить нужную словарную статью; коммуникативные -разрешать конфликты, выявлять, иден­тифицировать проблемы, осуществ­лять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, при­нимать решение и его реализовывать. Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориен­тироваться в нравственной оценке соб­ственных поступков и поступков дру­гих людей.


55


Игротека

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


56


Повторение. Игротека

Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: активно участвовать в постановке учебных целей, прояв­лять желание учиться


57


Конкурс-игра «Русский медвежонок»

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


58


Для чего надо изучать грамматику.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .


59


Проект «Зачем нужна грамматика?»

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок.

Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение

в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выявлять

и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: анализировать, сравнивать,

обобщать факты и явления, проводить эксперимент. Научиться овладевать целостным

представлением о проекте на языковом материале

Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала


60


КВН по русскому языку «Слова – друзья»

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; комму­никативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


61


Анаграммы и  метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Метапредметные: регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и корректи­вы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального дей­ствия и его продукта; познавательные — осуществлять сравнение, сопоставле­ние, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под ру­ководством учителя); коммуникатив­ные - планировать учебное сотрудни­чество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе


62


Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.


63


Откуда пришли наши имена.

Игра «Что кроется в фамилиях?»,

Коммуникативные: формировать навыки

учебного сотрудничества в ходе групповой

работы.

Регулятивные: сознательно организовывать

и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: использовать современные

источники информации; анализировать,

сравнивать и группировать различные объекты, факты

Личностные: проявлять познаватель­ную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в по­становке учебных целей, проявлять желание учиться


64


Работа над проектом «О чём расскажут нам фамилии?»

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка). Сведения о своём имени, Знакомство с происхождением имен. Проектная работа «Нарисуй свое имя».


65


Оформление проекта «О чём расскажут нам фамилии?»


66


Защита проекта «О чём расскажут нам фамилии?»


67

Словообразование-

2 часа

Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Метапредметные: регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и корректи­вы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального дей­ствия и его продукта; познавательные — осуществлять сравнение, сопоставле­ние, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под ру­ководством учителя); коммуникатив­ные - планировать учебное сотрудни­чество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе


68


Подведение итогов. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глаголы – синонимы. Задания на смекалку.


Итого:

68







Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса «Занимательный русский язык»

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеурочных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

• лекции;

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:

и теоретическая;

практическая.

игровая;

Основные методы и технологии

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы контроля над работой кружка: демонстрация наработанного материала на неделе русского языка, участие в интернет - олимпиадах.









Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • наличие текстов для работы на занятиях;

  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык. 3 класс» - в двух частях Л.В.Мищенкова. М.: Издательство РОСТ, 2013

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.

  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  8. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  11. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  16. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  19. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

  20. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

  21. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.

  22. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.






















Рассмотрено Согласовано

на заседании МО учителей Зам. директора по УВР

Протокол № 1 от ______ ___________________

Рук.МО учителей «__»____2015г

________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!