СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 5 классе»


Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа» - "Хмелевская средняя общеобразовательная школа"

Тобольского района Тюменской области


Рассмотрено « Согласовано» «Утверждаю»

на заседании заместитель директора директор МАОУ «Байкаловская СОШ»

методического совета по учебно-воспитательной работе __________Е.Д.Кугаевская

школы ___________В.В.Буторина «01» сентября 2017г.

«31» августа 2017г. «31» августа 2017г. Приказ №_____от «01» сентября 2017г.








Рабочая программа

(модифицированная)

основного общего образования

учебного предмета «Русский язык»

для 5 класса






Составил: Кряжева Любовь Николаевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



2017


Паспорт рабочей программы


Предметная область

Русский язык и литература

Учебный предмет

Русский язык

Количество часов в неделю по учебному плану

5

Количество часов по учебному плану на 2017-2018

170

Правовая база программы

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012;

  2. Приказ Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)


Учебно-методический комплекс

Русский язык. Учебник для 5 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян , И. И. Кулибаба.- М: Просвещение, 2013


Структура документа


  1. Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета………….3

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………………………...3

  3. Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………………………………….10

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему………………………………………………………….....15













1. Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета



 

Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение  системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.





2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.


  К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

 разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.

    ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.

    ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом). Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. Пользоваться различными словарями.

Использование приобретённых знаний при написании сочинений; при выстраивании диалога и монолога;

Учащиеся научатся:

    РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

    Аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

    Чтение:

  • владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

    Говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

    Письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменное высказывание разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать своё отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;

  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

    ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарём.

    ГРАФИКА:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

    МОРФЕМИКА:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учётом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

    ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

  • объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

  • находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

    МОРФОЛОГИЯ:

  • различать части речи; правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов; уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

    ОРФОГРАФИЯ:

  • находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

    СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово;

  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложнённыеоднородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило. 

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностными результатами являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к  определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




3.Содержание учебного предмета

1). Язык  -  важнейшее средство общения (4 часа)

2).Повторение пройденного в 1 - 4 классах (18 часов)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

   Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

   Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

   Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

   Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

   Наречие (ознакомление).

   Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

3) Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 часов)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

   Пунктуация как раздел науки о языке.

   Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

   Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

   Грамматическая основа предложения.

   Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

   Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

   Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

   Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

   Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

   Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

   Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

   Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

4). Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (14 часов)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

   Фонетический разбор слова.

   Орфоэпические словари.

   Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

   Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

   Орфографический разбор.

   Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

5) Лексика. Культура речи (8 часов)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

6). Морфемика. Орфография. Культура речи (25 часов)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

   Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

   Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

7). Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (22 часа)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

   Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

   Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

   Морфологический разбор слов.

   Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

   Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (14 часов)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

   Полные и краткие прилагательные.

   Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

   Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (27 часов)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

   Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

   Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

   Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

8). Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (9 часов)

9). Резерв- 1 час


Содержание учебного предмета (согласно ООП ООО)

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи ( диалог).

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным)

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое).

Написание сочинений

Культура речи

Речевой этикет..

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

Морфологический анализ слова.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений ( распространенные – нераспространенные,).. Сложные предложения.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.



4.Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему

п.п

Название раздела

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

1

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ – 4 часа


Читаем учебник.
Слушаем на уроке.

Знакомятся со структурой учебника; овладевают приёмами работы с книгой; знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Овладение приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.


2


Язык и человек.

Осознание роли речевой культуры, общения коммуникативных умений в жизни человека.


3


Общение устное и письменное.

Знакомство с основными особенностями устной и письменной речи.


4


Р. Р.Стили речи.
Стили речи.

Знакомство с особенностями разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Знакомство с правилами этикета.


5

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ- 18 часов

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Повторение сведения о соотношении произношения и правописания. Знакомство с понятием транскрипции.


6


Орфограмма.

Закрепление и систематизация знаний, полученных учащимися ранее об орфограмме. Знакомство с понятием морфема.


7


Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Закрепление знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. 


8


Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Отработка умения находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепление знаний и умений, полученных ранее.


9


Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Буквы и, у, а после шипящих.

Отработка умения находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее.

Закрепление и систематизация знаний и умений, полученных учащимися ранее; отработка навыков орфографически правильного письма. 


10


Разделительные ъ и ь.

Закрепление правил употребления ъ и ь.


11


Раздельное написание предлогов с другими словами.
Словарный диктант.

Закрепление понятия о предлоге; выработка умения отличать в звучащей речи предлог от приставки, чтобы не ошибаться в написании.


12


Р. Р.Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)

Учатся отличать текст от набора предложений и озаглавливать текст.



13


Части речи.

Закрепление знаний учащихся о частях речи, полученных в начальной школе.


14


Глагол. 

-Тся и –ться в глаголах

Закрепление знаний и умений, полученных учащимися в начальной школе; отработка умения выделять глагол среди других частей речи. 

Повторение правила.


15


Р. Р.Тема текста.
Тема текста.

Знакомятся с темой текста; учатся выделять в тексте общую тему.


16


Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

Активизация знаний учащихся о личных окончаниях глаголов и правописании не с глаголами


17


Имя существительное. 

Активизация знаний об имени существительном, о его морфологических признаках.


18


Имя прилагательное.

Активизация знаний об имени прилагательном, о его морфологических признаках.


19


Местоимение.

Систематизация знаний о местоимении. 


20


Р. Р. Основная мысль текста. 
Основная мысль текста. 

узнают отличие темы высказывания от его основной мысли; знакомятся со способами раскрытия основной мысли текста; учатся определять основную мысль текста.


21

22


Контрольный диктант с грамматическим заданием. (Вводный контроль).
Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.


23

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ -29 часов

Синтаксис и пунктуация. 

Знакомство с понятиями «синтаксис» и «пунктуация». 


24


Словосочетание.

Разбор словосочетаний. 

Повторяют сведения о словосочетании, его строении, его отличии от слова и предложения.

Знакомятся с видами словосочетаний и со схемой разбора словосочетаний. Учатся правильно разбирать словосочетания.


25


Предложение. 

Знакомство с основными признаками предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения); учатся отличать предложение от словосочетания.


26


Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.

строят сжатый текст; формулируют основную мысль текста, озаглавливают текст, отбирают в исходном тексте основное, производят исключение и обобщение.


27


Виды предложений по цели высказывания. 

Знакомятся с видами предложений по цели высказывания; учатся распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно их произносить, использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. 


28


Восклицательные предложения.

Знакомятся с видами предложений по интонации, с пунктуационным оформлением повествовательных и побудительных восклицательных предложений; учатся распознавать предложения по интонации.


29


Р. Р. Сочинение на свободную тему..

учатся создавать собственный связный текст, определяя свободную тему, стиль и основную мысль своего сочинения. 


30


Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Знакомятся с понятием главных членов предложения; с подлежащим и его способах выражения; учатся находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением.


31


Сказуемое.

Знакомятся со сказуемым и его способах выражения; учатся находить грамматическую основу, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.


32


Тире между подлежащим и сказуемым.

Знакомятся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формируют навык постановки тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.


33


Нераспространенные и распространенные предложения. 

Знакомятся с понятием распространенности; учатся отличать распространенные предложения от нераспространенных.


34


Второстепенные члены предложения.

Знакомятся с понятием о второстепенных членах предложения, учатся находить в предложении второстепенные члены предложения, а также учатся распространять предложения при помощи второстепенных членов предложения.


35


Дополнение. 

Знакомятся с понятием дополнения и со способами его выражения; учатся находить дополнение в предложении, различать подлежащее и дополнение.


36


Определение.

Знакомятся с понятием определения и со способами его выражения; учатся находить определение в предложении.


37


Обстоятельство.

Знакомятся с понятием обстоятельства и со способами его выражения; учатся находить обстоятельство в предложении и употреблять его в речи.


38

39


Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах.

Знакомятся с понятием однородных членов предложения; учатся находить однородные члены в предложении, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при них. Знакомятся с обобщающими словами при однородных членах и их ролью в речи; учатся находить обобщающие слова и ставить знаки препинания при них.


40


Предложения с обращениями

Знакомятся с обращением как словом, называющим того к кому обращаются с речью; учатся правильно употребления

постановки знаков препинания



41


Р. Р. Письмо. 

Знакомство с жанром письма; определяют особенности этого жанра; формируют навык правильного написания письма.


42


Синтаксический разбор простого предложения.

знакомятся с порядком и правилами синтаксического разбора простого предложения; закрепляют изученный ранее материал.


43



Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

Развитие навыка письменной речи, учатся излагать свои мысли четко и лаконично; отработка навыка построения предложения; проверка орфографических и пунктуационных навыков. 


44


Пунктуационный разбор простого предложения. 

Знакомство с порядком и правилами пунктуационного разбора простого предложения; закрепление изученного ранее материала.


45


Простые и сложные предложения. 

Знакомство со структурными различиями между простыми и сложными предложениями, с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.


46


Синтаксический разбор сложного предложения.

Знакомство с порядком и правилами синтаксического разбора сложного предложения; учатся правильно производить такой разбор.


47


Предложения с прямой речью.

Знакомство с определением «прямой речи» и «словам автора»; учатся пунктуационно выделять прямую речь в предложении и тексте, составлять предложения с прямой речью. 


48


Диалог.

Знакомство с понятием «диалог», «реплика»; учатся правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, интонационно правильно читать диалоги.


49


Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Систематизируют полученные ранее сведения по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепляют умения и навыки при постановке знаков препинания в различных видах предложений.


50
51


Контрольный диктант с грамматическим заданием. 
Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.


52

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 14 часов

Фонетика. 
Гласные звуки.

Знакомятся с таким разделом науки о языке, как фонетика; с понятием о гласных, их образовании; учатся различать буквы и звуки.


53

Согласные звуки.

Знакомятся с понятием о согласных, их образовании; учатся различать буквы и звуки.


54

Изменение звуков в потоке речи.

Знакомятся с понятием чередования звуков: гласных и согласных; учатся различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова. 


55


Согласные твердые и мягкие.

Знакомятся с понятием твердости/ мягкости согласных; с обозначением мягкости согласного при фонетической записи слова; учатся различать твердые и мягкие согласные, производить частичную транскрипцию. 


56


Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).

Знакомятся с текстами повествования, с ролью описания в художественном повествовании; учатся составлять план текста, пересказывать текст и воспроизводить его в письменном виде.


57


Согласные звонкие и глухие.

Знакомятся с понятием о звонких и глухих согласных, об их образовании и различии друг от друга; учатся различать звонкие и глухие согласные.


58


Графика. 

Алфавит.

знакомятся с понятием графики русского языка и каллиграфии.

Знакомство с историей появления русского алф авита; повторяют алфавит русского языка.


59


Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета.

Знакомство с типом речи – описанием; учатся описывать предмет в разных стилях речи. Развивают навыки письменной речи; проверка орфографических и пунктуационных навыков.


60


Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Знакомство с понятием о значении мягкого знака как средстве обозначения мягкости согласных, о написании сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; учатся выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме. 


61


Двойная роль букве, ё, ю, я.

Знакомство с понятием о двойной роли букв е, е, ю, я; доказывают , что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; учатся называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я.


62


Орфоэпия.

Фонетический разбор слова.

знакомятся с понятием орфоэпии, с правилами нормативного произношения звуков в словах и ударением; находят и исправляют произносительные и орфографические ошибки.

знакомство с порядком и правилами фонетического разбора слова; производят данный разбор, записывают звуки слова, различают буквы и звуки. 



63


Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Фонетика и графика»; формировать умения применять полученные знания на практике.


64


Контрольный диктант с грамматическим заданием. 

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.


65


Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»).

Знакомство с таким жанром картины как натюрморт, с его композицией; устно описывают изображенное на картине.


66

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 8 часов

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова.

Знакомятся с понятием слова, лексическим и грамматическим его значением; доказывают важность обогащения лексического запаса, постоянного обращения к толковым словарям; пользуются толковым словарем.

Знакомятся с понятием о многозначности и однозначности слов; различают значения слов.


67


Прямое и переносное значение слов.

Знакомятся с понятием о прямом и переносном значении слов; различают эти значения.


68


Омонимы.

Знакомятся с понятием об омонимах, об их отличии от многозначных слов; находят омонимы в толковом словаре; употребляют омонимы в речи.


69


Синонимы.

Знакомятся с понятием синонимов в русском языке, с их ролью в речи; находят синонимы к данному слову, пользуются словарем синонимов.


70


Р. Р. Контрольное сочинениепо картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).

Проверяют умение в письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, орфографические и пунктуационные навыки.


71


Антонимы.

Знакомятся с понятием об антонимах в русском языке; подбирают антонимы к словам, находят их в тексте, употребляют в речи.


72


Повторение изученного в разделе «Лексика».

Обобщают полученные учащимися знания при изучении раздела «Лексика»; применяют полученные знания на практике.


73


Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).

Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру

.

74

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 25 часов

Морфема — наименьшая значимая часть слова.

Понимают морфему как значимую часть слова; раскрывают смысл её значимости.


75

Изменение и образование слов.

Учатся отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.


76


Окончание. 

Знакомятся с понятием об окончании, о типах окончания (нулевое); учатся определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола.


77


Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

Повторяют стили речи, композиционную структуру сочинения; учатся составлять собственный связный текст – описание по личным впечатлениям. 


78


Основа слова.

Формируют представление об основе слова; выделяют основу в слове.


79


Корень слова.
Контрольный словарный диктант.

Знакомятся с понятием корень слова, со способами образования однокоренных слов; находят, подбирают и образовывают однокоренные слова, правильно выделяя в них корень.


80


Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.

Знакомятся с рассуждением как о типе речи, о его композиционной структуре, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование); учатся самостоятельно создавать текст – рассуждение. 


81


Суффикс.

Знакомятся с понятием о суффиксе как о значимой части слова, о его роли в словообразовании; образовывают слова с различными суффиксами; отрабатывают навыки выделения суффиксов, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма.


82


Приставка.

Знакомятся с понятием о приставке как о значимой части слова, о её роли в словообразовании; образовывают слова с различными приставками; отрабатывают навыки выделения приставок, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма.


83


Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.

Выделяют по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагают одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.


84

85


Чередование звуков. Беглые гласные.

Знакомятся с чередованием гласных и согласных звуков, с понятием беглые гласные; выделяют части слов с чередующимися звуками и беглыми гласными.


86


Варианты морфем. Морфемный разбор.

Знакомятся с понятием «варианты морфем» и порядком морфемного разбора; различают варианты морфем и соблюдают порядок морфемного разбора.


87


Правописание гласных и согласных в приставках.

Повторение правила правописания гласных и согласных в неизменяемых приставках; находят орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках.


88


Буквы З и С на конце приставок.

Знакомятся со способом действия при выборе з – с на конце приставок; вырабатывают правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающуюся на з или с. 


89


Буквы а – о в корнях –лаг- — -лож-. 

Знакомятся с правилом выбора букв а – о в корнях –лаг- — -лож-; учатся правильно писать слова с изученной орфограммой.


90


Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-.

Знакомятся с правилом выбора букв а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ- учатся правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывая свой выбор.


91


Буквы О – Ё после шипящих в корне.

Знакомятся со способом выбора о – ё в корнях слов после шипящих; учатся орфографически правильно писать слова с буквами о – ё после шипящих и обосновывать свой выбор.


92


Буквы И – Ы после Ц.

Знакомятся с условиями выбора и – ы после ц; учатся орфографически правильно писать слова с буквами и – ы после ц и обосновывать свой выбор.


93

94


Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

Систематизируют знания при изучении раздела «Морфемика. Орфография»; учатся применять полученные знания на практике.


95

96


Контрольный диктант с грамматическим заданием. 
Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявление наиболее часто встречающихся в диктанте ошибок и отработка их.


97

98


Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский.«Сирень в корзине»).

Знакомство с понятием о роли деталей в художественном описании; продолжают работу над понятием натюрморт; описывают малопредметные натюрморты и создают текст-описание.


99

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 63 часа

Имя существительное как часть речи.

Закрепляют понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; формируют представление о грамматических категориях имени существительного; учатся определять, какую роль в предложении занимает имя существительное.


100


Р. Р. Доказательства в рассуждении.

Знакомятся со структурой текста — рассуждения, ролью доказательства в рассуждении; учатся анализировать текст – рассуждение с точки зрения его структуры, составлять рассуждение самостоятельного характера.


101


Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Знакомятся с основными различиями между одушевленными и неодушевленными существительными; учатся их различать.


102


Имена существительные собственные и нарицательные.
Контрольный словарный диктант.

Получают представление об именах существительных собственных и нарицательных; знакомятся с правилом употребления большой буквы в именах собственных, с выделением кавычками заглавий книг, газет и т.д.; учатся распознавать имена собственные и нарицательные


103


Род имен существительных.

Повторяют полученные в начальной школе сведения о грамматической категории рода существительного; учатся определять родовую принадлежность имен существительных

104


Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Повторяют полученные в начальной школе сведения о грамматической категории числа существительного; знакомятся с лексическими группами существительных, имеющих только форму множественного числа; учатся употреблять эти существительные в речи.


105


Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк.«Перо и чернильница»). 

Повторение структуры рассуждения и повествования; включают элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагают главную мысль каждой части исходного текста.


106


Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

Знакомятся с лексическими группами существительных, имеющих только форму единственного числа; учатся употреблять эти существительные в речи, разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют только форму того или иного числа.


107


Три склонения имен существительных. 

Повторяют полученные в начальной школе сведения о склонении имен существительных; определяют склонение, падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных.


108


Падежи имен существительных.

Повторяют полученные в начальной школе сведения о падежах имен существительных; определяют падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных.


109-110


Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Повторяют правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе, а также знакомятся с особенностями склонения существительных с основой на–ий,–ия-ие; вырабатывают навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.


111


Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.

Излагают содержание исходного текста с изменением лица, учатся устранять неоправданные повторы одних и тех же слов, для более точного выражения мысли.


112


Множественное число имен существительных. 

Знакомятся с особенностями употребления имен существительных во множественном числе; учатся правильно склонять существительные во множественном числе.


113


Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Знакомятся с правилом правописания О– Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; учатся применять данное правило на практике.


114-115


Морфологический разбор имени существительного. 

Знакомятся с порядком морфологического разбора имени существительного; учатся производить данный разбор.


116-117


Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Обобщают знания при изучении темы «Имя существительное»; учатся применять полученные знания на практике.


118


Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

Знакомятся с понятием об элементах рассуждения в описании; учатся устно описывать изображенное на картине, составляют отзыв на устное сочинение одного из учеников.


119-120


Диктант с грамматическим заданием. 
Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявление наиболее часто встречающихся в диктанте ошибок и отработка их.


121-122


Имя прилагательное как часть речи.

Повторение изученного в начальных классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении; формирование умения употреблять прилагательное в речи, определять его морфологические признаки.


123-124


Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Повторяют правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знакомятся с условиями выбора о – е в окончаниях прилагательных, формирование навыка орфографически верного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных.


125


Р. Р. Описание животного.
Описание животного.

Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру.


126-127


Прилагательные полные и краткие. 

Знакомство с грамматическими особенностями полных и кратких прилагательных, с нормами их образования и употребления; учатся различать полные и краткие прилагательные, определять синтаксическую роль кратких прилагательных в предложении, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.


128


Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров.«Наводнение»).

Проверяют умение в письменной форме описывать животного, изображенного на картине, умение излагать свои мысли четко и лаконично, умение правильно строить предложения, избегая повторов слов; проверяют орфографические и пунктуационные навыки.


129


Морфологический разбор имени прилагательного

Знакомятся с порядком морфологического разбора имени прилагательного; учатся выполнять разбор полных и кратких прилагательных.


130


Р. Р. Контрольное изложение.Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») 

Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру.


131-132


Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

Обобщают и систематизируют полученные знания при изучении темы «Имя прилагательное»; применяют полученные знания на практике.


133-134


Контрольный диктант с грамматическим заданием. 
Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявление наиболее часто встречающихся в диктанте ошибок и отработка их.


135


Глагол как часть речи.

Повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения

.

136


Не с глаголами.

Повторение правописания не с глаголами; формируют орфографическую и пунктуационную грамотность.


137


Р. Р. Рассказ.

Знакомство с рассказом как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; составляют устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам.


138


Неопределенная форма глагола.

Знакомятся с понятием о неопределенной форме глагола; учатся правильно употреблять и писать глаголы в неопределенной форме.


139


Правописание -ться и –тся в глаголах.

Повторяют условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; отрабатывают умение находить слово, к которому относится глагол, ставят от него вопрос к глаголу, учатся правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться.


140


Виды глагола. 

Знакомство с понятием о видах глагола, способах образования видовых пар; учатся распознавать виды глагола по вопросам и по значению.


141


Правописание букв е – и в корнях с чередованием.

Знакомятся с перечнем корней с чередованием, с условиями выбора букв е – и в корнях; учатся правильно писать слова с чередованием е – и в корнях, разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. 


142


Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

Повторяют все известные сведения о рассказе как одном из видов повествования; учатся составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его.


143


Время глагола.

Повторяют сведения о трех временах глагола, полученных учащимися в начальной школе; отработка навыка определять временные формы глагола.


144


Прошедшее время глагола.

Повторяют способ образования и изменения прошедшего времени; отработка умения распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-, употреблять в речи.


145


Настоящее время глагола.

Знакомство с понятием, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; учатся определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять их в речи.


146


Будущее время глаголов.

Знакомство с понятием о способах образования форм будущего времени; учатся образовывать простую и сложную формы будущего времени, употреблять глаголы будущего времени в речи.


147


Спряжение глаголов.

Закрепляют и систематизируют знания учащихся о спряжении глаголов, полученные в начальной школе; отработка умения определять спряжение глагола, изменять глаголы по лицам и числам.


148-149


Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Повторяют способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; учатся применять данный способ на практике, учатся различать глаголы 1 и 2 спряжения; отработка орфографических и пунктуационных навыков.


150


Морфологический разбор глагола.

Знакомятся с порядком морфологического разбора глагола; учатся производить морфологический разбор глагола.


151


Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук.«Шоколадный торт»).

Формирование умения производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица.


152


Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

Повторяют правило употребления мягкого знака после шипящих в глаголах второго лица единственного числа; отработка орфографической и пунктуационной грамотности.


153-154


Употребление времен.

Получают понятие о том, что одно из важнейших стилистических средств — употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого; учатся употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом.


155


Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

Формируют умение составлять рассказ по данному началу с использованием сюжетных рисунков; умение употреблять глаголы в форме настоящего для оживления повествования.


156-157-158


Повторение изученного по теме «Глагол».

Обобщение полученных знаний при изучении темы «Глагол»; учатся применять полученные знания на практике.


159-160


Контрольный диктант с грамматическим заданием. 
Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.


161

Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку»).

Повторяют сведения о рассказе на основе изображенного (по воображению); составляют рассказ на основе изображенного.


162

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО -9 часов

Разделы науки о языке.

Повторяют разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; учатся определять признаки, по которым группируются слова в части речи, классифицировать члены предложения. 


163


Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.

Повторяют знаний о типах текстов, их структурных и речевых особенностях; отработка умения создавать текст одного из типов по выбору.


164


Орфограммы в приставках и корнях слов.

Повторяют условия выбора орфограмм и их графического обозначения; отработка умения группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора.


165


Орфограммы в окончаниях слов.

Повторяют условия выбора гласных в окончаниях разных частей речи; отработка умения группировать слова по основному условию выбора.


166


Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

Повторяют функции буквы ь, условия выбора разделительных ъ и ь; обобщают сведения о раздельном написании предлогов, частицы не с глаголами; формируют умение применять полученные знания на практике.


167.


Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Повторяют изученные пунктуационные правила на синтаксической основе; отработка умения правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении.


168-169


Контрольный диктант с грамматическим заданием. 

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.


170


Работа над ошибками

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!