Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа» - "Хмелевская средняя общеобразовательная школа"
Тобольского района Тюменской области
Рассмотрено « Согласовано» «Утверждаю»
на заседании заместитель директора директор МАОУ «Байкаловская СОШ»
методического совета по учебно-воспитательной работе __________Е.Д.Кугаевская
школы ___________В.В.Буторина «01» сентября 2017г.
«31» августа 2017г. «31» августа 2017г. Приказ №_____от «01» сентября 2017г.
Рабочая программа
(модифицированная)
основного общего образования
учебного предмета «Русский язык»
для 5 класса
Составил: Кряжева Любовь Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2017
Паспорт рабочей программы
Предметная область | Русский язык и литература |
Учебный предмет | Русский язык |
Количество часов в неделю по учебному плану | 5 |
Количество часов по учебному плану на 2017-2018 | 170 |
Правовая база программы | ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012; Приказ Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Примерная основная образовательная программа основного общего образования: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) |
Учебно-методический комплекс | Русский язык. Учебник для 5 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян , И. И. Кулибаба.- М: Просвещение, 2013 |
Структура документа
Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета………….3
Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………………………………………………………...3
Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………………………………….10
Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему………………………………………………………….....15
1. Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом). Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. Пользоваться различными словарями.
Использование приобретённых знаний при написании сочинений; при выстраивании диалога и монолога;
Учащиеся научатся:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменное высказывание разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;
писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать своё отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарём.
ГРАФИКА:
МОРФЕМИКА:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учётом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
МОРФОЛОГИЯ:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов; уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
ОРФОГРАФИЯ:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов;
соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложнённыеоднородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностными результатами являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3.Содержание учебного предмета
1). Язык - важнейшее средство общения (4 часа)
2).Повторение пройденного в 1 - 4 классах (18 часов)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
3) Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 часов)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4). Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (14 часов)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5) Лексика. Культура речи (8 часов)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6). Морфемика. Орфография. Культура речи (25 часов)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7). Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (22 часа)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (14 часов)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (27 часов)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8). Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (9 часов)
9). Резерв- 1 час
Содержание учебного предмета (согласно ООП ООО)
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи ( диалог).
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным)
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое).
Написание сочинений
Культура речи
Речевой этикет..
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Морфологический анализ слова.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений ( распространенные – нераспространенные,).. Сложные предложения.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему
№п.п | Название раздела | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата |
1 | ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ – 4 часа | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | Знакомятся со структурой учебника; овладевают приёмами работы с книгой; знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Овладение приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. | |
2 | | Язык и человек. | Осознание роли речевой культуры, общения коммуникативных умений в жизни человека. | |
3 | | Общение устное и письменное. | Знакомство с основными особенностями устной и письменной речи. | |
4 | | Р. Р.Стили речи. Стили речи. | Знакомство с особенностями разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Знакомство с правилами этикета. | |
5 | ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ- 18 часов | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Повторение сведения о соотношении произношения и правописания. Знакомство с понятием транскрипции. | |
6 | | Орфограмма. | Закрепление и систематизация знаний, полученных учащимися ранее об орфограмме. Знакомство с понятием морфема. | |
7 | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | Закрепление знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. | |
8 | | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Отработка умения находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепление знаний и умений, полученных ранее. | |
9 | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы и, у, а после шипящих. | Отработка умения находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее. Закрепление и систематизация знаний и умений, полученных учащимися ранее; отработка навыков орфографически правильного письма. | |
10 | | Разделительные ъ и ь. | Закрепление правил употребления ъ и ь. | |
11 | | Раздельное написание предлогов с другими словами. Словарный диктант. | Закрепление понятия о предлоге; выработка умения отличать в звучащей речи предлог от приставки, чтобы не ошибаться в написании. | |
12 | | Р. Р.Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | Учатся отличать текст от набора предложений и озаглавливать текст. | |
13 | | Части речи. | Закрепление знаний учащихся о частях речи, полученных в начальной школе. | |
14 | | Глагол. -Тся и –ться в глаголах | Закрепление знаний и умений, полученных учащимися в начальной школе; отработка умения выделять глагол среди других частей речи. Повторение правила. | |
15 | | Р. Р.Тема текста. Тема текста. | Знакомятся с темой текста; учатся выделять в тексте общую тему. | |
16 | | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | Активизация знаний учащихся о личных окончаниях глаголов и правописании не с глаголами | |
17 | | Имя существительное. | Активизация знаний об имени существительном, о его морфологических признаках. | |
18 | | Имя прилагательное. | Активизация знаний об имени прилагательном, о его морфологических признаках. | |
19 | | Местоимение. | Систематизация знаний о местоимении. | |
20 | | Р. Р. Основная мысль текста. Основная мысль текста. | узнают отличие темы высказывания от его основной мысли; знакомятся со способами раскрытия основной мысли текста; учатся определять основную мысль текста. | |
21 22 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. (Вводный контроль). Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
| |
23 | СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ -29 часов | Синтаксис и пунктуация. | Знакомство с понятиями «синтаксис» и «пунктуация». | |
24 | | Словосочетание. Разбор словосочетаний. | Повторяют сведения о словосочетании, его строении, его отличии от слова и предложения. Знакомятся с видами словосочетаний и со схемой разбора словосочетаний. Учатся правильно разбирать словосочетания. | |
25 | | Предложение. | Знакомство с основными признаками предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения); учатся отличать предложение от словосочетания. | |
26 | | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.
| строят сжатый текст; формулируют основную мысль текста, озаглавливают текст, отбирают в исходном тексте основное, производят исключение и обобщение. | |
27 | | Виды предложений по цели высказывания. | Знакомятся с видами предложений по цели высказывания; учатся распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно их произносить, использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. | |
28 | | Восклицательные предложения. | Знакомятся с видами предложений по интонации, с пунктуационным оформлением повествовательных и побудительных восклицательных предложений; учатся распознавать предложения по интонации. | |
29 | | Р. Р. Сочинение на свободную тему.. | учатся создавать собственный связный текст, определяя свободную тему, стиль и основную мысль своего сочинения. | |
30 | | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Знакомятся с понятием главных членов предложения; с подлежащим и его способах выражения; учатся находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением. | |
31 | | Сказуемое. | Знакомятся со сказуемым и его способах выражения; учатся находить грамматическую основу, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным. | |
32 | | Тире между подлежащим и сказуемым. | Знакомятся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формируют навык постановки тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. | |
33 | | Нераспространенные и распространенные предложения. | Знакомятся с понятием распространенности; учатся отличать распространенные предложения от нераспространенных. | |
34 | | Второстепенные члены предложения. | Знакомятся с понятием о второстепенных членах предложения, учатся находить в предложении второстепенные члены предложения, а также учатся распространять предложения при помощи второстепенных членов предложения. | |
35 | | Дополнение. | Знакомятся с понятием дополнения и со способами его выражения; учатся находить дополнение в предложении, различать подлежащее и дополнение. | |
36 | | Определение. | Знакомятся с понятием определения и со способами его выражения; учатся находить определение в предложении. | |
37 | | Обстоятельство. | Знакомятся с понятием обстоятельства и со способами его выражения; учатся находить обстоятельство в предложении и употреблять его в речи. | |
38 39 | | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. | Знакомятся с понятием однородных членов предложения; учатся находить однородные члены в предложении, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при них. Знакомятся с обобщающими словами при однородных членах и их ролью в речи; учатся находить обобщающие слова и ставить знаки препинания при них. | |
40 | | Предложения с обращениями | Знакомятся с обращением как словом, называющим того к кому обращаются с речью; учатся правильно употребления постановки знаков препинания | |
41 | | Р. Р. Письмо.
| Знакомство с жанром письма; определяют особенности этого жанра; формируют навык правильного написания письма. | |
42 | | Синтаксический разбор простого предложения. | знакомятся с порядком и правилами синтаксического разбора простого предложения; закрепляют изученный ранее материал. | |
43 | | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».
| Развитие навыка письменной речи, учатся излагать свои мысли четко и лаконично; отработка навыка построения предложения; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | |
44 | | Пунктуационный разбор простого предложения. | Знакомство с порядком и правилами пунктуационного разбора простого предложения; закрепление изученного ранее материала. | |
45 | | Простые и сложные предложения. | Знакомство со структурными различиями между простыми и сложными предложениями, с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных. | |
46 | | Синтаксический разбор сложного предложения. | Знакомство с порядком и правилами синтаксического разбора сложного предложения; учатся правильно производить такой разбор. | |
47 | | Предложения с прямой речью. | Знакомство с определением «прямой речи» и «словам автора»; учатся пунктуационно выделять прямую речь в предложении и тексте, составлять предложения с прямой речью. | |
48 | | Диалог. | Знакомство с понятием «диалог», «реплика»; учатся правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, интонационно правильно читать диалоги. | |
49 | | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | Систематизируют полученные ранее сведения по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепляют умения и навыки при постановке знаков препинания в различных видах предложений. | |
50 51 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. | |
52 | ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 14 часов | Фонетика. Гласные звуки. | Знакомятся с таким разделом науки о языке, как фонетика; с понятием о гласных, их образовании; учатся различать буквы и звуки. | |
53 | Согласные звуки. | Знакомятся с понятием о согласных, их образовании; учатся различать буквы и звуки. | |
54 | Изменение звуков в потоке речи. | Знакомятся с понятием чередования звуков: гласных и согласных; учатся различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова. | |
55 | | Согласные твердые и мягкие. | Знакомятся с понятием твердости/ мягкости согласных; с обозначением мягкости согласного при фонетической записи слова; учатся различать твердые и мягкие согласные, производить частичную транскрипцию. | |
56 | | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | Знакомятся с текстами повествования, с ролью описания в художественном повествовании; учатся составлять план текста, пересказывать текст и воспроизводить его в письменном виде. | |
57 | | Согласные звонкие и глухие. | Знакомятся с понятием о звонких и глухих согласных, об их образовании и различии друг от друга; учатся различать звонкие и глухие согласные. | |
58 | | Графика. Алфавит. | знакомятся с понятием графики русского языка и каллиграфии. Знакомство с историей появления русского алф авита; повторяют алфавит русского языка. | |
59 | | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | Знакомство с типом речи – описанием; учатся описывать предмет в разных стилях речи. Развивают навыки письменной речи; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | |
60 | | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Знакомство с понятием о значении мягкого знака как средстве обозначения мягкости согласных, о написании сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; учатся выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме. | |
61 | | Двойная роль букве, ё, ю, я. | Знакомство с понятием о двойной роли букв е, е, ю, я; доказывают , что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; учатся называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. | |
62 | | Орфоэпия. Фонетический разбор слова. | знакомятся с понятием орфоэпии, с правилами нормативного произношения звуков в словах и ударением; находят и исправляют произносительные и орфографические ошибки. знакомство с порядком и правилами фонетического разбора слова; производят данный разбор, записывают звуки слова, различают буквы и звуки. | |
|
63 | | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Фонетика и графика»; формировать умения применять полученные знания на практике. | |
64 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | |
65 | | Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | Знакомство с таким жанром картины как натюрморт, с его композицией; устно описывают изображенное на картине. | |
66 | ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 8 часов | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | Знакомятся с понятием слова, лексическим и грамматическим его значением; доказывают важность обогащения лексического запаса, постоянного обращения к толковым словарям; пользуются толковым словарем. Знакомятся с понятием о многозначности и однозначности слов; различают значения слов. | |
67 | | Прямое и переносное значение слов. | Знакомятся с понятием о прямом и переносном значении слов; различают эти значения. | |
68 | | Омонимы. | Знакомятся с понятием об омонимах, об их отличии от многозначных слов; находят омонимы в толковом словаре; употребляют омонимы в речи. | |
69 | | Синонимы. | Знакомятся с понятием синонимов в русском языке, с их ролью в речи; находят синонимы к данному слову, пользуются словарем синонимов. | |
70 | | Р. Р. Контрольное сочинениепо картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). | Проверяют умение в письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, орфографические и пунктуационные навыки. | |
71 | | Антонимы. | Знакомятся с понятием об антонимах в русском языке; подбирают антонимы к словам, находят их в тексте, употребляют в речи. | |
72 | | Повторение изученного в разделе «Лексика». | Обобщают полученные учащимися знания при изучении раздела «Лексика»; применяют полученные знания на практике. | |
73 | | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру | . |
74 | МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 25 часов | Морфема — наименьшая значимая часть слова. | Понимают морфему как значимую часть слова; раскрывают смысл её значимости. | |
75 | Изменение и образование слов. | Учатся отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова. | |
76 | | Окончание. | Знакомятся с понятием об окончании, о типах окончания (нулевое); учатся определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола. | |
77 | | Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.
| Повторяют стили речи, композиционную структуру сочинения; учатся составлять собственный связный текст – описание по личным впечатлениям. | |
78 | | Основа слова. | Формируют представление об основе слова; выделяют основу в слове. | |
79 | | Корень слова. Контрольный словарный диктант. | Знакомятся с понятием корень слова, со способами образования однокоренных слов; находят, подбирают и образовывают однокоренные слова, правильно выделяя в них корень. | |
80 | | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.
| Знакомятся с рассуждением как о типе речи, о его композиционной структуре, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование); учатся самостоятельно создавать текст – рассуждение. | |
81 | | Суффикс. | Знакомятся с понятием о суффиксе как о значимой части слова, о его роли в словообразовании; образовывают слова с различными суффиксами; отрабатывают навыки выделения суффиксов, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма. | |
82 | | Приставка. | Знакомятся с понятием о приставке как о значимой части слова, о её роли в словообразовании; образовывают слова с различными приставками; отрабатывают навыки выделения приставок, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма. | |
83 | | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.
| Выделяют по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагают одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика. | |
84 85 | | Чередование звуков. Беглые гласные. | Знакомятся с чередованием гласных и согласных звуков, с понятием беглые гласные; выделяют части слов с чередующимися звуками и беглыми гласными. | |
86 | | Варианты морфем. Морфемный разбор. | Знакомятся с понятием «варианты морфем» и порядком морфемного разбора; различают варианты морфем и соблюдают порядок морфемного разбора. | |
87 | | Правописание гласных и согласных в приставках. | Повторение правила правописания гласных и согласных в неизменяемых приставках; находят орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках. | |
88 | | Буквы З и С на конце приставок. | Знакомятся со способом действия при выборе з – с на конце приставок; вырабатывают правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающуюся на з или с. | |
89 | | Буквы а – о в корнях –лаг- — -лож-. | Знакомятся с правилом выбора букв а – о в корнях –лаг- — -лож-; учатся правильно писать слова с изученной орфограммой. | |
90 | | Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-. | Знакомятся с правилом выбора букв а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ- учатся правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывая свой выбор. | |
91 | | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | Знакомятся со способом выбора о – ё в корнях слов после шипящих; учатся орфографически правильно писать слова с буквами о – ё после шипящих и обосновывать свой выбор. | |
92 | | Буквы И – Ы после Ц. | Знакомятся с условиями выбора и – ы после ц; учатся орфографически правильно писать слова с буквами и – ы после ц и обосновывать свой выбор. | |
93 94 | | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | Систематизируют знания при изучении раздела «Морфемика. Орфография»; учатся применять полученные знания на практике. | |
95 96 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявление наиболее часто встречающихся в диктанте ошибок и отработка их. | |
97 98 | | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский.«Сирень в корзине»). | Знакомство с понятием о роли деталей в художественном описании; продолжают работу над понятием натюрморт; описывают малопредметные натюрморты и создают текст-описание. | |
99 | МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 63 часа | Имя существительное как часть речи. | Закрепляют понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; формируют представление о грамматических категориях имени существительного; учатся определять, какую роль в предложении занимает имя существительное. | |
100 | | Р. Р. Доказательства в рассуждении.
| Знакомятся со структурой текста — рассуждения, ролью доказательства в рассуждении; учатся анализировать текст – рассуждение с точки зрения его структуры, составлять рассуждение самостоятельного характера. | |
101 | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Знакомятся с основными различиями между одушевленными и неодушевленными существительными; учатся их различать. | |
102 | | Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | Получают представление об именах существительных собственных и нарицательных; знакомятся с правилом употребления большой буквы в именах собственных, с выделением кавычками заглавий книг, газет и т.д.; учатся распознавать имена собственные и нарицательные | |
103 | | Род имен существительных. | Повторяют полученные в начальной школе сведения о грамматической категории рода существительного; учатся определять родовую принадлежность имен существительных | . |
104 | | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | Повторяют полученные в начальной школе сведения о грамматической категории числа существительного; знакомятся с лексическими группами существительных, имеющих только форму множественного числа; учатся употреблять эти существительные в речи. | |
105 | | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк.«Перо и чернильница»). | Повторение структуры рассуждения и повествования; включают элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагают главную мысль каждой части исходного текста. | |
106 | | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | Знакомятся с лексическими группами существительных, имеющих только форму единственного числа; учатся употреблять эти существительные в речи, разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют только форму того или иного числа. | |
107 | | Три склонения имен существительных. | Повторяют полученные в начальной школе сведения о склонении имен существительных; определяют склонение, падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. | |
108 | | Падежи имен существительных. | Повторяют полученные в начальной школе сведения о падежах имен существительных; определяют падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. | |
109-110 | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторяют правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе, а также знакомятся с особенностями склонения существительных с основой на–ий,–ия, -ие; вырабатывают навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | |
111 | | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | Излагают содержание исходного текста с изменением лица, учатся устранять неоправданные повторы одних и тех же слов, для более точного выражения мысли. | |
112 | | Множественное число имен существительных. | Знакомятся с особенностями употребления имен существительных во множественном числе; учатся правильно склонять существительные во множественном числе. | |
113 | | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Знакомятся с правилом правописания О– Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; учатся применять данное правило на практике. | |
114-115 | | Морфологический разбор имени существительного. | Знакомятся с порядком морфологического разбора имени существительного; учатся производить данный разбор. | |
116-117 | | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | Обобщают знания при изучении темы «Имя существительное»; учатся применять полученные знания на практике. | |
118 | | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | Знакомятся с понятием об элементах рассуждения в описании; учатся устно описывать изображенное на картине, составляют отзыв на устное сочинение одного из учеников. | |
119-120 | | Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявление наиболее часто встречающихся в диктанте ошибок и отработка их. | |
121-122 | | Имя прилагательное как часть речи. | Повторение изученного в начальных классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении; формирование умения употреблять прилагательное в речи, определять его морфологические признаки. | |
123-124 | | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | Повторяют правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знакомятся с условиями выбора о – е в окончаниях прилагательных, формирование навыка орфографически верного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. | |
125 | | Р. Р. Описание животного. Описание животного. | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. | |
126-127 | | Прилагательные полные и краткие. | Знакомство с грамматическими особенностями полных и кратких прилагательных, с нормами их образования и употребления; учатся различать полные и краткие прилагательные, определять синтаксическую роль кратких прилагательных в предложении, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую. | |
128 | | Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров.«Наводнение»). | Проверяют умение в письменной форме описывать животного, изображенного на картине, умение излагать свои мысли четко и лаконично, умение правильно строить предложения, избегая повторов слов; проверяют орфографические и пунктуационные навыки. | |
129 | | Морфологический разбор имени прилагательного | Знакомятся с порядком морфологического разбора имени прилагательного; учатся выполнять разбор полных и кратких прилагательных. | |
130 | | Р. Р. Контрольное изложение.Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. | |
131-132 | | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | Обобщают и систематизируют полученные знания при изучении темы «Имя прилагательное»; применяют полученные знания на практике. | |
133-134 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявление наиболее часто встречающихся в диктанте ошибок и отработка их. | |
135 | | Глагол как часть речи.
| Повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения | . |
136 | | Не с глаголами. | Повторение правописания не с глаголами; формируют орфографическую и пунктуационную грамотность. | |
137 | | Р. Р. Рассказ.
| Знакомство с рассказом как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; составляют устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам. | |
138 | | Неопределенная форма глагола. | Знакомятся с понятием о неопределенной форме глагола; учатся правильно употреблять и писать глаголы в неопределенной форме. | |
139 | | Правописание -ться и –тся в глаголах. | Повторяют условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; отрабатывают умение находить слово, к которому относится глагол, ставят от него вопрос к глаголу, учатся правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться. | |
140 | | Виды глагола. | Знакомство с понятием о видах глагола, способах образования видовых пар; учатся распознавать виды глагола по вопросам и по значению. | |
141 | | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | Знакомятся с перечнем корней с чередованием, с условиями выбора букв е – и в корнях; учатся правильно писать слова с чередованием е – и в корнях, разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. | |
142 | | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).
| Повторяют все известные сведения о рассказе как одном из видов повествования; учатся составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его. | |
143 | | Время глагола. | Повторяют сведения о трех временах глагола, полученных учащимися в начальной школе; отработка навыка определять временные формы глагола. | |
144 | | Прошедшее время глагола. | Повторяют способ образования и изменения прошедшего времени; отработка умения распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-, употреблять в речи. | |
145 | | Настоящее время глагола. | Знакомство с понятием, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; учатся определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять их в речи. | |
146 | | Будущее время глаголов. | Знакомство с понятием о способах образования форм будущего времени; учатся образовывать простую и сложную формы будущего времени, употреблять глаголы будущего времени в речи. | |
147 | | Спряжение глаголов. | Закрепляют и систематизируют знания учащихся о спряжении глаголов, полученные в начальной школе; отработка умения определять спряжение глагола, изменять глаголы по лицам и числам. | |
148-149 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Повторяют способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; учатся применять данный способ на практике, учатся различать глаголы 1 и 2 спряжения; отработка орфографических и пунктуационных навыков. | |
150 | | Морфологический разбор глагола. | Знакомятся с порядком морфологического разбора глагола; учатся производить морфологический разбор глагола. | |
151 | | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук.«Шоколадный торт»). | Формирование умения производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица. | |
152 | | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | Повторяют правило употребления мягкого знака после шипящих в глаголах второго лица единственного числа; отработка орфографической и пунктуационной грамотности. | |
153-154 | | Употребление времен. | Получают понятие о том, что одно из важнейших стилистических средств — употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого; учатся употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом. | |
155 | | Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | Формируют умение составлять рассказ по данному началу с использованием сюжетных рисунков; умение употреблять глаголы в форме настоящего для оживления повествования. | |
156-157-158 | | Повторение изученного по теме «Глагол». | Обобщение полученных знаний при изучении темы «Глагол»; учатся применять полученные знания на практике. | |
159-160 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. | |
161 | | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку»). | Повторяют сведения о рассказе на основе изображенного (по воображению); составляют рассказ на основе изображенного. | |
162 | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО -9 часов | Разделы науки о языке. | Повторяют разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; учатся определять признаки, по которым группируются слова в части речи, классифицировать члены предложения. | |
163 | | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | Повторяют знаний о типах текстов, их структурных и речевых особенностях; отработка умения создавать текст одного из типов по выбору. | |
164 | | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Повторяют условия выбора орфограмм и их графического обозначения; отработка умения группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора. | |
165 | | Орфограммы в окончаниях слов. | Повторяют условия выбора гласных в окончаниях разных частей речи; отработка умения группировать слова по основному условию выбора. | |
166 | | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | Повторяют функции буквы ь, условия выбора разделительных ъ и ь; обобщают сведения о раздельном написании предлогов, частицы не с глаголами; формируют умение применять полученные знания на практике. | |
167. | | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Повторяют изученные пунктуационные правила на синтаксической основе; отработка умения правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении. | |
168-169 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием.
| Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.
| |
170 | | Работа над ошибками | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. | |