СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике "Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений» (авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко). На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы.


Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта , примерной программы по русскому языку и авторской программы основного общего образования под редакцией Баранова М.Т.. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике "Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений» (авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко). На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 68 часов.

Рабочая программа базового курса по русскому языку для 9 класса составлена на основе:

1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. ¹1089);

2.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

3.Примерной программы среднего общего образования по русскому языку 2010г. (базовый уровень);

4. Программы для общеобразовательной школы. Русский язык 5-9 класс.Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М.: Просвещение, 2010. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

УМК : Русский язык, 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю Максимов идр. –М,: Просвещение,2010г

Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвеще­ние, 2006   





Цели обучения:



Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, конитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.



Изучение предмета в 9 классе способствует решению следующих задач:

1) углубление представления о новом разделе – синтаксисе и пунктуации;

2) углубление представления об основных синтаксических единицах русского языка – сложном предложении и тексте, об изобразительно-выразительных средствах языка;

3) систематизация знаний об основных единицах русского языка;

4) формирование и совершенствование умения применять полученные лингвистические (языковые) знания на практике;

5) совершенствование навыков правописания основных типов пунктограмм простого предложения и формирование навыков правописания основных типов пунктограмм сложного предложения, развитие умения находить их в различных текстах;

6) систематизация орфографических и ранее изученных пунктуационных норм, совершенствование правописных навыков;

7) формирование и совершенствование языковой компетенции (владение основными языковыми нормами – фонетическими, лексическими и грамматическими);

8) совершенствование навыка стилистически правильно выражать свои мысли;

9) совершенствование навыка свободного владения письменной и устной формами литературного языка;

10) совершенствование навыков подробного и сжатого изложения текстов публицистического, научно-популярного и художественного стилей; редактирования собственного текста изложения;

11) совершенствование навыков написания сочинения-описания художественного и научного стилей, сочинения-рассуждения публицистического и научного стилей.



2. Содержание учебного предмета.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «мировые языки»;

  • почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества;

  • сведения о месте русского языка среди языков народов мира;

  • значение русского языка в мировой языковой системе;

  • особенности написания выборочного изложения.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план;

  • пересказывать текст по плану;

  • отвечать письменно на вопросы к тексту;

  • правильно писать выборочное изложение.

 

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка.

Учащиеся должны знать:

  • формы и виды речевого общения;

  • основные нормы построения устного и письменного высказывания;

  • названия стилей языка, их определения, особенности, сферы общения и функции языка, на базе которых происходит выделения данных стилей;

  • определение простого предложения;

  • определения понятий двусоставное и односоставное предложения;

  • какие предложения называются определенно-личными, неопределенно-личными, обобщенно-личными, безличными, назывными;

  • определения второстепенных членов предложения;

  • какие члены предложения называются обособленными;

  • определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями;

  • особенности написания изложения с элементами сочинения.

Учащиеся должны уметь:

  • строить устное и письменное высказывания;

  • вести диалог;

  • правильно оформлять монологическую и диалогическую речи на письме;

  • различать стили языка, определять их жанры;

  • определять темы, основную мысль, тип текста;

  • создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля языка;

  • производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему;

  • распознавать предложения с обособленными членами, правильно расставлять знаки препинания;

  • находить в предложениях обращения, вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания;

  • объяснять постановку знаков препинания, использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • анализировать текст;

  • воспринимать текст на слух;

  • воспроизводить услышанное;

  • создавать небольшое сочинение, отображая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме;  

  • писать изложение с элементами сочинения.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Сочинение в форме дневниковой записи.

Учащиеся должны знать:

  • определение сложного предложения;

  • классификацию сложных предложений;

  • определения ССП, СПП, БСП;

  • случаи, когда знаки препинания между частями сложного предложения выполняют разделительную функцию, а когда выделительную;

  • основные средства связи между частями сложного предложения;

  • особенности интонации в сложном предложении;

  • структуру, особенности написания сочинения в форме дневниковой записи.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать простое предложение от сложного;

  • выделять  в сложных предложениях простые;

  • находить в сложных предложениях грамматические основы;  

  • правильно интонировать сложные предложения;

  • различать основные виды сложных предложений (ССП, СПП, ББП) по характерным признакам;

  • определять способы и средства связи между частями сложного предложения;

  • строить схемы сложных предложений;

  • написать сочинение в форме дневниковой записи.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Сочинение-описание по воображению.

Учащиеся должны знать:

  • определение ССП;

  • грамматические признаки ССП, его строение;

  • основные группы ССП по значению и союзам;

  • основные положения синтаксического и пунктуационного разборов ССП;

  • структуру, особенности написания сочинения-описания.

Учащиеся должны уметь:

  • интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между его частями;

  • определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения;

  • правильно ставить знаки препинания между частями ССП;

  • объяснять постановку знаков препинания между частями ССП;

  • опознавать ССП с общим второстепенным членом;

  • производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП;

  • составлять схемы ССП;

  • конструировать ССП разных видов по схемам;

  • различать ССП и простые предложения с однородными членами;

  • написать сочинение-описание.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Сочинение-отзыв. Сжатое изложение. Сочинение по данному началу. Сообщение о происхождении псевдонимов. Подробное изложение.

Учащиеся должны знать:

  • определение СПП;

  • грамматические признаки СПП, его структуру и средства связи между его частями;

  • положение придаточной части по отношению к главной в СПП;

  • особенности присоединения придаточных предложений к главному;

  • отличая союзов от союзных слов;

  • роль указательных слов в СПП;

  • основные группы СПП по значению;

  • определения СПП с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);

  • определение СПП с несколькими придаточными;

  • виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными;

  • основные положения синтаксического и пунктуационного разборов СПП;

  • композиционные особенности сочинения-отзыва;

  • структуру изложения;

  • правила написания сжатого изложения;

  • правила написания подробного изложения;

  • особенности написания сочинения по данному началу;

  • порядок составления сообщения на определенную тему;

  • особенности написания доклада на какую-либо тему.

Учащиеся должны уметь:

  • определять границы придаточных предложений;

  • определять место придаточной части по отношению к главному в СПП;

  • грамотно задавать вопрос от главной части к придаточной;

  • различать союзы и союзные слова;

  • определять синтаксическую функцию союзного слова;

  • опознавать указательные слова в главной части СПП;

  • отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами;

  • определять синтаксическую функцию указательных слов в главной части СПП и их роль в СПП;

  • находить определительные, изъяснительные, обстоятельственные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов;

  • определять виды придаточных обстоятельственных (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);

  • правильно расставлять знаки препинания между частями СПП;

  • объяснять постановку знаков препинания между частями СПП;

  • производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП;

  • составлять схемы СПП;

  • конструировать СПП разных видов по схемам;

  • составлять план сочинения-отзыва;

  • передавать последовательность микротекстов;

  • использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;

  • написать сочинение-отзыв;

  • воспринимать текст на слух;

  • воспроизводить услышанное;

  • выделять главные мысли в тексте, передавать содержания текста в сжатом виде;

  • определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;

  • выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;

  • приводить аргументы;

  • использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;

  • писать сочинение по данному началу;

  • составлять сообщение на определенную тему;

  • делать доклад на определенную тему.  

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Подробное изложение с дополнительным заданием. Сочинение-отзыв.

Учащиеся должны знать:

  • определение БСП;

  • синтаксические особенности БСП, его структуру и средства связи между его частями;

  • виды БСП по значению (причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия, следствия);

  • правила постановки знаков препинания в БСП;

  • условия постановки запятой, двоеточия, тире, точки с запятой в БСП;

  • основные положения синтаксического и пунктуационного разборов БСП;

  • структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение;  

  • композиционные особенности сочинения-отзыва;

  • структуру изложения;

  • правила написания сжатого изложения;

  • правила написания подробного изложения с дополнительным заданием.

Учащиеся должны уметь:

  • опознавать БСП в тексте;

  • правильно расставлять знаки препинания между частями БСП;

  • объяснять постановку знаков препинания между частями БСП;

  • производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП;

  • составлять схемы БСП;

  • конструировать БСП со значениями причины, пояснения, дополнения, по схемам;

  • соблюдать интонацию при чтении БСП;

  • выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП;

  • составлять план сочинения-отзыва;

  • передавать последовательность микротекстов;

  • использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;

  • написать сочинение-отзыв;

  • воспринимать текст на слух;

  • воспроизводить услышанное;

  • определять основную мысль, идейную направленность текста, позицию автора по отношению к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;

  • свободно выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;

  • приводить аргументы;

  • использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;

  • писать подробное изложение с дополнительным заданием.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Подробное изложение. Публичная речь.

Учащиеся должны знать:

  • определение сложного предложения с различными видами связи;

  • виды связи (союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная);

  • основные положения синтаксического и пунктуационного разборов сложного предложения с различными видами связи;

  • правила написания подробного изложения;

  • определения понятия «публичная речь»;

  • особенности публичной речи;

  • структуру публичного выступления.

Учащиеся должны уметь:

  • опознавать сложные предложения с различными видами связи в тексте;

  • правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;

  • объяснять постановку знаков препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;

  • разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова

  • производить синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи;

  • составлять схемы сложного предложения с различными видами связи;

  • воспринимать текст на слух;

  • воспроизводить услышанное;

  • подробно пересказывать текст художественного стиля;

  • определять основную мысль, тему, идею, проблемы текста, отношение автора к поставленным в тексте проблемам, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;

  • свободно выражать собственное отношение к проблемам, поставленным в тексте;

  • приводить аргументы;

  • использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;

  • писать подробное изложение;

  • отличать понятия «публичная речь» от «публицистической»;

  • составить публичное выступление на определенную тему.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-IX КЛАССАХ

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Выборочное изложение. Сочинение на свободную тему.


3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся п данной программе.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече­вого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот­ребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо­бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос­венной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо­значения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации


Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:

- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).





Образовательные технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • технология мастерской творческого письма;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических

олимпиадах);

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)



Формы контроля знаний: словарные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, диктанты разных видов (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (по жизненным впечатлениям, сочинения-рассуждения, отзывы на прочитанные книги), тестирование, электронные тесты ФЦИОР, устное высказывание на лингвистическую тему, опрос, творческие работы, комплексный анализ текста.




 4.  Тематическое планирование

п/п

 

Наименование разделов

Всего ча­сов

Плановых уроков

Из них контрольных уроков

Уроков по

развитию речи

Всего

по разделу

1

Международное значение русского языка

1

-

-

1

2

Закрепление изученного в 5-8 классах 

5

1

1

7

3

Сложные предложения

1

-

-

1

4

Союзные сложные предложения

6

1

-

6

5

Сложносочиненные предложения

3

-

2

5

6

Сложноподчиненные предложения

19

2

5

24

7

Бессоюзные сложные предложения

6

1

2

8

8

Сложные предложения с различными видами связи

5

1

2

7

9

Общие сведения о языке

3

-

-

3

10

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

4

-

2

6




-

-


14

Итого:

53

6

15

68

 

  5. Календарно-тематическое планирование

 

Дата

п/п

Тема урока

Колич. часов

Домашнее задание

 

ЗУН


Международное значение русского языка (1ч)

 

1

Международное значение русского языка

1


Знать понятие «мировые языки», о месте русского языка среди языков народов мира.

Уметь строить связное монологическое высказывание, опираясь на план, составленный по предложенному тексту; сжато излагать предложенный текст.


Закрепление изученного в 5-8 классах (5ч+2ч)

 

2

Фонетика

1


Знать признаки устной и письменной речи, их взаимосвязи; виды речи по смене говорящего (монолог/диалог); стили языка и их различия.

Уметь выделять признаки устной и письменной речи, определять виды речи по смене говорящего, различать стили языка, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

 

 

3

Лексика и фразеология

2


Знать признаки, особенности простого предложения.

Уметь производить структурно-смысловой анализ ПП, различать изученные виды ПП, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания.

 

4

Морфемика и словообразование

3


Знать виды обособлений в ПП, условия их обособления.

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.

 

5

Морфология и орфография

4


Знать об условиях постановки при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях.

Уметь интонационно выразительно читать предложения с ними, объяснять постановку ЗП, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

 

6

Синтаксис словосочетания и простого предложения)

5

 

Знать особенности написания данного типа изложения.

Уметь писать изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания).


 

7

К

входящий контроль (тестирование)

6

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

8р р

Сжатое изложение

7

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

 

Сложные предложения (1ч)

 

 

9

Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса

1

 

 

Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их.


 

Союзные сложные предложения (6ч)

 

 

10

Союзные  сложные предложения

1

 

Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения  с заданной конструкцией.


 

11

 

Союзные и бессоюзные сложные предложения

2

 

Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения  с заданной конструкцией.

 

12

Разделительные  знаки препинания между частями сложного предложения

3

 

Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП.

Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

 

13

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

4

 

Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП.

Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

 

14

Интонация сложного предложения

5

 

Знать об интонации СП.

Уметь интонационно оформлять СП.

 

15

К

Контрольный диктант по разделу «Союзные сложные предложения»

6

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

Сложносочиненные предложения (3ч+2ч)

 

 

16

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП  с соединительными, разделительными и противительными союзами

1

 

Знать грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения; основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме; уметь распознавать ССП  с соединительными, разделительными и противительными союзами.

 

 

 

17

РР

Сочинение –рассуждение // описание (упр.14//22)

2

 

Знать композицию, особенности языкового оформления сочинений данных типов.

Уметь писать сочинения данных типов, учитывая их структурные и языковые особенности.

 

18

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

3

 

Знать о разделительных ЗП в ССП, порядок синтаксического и пунктуационного разбора ССП.

Уметь правильно ставить разделительные ЗП в ССП, производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП.

 

19

Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение»

4

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

20

РР

Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм

5

 

Знать особенности написания сочинения-рецензии.

Уметь писать сочинение-рецензию на литературное произведение, спектакль или кинофильм.

 

 

 

 

 

 

Сложноподчиненные предложения (19ч+5ч)

 

 

21

Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки

1

 

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей.

Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить ЗП.

 

 

 

22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

2

 

Знать о месте придаточного предложения по отношению к главному, условия постановки знаков препинания в СПП.

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.

 

23РР

Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95)

3

 

Знать особенности написания изложения данного типа.

Уметь анализировать содержание, язык исходного текста, передавать подробно содержание лингвистического текста, оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи, придумывать название статьи, соответствующее ее научному стилю, соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка.

 

24

Союзы и союзные слова в СПП

4

 

Знать средства связи частей в СПП.

Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить ЗП.

 

25

Роль указательных слов в СПП

5

 

Знать о роли указательных слов в СПП,

Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию  в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами.

 

26РР

Рецензия на прочитанное произведение (упр.101)

6

 

Знать особенности написания рецензии на прочитанное произведение.

Уметь создавать рецензию на прочитанное художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения.

 

27

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительным

7

 

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными.

 Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их.

 

28

СПП с придаточными изъяснительными

8

 

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.

 Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова.

 

29

СПП с придаточными обстоятельственными.

9

 

Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них.

 

30

СПП с придаточными времени и места

10

 

Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части.

Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда».

 

31

СПП с придаточными причины, следствия, условия

11

 

Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.

Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее.

 

32

СПП с придаточными уступки, цели

12

 

Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.

Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным и СПП с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними.

 

33

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения

13

 

Знать особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.

Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи.

 

 

34

Различные способы выражения сравнения

14

 

Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложениях с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте.

 

35РР

Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166)

15

 

Знать особенности композиции, языковых средств сочинения-рассуждения.

Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.

 

36

СПП с несколькими придаточными.

16

 

Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.

 

37

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

17

 

Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.

 

38РР

Деловые документы (автобиография, заявление)

18

 

Знать особенности оформления деловых документов: автобиографии и заявления.

Уметь правильно оформлять деловые документы: автобиографию, заявление.

 

39

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

19

 

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП.

Уметь производить данные виды разборов, определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах.

 

 

40РР

Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178)

20

 

Знать особенности сообщения по реферату на лингвистическую тему.

Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическим словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи.

 

41

Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение»

21

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

42К

Контрольная работа-тест по разделу «Сложноподчиненное предложение"

22

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

43К

Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение"

23

Письм.

опрос

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

44

 

Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте

24

Инд.

опрос

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

 

Бессоюзные сложные предложения (6ч+2ч)

 

 

 

 

45

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП

1

 

Знать грамматические признаки БСП.

Уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания.


 

46

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

2

 

Знать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП.

Уметь выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП.

 

47РР

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192)

3

 

Знать особенности данного типа изложения.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль  исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.

 

48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

4

 

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП.

Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.

 

49

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

5

 

Знать условия постановки тире между частями БСП.

Уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.

 

50РР

Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202)

6

 

Знать особенности сочинения данных типов.

Уметь писать сочинения данных типов.

 

51

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП»

7

 

Знать порядок данных разборов БСП.

Уметь производить данные разборы БСП.

 

52

К

Контрольная работа-тест по разделу «БСП»

8

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

Сложные предложения с различными видами связи (5ч+2ч)

 

53

Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной)

1

 

Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи.

Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания.

 

 

54РР

Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213)

2

 

Знать особенности данного вида сообщения.

Уметь публично выступать с сообщением данного типа.

 

55

Знаки препинания в СП с различными видами связи

3

 

Знать условия постановки знаков препинания в СП с различными видами связи.

Уметь правильно расставлять и обосновывать выбор знаков препинания в СП с различными видами связи.

 

56

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи

4

 

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений с различными видами связи.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.

 

57РР

Публичная речь.  Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222)

5

 

Знать особенности публичной речи, публичного выступления, его структурные и языковые особенности.

Уметь составлять публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем, учитывая его структурные и языковые особенности.

 

58

Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи»

6

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

59

К

Контрольный диктант по разделу «сложные предложения с различными видами связи»

7

 

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

 

 

Общие сведения о языке (3ч)

 

 

 

60

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

1

 

Знать общие сведения о языке, особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру.

Уметь пользоваться ими в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам.

.

 

 

61

Язык художественной литературы

2

 

Знать особенности языка художественной литературы.

Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать инд.стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности).

 

62

Язык художественной литературы

3

 

Знать особенности языка художественной литературы.

Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать инд.стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности).

 

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4ч+2ч)

 

 

63

Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование

1

 

Знать звуки русского языка, их классификацию, смыслоразличительную роль звука, орфоэпические нормы и нормы письма; морфемы, передающие информацию о слове; об употреблении слов в речи в зависимости от ЛЗ; основные способы объяснения ЛЗ; определение основных способов словообразования; о правописании морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.

Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.


 

64

Морфология, синтаксис

2

 

Знать части речи, их употребление, орфограммы, которые зависят от морфологических условий; синтаксические единицы, их особенности.

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического)  значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.

 

65

Орфография, пунктуация

3

 

Знать возможности орфографии в точной передаче смысла речи; виды связи слов в предложении; функции знаков препинания.

Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию ЗП в предложении.

 

66РР

Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения

4

 

Знать особенности написания изложения данного типа.

Уметь писать изложение данного типа.

 

67РР

Контрольное изложение с элементами сочинения

5

 

Знать особенности написания изложения данного типа.

Уметь писать изложение данного типа.

 

68

Заключительный урок

6

 

 

 




 

 

 


35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!