Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Нормативные акты и учебно-методические документы.
Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта , примерной программы по русскому языку и авторской программы основного общего образования под редакцией Баранова М.Т.. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике "Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений» (авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко). На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 68 часов.
Рабочая программа базового курса по русскому языку для 9 класса составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. ¹1089);
2.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
3.Примерной программы среднего общего образования по русскому языку 2010г. (базовый уровень);
4. Программы для общеобразовательной школы. Русский язык 5-9 класс.Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М.: Просвещение, 2010. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
УМК : Русский язык, 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю Максимов идр. –М,: Просвещение,2010г
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, конитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Изучение предмета в 9 классе способствует решению следующих задач:
1) углубление представления о новом разделе – синтаксисе и пунктуации;
2) углубление представления об основных синтаксических единицах русского языка – сложном предложении и тексте, об изобразительно-выразительных средствах языка;
3) систематизация знаний об основных единицах русского языка;
4) формирование и совершенствование умения применять полученные лингвистические (языковые) знания на практике;
5) совершенствование навыков правописания основных типов пунктограмм простого предложения и формирование навыков правописания основных типов пунктограмм сложного предложения, развитие умения находить их в различных текстах;
6) систематизация орфографических и ранее изученных пунктуационных норм, совершенствование правописных навыков;
7) формирование и совершенствование языковой компетенции (владение основными языковыми нормами – фонетическими, лексическими и грамматическими);
8) совершенствование навыка стилистически правильно выражать свои мысли;
9) совершенствование навыка свободного владения письменной и устной формами литературного языка;
10) совершенствование навыков подробного и сжатого изложения текстов публицистического, научно-популярного и художественного стилей; редактирования собственного текста изложения;
11) совершенствование навыков написания сочинения-описания художественного и научного стилей, сочинения-рассуждения публицистического и научного стилей.
2. Содержание учебного предмета.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «мировые языки»;
почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества;
сведения о месте русского языка среди языков народов мира;
значение русского языка в мировой языковой системе;
особенности написания выборочного изложения.
Учащиеся должны уметь:
составлять план;
пересказывать текст по плану;
отвечать письменно на вопросы к тексту;
правильно писать выборочное изложение.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка.
Учащиеся должны знать:
формы и виды речевого общения;
основные нормы построения устного и письменного высказывания;
названия стилей языка, их определения, особенности, сферы общения и функции языка, на базе которых происходит выделения данных стилей;
определение простого предложения;
определения понятий двусоставное и односоставное предложения;
какие предложения называются определенно-личными, неопределенно-личными, обобщенно-личными, безличными, назывными;
определения второстепенных членов предложения;
какие члены предложения называются обособленными;
определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями;
особенности написания изложения с элементами сочинения.
Учащиеся должны уметь:
строить устное и письменное высказывания;
вести диалог;
правильно оформлять монологическую и диалогическую речи на письме;
различать стили языка, определять их жанры;
определять темы, основную мысль, тип текста;
создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля языка;
производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему;
распознавать предложения с обособленными членами, правильно расставлять знаки препинания;
находить в предложениях обращения, вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания;
объяснять постановку знаков препинания, использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
анализировать текст;
воспринимать текст на слух;
воспроизводить услышанное;
создавать небольшое сочинение, отображая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме;
писать изложение с элементами сочинения.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сочинение в форме дневниковой записи.
Учащиеся должны знать:
определение сложного предложения;
классификацию сложных предложений;
определения ССП, СПП, БСП;
случаи, когда знаки препинания между частями сложного предложения выполняют разделительную функцию, а когда выделительную;
основные средства связи между частями сложного предложения;
особенности интонации в сложном предложении;
структуру, особенности написания сочинения в форме дневниковой записи.
Учащиеся должны уметь:
отличать простое предложение от сложного;
выделять в сложных предложениях простые;
находить в сложных предложениях грамматические основы;
правильно интонировать сложные предложения;
различать основные виды сложных предложений (ССП, СПП, ББП) по характерным признакам;
определять способы и средства связи между частями сложного предложения;
строить схемы сложных предложений;
написать сочинение в форме дневниковой записи.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Сочинение-описание по воображению.
Учащиеся должны знать:
определение ССП;
грамматические признаки ССП, его строение;
основные группы ССП по значению и союзам;
основные положения синтаксического и пунктуационного разборов ССП;
структуру, особенности написания сочинения-описания.
Учащиеся должны уметь:
интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между его частями;
определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения;
правильно ставить знаки препинания между частями ССП;
объяснять постановку знаков препинания между частями ССП;
опознавать ССП с общим второстепенным членом;
производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП;
составлять схемы ССП;
конструировать ССП разных видов по схемам;
различать ССП и простые предложения с однородными членами;
написать сочинение-описание.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Сочинение-отзыв. Сжатое изложение. Сочинение по данному началу. Сообщение о происхождении псевдонимов. Подробное изложение.
Учащиеся должны знать:
определение СПП;
грамматические признаки СПП, его структуру и средства связи между его частями;
положение придаточной части по отношению к главной в СПП;
особенности присоединения придаточных предложений к главному;
отличая союзов от союзных слов;
роль указательных слов в СПП;
основные группы СПП по значению;
определения СПП с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);
определение СПП с несколькими придаточными;
виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными;
основные положения синтаксического и пунктуационного разборов СПП;
композиционные особенности сочинения-отзыва;
структуру изложения;
правила написания сжатого изложения;
правила написания подробного изложения;
особенности написания сочинения по данному началу;
порядок составления сообщения на определенную тему;
особенности написания доклада на какую-либо тему.
Учащиеся должны уметь:
определять границы придаточных предложений;
определять место придаточной части по отношению к главному в СПП;
грамотно задавать вопрос от главной части к придаточной;
различать союзы и союзные слова;
определять синтаксическую функцию союзного слова;
опознавать указательные слова в главной части СПП;
отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами;
определять синтаксическую функцию указательных слов в главной части СПП и их роль в СПП;
находить определительные, изъяснительные, обстоятельственные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов;
определять виды придаточных обстоятельственных (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);
правильно расставлять знаки препинания между частями СПП;
объяснять постановку знаков препинания между частями СПП;
производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП;
составлять схемы СПП;
конструировать СПП разных видов по схемам;
составлять план сочинения-отзыва;
передавать последовательность микротекстов;
использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;
написать сочинение-отзыв;
воспринимать текст на слух;
воспроизводить услышанное;
выделять главные мысли в тексте, передавать содержания текста в сжатом виде;
определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;
приводить аргументы;
использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
писать сочинение по данному началу;
составлять сообщение на определенную тему;
делать доклад на определенную тему.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Подробное изложение с дополнительным заданием. Сочинение-отзыв.
Учащиеся должны знать:
определение БСП;
синтаксические особенности БСП, его структуру и средства связи между его частями;
виды БСП по значению (причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия, следствия);
правила постановки знаков препинания в БСП;
условия постановки запятой, двоеточия, тире, точки с запятой в БСП;
основные положения синтаксического и пунктуационного разборов БСП;
структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение;
композиционные особенности сочинения-отзыва;
структуру изложения;
правила написания сжатого изложения;
правила написания подробного изложения с дополнительным заданием.
Учащиеся должны уметь:
опознавать БСП в тексте;
правильно расставлять знаки препинания между частями БСП;
объяснять постановку знаков препинания между частями БСП;
производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП;
составлять схемы БСП;
конструировать БСП со значениями причины, пояснения, дополнения, по схемам;
соблюдать интонацию при чтении БСП;
выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП;
составлять план сочинения-отзыва;
передавать последовательность микротекстов;
использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;
написать сочинение-отзыв;
воспринимать текст на слух;
воспроизводить услышанное;
определять основную мысль, идейную направленность текста, позицию автора по отношению к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
свободно выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;
приводить аргументы;
использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
писать подробное изложение с дополнительным заданием.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Подробное изложение. Публичная речь.
Учащиеся должны знать:
определение сложного предложения с различными видами связи;
виды связи (союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная);
основные положения синтаксического и пунктуационного разборов сложного предложения с различными видами связи;
правила написания подробного изложения;
определения понятия «публичная речь»;
особенности публичной речи;
структуру публичного выступления.
Учащиеся должны уметь:
опознавать сложные предложения с различными видами связи в тексте;
правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;
объяснять постановку знаков препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;
разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова
производить синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи;
составлять схемы сложного предложения с различными видами связи;
воспринимать текст на слух;
воспроизводить услышанное;
подробно пересказывать текст художественного стиля;
определять основную мысль, тему, идею, проблемы текста, отношение автора к поставленным в тексте проблемам, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
свободно выражать собственное отношение к проблемам, поставленным в тексте;
приводить аргументы;
использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
писать подробное изложение;
отличать понятия «публичная речь» от «публицистической»;
составить публичное выступление на определенную тему.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-IX КЛАССАХ
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Выборочное изложение. Сочинение на свободную тему.
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся п данной программе.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации
Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:
- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Образовательные технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
технология мастерской творческого письма;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических
олимпиадах);
Формы контроля знаний: словарные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, диктанты разных видов (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (по жизненным впечатлениям, сочинения-рассуждения, отзывы на прочитанные книги), тестирование, электронные тесты ФЦИОР, устное высказывание на лингвистическую тему, опрос, творческие работы, комплексный анализ текста.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
Плановых уроков | Из них контрольных уроков | Уроков по развитию речи | Всего по разделу |
1 | Международное значение русского языка | 1 | - | - | 1 |
2 | Закрепление изученного в 5-8 классах | 5 | 1 | 1 | 7 |
3 | Сложные предложения | 1 | - | - | 1 |
4 | Союзные сложные предложения | 6 | 1 | - | 6 |
5 | Сложносочиненные предложения | 3 | - | 2 | 5 |
6 | Сложноподчиненные предложения | 19 | 2 | 5 | 24 |
7 | Бессоюзные сложные предложения | 6 | 1 | 2 | 8 |
8 | Сложные предложения с различными видами связи | 5 | 1 | 2 | 7 |
9 | Общие сведения о языке | 3 | - | - | 3 |
10 | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 4 | - | 2 | 6 |
| | | - | - | |
14 | Итого: | 53 | 6 | 15 | 68 |
5. Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | Колич. часов | Домашнее задание | ЗУН | |
Международное значение русского языка (1ч) |
| 1 | Международное значение русского языка | 1 | | Знать понятие «мировые языки», о месте русского языка среди языков народов мира. Уметь строить связное монологическое высказывание, опираясь на план, составленный по предложенному тексту; сжато излагать предложенный текст. | |
Закрепление изученного в 5-8 классах (5ч+2ч) |
| 2 | Фонетика | 1 | | Знать признаки устной и письменной речи, их взаимосвязи; виды речи по смене говорящего (монолог/диалог); стили языка и их различия. Уметь выделять признаки устной и письменной речи, определять виды речи по смене говорящего, различать стили языка, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему. | |
| 3 | Лексика и фразеология | 2 | | Знать признаки, особенности простого предложения. Уметь производить структурно-смысловой анализ ПП, различать изученные виды ПП, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания. |
| 4 | Морфемика и словообразование | 3 | | Знать виды обособлений в ПП, условия их обособления. Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи. |
| 5 | Морфология и орфография | 4 | | Знать об условиях постановки при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. Уметь интонационно выразительно читать предложения с ними, объяснять постановку ЗП, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. |
| 6 | Синтаксис словосочетания и простого предложения) | 5 | | Знать особенности написания данного типа изложения. Уметь писать изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания). | |
| 7 К | входящий контроль (тестирование) | 6 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
| 8р р | Сжатое изложение | 7 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. |
Сложные предложения (1ч) |
| 9 | Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса | 1 | | Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса. Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их. | |
Союзные сложные предложения (6ч) |
| 10 | Союзные сложные предложения | 1 | | Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения с заданной конструкцией. | |
| 11 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 2 | | Знать классификацию СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения с заданной конструкцией. |
| 12 | Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 3 | | Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП. Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. |
| 13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 4 | | Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП. Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. |
| 14 | Интонация сложного предложения | 5 | | Знать об интонации СП. Уметь интонационно оформлять СП. |
| 15 К | Контрольный диктант по разделу «Союзные сложные предложения» | 6 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
Сложносочиненные предложения (3ч+2ч) |
| 16 | Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | 1 | | Знать грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения; основные группы ССП по значению и союзам. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме; уметь распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. | |
| 17 РР | Сочинение –рассуждение // описание (упр.14//22) | 2 | | Знать композицию, особенности языкового оформления сочинений данных типов. Уметь писать сочинения данных типов, учитывая их структурные и языковые особенности. |
| 18 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 3 | | Знать о разделительных ЗП в ССП, порядок синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Уметь правильно ставить разделительные ЗП в ССП, производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП. |
| 19 | Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение» | 4 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
| 20 РР | Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм | 5 | | Знать особенности написания сочинения-рецензии. Уметь писать сочинение-рецензию на литературное произведение, спектакль или кинофильм. |
Сложноподчиненные предложения (19ч+5ч) |
| 21 | Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки | 1 | | Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей. Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить ЗП. | |
| 22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | 2 | | Знать о месте придаточного предложения по отношению к главному, условия постановки знаков препинания в СПП. Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП. |
| 23РР | Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95) | 3 | | Знать особенности написания изложения данного типа. Уметь анализировать содержание, язык исходного текста, передавать подробно содержание лингвистического текста, оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи, придумывать название статьи, соответствующее ее научному стилю, соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка. |
| 24 | Союзы и союзные слова в СПП | 4 | | Знать средства связи частей в СПП. Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить ЗП. |
| 25 | Роль указательных слов в СПП | 5 | | Знать о роли указательных слов в СПП, Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами. |
| 26РР | Рецензия на прочитанное произведение (упр.101) | 6 | | Знать особенности написания рецензии на прочитанное произведение. Уметь создавать рецензию на прочитанное художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения. |
| 27 | Основные группы СПП. СПП с придаточными определительным | 7 | | Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными. Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их. |
| 28 | СПП с придаточными изъяснительными | 8 | | Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными. Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова. |
| 29 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 9 | | Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными. Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них. |
| 30 | СПП с придаточными времени и места | 10 | | Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части. Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда». |
| 31 | СПП с придаточными причины, следствия, условия | 11 | | Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия. Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее. |
| 32 | СПП с придаточными уступки, цели | 12 | | Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия. Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимическую замену, выявлять общее между СПП с придаточным уступительным и СПП с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними. |
| 33 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения | 13 | | Знать особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи. | |
| 34 | Различные способы выражения сравнения | 14 | | Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложениях с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте. |
| 35РР | Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166) | 15 | | Знать особенности композиции, языковых средств сочинения-рассуждения. Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста. |
| 36 | СПП с несколькими придаточными. | 16 | | Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них. Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов. |
| 37 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | 17 | | Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них. Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов. |
| 38РР | Деловые документы (автобиография, заявление) | 18 | | Знать особенности оформления деловых документов: автобиографии и заявления. Уметь правильно оформлять деловые документы: автобиографию, заявление. |
| 39 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 19 | | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП. Уметь производить данные виды разборов, определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП, пользоваться синтаксическими синонимами, уметь находить СПП в художественных текстах. | |
| 40РР | Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178) | 20 | | Знать особенности сообщения по реферату на лингвистическую тему. Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическим словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план; уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи. |
| 41 | Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение» | 21 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
| 42К | Контрольная работа-тест по разделу «Сложноподчиненное предложение" | 22 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
| 43К | Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение" | 23 | Письм. опрос | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
| 44 | Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте | 24 | Инд. опрос | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. |
Бессоюзные сложные предложения (6ч+2ч) |
| 45 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП | 1 | | Знать грамматические признаки БСП. Уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. | |
| 46 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 2 | | Знать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП. Уметь выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП. |
| 47РР | Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192) | 3 | | Знать особенности данного типа изложения. Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта. |
| 48 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | 4 | | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП. Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. |
| 49 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | 5 | | Знать условия постановки тире между частями БСП. Уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП. |
| 50РР | Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202) | 6 | | Знать особенности сочинения данных типов. Уметь писать сочинения данных типов. |
| 51 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП» | 7 | | Знать порядок данных разборов БСП. Уметь производить данные разборы БСП. |
| 52 К | Контрольная работа-тест по разделу «БСП» | 8 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
Сложные предложения с различными видами связи (5ч+2ч) |
| 53 | Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной) | 1 | | Знать структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи. Уметь определять структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, правильно расставлять в них знаки препинания. | |
| 54РР | Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213) | 2 | | Знать особенности данного вида сообщения. Уметь публично выступать с сообщением данного типа. |
| 55 | Знаки препинания в СП с различными видами связи | 3 | | Знать условия постановки знаков препинания в СП с различными видами связи. Уметь правильно расставлять и обосновывать выбор знаков препинания в СП с различными видами связи. |
| 56 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи | 4 | | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений с различными видами связи. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. |
| 57РР | Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222) | 5 | | Знать особенности публичной речи, публичного выступления, его структурные и языковые особенности. Уметь составлять публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем, учитывая его структурные и языковые особенности. |
| 58 | Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи» | 6 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
| 59 К | Контрольный диктант по разделу «сложные предложения с различными видами связи» | 7 | | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике. |
Общие сведения о языке (3ч) |
| 60 | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей | 1 | | Знать общие сведения о языке, особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру. Уметь пользоваться ими в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам. | . |
| 61 | Язык художественной литературы | 2 | | Знать особенности языка художественной литературы. Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать инд.стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности). |
| 62 | Язык художественной литературы | 3 | | Знать особенности языка художественной литературы. Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать инд.стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности). |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4ч+2ч) |
| 63 | Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование | 1 | | Знать звуки русского языка, их классификацию, смыслоразличительную роль звука, орфоэпические нормы и нормы письма; морфемы, передающие информацию о слове; об употреблении слов в речи в зависимости от ЛЗ; основные способы объяснения ЛЗ; определение основных способов словообразования; о правописании морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы. | |
| 64 | Морфология, синтаксис | 2 | | Знать части речи, их употребление, орфограммы, которые зависят от морфологических условий; синтаксические единицы, их особенности. Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. |
| 65 | Орфография, пунктуация | 3 | | Знать возможности орфографии в точной передаче смысла речи; виды связи слов в предложении; функции знаков препинания. Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения (устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию ЗП в предложении. |
| 66РР | Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения | 4 | | Знать особенности написания изложения данного типа. Уметь писать изложение данного типа. |
| 67РР | Контрольное изложение с элементами сочинения | 5 | | Знать особенности написания изложения данного типа. Уметь писать изложение данного типа. |
| 68 | Заключительный урок | 6 | | |
| | | | | | |
35