СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 9 класс по программе Бабайцевой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»

Пояснительная записка



Статус документа

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень лабораторных работ и контрольных работ.



Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.



Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2015



Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.



Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – ІX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для V – ІX классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка

в V классе – в объеме 175 часов ,5 часов в неделю( 3 часа из федерального компонента и 2 из регионального)

в VІІ классе – в объёме 175 часов, 5 часов в неделю( 3 часа из федерального компонента и 2 из регионального)



в ІX классе – в объёме 85 часов, 2,5 часа в неделю ( 2 часа из федерального компонента и 0,5 из регионального)



Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Формы организации образовательного процесса

  • урок-консультация

  • урок-практическая работа

  • уроки-«Погружения»

  • уроки-деловые игры

  • уроки-соревнования

  • уроки-консультации

  • компьютерные уроки

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки взаимообучения учащихся

  • уроки творчества

  • уроки, которые ведут учащиеся

  • уроки-зачеты

  • уроки-конкурсы

  • уроки-общения

  • уроки-игры

  • уроки-диалоги

  • уроки-конференции

  • уроки-семинары

  • интегрированные уроки

  • межпредметные уроки

  • уроки-экскурсии

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

проектная деятельность

  • исследовательская деятельность

  • применение ИКТ

Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный



Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый



















Уровень подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен



знать/понимать

– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;

– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

– основные единицы языка;

– нормы речевого этикета;

уметь

– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

– анализировать структуру и языковые особенности текста;

– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

– соблюдать нормы русского речевого этикета;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

– совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.





Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.









9 класс

Введение

Богатство, образность, точность русского языка.

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение

Основные виды сложных предложений.

Сложносочинённые предложения

Союзы и значения сложносочинённых предложений.

/ Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Умения и навыки:

различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям;

заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые – простыми предложениями с однородными членами.

Сложноподчинённые предложения

Строение сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Роль указательных слов в подчинении предложений.

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

/ Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Синонимия простых осложнённых и сложных союзных предложений.

Умения и навыки:

различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);

определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;

заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения синонимичными сложноподчинёнными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;

заменять сложные предложения простыми осложнёнными.

Сложные бессоюзные предложения

Значения сложных бессоюзных предложений.

/ Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Умения и навыки:

видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);

различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;

производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении.

Сложные предложения с различными видами связи

Понятие о сложных предложениях с различными видами связи.

/ Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Умения и навыки:

разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;

заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями и наоборот.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи

Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

/ Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

/ Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

/ Знаки препинания при цитатах.

Умения и навыки:

опознавать различные способы передачи чужой речи;

правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;

использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания;

пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.

Общие сведения о русском языке

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как развивающееся явление.

Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах

Развитие речи

Композиционные формы сочинений (описание по воображению и памяти, описание по картине, психологический портрет, рассказ, воспоминание о книге, рецензия на книгу, аннотация, портретный очерк);

Стили речи. Обобщение и углубление изученного.

Умения:

анализировать текст с точки зрения композиции;

создавать тексты-сочинения (описание по воображению и памяти, описание по картине, психологический портрет, рассказ, воспоминание о книге, рецензия на книгу, аннотация, портретный очерк);

анализировать тексты разных стилей речи;

создавать тесты различных стилей речи;

совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.

Виды словарных диктантов:

выборочные

комбинированные

зрительные

цифровые

буквенные

слуховые

творческие



Виды диктантов:

обучающий

предупредительный

объяснительный

контрольный

текстовый

полный

выборочный

творческий

зрительный

распределительный

диктант «Проверяю себя»

свободный

диктант с продолжением

самодиктант

подготовленный

интерактивный

контрольное списывание

комментированное письмо



Разные виды творческих работ

изложение с элементами сочинения

изложения подробные, сжатые

сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся

сочинение-литературный портрет

сочинение-рецензия

сочинение-литературно-критическая статья

сочинение-очерк (или сочинение-рассказ)

сочинение-воспоминание

сочинение-дневник

сочинение-стихотворение















Учебно-тематический план



9 класс



Тема

Количество часов

Контрольные мероприятия

1. Вводный урок о русском языке

1

2. Повторение

3

3. Основные виды сложных предложений

1

3. Сложносочинённое предложение

8

1

4. Сложноподчиненное предложение

22

1

5. Сложное бессоюзное предложение

9

1

6. Сложные предложения с разными видами связи

5

-

7. Способы передачи чужой речи

5

-

8. Общие сведения о языке

2

9. Повторение

8

1

10. Развитие речи

7

8

Итого

85

























Требования к уровню подготовки обучающихся

по русскому языку за 9 класс



I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5 – 9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5 – 9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

















Литература и средства обучения



1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9. – М.: Просвещение, 2015.

2.А.Ю.Купалова и др. Русский язык. Практика. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

4.Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.

5. С.Н. Пименова и др. Русский язык. Практика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.

6. Ю.С. Пичугов и др. Русский язык. Практика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.

7.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015.

8.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

9.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.

10.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.

11.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.





































Календарно-тематическое планирование

9 класс


Тема урока

Содержание урока

Формирование УУД

Виды и формы контроля

Дата план.

Дата факт.

1

Вводный урок о русском языке

Основные формы суще­ствования национально­го русского языка: рус­ский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Нацио­нальный язык и единст­во его различных форм (разновидностей)

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, об­щенародного разговорного язы­ка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социаль­ные диалекты).

Анализ текстов Д.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые сло­ва, к каким тематиче­ским группам они относятся. Обоснуйте ответ своего отноше­ния к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как пока­затель его культуры и язык отдельного че­ловека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа»



2-4

Повторение грамматики, орфографии и пунктуации

Повторить некоторые вопросы синтаксиса и пунктуации, способы выражения главных членов предложения, односоставные и двусоставные предложения;

Вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке;

Раскрыть содержание основных понятий синтаксиса и пунктуации.

Повторить некоторые вопросы синтаксиса и пунктуации, способы выражения главных членов предложения, односоставные и двусоставные предложения;

Вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке;

Раскрыть содержание основных понятий синтаксиса и пунктуации.




5

Основные виды сложных предложений

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как еди­ница синтаксиса. Ос­новные виды сложных предложений. Смысло­вое, структурное и ин­тонационное единство частей сложного пред­ложения. Основные средства связи между частями сложного предложения

Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от слож­ного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи частей сложно­го Предложения, строить схемы сложных предложений, соблю­дать пунктуационные нормы на письме




6


Р/р Текст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу.


Разновидности речево­го общения: неопосре­дованное и опосредо­ванное, устное и пись­менное, диалогическое и монологическое; их особенности

Уметь создавать устное моно­логическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построе­ния устного и письменного вы­сказывания, правильной и вы­разительной интонацией

Устное монологиче­ское высказывание на заданную тему



7

Сложносочинённое предложение. Союзы и значения сложносочинённых предложений

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средст­ва связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП

Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь инто­национно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, Вы­являть эти отношений, пра­вильно ставить знаки препина­ния, составлять схемы предло­жений и конструировать пред­ложения по схеме




8

Смысловые отношения в сложносочинённом предложении

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения


Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи частей, инто­национно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, раз­личать ССП с союзом и и про­стые предложения с однород­ными членами, связанными союзом и.




9,10

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в ССП с общим второсте­пенным членом

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, про­изводить синтаксический и пунктуационный разбор пред­ложений, обосновывать отсут­ствие запятой, конструировать предложения

Синтаксический, пунктуационный раз­бор предложений. Конструирование предложений



11

Обобщение по теме «Сложносочинённые предложения»

Синтаксический и пунк­туационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП раз­ных видов, интонационно пра­вильно читать, пунктуационно оформлять, производить сино­нимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами




12,13

Повторение орфографии

Повторение и систематизация орфограмм, изученных в 5-8 классах, орфографический разбор

Умение делать орфографический и морфемный разбор слова.

Выполнение практических заданий



14

Диктант с грамматическим заданием

Синтаксический и пунк­туационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП

Уметь производить синтаксиче­ский и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП раз­ных видов, интонационно пра­вильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфогра­фические и пунктуационные нормы, выполняя различные виды разбора

Диктант с граммати­ческим заданием



15

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их. приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста.

Работа с текстом



16,17

Изложение как форма итоговой аттестации

Выборочное изложение. выделение микротем и ключевых слов.

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, со­храняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографи­ческие и пунктуационные, грам­матические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, подня­тую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме

Изложение



18

Строение сложноподчинённых предложений.

Понятие о сложнопод­чиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей

Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь опре­делять место придаточного по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обо­собленными членами и СПП, правильно ставить знаки пре­пинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания

Составить план §205, проиллюстри­ровать пункты плана

своими примерами. Конструировать предложения по схе­мам



19

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложений

Строение СПП, средства связи его частей

Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь опре­делять место придаточного по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обо­собленными членами и СПП, правильно ставить знаки пре­пинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания




20

Роль указательных слов в подчинении предложении.

Роль указательных слов

Понимать соответствие синтак­сической роли указательных слов виду придаточных пред­ложений, пунктуационное пра­вило «Запятая при составном подчинительном союзе», осо­бенности присоединения при­даточных предложений к глав­ному; уметь опознавать указа­тельные слова главной части СПП, выяснять характер отно­шений между указательными словами в главной и придаточ­ной части. Их синтаксическую функцию в главном предложе­нии и роль в СПП; отличать

СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки пре­пинания




21

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Особенности при­соединения придаточ­ных предложений к главному

Понимать соответствие синтак­сической роли указательных слов виду придаточных пред­ложений, пунктуационное пра­вило «Запятая при составном подчинительном союзе», осо­бенности присоединения при­даточных предложений к глав­ному; уметь опознавать указа­тельные слова главной части СПП, выяснять характер отно­шений между указательными словами в главной и придаточ­ной части. Их синтаксическую функцию в главном предложе­нии и роль в СПП; отличать

СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки пре­пинания




22

Урок-практикум

Сложноподчиненное предложение, особенности при­соединения придаточ­ных предложений к главному

Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь опре­делять место придаточного по отношению к главному, отличать

СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки пре­пинания




23

Р/р Стили речи (обобщение изученного). Аннотация

Повторить некоторые особенности научного и публицистического стиля речи;

Познакомиться с примерами справочных аннотаций;


Уметь различать разговорную речь, научный, публицистиче­ский, официально-деловой сти­ли, язык художественной лите­ратуры, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное выска­зывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого сти­ля речи выразительные сред­ства языка




24

Р/р Портретный очерк

Композиция и герой портретного очерка. Средства выразитель­ности. Интервью как возможный элемент очерка. Портретная за­рисовка

Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре порт­ретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: порт­рет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выра­зительности, соблюдать нормы русского языка

Составление слож­ного плана портрет­ного очерка. Наблю­дение над компози­цией. Написание со­чинения-миниатюры (заготовки)



25,26

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Знать классификацию СПП с несколькими придаточными,

пунктограммы «Отсутствие за­пятой между однородными придаточными», уметь произ­водить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конст­руировать по схемам, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных синтак­сических конструкций в текстах разных стилей и типов




27

Виды придаточных предложений

Виды придаточных предложений, способы их различения. Одно­значные и многознач­ные придаточные

Знать виды придаточных пред­ложений, способы их различе­ния, уметь определять вид при­даточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, раз­граничивать однозначные и многозначные придаточные

Синонимичная за­мена СПП на про­стые, составление схем. Конструирова­ние по схемам



28-29

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемые

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные

Знать особенности СПП с при­даточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять границы главного и придаточного пред­ложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным




30

Придаточные определительные

Придаточные опреде­лительные

Понимать отличия СПП с при­даточным определительным, уметь находить определитель­ные придаточные по характеру смысловой связи между частя­ми, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, про­изводить синонимичную замену СПП с придаточными опреде­лительными на простые с раз­ными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, ин­тонационно и пунктуационно грамотно оформлять их




31

Диктант

Синтаксический и пунк­туационный разбор СПП. Знаки препинания в СПП

Уметь производить синтаксиче­ский и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП раз­ных видов, интонационно пра­вильно читать, пунктуационно оформлять, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфогра­фические и пунктуационные нормы, выполняя различные виды разбора

Диктант



32

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их. приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста.

Работа с текстом



33

Придаточные определительные

Придаточные опреде­лительные

Понимать отличия СПП с при­даточным определительным, уметь находить определитель­ные придаточные по характеру смысловой связи между частя­ми, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, про­изводить синонимичную замену СПП с придаточными опреде­лительными на простые с раз­ными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, ин­тонационно и пунктуационно грамотно оформлять их




34,35

Придаточные дополнительные

Придаточные дополни­тельные

Знать место придаточного до­полнительного по отношению к главному, средства связи при­даточного с главным; уметь различать подчинительные сою­зы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополни­тельным по характеру, смысло­вой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополни­тельным, заменять их на пред­ложения с прямой речью




36,37

Сочинение

Сочинение по данному тексту, ГИА часть С

Уметь написать сочинение по тексту, выбрать аргументы

Сочинение



38,39,

40

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоя­тельственные

Знать виды придаточных об­стоятельственных, уметь нахо­дить придаточные обстоятельственные по характеру смысло­вой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расстав­лять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравни­вать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное

Подготовить устное сообщение «Специ­фика придаточных места и времени и их отличие от прида­точные определи­тельных». Конструи­рование предложе­ний по схемам



41,42

Р/р Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения»


Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения»





43

Повторение

Повторить изученное о сложноподчиненном предложении

Знать виды придаточных , уметь нахо­дить придаточные по, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расстав­лять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравни­вать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное




44

Диктант с грамматическим заданием

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предло­жения, производить синони­мичную замену подчинитель­ных союзов и синтаксических конструкций, определять зна­чения придаточных, конструи­ровать СПП с различными ви­дами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный, типологиче­ский, стилистический, языковой анализ текста, анализ правопи­сания отдельных слов и пунк­туации в ССП и СПП

Диктант



45

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их. приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста.

Работа с текстом



46,47

Изложение

Изложение

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, со­храняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографи­ческие и пунктуационные, грам­матические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, подня­тую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме

Изложение



48,49

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в этом предложении

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них

Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выяв­лять смысловые отношений между частями, расставлять знаки препинания, обосновывай их выбор, читать БСП, переда­вая голосом отношения пере­числения, конструировать БСП

Составление пред­ложений по схемам. Комментированное письмо



50

Тире в сложном бессоюзном предложении

Тире в бессоюзном слож­ном предложении

Знать условия постановки тире между частями сложного бес­союзного предложения, выяв­лять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значе­ниями противопоставления» времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно чи­тать, передавая голосом смы­словые отношения между час­тями БСП, сопоставлять слож­ные союзные и БСП как синтак­сические синонимы

Составить тезисный план §216, проиллю­стрировать приме­рами.

Взаимодик­тант




51

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки двоеточия между частями сложного бессоюзного предло­жения; выявлять смысловые отношения между частями кон­струировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения; инто­национно и пунктуационно оформлять, выразительно чи­тать, передавая голосом смы­словые отношения между час­тями БСП, сопоставлять слож­ные союзные и БСП как синтак­сические синонимы




52

Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение»

БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор

Уметь опознавать БСП в тек­сте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки пре­пинания, определяя смысловые отношения между частями, со­ставлять схемы, конструиро­вать БСП по схемам, вырази­тельно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

Взаимодиктант.




53

Повторение по теме «Сложное бессоюзное предложение»

БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор

Уметь опознавать БСП в тек­сте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки пре­пинания, определяя смысловые отношения между частями, со­ставлять схемы, конструиро­вать БСП по схемам, вырази­тельно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

Со­ставить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», переда­вая чувства челове­ка (страх, удивле­ние, волнение и др.), используя по воз­можности БСП




54,55

Повторим орфографию

Повторение пунктуации, орфографии, комплексная работа с текстом

Уметь определять стиль, тип речи ,тему текста ,его основную мысль, находить орфограммы и пунктограммы.

Комплексный анализ текста



56

Диктант с грамматическим заданием

БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Уметь опознаватьБСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, Составлять схемы.

Диктант



57

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их. приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста.

Работа с текстом



58,59

Р/р Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

Особенности разговорного стиля речи. использование элементов разговорного стиля в художественной литературе как средство выразительности речи. Диалог как компонент художественного произведения.


Понимать основные признаки разговорной речи, уметь различать стили речи, определять особенности разговорного стиля, читать, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор по плану: определять цель высказывания, сферу применения в устной и письменной речи, средства языка, характерные для данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей речи и форм речи

Анализ текстов разговорного стиля и стиля художественной литературы



60,61,

62,63

Сложные предложения с разными видами связи

Структурные особенности сложных предложений с разными видами связей

Знаки препинания в слож­ных предложениях с раз­личными видами связи

Знать структурные особенности сложных предложений с раз­ными видами связей, уметь опознавать сложные синтакси­ческие конструкции в тексте в зависимости of сочетания ви­дов связи

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные сло­ва: И (НО), ЕСЛИ; И (НО), КО­ГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с уче­том синтаксических норм языка, строить схемы

Уметь конструировать предло­жения, выявлять смысловые отношения, средства связи час­тей, выразительно читать, ин­тонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяс­нять в них пунктуацию, пони­мать роль разнообразия син­таксического строя как прояв­ления богатства, выразительности языка в речи

Составление схем, составление пред­ложений по схемам




64

Зачёт по теме «Сложное предложение»

Комплексный анализ текста. Сложные предложения и знаки препинания в них.

Уметь производить композиционно- содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации; создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, комментируя отношение автора к поставленной проблеме в прочитанном тексте; выражать выражать собственное мнение с привлечением примеров и фактов из жизненного или читательского опыта; выбирать и организовывать языковые средства в соответствии с темой, целью, стилем и типом речи; соблюдать языковые и речевые нормы в продуктивной речи

Комплексный анализ текста



65

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложе­ниях с прямой речью. Сти­листические возможности разных способов передачи чужой речи

Знать основные способы пере­дачи чужой речи, уметь правильно интонировать в пред­ложениях с прямой и косвенной речью, использовать предло­жения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их Постановку

Составление диало­гов, схем предложений. Конструирова­ние предложений по схемам



66

Предложения с прямой речью

Строение предложений с прямой речью. Раздели­тельные и выделительные знаки препинания в пред­ложениях с прямой речью. Стилистические возмож­ности разных способов передачи чужой речи

Уметь пунктуационно оформ­лять "Предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную за­мену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чу­жой речи




67

Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и на­оборот, правильно расставлять знаки препинания




68

Цитаты и способы цитирования

Цитаты. Способы цитиро­вания. Знаки препинания при цитировании

Знать различные способы ци­тирования, уметь ими пользо­ваться в тексте в соответствии с задачами и характером вы­сказывания, выделять цитаты знаками препинания




69

Тестирование по теме «Способы передачи чужой речи»

Способы передачи чужой речи

Знать различные способы чужой речи , уметь различать их и пользоваться ими в речи

Тестирование



70,71

Изложение

Изложение

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, со­храняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографи­ческие и пунктуационные, грам­матические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, подня­тую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме

Изложение



72

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

Функции языка, культура речевого поведения, выразительность русского языка

Понимать. что язык развивается. Знать лексические, орфоэпические и орфографические нормы изменчивости языка.

Работа с текстом.



73

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

Значение русского языка в мировой культуре

Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе, бережно и сознательно относиться к русскому языку как национальной ценности.

Работа с текстом.



74,75

Р/р Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили. Публицистический и художественный стили

Повторить основные сведения о стилях речи; углубить знания о синонимах, продолжить размышлять над тем, что такое язык, что значит владеть русским языком.

Повторить основные сведения о стилях речи; углубить знания о синонимах, продолжить размышлять над тем, что такое язык, что значит владеть русским языком.

Ответить на вопросы : в чем сходство официального и делового стиля речи, какую функцию они выполняют?



76,77

Систематизация знаний по фонетике

Звуки русского языка, их классификация.

Смыслоразличительная роль зву­ка. Орфоэпические и ор­фографические нормы

Уметь делать сообщение о зву­ках речи, особенностях произ­ношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правиль­ный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, про­изводить элементарный звуковой анализ текста; использо­вать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых за­висит от фонетических условий»

Тест



78,79

Систематизация и обобщение знаний по морфемике

Состав слова, морфемный словообразовательный разбор, форма слова, однокоренные слова

Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор, различать понятия «форма слова» и «однокоренные слова»

Тест



80,81,

82

Систематизация знаний по морфологии.

Средства и способы связи между предложениями

Уметь находить и определять лексические и грамматические средства связи

Комплексный анализ текста



83

Контрольный диктант


Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора.

Контрольный диктант



84

Анализ диктанта

Работа над ошибками.

Умение находить и объяснять допущенные ошибки, аргументировано доказывать правильное написание




85

Подготовка к ГИА

Решение частей А и В

Уметь решать части А и В







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!