Пояснительная записка
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – ІX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V – ІX классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка
в VІ классе – в объеме 175 часов + 29 часов развития речи из расчета 6 часов в неделю (3 часа из федерального компонента и 3 часа из регионального)
в VІІІ классе – в объеме 119 часов + 17 часов развития речи из расчета 4 часов в неделю (3 часа из федерального компонента, 0,5 часа из регионального и 0,5 часа из школьного)
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Формы организации образовательного процесса
урок-консультация
урок-практическая работа
уроки-«Погружения»
уроки-деловые игры
уроки-соревнования
уроки-консультации
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы
уроки взаимообучения учащихся
уроки творчества
уроки, которые ведут учащиеся
уроки-зачеты
уроки-конкурсы
уроки-общения
уроки-игры
уроки-диалоги
уроки-конференции
уроки-семинары
интегрированные уроки
межпредметные уроки
уроки-экскурсии
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Виды и формы контроля
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Уровень подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
8 класс
Введение
Русский язык – родной язык.
Синтаксис и пунктуация
Введение
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Строение предложения.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение. Основные виды простого предложения.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное сказуемое; составное именное.
Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.
/ Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Определение.
Приложение.
/ Дефис при приложении.
Дополнение.
Основные виды обстоятельств.
/ Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Умения и навыки:
различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
выделять словосочетания из предложения;
выделять грамматическую основу;
разбирать предложения по членам;
выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.
/ Знаки препинания в конце назывных предложений.
Умения и навыки:
различать односоставные и двусоставные предложения;
использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы;
использовать назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.
Полные и неполные предложения
Неполные предложения в речи.
Строение и значение неполных предложений.
/ Тире в неполном предложении.
Умения и навыки:
различать полные и неполные предложения;
различать неполные и односоставные предложения;
осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, умело их использовать.
Осложнённое предложение
Предложение с однородными членами
Понятие об однородных членах предложения.
Союзы при однородных членах.
/ Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
/ Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Умения и навыки:
видеть в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);
распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
правильно строить (составлять) предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.
/ Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения.
/ Знаки препинания при обособленных приложениях.
Обособленные дополнения.
/ Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения.
/ Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Умения и навыки:
соблюдать правильную интонацию при обособлении;
заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениями;
уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте.
Основные смысловые разряды вводных слов.
Вводные предложения.
/ Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
/ Выделение на письме вводных предложений.
Обращение, его роль в речи.
/ Знаки препинания при обращении.
Умения и навыки:
соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;
использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложении с учетом содержания, стиля высказывания.
Слова-предложения
Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.
/ Пунктуационное оформление слов-предложений.
Умения и навыки:
опознавать слова-предложения;
осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.
Повторение
Развитие речи
Текст. Микротекст. Микротема.
Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Рассуждение. Сравнение как разновидность рассуждения.
Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.
Обращение как средство связи предложений в тексте.
Психологический портрет.
Умения:
анализировать текст с точки зрения анализа микротекста, нахождения микротемы;
вычленять в публицистических текстах микротексты и микротемы;
анализировать и излагать текст публицистического стиля;
излагать публицистические тексты подробно и сжато;
излагать публицистический текст с грамматическим заданием;
создавать текст-рассуждение на основе сравнения;
создавать текст-рассуждение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений;
составлять сочинение-описание (психологический портрет);
создавать текст-киносценарий в разных формах;
создавать текст-отзыв о книге в публицистическом стиле;
строить текст публицистического стиля в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу, представленному в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Учебно-тематический план
8 класс
Тема | Количество часов |
1. Богатство русского языка | 1 |
2. Повторение | 9 |
3. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение | 6 |
3. Предложение | 4 |
4. Главные члены предложения | 9 |
5.Второстепенные члены предложения | 10 |
6. Односоставные предложения. Особенности строения полных и неполных предложений | 11 |
7. Предложения с однородными членами | 17 |
8. Обособленные члены предложения | 21 |
9. Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями | 3 |
10. Предложения с обращениями | 2 |
11. Особенности слов-предложений | 1 |
12. Повторение | 20 |
13. Развитие речи | 24 |
Итого | 140 |
Всего контрольных работ – 8
Изложений – 5
Сочинений -2
Требования к уровню подготовки обучающихся
по русскому языку за 8 класс
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять простые предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5 – 8 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5 – 8 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Литература
1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9. – М.: Просвещение, 2015.
2.А.Ю.Купалова и др. Русский язык. Практика. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015.
3.Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
4.Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.
5. С.Н. Пименова и др. Русский язык. Практика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.
6. Ю.С. Пичугов и др. Русский язык. Практика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
7.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015.
8.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
9.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.
10.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.
11.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.
Календарно-тематическое планирование
русский язык 8 класс
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Формирование УУД | Виды и формы контроля | Дата план. | Дата факт. |
1 | Богатство русского языка | Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык- средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств | Знать: о функциях русского языка в современном мире. Уметь: определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником | | | |
2 | Повторение. Лексика и фразеология. | Лексика и фразеология | Знать: о тексте, его основных признаках, теоретический материал по лексике; о стилистическом аспекте речи. Уметь: обобщать и систематизировать данный теоретический материал, применять его на практике, строить связное монологическое высказывание. | Анализ текстов | | |
3-4 | Морфемика и словообразование. | Морфемика и словообразование. Орфография | Знать: теоретический материал по данным разделам. Уметь: применять данный теоретический материал на практике. | Распределительный диктант | | |
5-6 | Морфология. | Морфология и орфография | Знать: теоретический материал по данным разделам. Уметь: применять данный теоретический материал на практике. | Выборочный диктант | | |
7-8 | Синтаксис. | Синтаксис. Пунктуация | Знать: теоретический материал по данным разделам. Уметь: применять данный теоретический материал на практике. | Объяснительный диктант | | |
9-10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ. | Контрольная работа по разделу «Повторение изученного в 5-7 классах» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант | | |
11-12 | Изложение, близкое к тексту. | | Знать: об особенностях письменного текста о правилах его написания либо об особенностях написания сочинения-описания с элементами рассуждения. Уметь: писать сочинение данного типа | Изложение | | |
13 | Синтаксис и пунктуация. Введение. Виды связи. | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии | Знать: о синтаксисе и пунктуации, о видах связи (сочинительной и подчинительной), о средствах связи, об основных единицах синтаксиса (с/с, предложении). Уметь: определять вид и средства связи в словосочетании, предложении. | | | |
14-15-16 | Способы подчинительной связи. | Способы подчинительной связи | Знать: о способах подчинительной связи. Уметь: определять способ подч.связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч.связи. | Текст. Редактирование Цифровой диктант | | |
17-20
| Словосочетание и предложение. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания | Знать: о цельных с/с, их единой синтаксической роли. Уметь: находить цельные с/с в предложении, правильно определять их синтаксическую роль. | Записать текст | | |
21-22 | Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание . | Знать: понятие о предложении, о строении предложения, о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: определять строение предложения, отличать предложение от с/с, правильно строить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Объяснительный диктант | | |
23-24 | Основные виды простого предложения. | Основные виды простого предложения | . Знать: основные виды ПП, о порядке слов в предложении при повествовании, при описании, . Уметь: определять вид ПП, порядок слов в предложении в тексте-повествовании, описании, . | Комментированное письмо | | |
25-26 | Логическое ударение и порядок слов в предложении. | Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация | Знать: основные виды ПП, о порядке слов в предложении при повествовании, при описании, о ЛУ в предложении. Уметь: определять вид ПП, порядок слов в предложении в тексте-повествовании, описании, правильно расставлять ЛУ. | Выразительное чтение текстов | | |
27 | Р./Р Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. | Основные способы и средства связи предложений в тексте | Знать: о цепной и параллельной связях предложений в тексте, о частях предложения (данном и новом). Уметь: находить данные средства связи в тексте, использовать данные виды связи в своих текстах. | Пересказ текста | | |
28-29 | Повторим орфограммы корня. | Повторим орфографию. Орфограммы в корне. | Знать: условия выбора орфограммы в корне. Уметь: применять данные знания на практике. | Объяснительный диктант | | |
30-31 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения | Знать: о ГЧП, о подлежащем и способах его выражения. Уметь: находить ГЧП, определять способ выражения подлежащего. | Составить таблицу | | |
32-33-34 | Сказуемое и его основные типы. | Сказуемое и его основные типы Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Знать: о сказуемом и его основных типах. Уметь: находить сказуемое в предложении, определять его тип. | Составить план параграфа | | |
35-36 | Диктант и его анализ | Контрольная работа по разделу «Главные члены предложения» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант | | |
37 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: применять данный т/м на практике. | Диктант «Проверяю себя» | | |
38 | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения». | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения». | Знать: о ГЧП, о подлежащем и способах его выражения, о сказуемом и его основных типах Уметь: находить грамматическую основу, определять способ выражения подлежащего и сказуемого | | | |
39 | Текст | Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Изложение К. Г. Паустовский «Михайловские рощи» | Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма. | Написание изложения, близкого к тексту, составление простого и сложного плана текста изложения | | |
40-41 | Изложение с элементами сочинения | Сжатое изложение с элементами сочинения | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста по данному типу. | Изложение | | |
42-43 | Грамматическое значение второстепенных членов предложения, их роль в предложении. | Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. | Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи | | | |
44 | Определение. | Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений | Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи | Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений) | | |
45 | Согласованные и несогласованные определения. | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений | Знать: об определении, о согласованном/несогласованном определении, об их роли в тексте. Уметь: находить определения в тексте, использовать их в своих текстах. | Творческая работа | | |
46-47 | Приложение. | Приложение как разновидность Способы выражения определений определения. Знаки препинания при приложении | Знать: о приложении как особом виде определения, о ЗП при нем. Уметь: находить приложения в тексте, оформлять их знаками препинания | Составить план параграфа | | |
48 | Дополнение. | Дополнение . Способы его выражения | Знать: о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном дополнении. Уметь: находить дополнения в предложении, определять вид дополнения. | Осложненное списывание | | |
49-50 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | Обстоятельство.Виды обстоятельств. Способы их выражения | Знать: об основных видах обстоятельств, их роли в предложении. Уметь: находить обстоятельства в предложении, определяя их вид и роль в предложении; распространять предложения с помощью различных видов обстоятельств. | Взаимодиктант | | |
51 | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения». | Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | Знать: о ВЧП, их роли в предложении, о видах ВЧП. Уметь: находить ВЧП в предложении, определять их содержательную и синтаксическую роль, определять вид ВЧП. | Выборочный диктант | | |
52-53 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ. | Контрольная работа по разделу «Второстепенные члены предложения» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант | | |
54-55 | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках. | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках | Знать: условия выбора орфограмм в приставках. Уметь выделять орфограммы в приставках | Выборочный диктант | | |
56-57 | Изложение | Сжатое изложение | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста по данному типу. | Изложение | | |
58 | Понятие об односоставных предложениях. | Понятие об односоставных предложениях Основные группы односоставных предложений | Знать: об односоставных предложениях, их особенностях, видах. Уметь: находить ОП, определять их вид. | Взаимодиктант | | |
59 | Определенно-личные предложения. | Определенно-личные предложения | Знать: об о/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить о/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять о/л предложения. | Составить диалоги | | |
60-61 | Неопределенно-личные предложения. | Неопределенно-личные предложения | Знать: о н/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить н/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять н/л предложения. | Зрительный диктант | | |
62-63 | Безличные предложения. | Безличные предложения | Знать: об б/л предложениях, их особенностях. Уметь: находить б/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять б/л предложения. | Объяснительный диктант | | |
64-65 | Назывные предложения. | Назывные предложения | Знать: о назывных предложениях, их особенностях. Уметь: находить назывные предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять назывные предложения и использовать их в своих текстах. | Анализ текста | | |
66 | Обобщение по теме «Односоставные предложения». | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Сочинения-миниатюры | | |
67-68 | Контрольный диктант и его значение | Контрольная работа по разделу «Односоставные предложения» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктантачет | | |
69-70 | Особенности строения полных и неполных предложений. | Особенности строения полных и неполных предложений | Знать: об особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях. Уметь: находить неполные предложения в тексте, использовать их в своей речи. | | | |
71-72- | Предложения с однородными членами. | Однородные члены предложения. | Знать: о предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с ОЧ. Уметь: определять однородность/неоднородность ЧП, правильно расставлять ЗП при ОЧ. | Выборочное письмо | | |
73-74 | Союзы при однородных членах предложения. | Союзы при однородных членах. | Знать: о предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с ОЧ. Уметь: определять однородность/неоднородность ЧП, правильно расставлять ЗП при ОЧ. | | | |
75-76 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Обобщающие слова при ОЧП | Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о ЗП при них. Уметь: находить обобщающие слова при ОЧП, правильно выделять их знаками препинания. | Составление схем | | |
77-78 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Знать: правила расстановки знаков препинания при однородных членах Уметь: находить обобщающие слова при ОЧП, правильно выделять их знаками препинания. | | | |
79 | Р./Р. Однородные члены предложения как средство выразительности речи. | Однородные члены предложения как средство выразительности | Уметь: находить данные синт.средства сравнения в тексте, определяя их роль; использовать их в своих текстах. | Выборочный диктант | | |
80-81-82 | Однородные и неоднородные определения. | Однородные и неоднородные определения | Знать: об однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в предложении, пунктуации при них. Уметь находить однородные/неоднородные определения, правильно расставлять ЗП при них.: | | | |
83-84 | Обобщение по теме «Предложение с однородными членами предложения». | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | | | |
85-86 | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах. | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах | Знать: условия выбора орфограмм в суффиксах. | | | |
87-88 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант | | |
89-90 | Изложение с элементами сочинения | Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа. | Изложение | | |
91 | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Знать: об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП. Уметь: находить обособления, определять их роль, правильно расставлять при них ЗП. | Комментированное письмо | | |
92-93-94 | Обособление согласованных определений. | Обособление согласованных определений | Знать: об обособлении согл./несогл.определений, их сходстве и различиях.. Уметь: правильно расставлять ЗП при данных обособлениях. | | | |
95-96 | Обособление несогласованных определений. | Обособление несогласованных определений | Знать: об особенностях написания изложения данного типа. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа. | Объяснительный диктант | | |
97-99 | Обособление приложений. | Обособление приложений | Знать: об обособлении приложений, о ЗП при них. Уметь: находить и обособлять приложения в предложении. | Цифровой диктант | | |
100-101 | Диктант и его анализ | Контрольная работа | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант | | |
102-103 | Сочинение по данному началу «Каким быть?» | Сочинение по данному началу «Каким быть?» | Знать правила написания сочинения Уметь составлять продолжение текста | Сочинение | | |
104-105 | Обособление дополнений. | Обособление дополнений | Знать: об обособлении дополнений, о ЗП при них. Уметь: находить обособленные дополнения, правильно выделяя их ЗП на письме. | Распределительный диктант | | |
106-109 | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий | Знать: об условиях обособления ДО, одиночных деепричастий. Уметь: находить и правильно обособлять ДО, одиночные деепричастия. | . Объяснительный диктант | | |
110 | Подготовка к домашнему сочинению о книге | Подготовка к сочинению о книге | Знать правила написания сочинения Уметь составлять продолжение текста | | | |
111-112 | Обособление обстоятельств., выраженных существительными с предлогом. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
| Знать: об условиях обособления обстоятельств, выраженных сущ-ми с предлогами. Уметь: находить и обособлять обст-ва, выраженные сущ-ми с предлогами. | | | |
113-114-115 | Обособление уточняющих членов предложения. | Обособление уточняющих членов предложения | Знать: условия обособления УЧП. Уметь: находить в предложениях и обособлять на письме УЧП. | | | |
116 | Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | | | |
117-118 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ. | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант | | |
119-120 | Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. | Повторим орфографию. Слитное, ,раздельное и дефисное написание слов | Знать: условия выбора орфограмм | | | |
121-122 | Выборочное изложение | Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста | Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста | Сжатое изложение | | |
123-124-125-126 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, | Знать: о предложениях с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них. Уметь: находить в предложениях вводные слова, словосочетания и предложения, оформлять их на письме с помощью ЗП. | Заполнить таблицу | | |
127-128 | Предложения с обращениями. | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. | Знать: об обращении как средстве связи предложений в тексте, риторическом обращении и его роли в тексте. Уметь: находить обращение в тексте, уместно использовать его в своей речи. | . Предупредительный диктант | | |
129 | Особенности слов-предложений. | Особенности слов-предложений. | Знать об особенности слов- предложений в тексте Уметь: находить слова-предложения в тексте. | | | |
130 | Обобщение изученного по теме | Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | | | |
131-132 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ. | Контрольный диктант по разделу «Предложения с обособленными членами» | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | Диктант | | |
133-134 | Повторение изученного в 8 классе материала. Словосочетание. Односоставные предложения. | Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | | | |
135 | Неполные предложения. | Неполные предложения. | Знать: об особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях. Уметь: находить неполные предложения в тексте, использовать их в своей речи. | | | |
136-137 | Предложения с однородными членами. | Предложения с однородными членами. | Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике. | | | |
138-139 | Предложения с обособленными членами. | Предложения с обособленными членами. | Знать: об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП. Уметь: находить обособления, определять их роль, правильно расставлять при них ЗП. | | | |
140 | Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложения. | Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложения. | Знать: об обращении как средстве связи предложений в тексте, риторическом обращении и его роли в тексте. Уметь: находить обращение в тексте, уместно использовать его в своей речи. | | | |