СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе Бабайцевой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»

Пояснительная записка

Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2015

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – ІX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для V – ІX классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.





Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка

в VІ классе – в объеме 175 часов + 29 часов развития речи из расчета 6 часов в неделю (3 часа из федерального компонента и 3 часа из регионального)

в VІІІ классе – в объеме 119 часов + 17 часов развития речи из расчета 4 часов в неделю (3 часа из федерального компонента, 0,5 часа из регионального и 0,5 часа из школьного)


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).


Формы организации образовательного процесса

  • урок-консультация

  • урок-практическая работа

  • уроки-«Погружения»

  • уроки-деловые игры

  • уроки-соревнования

  • уроки-консультации

  • компьютерные уроки

  • уроки с групповыми формами работы

  • уроки взаимообучения учащихся

  • уроки творчества

  • уроки, которые ведут учащиеся

  • уроки-зачеты

  • уроки-конкурсы

  • уроки-общения

  • уроки-игры

  • уроки-диалоги

  • уроки-конференции

  • уроки-семинары

  • интегрированные уроки

  • межпредметные уроки

  • уроки-экскурсии


Технологии, используемые в образовательном процессе


  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся


  • проектная деятельность

  • исследовательская деятельность

  • применение ИКТ

Виды и формы контроля


Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный


Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый


Уровень подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен


знать/понимать

– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;

– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

– основные единицы языка;

– нормы речевого этикета;

уметь

– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

– анализировать структуру и языковые особенности текста;

– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

– соблюдать нормы русского речевого этикета;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

– совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

8 класс

Введение

Русский язык – родной язык.

Синтаксис и пунктуация

Введение

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

Способы подчинительной связи.

Словосочетание

Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Цельные словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Строение предложения.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Простое предложение. Основные виды простого предложения.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения

Подлежащее. Способы его выражения.

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное сказуемое; составное именное.

Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.

/ Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения

Определение.

Приложение.

/ Дефис при приложении.

Дополнение.

Основные виды обстоятельств.

/ Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Умения и навыки:

различать подчинительные и сочинительные словосочетания;

выделять словосочетания из предложения;

выделять грамматическую основу;

разбирать предложения по членам;

выбирать их синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;

целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;

соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение.

Односоставные предложения

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.

/ Знаки препинания в конце назывных предложений.

Умения и навыки:

различать односоставные и двусоставные предложения;

использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы;

использовать назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.

Полные и неполные предложения

Неполные предложения в речи.

Строение и значение неполных предложений.

/ Тире в неполном предложении.

Умения и навыки:

различать полные и неполные предложения;

различать неполные и односоставные предложения;

осмысливать роль и сферу употребления неполных предложений в речи, умело их использовать.

Осложнённое предложение

Предложение с однородными членами

Понятие об однородных членах предложения.

Союзы при однородных членах.

/ Запятая между однородными членами.

Однородные и неоднородные определения.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

/ Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Умения и навыки:

видеть в предложении однородные члены (в том числе распространённые однородные члены и разные ряды однородных членов);

распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;

правильно строить (составлять) предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;

уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.

Предложения с обособленными членами

Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.

Общие условия обособления определений.

Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами.

/ Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.

Обособленные приложения.

/ Знаки препинания при обособленных приложениях.

Обособленные дополнения.

/ Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.

Обособленные уточняющие члены предложения.

/ Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

Умения и навыки:

соблюдать правильную интонацию при обособлении;

заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми предложениями;

уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями

Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте.

Основные смысловые разряды вводных слов.

Вводные предложения.

/ Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.

/ Выделение на письме вводных предложений.

Обращение, его роль в речи.

/ Знаки препинания при обращении.

Умения и навыки:

соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;

использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложении с учетом содержания, стиля высказывания.

Слова-предложения

Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.

/ Пунктуационное оформление слов-предложений.

Умения и навыки:

опознавать слова-предложения;

осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.

Повторение

Развитие речи

Текст. Микротекст. Микротема.

Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Рассуждение. Сравнение как разновидность рассуждения.

Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

Обращение как средство связи предложений в тексте.

Психологический портрет.

Умения:

анализировать текст с точки зрения анализа микротекста, нахождения микротемы;

вычленять в публицистических текстах микротексты и микротемы;

анализировать и излагать текст публицистического стиля;

излагать публицистические тексты подробно и сжато;

излагать публицистический текст с грамматическим заданием;

создавать текст-рассуждение на основе сравнения;

создавать текст-рассуждение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений;

составлять сочинение-описание (психологический портрет);

создавать текст-киносценарий в разных формах;

создавать текст-отзыв о книге в публицистическом стиле;

строить текст публицистического стиля в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу, представленному в учебнике;

совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.


Учебно-тематический план

8 класс


Тема



Количество часов

1. Богатство русского языка

1

2. Повторение

9

3. Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание и предложение

6

3. Предложение

4

4. Главные члены предложения

9

5.Второстепенные члены предложения

10

6. Односоставные предложения.

Особенности строения полных и неполных предложений

11

7. Предложения с однородными членами

17

8. Обособленные члены предложения

21

9. Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями

3

10. Предложения с обращениями

2

11. Особенности слов-предложений

1

12. Повторение

20

13. Развитие речи

24

Итого

140


Всего контрольных работ – 8

Изложений – 5

Сочинений -2

















Требования к уровню подготовки обучающихся

по русскому языку за 8 класс


I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять простые предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5 – 8 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5 – 8 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Литература


1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9. – М.: Просвещение, 2015.

2.А.Ю.Купалова и др. Русский язык. Практика. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3.Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

4.Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.

5. С.Н. Пименова и др. Русский язык. Практика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.

6. Ю.С. Пичугов и др. Русский язык. Практика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.

7.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. – М.: Дрофа, 2015.

8.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

9.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.

10.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.

11.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015.










Календарно-тематическое планирование

русский язык 8 класс


урока

Тема урока

Содержание урока

Формирование УУД

Виды и формы контроля

Дата план.

Дата факт.

1

Богатство русского языка

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык- средство межнационального общения народов России и стран содружества

независимых государств

Знать: о функциях русского языка в современном мире.

Уметь: определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником




2

Повторение. Лексика и фразеология.

Лексика и фразеология

Знать: о тексте, его основных признаках, теоретический материал по лексике; о стилистическом аспекте речи.

Уметь: обобщать и систематизировать данный теоретический материал, применять его на практике, строить связное монологическое высказывание.

Анализ текстов



3-4

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование. Орфография

Знать: теоретический материал по данным разделам.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике.

Распределительный диктант



5-6

Морфология.

Морфология и орфография

Знать: теоретический материал по данным разделам.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике.

Выборочный диктант



7-8

Синтаксис.

Синтаксис. Пунктуация

Знать: теоретический материал по данным разделам.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике.

Объяснительный диктант



9-10

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Контрольная работа по разделу «Повторение изученного в 5-7 классах»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант



11-12

Изложение, близкое к тексту.


Знать: об особенностях письменного текста о правилах его написания либо об особенностях написания сочинения-описания с элементами рассуждения.

Уметь: писать сочинение данного типа

Изложение



13

Синтаксис и пунктуация. Введение. Виды связи.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии

Знать: о синтаксисе и пунктуации, о видах связи (сочинительной и подчинительной), о средствах связи, об основных единицах синтаксиса (с/с, предложении).

Уметь: определять вид и средства связи в словосочетании, предложении.




14-15-16

Способы подчинительной связи.

Способы подчинительной связи

Знать: о способах подчинительной связи.

Уметь: определять способ подч.связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч.связи.

Текст. Редактирование Цифровой диктант



17-20

Словосочетание и предложение. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

Основные виды

словосочетаний. Цельные словосочетания

Знать: о цельных с/с, их единой синтаксической роли.

Уметь: находить цельные с/с в предложении, правильно определять их синтаксическую роль.

Записать текст



21-22

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание .

Знать: понятие о предложении, о строении предложения, о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь: определять строение предложения, отличать предложение от с/с, правильно строить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Объяснительный диктант



23-24

Основные виды простого предложения.

Основные виды простого предложения

. Знать: основные виды ПП, о порядке слов в предложении при повествовании, при описании, .

Уметь: определять вид ПП, порядок слов в предложении в тексте-повествовании, описании, .

Комментированное письмо



25-26

Логическое ударение и порядок слов в предложении.

Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация

Знать: основные виды ПП, о порядке слов в предложении при повествовании, при описании, о ЛУ в предложении.

Уметь: определять вид ПП, порядок слов в предложении в тексте-повествовании, описании, правильно расставлять ЛУ.

Выразительное чтение текстов



27

Р./Р Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Основные способы и средства связи предложений в тексте

Знать: о цепной и параллельной связях предложений в тексте, о частях предложения (данном и новом).

Уметь: находить данные средства связи в тексте, использовать данные виды связи в своих текстах.

Пересказ текста



28-29

Повторим орфограммы корня.

Повторим орфографию. Орфограммы в корне.

Знать: условия выбора орфограммы в корне.

Уметь: применять данные знания на практике.

Объяснительный диктант



30-31

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

Знать: о ГЧП, о подлежащем и способах его выражения.

Уметь: находить ГЧП, определять способ выражения подлежащего.

Составить таблицу



32-33-34

Сказуемое и его основные типы.

Сказуемое и его основные типы Простое глагольное сказуемое и способы его выражения

Знать: о сказуемом и его основных типах.

Уметь: находить сказуемое в предложении, определять его тип.

Составить план параграфа



35-36

Диктант и его анализ

Контрольная работа по разделу «Главные члены предложения»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант



37

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: применять данный т/м на практике.

Диктант «Проверяю себя»



38

Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения».

Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения».

Знать: о ГЧП, о подлежащем и способах его выражения, о сказуемом и его основных типах

Уметь: находить грамматическую основу, определять способ выражения подлежащего и сказуемого




39

Текст

Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст.

Изложение

К. Г. Паустовский «Михайловские рощи»

Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма.

Написание изложения, близкого к тексту, составление простого и сложного плана текста изложения



40-41

Изложение с элементами сочинения

Сжатое изложение с элементами сочинения

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста по данному типу.

Изложение



42-43

Грамматическое значение второстепенных членов предложения, их роль в предложении.

Второстепенные члены предложения. Трудные случаи со­гласования определения с определяемым словом.

Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, уста­навливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать опре­деление для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи




44

Определение.

Второстепенные члены предложения. Трудные случаи со­гласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, уста­навливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать опре­деление для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи

Творческая работа (подбор к оп­ределяемым словам нужных определений)



45

Согласованные и несогласованные определения.

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

Знать: об определении, о согласованном/несогласованном определении, об их роли в тексте.

Уметь: находить определения в тексте, использовать их в своих текстах.

Творческая работа



46-47

Приложение.

Приложение как разновидность Способы выражения определений определения. Знаки препинания при приложении

Знать: о приложении как особом виде определения, о ЗП при нем.

Уметь: находить приложения в тексте, оформлять их знаками препинания

Составить план параграфа



48

Дополнение.

Дополнение . Способы его выражения

Знать: о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном дополнении.

Уметь: находить дополнения в предложении, определять вид дополнения.

Осложненное списывание



49-50

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Обстоятельство.Виды обстоятельств. Способы их выражения

Знать: об основных видах обстоятельств, их роли в предложении.

Уметь: находить обстоятельства в предложении, определяя их вид и роль в предложении; распространять предложения с помощью различных видов обстоятельств.

Взаимодиктант



51

Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения».

Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Знать: о ВЧП, их роли в предложении, о видах ВЧП.

Уметь: находить ВЧП в предложении, определять их содержательную и синтаксическую роль, определять вид ВЧП.

Выборочный диктант



52-53

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Контрольная работа по разделу «Второстепенные члены предложения»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант



54-55

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках.

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

Знать: условия выбора орфограмм в приставках.

Уметь выделять орфограммы в приставках


Выборочный диктант



56-57

Изложение

Сжатое изложение

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста по данному типу.

Изложение



58

Понятие об односоставных предложениях.

Понятие об односоставных предложениях Основные группы односоставных предложений

Знать: об односоставных предложениях, их особенностях, видах.

Уметь: находить ОП, определять их вид.

Взаимодиктант



59

Определенно-личные предложения.

Определенно-личные предложения

Знать: об о/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить о/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять о/л предложения.

Составить диалоги



60-61

Неопределенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения

Знать: о н/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить н/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять н/л предложения.

Зрительный диктант



62-63

Безличные предложения.

Безличные предложения

Знать: об б/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить б/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять б/л предложения.

Объяснительный диктант



64-65

Назывные предложения.

Назывные предложения

Знать: о назывных предложениях, их особенностях.

Уметь: находить назывные предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять назывные предложения и использовать их в своих текстах.

Анализ текста



66

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Сочинения-миниатюры



67-68

Контрольный диктант и его значение

Контрольная работа по разделу «Односоставные предложения»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктантачет



69-70

Особенности строения полных и неполных предложений.

Особенности строения полных и неполных предложений

Знать: об особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях.

Уметь: находить неполные предложения в тексте, использовать их в своей речи.




71-72-

Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения.

Знать: о предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с ОЧ.

Уметь: определять однородность/неоднородность ЧП, правильно расставлять ЗП при ОЧ.

Выборочное письмо



73-74

Союзы при однородных членах предложения.

Союзы при однородных членах.

Знать: о предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с ОЧ.

Уметь: определять однородность/неоднородность ЧП, правильно расставлять ЗП при ОЧ.




75-76

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Обобщающие слова при ОЧП

Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о ЗП при них.

Уметь: находить обобщающие слова при ОЧП, правильно выделять их знаками препинания.

Составление схем



77-78

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знать: правила расстановки знаков препинания при однородных членах

Уметь: находить обобщающие слова при ОЧП, правильно выделять их знаками препинания.




79

Р./Р. Однородные члены предложения как средство выразительности речи.

Однородные члены предложения как средство выразительности

Уметь: находить данные синт.средства сравнения в тексте, определяя их роль; использовать их в своих текстах.

Выборочный диктант



80-81-82

Однородные и неоднородные определения.

Однородные и неоднородные определения

Знать: об однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в предложении, пунктуации при них.

Уметь находить однородные/неоднородные определения, правильно расставлять ЗП при них.:




83-84

Обобщение по теме «Предложение с однородными членами предложения».

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.




85-86

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

Знать: условия выбора орфограмм в суффиксах.





87-88

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант



89-90

Изложение с элементами сочинения

Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа.

Изложение



91

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Знать: об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП.

Уметь: находить обособления, определять их роль, правильно расставлять при них ЗП.

Комментированное письмо



92-93-94

Обособление согласованных определений.

Обособление согласованных определений

Знать: об обособлении согл./несогл.определений, их сходстве и различиях..

Уметь: правильно расставлять ЗП при данных обособлениях.




95-96

Обособление несогласованных определений.

Обособление несогласованных определений

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа.

Объяснительный диктант



97-99

Обособление приложений.

Обособление приложений

Знать: об обособлении приложений, о ЗП при них.

Уметь: находить и обособлять приложения в предложении.

Цифровой диктант



100-101

Диктант и его анализ

Контрольная работа

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант



102-103

Сочинение по данному началу «Каким быть?»

Сочинение по данному началу «Каким быть?»

Знать правила написания сочинения

Уметь составлять продолжение текста

Сочинение



104-105

Обособление дополнений.

Обособление дополнений

Знать: об обособлении дополнений, о ЗП при них.

Уметь: находить обособленные дополнения, правильно выделяя их ЗП на письме.

Распределительный диктант



106-109

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий

Знать: об условиях обособления ДО, одиночных деепричастий.

Уметь: находить и правильно обособлять ДО, одиночные деепричастия.

. Объяснительный диктант



110

Подготовка к домашнему сочинению о книге

Подготовка к сочинению о книге

Знать правила написания сочинения

Уметь составлять продолжение текста




111-112

Обособление обстоятельств., выраженных существительными с предлогом.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами




Знать: об условиях обособления обстоятельств, выраженных сущ-ми с предлогами.

Уметь: находить и обособлять обст-ва, выраженные сущ-ми с предлогами.




113-114-115

Обособление уточняющих членов предложения.

Обособление уточняющих членов предложения

Знать: условия обособления УЧП.

Уметь: находить в предложениях и обособлять на письме УЧП.




116

Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.




117-118

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант



119-120

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Повторим орфографию. Слитное, ,раздельное и дефисное написание слов

Знать: условия выбора орфограмм




121-122

Выборочное изложение

Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста

Уметь

дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное

высказывание на основе исходного текста

Сжатое изложение



123-124-125-126

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями,

Знать: о предложениях с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них.

Уметь: находить в предложениях вводные слова, словосочетания и предложения, оформлять их на письме с помощью ЗП.

Заполнить таблицу



127-128

Предложения с обращениями.

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Знать: об обращении как средстве связи предложений в тексте, риторическом обращении и его роли в тексте.

Уметь: находить обращение в тексте, уместно использовать его в своей речи.

. Предупредительный диктант



129

Особенности слов-предложений.

Особенности слов-предложений.

Знать об особенности слов- предложений в тексте

Уметь: находить слова-предложения в тексте.




130

Обобщение изученного по теме

Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.




131-132

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Контрольный диктант по разделу «Предложения с обособленными членами»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Диктант



133-134

Повторение изученного в 8 классе материала. Словосочетание. Односоставные предложения.

Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.




135

Неполные предложения.

Неполные предложения.

Знать: об особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях.

Уметь: находить неполные предложения в тексте, использовать их в своей речи.




136-137

Предложения с однородными членами.

Предложения с однородными членами.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.




138-139

Предложения с обособленными членами.

Предложения с обособленными членами.

Знать: об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП.

Уметь: находить обособления, определять их роль, правильно расставлять при них ЗП.




140

Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложения.

Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложения.

Знать: об обращении как средстве связи предложений в тексте, риторическом обращении и его роли в тексте.

Уметь: находить обращение в тексте, уместно использовать его в своей речи.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!